Слайд 2Понятие система
Фундаментальным понятием системотехники является понятие «система» (гр. systema – это
составленное из частей, соединение). В самом широком смысле под системой понимают множество закономерно взаимосвязанных элементов.
Система в целом способна модифицировать свойства элементов, но сами внешние свойства системы определяются внутренними свойствами, структурой и функциями элементов. Воздействия целого на свои элементы - это рефлексия свойств самих элементов, и ничего более.
Слайд 3Задание 1
Разбиться на пары
Привести примеры разнообразных систем и создать классификацию и
разобрать примеры по ней.
Обсуждение созданных классификаций с примерами, выступление каждой пары
10 минут
Слайд 4Классификация систем
Сложные системы
вулкан, солнце, живой организм, производство
Простые системы
Большие системы
Слайд 5Классификация систем
При этом сложная система может и не быть большой, а
большая — может не быть сложной, хотя часто большие системы оказываются сложными, и наоборот.
Если все возможные проявления системы сводятся к сумме проявлений ее элементов, то такая система является простой, несмотря на то, что число ее элементов может быть достаточно велико. Каждый из элементов системы имеет свои свойства и характер поведения в зависимости от собственного состояния и внешних условий.
Слайд 6Простые системы
Если все возможные проявления системы сводятся к сумме проявлений ее
элементов, то такая система является простой.
Для описания простых систем традиционно применяются методы анализа, состоящие в последовательном расчленении системы на подсистемы и построении моделей все более простых подсистем. Таковым в своей основе является метод математического моделирования, в котором модели описываются в форме уравнений, а предсказание поведения системы основывается на их решении.
Слайд 7Большие системы
Большие системы — это такие системы, в которых число состояний, определяемых
состояниями элементов или взаимосвязями между элементами, комбинаторно велико или несчетно.
Это существенно, это наделяет систему специфическими свойствами и накладывает ряд ограничений на исследования таких систем. Например, перебор (сравнение вариантов на основе перебора) в больших системах оказывается принципиально невозможным.
Для больших систем требуются специфические методы исследования и синтеза. Одним из таких методов является декомпозиция системы, разбиение ее на перекрывающиеся области - подсистемы. Существуют рациональные формальные процедуры декомпозиции и методы автоматической оптимальной по некоторому критерию декомпозиции больших систем.
Слайд 8Формализация
Главное оружие общей теории систем — это формализация.
Под формализацией понимают построение теории или
какой-либо объектной области знания в таком виде, который допускает использование математических (строгих) методов исследования. Формализация — это отображение результатов мышления в точных понятиях.
Наибольшая ценность современной математики проявляется в том, что она выражает внутреннюю организацию явлений и процессов природы в виде объектов и отношений. Для того чтобы к реальному объекту можно было приложить методы математики, нужно выделить его основные, существенные свойства и описать с помощью математики отношения между этими свойствами.
Слайд 9Формализация и Моделирование
Такая формализация характерна для феноменологического, внешнего описания объекта исследования.
Она используется во многих классических науках. Там, где связи между объектами и процессами незначительны, такой формализации оказывается достаточно, но в тех случаях, когда исследователь встречается со сложными и большими системами, классическая математика дает сбои, отказывает, и приходится искать иные способы формализации. В этом случае на помощь приходят моделирование и теория алгоритмов.
В теории систем, как уже отмечалось ранее, существует постулат изоморфизма. Из двух изоморфных систем одна является моделью по отношению ко второй системе - оригиналу, и наоборот. Таких изоморфных систем может быть множество.
Слайд 10Моделирование
Но формализация знания — это не просто математизация, это процесс, который требует
перестройки самой математики, новых представлений и новых методов в области математики. Под ее влиянием при формализации системных отношений складывается понимание математики как науки об абстрактных структурах, законах их поведения и взаимосвязях между ними.
Теория систем утверждает, что никаких других средств, кроме моделирования, для качественного, эффективного описания больших и сложных систем не существует.
Роль моделирования в исследовании и синтезе больших и сложных систем многозначна. Например, математическое моделирование в теории систем подразумевает построение вначале формальными методами и средствами абстрактного объекта, изо функционального исследуемому объекту, а затем лишь применение математических методов количественного и качественного анализа.
Слайд 11Понятие «Информационная система»
Если в качестве элементов системы выступает информация (точнее — данные),
то такая система будет называться информационной системой (ИС).
Информационная система — организационно упорядоченная совокупность документов (массивов документов) и информационных технологий, в том числе с использованием средств вычислительной техники и связи, реализующих информационные процессы. (Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации» - старая редакция.)
А вот одно из распространенных определений понятия «информационная система»:
Информационная система — взаимосвязанная совокупность средств, методов и персонала, используемых для хранения, обработки и выдачи информации в интересах достижения поставленной цели.
