Слайд 1ИНФОРМАЦИЯ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ
Учитель информатики и ИКТ Лицея № 7 г.
Химки имени Д.П. Уланова
Пигарева Галина Григорьевна
Слайд 2Термин «информация» происходит от латинского information, что означает «сведения, разъяснения, изложение».
В
обиходе информацией называют любые данные или сведения, которые кого-либо интересуют, например, сообщение о каких-либо событиях, о чьей-то деятельности и т.п.
«Информировать» – в этом смысле означает «сообщать нечто, неизвестное раньше».
Слайд 3Информация есть характеристика не сообщения, а соотношения между сообщением и его
потребителем. Без наличия потребителя, хотя бы потенциального, говорить об информации бесполезно.
Слайд 4Несмотря на то, что с понятием информации мы сталкиваемся ежедневно, строгого
и общепринятого ее определения до сих пор не существует, поэтому вместо определения обычно используют понятие об информации.
Каждый вариант попытки определения информации обладает некоторой неполнотой. В геометрии, например, невозможно выразить содержание базовых понятий «точка», «луч», «плоскость» через более простые понятия.
Слайд 5Информация является первичным и неопределяемым в рамках науки понятием.
Понятие «информация» является
базовым в курсе информатики. Применительно к компьютерной обработке данных под информацией понимают некоторую последовательность символьных обозначений (букв, цифр, закодированных графических объектов и звуков и т.п.). Эта последовательность должна быть представлена в понятном компьютору виде.
Слайд 6Действия, выполняемые с информацией, называются информационными процессами. Информационные процессы можно разложить
на три составляющие:
Хранение;
Передача;
Обработка.
Эти процессы одинаково происходят в природе, технике, обществе.
Слайд 7С развитием жизни на земле в живых организмах стала накапливаться информация.
В
семенах растений содержатся сведения об их корнях, стеблях, листьях, соцветиях. Природа как бы встроила в каждое зернышко миниатюрные компьютеры, Память такого компьютера хранит информацию о растении, его частях, а также программу роста и развития.
Слайд 8Объекты живой природы, в отличие от неживой, обладают свойствами обмена информацией
и реагирования на нее. Пчела летит на запах цветка, являющимся для нее информацией, летучие мыши ориентируются в пространстве, получая информацию с помощью ультразвуковой локации.
Любое живое существо своими органами чувств (глаз, ухо, кожа, язык и т.д.) воспринимает информацию из окружающего мира, перерабатывает ее и хранит в памяти, а также воспроизводит ее в виде звуковых сигналов, движений и т.п., использует в процессе своей жизнедеятельности.
Слайд 9В технике программно-управляемые станки работают, руководствуясь заложенной в них информацией –
программой работы. Автомат на вход в метро считывает информацию с магнитной карты и соответственно пропускает или не пропускает человека.
Автомат управляет самолетом,
бытовыми приборами в соответствии
с заложенной в него программой и т.п.
Слайд 10
С тремя составляющими информационных процессов люди начали иметь дело давно, задолго
до появления компьютеров. Потребность выразить и передать информацию привело к появлению речи, письменности, изобразительного искусства, вызвала к жизни книгопечатание, почтовую связь, телеграф, телефон, радио, телевидение, каналы телекоммуникаций.
Важное значение для сохранения и развития культуры имеет передача из поколения в поколение сказок, традиций, легенд, создание произведений живописи и т.д.
Поэтому, лишь для человека информация, получаемая из внешнего мира, может становиться сведениями, являющимися объектом осознанного хранения, обмена и преобразования.