Слайд 1Кодирование
текстовой информации
Лебедева Татьяна Васильевна.
Преподаватель математики, информатики.
Предметная область – Информатика.
I курс
Слайд 2202 238 228 232 240 238 226 224 237 232 229 032 242 229 234 241 242 238 226 238 233 032 232 237 244 238 240 236 224 246 232 232
Слайд 3Кодирование текстовой информации
бит – 225 232 242
текст – 242 229
234 241 242
Слайд 4План урока
Вопросы для повторения.
Изучение нового материала.
Доклад.
Решение задач.
Практическая работа.
Домашнее задание.
Итог урока.
Слайд 5Вопросы для повторения
Какие виды информации по способу представления вы знаете?
Что принято
за единицу количества информации?
Назовите производные единицы измерения информации.
Назовите формулу, которая связывает между собой количество возможных информационных сообщений N и количество информации I, которое несет полученное сообщение.
Что такое кодирование?
Слайд 6Шифр Цезаря
Данный метод шифрования основан на замене каждой буквы шифруемого текста,
на другую, путем смещения в алфавите от исходной буквы на фиксированное количество символов, причем алфавит читается по кругу, то есть после буквы я рассматривается а.
Байт – д г м х
Слайд 7 Расшифруйте следующее слово, закодированное с помощью шифра Цезаря. Известно, что каждая
буква исходного текста заменяется третьей после нее буквой.
л р ч с у п г щ л в
Слайд 8Шифр Цезаря
информация
л р ч с у п г щ л в
каждая
буква исходного текста заменяется третьей после нее буквой.
Слайд 9Двоичное кодирование текстовой информации
Начиная с 60-х годов XX века, компьютеры все
больше стали использовать для обработки текстовой информации и в настоящее время большая часть ПК в мире занято обработкой именно текстовой информации.
Традиционно для кодирования одного символа используется 1 байт информации.
Слайд 10Какое количество различных символов можно закодировать?
N = 2I
N = 2I
= 28 = 256
Строчные и прописные буквы русского алфавита,
Строчные и прописные буквы английского алфавита,
Цифры от 0 до 9,
Знаки препинания,
Арифметические знаки,
Служебных операций (перевод строки, пробел и т.д.).
Слайд 11Двоичное кодирование текстовой информации
В компьютере каждый символ кодируется уникальным кодом,
т.е. каждому знаку ставиться в соответствие уникальный двоичный код из интервала от 00000000 до 11111111 (в десятичном коде от 0 до 255).
Слайд 12Кодовые таблицы
Таблица, в которой всем символам компьютерного алфавита поставлены в соответствие
порядковые номера (коды), называется кодовой таблицей.
Принято интернациональное соглашение о присвоении каждому символу своего уникального кода.
В качестве международного стандарта принята кодовая таблица ASCII - American Standard Code for Information Interchange. (Американский стандартный код для информационного обмена).
Слайд 15Кодовые таблицы
Для России были введены несколько различных стандартов кодовой таблицы:
КОИ8,
СР1251,
СР866,
Мас,
ISO.
Слайд 16Кодовые таблицы
Чтобы буквы любой страны можно было читать на любом компьютере,
для их кодировки стали использовать 2 байта.
Такая кодировка называется Unicode. Этот код включает в себя все существующие алфавиты мира, а также множество математических, музыкальных, химических символов и многое другое.
Сколько символов можно закодировать двумя байтами?
N = 2I
N=2I = 216 = 65536
Слайд 17Расчет количества текстовой информации
Считая, что каждый символ кодируется одним байтом, оцените
информационный объем следующего предложения:
Один пуд – около 16,4 килограмм.
Ответ: 32 байта
Слайд 18Расчет количества текстовой информации
информационный
объем текста
=
количество символов
в тексте
1 байт
×
Слайд 19Расчет количества текстовой информации
1. Интерпретируйте измененную пословицу в русскую народную пословицу.
Затем, считая, что каждый символ кодируется двумя байтами, оцените информационный объем исправленной пословицы:
Скажи мне, какой у тебя компьютер, и я скажу, кто ты.
Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты.
Ответ: 88 байт.
2. Оцените информационный объем следующего предложения в кодировке Unicode:
Ученье – атаман, а неученье – комар.
Ответ: 72 байта.
Слайд 20Кодовые таблицы
Определите числовые коды следующих слов с помощью кодовой таблицы ASCII:
бит
–
текст –
225 232 242
242 229 234 241 242
Слайд 21Крылатые слова и информатика
Вам будут предложена цитата, заданная определенным кодом. Декодируйте
этот текст с помощью кодовой таблицы ASCII.
Для этих «крылатых слов» предложены 3 понятия информатики. Ваша задача выбрать наиболее подходящее.
Слайд 22
Крылатые слова и информатика
192 32 194 209 197 173 210 192
202 200 32 206 205 192 32 194 197 208 210 200 210 209 223.
Дискета.
Мышь.
Системная шина.
А все-таки она вертится.
Слайд 23Практическая работа
тема: «Кодирование текстовой информации»
Цель работы:
Научиться определять числовые коды символов,
вводить символы с помощью числовых кодов, определять информационный объем текстового файла.
Задание 1.
Задание 2.
Задание 3.
Слайд 24Практическая работа
тема: «Кодирование текстовой информации»
Задание 1.
В текстовом редакторе MS Word определить
числовые коды символов в кодировке Windows.
Запустите текстовый редактор MS Word. Выполнить команду Вставка–Символ.
Для определения десятичного числового кода символа в кодировке Windows с помощью раскрывающегося списка из: выбрать тип кодировки кириллица (дес.).
В таблице символов выбрать символ. В текстовом поле Код знака: появиться десятичный числовой код символа.
Определите числовой код номера вашей группы.
Слайд 25Практическая работа
тема: «Кодирование текстовой информации»
Задание 2.
В текстовом редакторе Блокнот ввести с
помощью числовых кодов последовательность символов в кодировке Windows.
Запустите Блокнот .
С помощью дополнительной цифровой клавиатуры при нажатой клавиши Alt ввести число 0224, отпустить клавишу Alt, в документе появится символ «а» в кодировке Windows.
Декодируйте текст в кодировке Windows .
0199 0205 0192 0205 0200 0197 0032 0173 0032 0207 0206 0203 0206 0194 0200 0205 0192 0032 0211 0204 0192 0046
Слайд 26Практическая работа
тема: «Кодирование текстовой информации»
Задание 3.
В текстовом редакторе Блокнот определите информационный
объем сообщения.
Запустите Блокнот .
Наберите текст: «Организация рабочих мест».
Сохраните документ и определите информационный объем сообщения.
Слайд 27Практическая работа
тема: «Кодирование текстовой информации»
Задание 1.
1ТП – 49 210 207 1 балл
Задание
2.
Знание - половина ума 3 балла
Задание 3.
669 байт 5 баллов
Слайд 28Домашнее задание
Оцените информационный объем следующего высказывания Оноре де Бальзака в кодировке
Unicode:
Ключом ко всякой науке является
вопросительный знак.
Слайд 29
15 – 16 баллов – оценка «5»
13 – 14 баллов –
оценка «4»
11 – 12 баллов – оценка «3»
менее 10 баллов – оценка «2»
Слайд 30Итог урока
Продолжите любое из следующих предложений:
сегодня я узнал…
было интересно…
было
трудно…
я выполнял задания…
я понял, что…
теперь я могу…
я приобрел…
я научился…
у меня получилось …
я смог…
меня удивило…
урок дал мне для жизни…