Слайд 12Понятие «Информационная система»
Однако персонал в состав информационной системы включать нецелесообразно, поскольку
разработанная и отлаженная информационная система вполне функционирует и без присутствия человека. Поэтому более корректной будет такая формулировка:
Информационная система — это взаимосвязанная совокупность средств и методов, используемых для хранения, обработки и выдачи информации в целях ее дальнейшего использования.
Слайд 13Понятие «Информационная система»
Во второй статье Закона об информации дано такое определение
ИС: информационная система – это совокупность информации, содержащейся в базах данных, и технических средств и информационных технологий, обеспечивающих ее обработку.
Слайд 14информационно-поисковая система – это прикладная компьютерная среда, предназначенная для поиска, сбора,
обработки, сортировки, хранения и фильтрации масштабных массивов информации в структурированном виде.
ИПС, информационно-поисковые системы подразделяют:
Документографические. В таких информационно-поисковых системах индексация всех хранимых документов проводится специальным образом. Каждому отдельному документу дается индивидуальный код, который и составляет поисковый образ. То есть поиск будет вестись по поисковым образам, а не по самим документам. Таким образом, обычно ищут литературу в крупных библиотеках. По номеру, указанному в карточке каталога, отыскивают необходимую книгу.
Фактографические. В этих информационно-поисковых системах хранятся факты, а не документы, эти факты относятся к какой-либо предметной области. Поиск ведется по образцу факта.
Примеры: Что такое информационно-поисковая система
Слайд 15Примеры: Что такое информационно-поисковая система
Информационно-поисковые системы, ИПС включают в себя 2
части базы данных: БД – именно сама база данных; СУБД - система управления базами данных.
БД – совокупность структурированных данных, которые относятся к конкретной предметной области.
СУБД – комплекс языковых и программных средств, которые необходимы для создания БД, их поддержания в актуальном состоянии организации поиска в них нужной информации. Наиболее известными являются такие СУБД, как Microsoft Access, Dbase, FoxPro, Clipper, Paradox.
Слайд 16
Примеры: Что такое корпоративная информационная система
Любая крупная компания, к тому же
быстроразвивающаяся, рано или поздно столкнется с проблемой систематизации информации и процессов автоматизации, которые будут участвовать в обработке этой информации.
В начале развития организации возможно использование сотрудниками стандартных офисных приложений, но со временем, постоянный рост объемов информации поставит перед компанией задачу организации Корпоративной Информационной системы (КИС).
Слайд 17Примеры: Что такое корпоративная информационная система
КИС, Корпоративная Информационная Система – масштабируемая
система, которая предназначена для комплексной автоматизации хозяйственной деятельности организаций, корпораций, компаний, требующих единого управления.
Внедрение КИС, Корпоративной Информационной Системы, даст следующие результаты:
Повышение устойчивости к внешним воздействиям,
гибкости и внутренней управляемости.
Увеличение конкурентноспособности и эффективности компании.
Снижение себестоимости товаров и услуг.
Уменьшение складских запасов.
Увеличение объемов продаж товаров и услуг.
Улучшение взаимодействия с поставщиками.
сокращение сроков исполнения заказов.
Слайд 18Все это будет способствовать осуществлению основной цели КИС, корпоративной информационной системы,
- это повышение прибыльности организации, благодаря наиболее эффективному использованию всех ресурсов компании и повышению качества управленческих решений, принимаемых руководством.
Примеры: Что такое корпоративная информационная система
Слайд 19Признаки «Информационной системы»
Выполнение в отношении информации одной или нескольких функций;
Единство системы,
подразумевающее наличие общей файловой базы, единых стандартов и протоколов, единое управление и другое;
Возможность для выполнения заданных функций создавать композиции и декомпозиции объектов системы (Для больших систем).
Слайд 20Структура ИС
Структурно информационная система состоит из информационного, математического, программного, технического н организационного
обеспечения.
Слайд 21Структура ИС
Информационное обеспечение — это банк данных (база данных), блок расшифровки запросов
и блок поиска.
Математическое и программное обеспечение — это совокупность математических методов, моделей, алгоритмов и программ.
Техническое обеспечение — это комплекс технических средств: компьютеры (устройства сбора, накопления, обработки, передачи и вывода информации), устройства передачи данных и линий связи и т. д.. а также документация на них и на технологические процессы обработки данных.
Организационное обеспечение — это совокупность методов и средств, регламентирующих взаимодействие пользователей с техническими средствами системы.
Слайд 22Виды классификации ИС
Информационные системы (ИС), как своеобразное программно-компьютерное отражение окружающего нас
объектного мира, весьма многообразны. В связи с этим классифицировать их можно по разным признакам:
по используемой технической базе;
по степени автоматизации;
по структурированности задач;
по функциональному назначению и др.
Слайд 23Классификация по используемой технической базе
Простейшие ИС функционируют на одном компьютере —
персональном (ПС), мини-ЭВМ, большой ЭВМ.
Более сложные ИС работают на базе локальной сети. Эти ИС, как правило, обслуживают отдельные учреждения, организации, предприятия.
Информация в такой системе может передаваться по сети между отдельными пользователями и подразделениями. Общедоступные данные ИС могут храниться на разных узлах (серверах) локальной сети.
