Презентация, доклад по информатике на тему Информационное общество

Содержание

Информационное обществоПервобытное (охота и собирательство)Аграрное (земледелие и скотоводство)Индустриальное (промышленное произв.)Информационное (информационное произ.)

Слайд 1Информация и цивилизация
Информация – единственный неубывающий ресурс общества

Информация и цивилизация Информация – единственный неубывающий ресурс общества

Слайд 2Информационное общество
Первобытное (охота и собирательство)
Аграрное (земледелие и скотоводство)
Индустриальное (промышленное произв.)
Информационное (информационное

произ.)
Информационное обществоПервобытное (охота и собирательство)Аграрное (земледелие и скотоводство)Индустриальное (промышленное произв.)Информационное (информационное произ.)

Слайд 3Темпы роста объема информации

Темпы роста объема информации

Слайд 4По данным Gartner Group
Знания удваивались:
каждые 150 лет в XIX в
каждые 25

лет в конце ХХ в
каждые 5 лет в начале XXI в
каждый год к 2010 г.
Каждые 72 дня к 2020г.
На каждого жителя земли приходится 800 Мб информации
По данным Gartner GroupЗнания удваивались:каждые 150 лет в XIX вкаждые 25 лет в конце ХХ вкаждые 5

Слайд 5Цивилизация – это информация

Цивилизация – это информация

Слайд 6Атрибуты общества безбумажной информатики
Электронный документооборот
Информационная (сетевая) грамотность населения
Превращение информации в товар
Доступность

населению баз данных и знаний (в том числе сети Интернет)
Информатизация основных систем общества
Атрибуты общества безбумажной информатикиЭлектронный документооборотИнформационная (сетевая) грамотность населенияПревращение информации в товарДоступность населению баз данных и знаний (в

Слайд 7Информация и информатика

Информация и информатика

Слайд 8Понятие “Информация”
есть первичное и неопределяемое понятие. Оно предполагает наличие следующих составляющих:

Понятие “Информация”есть первичное и неопределяемое понятие. Оно предполагает наличие следующих составляющих:

Слайд 9Информация
это общенаучное понятие, включающее:
обмен сведениями между людьми,
между человеком и автоматом,
обмен сигналами

в растительном и животном мире (передача признаков от клетки к клетке, от организма к организму).
Информацияэто общенаучное понятие, включающее:обмен сведениями между людьми,между человеком и автоматом,обмен сигналами в растительном и животном мире (передача

Слайд 10Информация в технике
включает в себя все сведения, являющиеся объектом хранения, передачи

и преобразования (данные).

Информация в техникевключает в себя все сведения, являющиеся объектом хранения, передачи и преобразования (данные).

Слайд 11Термин “Информация”
происходит от латинского слова informatio – пояснение, разъяснение.

Термин “Информация”происходит от латинского слова informatio – пояснение, разъяснение.

Слайд 12Информатика
наука об информации и технических средствах ее сбора, хранения, обработки, передачи.

Информатиканаука об информации и технических средствах ее сбора, хранения, обработки, передачи.

Слайд 13
Структура современной информатики
Информатика
Теоретическая
Вычислительная техника
Программирование
Информационные системы
Искусственный интеллект

Структура современной информатикиИнформатикаТеоретическаяВычислительная техникаПрограммированиеИнформационные системыИскусственный интеллект

Слайд 14С термином “информация” связаны термины:
Сообщение – информация представленная в определенной форме (речь,

текст, изображение, цифровые данные, график, таблица) и предназначенная для передачи.
С термином “информация” связаны термины:Сообщение – информация представленная в определенной форме (речь, текст, изображение, цифровые данные, график,

Слайд 15С термином “информация” связаны термины:
Данные – сведения, представленные в определенной знаковой системе

и на определенном носителе для обеспечения возможностей их хранения, передачи, приема и обработки. Данные безотносительны к содержанию информации.
С термином “информация” связаны термины:Данные – сведения, представленные в определенной знаковой системе и на определенном носителе для

Слайд 16Данные / информация
Информация - это данные, сопровождающиеся смысловой нагрузкой.
Пример данных:

812, 930, 944.
Пример информации: 812 руб., 930 руб., 944 руб.
Более информативное сообщение: 812 руб., 930 руб., 944 руб. - цены на бальзам для волос
Ещё более информативное: 812 руб., 930 руб., 944 руб. - цены на бальзам для волос "Dune", 100 мл. в Москве.
Данные / информацияИнформация - это данные, сопровождающиеся смысловой нагрузкой. Пример данных: 812, 930, 944.Пример информации: 812 руб.,

Слайд 17С термином “информация” связаны термины:
Знания – проверенный практикой и удостоверенный логикой результат

познания действительности, отраженный в сознании человека в виде представлений, понятий, суждений и теорий. Знания позволяют принимать решения. Для знаний характерны структурированность, связанность.
С термином “информация” связаны термины:Знания – проверенный практикой и удостоверенный логикой результат познания действительности, отраженный в сознании

Слайд 18Способы передачи информации
Сигнал – любой процесс, несущий информацию

Способы передачи информацииСигнал – любой процесс, несущий информацию

Слайд 19Способы передачи информации
Носителями информации являются сигналы. Это физические процессы различной природы,

например:
процесс протекания электрического тока в цепи,
процесс механического перемещения тела,
химические и биохимические процессы,
процесс распространения электромагнитных волн…
Способы передачи информацииНосителями информации являются сигналы. Это физические процессы различной природы, например:процесс протекания электрического тока в цепи,

Слайд 20Регистрация сигналов
При взаимодействии сигналов с физическими телами, в последних возникают

определенные изменения свойств – это явление называется регистрацией сигналов.
Регистрация сигналов  При взаимодействии сигналов с физическими телами, в последних возникают определенные изменения свойств – это

Слайд 21Регистрация сигналов на носителях информации

Регистрация сигналов на носителях информации

Слайд 22
Сама информация совершенно инвариантна по отношению к изменению способа ее

передачи (акустический, оптический, электрический) и системы запоминания (мозг, книга, электронный носитель).

Сама информация совершенно инвариантна по отношению к изменению способа ее передачи (акустический, оптический, электрический) и системы

Слайд 23Способы передачи информации
От одного человека к другому информация может передаваться:
символами (

® $ Σ → ∞ ♪ ♋ ♣ ♂ )
жестами ( ? ? )
художественными образами (стихи, живопись, балет…)
звуками


Способы передачи информацииОт одного человека к другому информация может передаваться:символами ( ® $ Σ → ∞ ♪

Слайд 24Способы передачи информации
В технических устройствах (телевизор, телефон, ЭВМ…) информация может быть

передана электрическими, магнитными, световыми импульсами.

Между животными информация может быть передана звуками (вой, лай, писк), запахами, ситуационным поведением.

Способы передачи информацииВ технических устройствах (телевизор, телефон, ЭВМ…) информация может быть передана электрическими, магнитными, световыми импульсами. Между

Слайд 25Классификация информации

Классификация информации

Слайд 26По способу передачи и восприятия
визуальная
аудиальная
тактильная (ощущения)
органолентическая (запах и вкус)
машинно-выдаваемая и

воспринимаемая средствами вычислительной техники
По способу передачи и восприятиявизуальнаяаудиальнаятактильная (ощущения) органолентическая (запах и вкус)машинно-выдаваемая и воспринимаемая средствами вычислительной техники

Слайд 27По отношению к окружающей среде
входная
выходная
внутренняя


По отношению к окружающей средевходнаявыходнаявнутренняя

Слайд 28По отношению к конечному результату
исходная
промежуточная
результирующая

По отношению к конечному результатуисходнаяпромежуточнаярезультирующая

Слайд 29В философском аспекте
Мировоззренческая
Эстетическая
Религиозная
Научная
Бытовая
Техническая
Экономическая
Технологическая

В философском аспектеМировоззренческаяЭстетическаяРелигиознаяНаучнаяБытоваяТехническаяЭкономическаяТехнологическая

Слайд 30Качество информации
полнота (содержит всё необходимое для понимания информации)
ясность (выразительность сообщений на

