Слайд 2Исследование некоторой реальной системы состоит из двух этапов:
Анализ
Синтез
Слайд 3Анализ системы
Это выделение ее частей с целью прояснения состава системы.
Каждая часть
системы – это подсистема, и у этой подсистемы есть свои части.
Однако невозможно раскладывать систему бесконечно. необходимо
Отчего зависит остановка «дробления» системы?
Слайд 4Целью исследования системы является получение ее модели – приближенного представления об
устройстве и функционирования системы.
Однако невозможно понять механизм функционирования системы, выяснив только ее состав. Необходимо знать структуру связей между частями системы.
Только в совокупности состава и структуры можно понять состояние и поведение системы.
Слайд 5Синтез системы
Это мысленное или реальное соединение частей в единое целое.
В результате
синтеза создается целостное представление о системе, объясняется механизм системного эффекта.
Слайд 6Системный анализ
Это исследование реальных объектов и явлений с точки зрения системного
подхода, состоящее из этапов анализа и синтеза.
Слайд 7Всякое описание системы носит модельный характер, т.е. отражает ограниченное число ее
свойств.
Главный вопрос при построении модели системы: какие ее характеристики являются существенными с точки зрения целей использования будущей модели.
Слайд 8Модель «черного ящика»
При использовании сложной бытовой техники вас совсем не обязательно
знать ее устройство. Достаточно знать, как ею пользоваться, т.е. какие управляющие действия можно с ней производить (что на входе) и какие результаты вы будете получать (что на выходе). Все эти сведения содержатся в инструкции для пользователя.
Такое описание системы называется моделью «черного ящика» (внутреннее устройство системы скрыто)
Пример: университет – «черный ящик», на входе – выпускник школы, на выходе – дипломированный специалист
Слайд 9Модель состава
Если описание системы ограничить перечислением ее частей, то получится модель
состава
УНИВЕРСИТЕТ
АДМИНИСТРАЦИЯ
ПРЕПОДАВАТЕЛИ
НАУЧНЫЕ ЛАБОРАТОРИИ
СТУДЕНТЫ
УЧЕБНЫЕ КОРПУСА И АУДИТОРИИ
МОДЕЛЬ СОСТАВА УНИВЕРСИТЕТ
Слайд 10Структурная модель системы (структурная схема)
Отражается состав системы и ее внутренние связи.
Для отображения структурной схемы системы используются графы.
Граф состоит из вершин, обозначающих элементы системы, и ребер – линий, обозначающих связи (отношения) между элементами системы.
Слайд 11Графы
Неориентированные (связь между элементами не имеет выделенного направления)
Ориентированные (связь между
двумя элементами системы действует только в одну сторону)
Ориентированный граф системы переливания крови
Слайд 12На практике часто встречаются системы с иерархической структурой, граф которых называется
деревом.
Единственная вершина самого верхнего уровня называется корнем дерева.
Вершины самого нижнего уровня, у которых нет порожденных вершин, называются листьями дерева.
Дерево является связным графом (между любыми двумя вершинами имеется хотя бы один путь.
В дереве отсутствуют петли.
Слайд 13Задание
Нарисуйте в виде графа систему, состоящую из четырех одноклассников, между
которыми существуют следующие связи (взаимоотношения): дружат – Саша и Маша, Саша и Даша, Маша и Гриша, Гриша и Саша. Анализируя полученный граф, ответьте на вопрос: с кем Саша может поделиться секретом, не рискуя, что он станет известен кому-то другому?
Слайд 14Задание
Нарисуйте два варианта графа системы «Компьютер», содержащего следующие вершины: процессор,
оперативная память, долговременная память, клавиатура, монитор, принтер. В первом варианте линия связи обозначает отношение «передает информацию», во втором – отношение «управляет».