Наиболее сложные ИС работают в глобальных компьютерных сетях, объединяющих множество локальных сетей, распределённых в разных географических точках региона, страны или частях мира.
Примерами таких ИС могут быть системы продажи авиа- и железнодорожных билетов, сбора и анализа данных о погодных условиях для прогноза погоды, разные службы Интернета и др.
Слайд 24Классификация по степени автоматизации
В зависимости от степени управления ИС можно разделить
на ручные, автоматизированные и автоматические.
Все информационные системы докомпьютерного периода были ручными.
Характерными примерами могут служить различные каталоги в библиотеках, архивы отделов кадров предприятии и организаций, телефонные справочники и др.
Автоматизированные ИС (АИС) обязательно используют в своем составе аппаратно-программный комплекс (на базе ЭВМ (компьютера)), с помощью которого человек получает доступ к информационному банку данных (Базе данных).
Слайд 25Классификация по степени автоматизации
Структура АИС, в состав которой входят: банк данных (База
данных ), блок расшифровки запросов, блок поиска, блок пополнения и коррекции банка данных.
Слайд 26В АИС запросы обрабатываются с помощью специальных компьютерных программ в блоке
расшифровки запросов. Его устройство зависит от выбранного языка запросов. Оно достаточно просто, если запросы жестко фиксированы. Если же язык запросов близок к естественному языку, блок может быть достаточно сложным.
После расшифровки запроса формируется поисковое предписание, представляющее задание для процедуры поиска в банке данных (База данных ). Поиск в банке данных (База данных ) осуществляется блоком поиска. Найденная информация выдается потребителю в удобной для него форме.
Классификация по степени
автоматизации
Слайд 27Классификация по степени автоматизации
Банк данных (База данных ) требует постоянного обновления,
пополнения и чистки. Для этого используется специальный входной канал, которым пользуется ответственный за банк данных (База данных ).
В настоящее время АИС являются наиболее распространенным типом информационных систем и используются практически везде.
Из-за формализации процессов обработки и сложности структуризации информации автоматизация информационных процедур затруднена. Степень автоматизации информационных процессов может колебаться от десяти до двадцати процентов.
Слайд 28Классификация по структурированности задач
Любая ИС предназначена для решения определенного круга задач.
При
решении таких задач возникают проблемы, связанные с формальным математическим и алгоритмическим описанием решаемых задач.
От степени формализации зависит эффективность работы всей системы, а также уровень автоматизации, определяемый степенью участия человека при принятии решения на основе получаемой информации.
Слайд 29Классификация по структурированности задач
Чем точнее математическое описание задачи, тем выше возможности
компьютерной обработки данных, тем меньше степень участия человека в процессе её решения.
Это и определяет степень автоматизации задачи.
Различают три типа задач, для которых создаются ИС: структурированные (формализуемые), неструктурированные (неформализуемые) и частично структурированные.
Слайд 30Классификация по структурированности задач
Структурированную задачу можно выразить в форме математической модели, имеющей
точный алгоритм решения. Целью использования ИС для решения структурированных задач является полная автоматизация их решения, т. е. сведение роли человека к нулю.
Для неструктурированной задачи описать её математическую модель и разработать алгоритм весьма затруднительно. Возможности использования такой ИС ограничены.
Следует отметить, что полностью структурированных или совершенно неструктурированных задач существует сравнительно немного.
Большинство практически значимых задач решаются с помощью частично структурированных ИС. Все АИС относятся к этой категории решаемых задач.
Слайд 31Классификация по функциональному назначению
Различные ИС применяются в разных областях человеческой деятельности
для решения соответствующих прикладных задач. В соответствии с этим можно выделить:
1. АСНИ — автоматизированные системы для научных исследований;
2. САПР — системы автоматизированного проектирования;
3. АИС — автоматизированные информационные системы (информационно-справочные, информационно-поисковые и т. д.);
4. АСУ — автоматические системы управления;
5. АОС — автоматизированные обучающие системы;
6. ЭС — экспертные системы и др.
Слайд 32Классификация по характеру поведения
В зависимости от реакции на возмущающие воздействия выделяют
активные и пассивные системы.
Активные системы способны противостоять воздействиям среды и сами могут воздействовать на нее. У пассивных систем это свойство отсутствует.
По характеру поведения все системы подразделяются на системы с управлением и без управления.
Слайд 33Классификация по характеру поведения
Класс систем с управлением образуют системы, в которых
реализуется процесс целеполагания и целеосуществления.
В зависимости от степени участия человека в реализации управляющих воздействий системы подразделяются на технические, человеко-машинные, организационные. Как правило, когда речь идет о различных видах систем управления, подразумевается именно это их деление.
Слайд 34Практические задания
Перейдите по ссылке
http://www.yaklass.ru/p/informatika/11-klass/informatcionnaia-kultura-obshchestva-i-lichnosti-13421/informatcionnye-sistemy-12803