языке интерпретатора)
адекватность, точность, корректность интерпретации, приема-передачи
интерпретируемость и понятность интерпретатору информации
достоверность
информативность и значимость
доступность
ценность
Качество информацииполнота (содержит всё необходимое для понимания информации)ясность (выразительность сообщений на языке интерпретатора)адекватность, точность, корректность интерпретации, приема-передачиинтерпретируемость

Слайд 31Информация-третья фундаментальная величина
Вначале было слово. И слово было 2 байта ☺

Информация-третья фундаментальная величинаВначале было слово. И слово было 2 байта ☺

Слайд 32
В природе существует два фундаментальных вида взаимодействия: обмен веществом и энергией.


Энергетическое и вещественное взаимодействие объектов является симметричным, т.е. сколько вещества и энергии один объект передал другому, столько тот и получил, и наоборот.
В природе существует два фундаментальных вида взаимодействия: обмен веществом и энергией. Энергетическое и вещественное взаимодействие объектов является

Слайд 33Информационное взаимодействие
Несимметричное взаимодействие - при передаче субстанции между объектами один из

них ее приобретает, а другой не теряет.
Любое взаимодействие между объектами, в процессе которого один приобретает некоторую субстанцию, а другой ее не теряет называется информационным взаимодействием. При этом передаваемая субстанция называется Информацией.
Информационное взаимодействиеНесимметричное взаимодействие - при передаче субстанции между объектами один из них ее приобретает, а другой не

Слайд 34Информационное взаимодействие
Любые взаимодействия систем всегда материально-энергетически-информационные.
Информация не может существовать без энергии

и вещества, как и они не могут существовать без информации.
Информация не может существовать вне взаимодействия объектов.
Информация не теряется ни одним из объектов в процессе этого взаимодействия.

Информационное взаимодействиеЛюбые взаимодействия систем всегда материально-энергетически-информационные.Информация не может существовать без энергии и вещества, как и они не

Слайд 35
Сейчас многие учёные считают, что уместно говорить о трех

ипостасях существования материи:
вещество, отражающее постоянство материи;
энергия, отражающая движение, изменение материи;
информация, отражающая структуру, строение материи.
Сейчас многие учёные считают, что уместно говорить о трех ипостасях существования материи: вещество, отражающее постоянство

Слайд 36Ноосфера (noos - разум ...)
Термин "ноосфера", был введен в 1927г.

французским ученым Э. Леруа, и развит ак. В.И. Вернадским.
Ноосфера - сфера разума - эволюционное состояние биосферы, при котором разумная, творческая деятельность человека, опирающаяся на научную мысль, становится решающим фактором ее развития.
Формы хранения - библиотеки, музеи, словари, учебники, Интернет.

Ноосфера (noos - разум ...) Термин

Слайд 37Количество информации
Информация – снятая неопределенность Клод Шеннон

Количество информацииИнформация –  снятая неопределенность  Клод Шеннон

Слайд 38Меры информации:
Синтаксическая — обезличенная информация, не выражающая смыслового отношения к объекту.
Семантическая

— информация воспринимаемая пользователем и включаемая им в дальнейшем в свой тезаурус.
Прагматическая — информация полезная (ценная) для достижения пользователем поставленной цели.

Меры информации:Синтаксическая — обезличенная информация, не выражающая смыслового отношения к объекту.Семантическая — информация воспринимаемая пользователем и включаемая

Слайд 39Мера информации

Мера информации

Слайд 40Синтаксическая мера информации
оперирует с обезличенной информацией (данными), не выражающей смыслового отношения

к объекту
Синтаксическая мера информацииоперирует с обезличенной информацией (данными), не выражающей смыслового отношения к объекту

Слайд 41Объем данных Vд
Объем данных в сообщении измеряется количеством символов

(разрядов) в этом сообщении (длина информационного кода).


конкурс выиграл B Vд =17 символов
B стал победителем Vд =18 символов
A проиграл Vд = 10 символов

Объем данных Vд  Объем данных в сообщении измеряется количеством символов (разрядов) в этом сообщении (длина информационного

Слайд 42Количество информации I
Количество информации о системе, полученное в сообщении, измеряется уменьшением

неопределенности о состоянии системы.
Меру неопределенности в теории информации называют “энтропия”.
Неопределенность не отделима от понятия вероятности.
Количество информации IКоличество информации о системе, полученное в сообщении, измеряется уменьшением неопределенности о состоянии системы.Меру неопределенности в

Слайд 43Одинаково ли количество информации в ответах на вопросы:
В каком из 4-х

возможных состояний (твердое, жидкое, газообразное, плазма) находится некоторое вещество?
На каком из 4-х курсов учится студент колледжа?

Как упадет монета при подбрасывании: “орлом” или “решкой”?

Если считать эти состояния равновероятными, то P(i)=1/4. Тогда ответ и на вопросы 1 и 2 снимает равную неопределенность => содержит равное кол-во информации

P(i)=1/2.
Вероятность каждого состояния больше, а снимаемая ответом неопределенность меньше => содержит меньшее кол-во информации

Одинаково ли количество информации в ответах на вопросы:В каком из 4-х возможных состояний (твердое, жидкое, газообразное, плазма)

Слайд 44
Чем меньше вероятность события, тем больше информации несет сообщение о его

появлении.
Если вероятность события равна 1 (достоверное событие), количество информации в сообщении о его появлении равно 0.
Чем меньше вероятность события, тем больше информации несет сообщение о его появлении.Если вероятность события равна 1 (достоверное

Слайд 45«Конкурс выиграет один из участников: A или B»
- это априорная информация

о системе, утверждающая, что система может находиться в одном из 2х состояний.

После получения любого сообщения из:
конкурс выиграл B Vд =17 символов
B стал победителем Vд =18 символов
A проиграл Vд = 10 символов
неопределенность снизилась до 1 варианта из 2-х изначально возможных.
Чему равно количество информации, которое несет это сообщение?

Для синтаксической оценки количества информации не важно в каком именно состоянии находится система, важно только возможное количество состояний системы и их априорные вероятности.

«Конкурс выиграет один из участников: A или B»- это априорная информация о системе, утверждающая, что система может

Слайд 46Формула Шеннона
где
I – количество информации (бит);
N – число возможных состояний

системы;
p(i) – априорная вероятность каждого состояния системы.



Формула Шеннонагде I – количество информации (бит);N – число возможных состояний системы;p(i) – априорная вероятность каждого состояния

Слайд 47Расчет количества информации по Шеннону


Расчет количества информации по Шеннону

Слайд 48Расчет количества информации по Хартли
Частный случай формулы Шеннона для равновероятных событий
где
I

– количество информации, бит
N – число возможных состояний системы
Расчет количества информации по ХартлиЧастный случай формулы Шеннона для равновероятных событийгдеI – количество информации, битN – число

Слайд 49Бит
Количество информации, которое можно получить при ответе на вопрос типа “да/нет”

(включено/выключено, true/false, 0/1), если эти состояния равновероятны, называется “бит” (англ. bit – binary digit – двоичное число).
БитКоличество информации, которое можно получить при ответе на вопрос типа “да/нет” (включено/выключено, true/false, 0/1), если эти состояния

Слайд 50Бит


Лампочка горит? (да/нет) – 1 бит информации (при равных вероятностях).

БитЛампочка горит? (да/нет) – 1 бит информации (при равных вероятностях).

Слайд 51Рассмотрим систему из 2-х электрических лампочек



А

B

В системе из 2-х лампочек 2 бита информации.

I=2

N=4

Лампочка А горит? (да/нет)
Лампочка B горит? (да/нет)


Рассмотрим систему из 2-х электрических лампочекА      B В системе из 2-х лампочек

Слайд 52Рассмотрим систему из 2-х электрических лампочек

Рассмотрим систему из 2-х электрических лампочек

Слайд 53Система из 3-х лампочек
N=?
N=8
I=3

Система из 3-х лампочекN=?N=8I=3

Слайд 54Степени 2

Степени 2

Слайд 55?
Определите количество информации в сообщении: “Сейчас горит красный сигнал светофора”, если

считать, что светофор всегда работает и вероятности появления красного, зеленого и желтого сигналов равны.
Ответ получится больше или меньше, чем 1 бит?
?Определите количество информации в сообщении: “Сейчас горит красный сигнал светофора”, если считать, что светофор всегда работает и

Слайд 56Байт
Группа из 8 бит называется байтом
(byte – binary term – двоичный

элемент)


Байт – основная единица измерения информации, занесенная в систему СИ

БайтГруппа из 8 бит называется байтом(byte – binary term – двоичный элемент)Байт – основная единица измерения информации,

Слайд 57Байт
На основании 1 байта, исходя из формулы Хартли,
можно получить 256

различных комбинаций.
БайтНа основании 1 байта, исходя из формулы Хартли, можно получить 256 различных комбинаций.

Слайд 581 символ = 1 байт
Количество байтов для представления текста (в принятых

на сегодняшний день кодировках) равно числу знаков естественного языка этого текста.
1 символ = 1 байтКоличество байтов для представления текста (в принятых на сегодняшний день кодировках) равно числу

Слайд 59Kb, Mb, Gb, Tb
1 Kb (кило) =

210 b = 1.024 b

1 Mb (мега) = 210 Kb = 220 b = 1.048.576 b

1 Gb (гига) = 210 Mb = 230 b = 1.073.741.824 b

1 Tb (тера) = 210 Gb = 240 b = 1.099.511.627.776 b
Kb, Mb, Gb, Tb1 Kb (кило) =        210 b =

Слайд 60
Размер текстового файла (Vд) 640 Kb. Файл содержит книгу, которая набрана

в среднем по 32 строки на странице и по 64 символа в строке. Сколько страниц в книге: 160, 320, 540, 640, 1280 ?

Задача

1. Символов на 1 стр. = 32*64 = 25*26=211

3. Всего = 640Kb = 10*64*210b = 10*26*210b = 10*216b

4. Кол-во стр. = 10*216b / 211b = 10*25 = 320

1 символ = 1b

2. Памяти на 1 стр. = 211b

Размер текстового файла (Vд) 640 Kb. Файл содержит книгу, которая набрана в среднем по 32 строки на

Слайд 61Информация и энтропия
Энтропия обозначает степень неупорядоченности движения молекул.
По мере увеличения

упорядоченности энтропия стремится к нулю.
Информация и энтропияЭнтропия обозначает степень неупорядоченности движения молекул. По мере увеличения упорядоченности энтропия стремится к нулю.

Слайд 62Информация есть отрицательная энтропия
Т.к. энтропия является мерой неупорядоченности, то информация может

быть определена как мера упорядоченности материальных систем.
Информация есть отрицательная энтропияТ.к. энтропия является мерой неупорядоченности, то информация может быть определена как мера упорядоченности материальных

Слайд 63Информация, энтропия и возможность выбора
Любая информация, уменьшающая неопределенность (энтропию), уменьшает и

возможность выбора (количество вариантов).
Информация, энтропия и возможность выбораЛюбая информация, уменьшающая неопределенность (энтропию), уменьшает и возможность выбора (количество вариантов).

Слайд 64Коэффициент информативности (информационная плотность, лаконичность)
Коэффициент информативности сообщения определяется отношением

количества информации к объему данных (длине кода):

0

Коэффициент информативности (информационная плотность, лаконичность)  Коэффициент информативности сообщения определяется отношением количества информации к объему данных (длине

Слайд 65С увеличением Y уменьшаются объемы работы по преобразованию информации (данных) в

системе. Поэтому стремятся к повышению информативности, для чего разрабатываются специальные методы оптимального кодирования информации.

Частотная таблица русского языка

С увеличением Y уменьшаются объемы работы по преобразованию информации (данных) в системе. Поэтому стремятся к повышению информативности,

Слайд 66Интересные факты
Язык обладает ≈ 20% избыточностью. Это означает, что любое сообщение

можно без потери информации сократить на 1/5, но при этом резко уменьшается помехоустойчивость информации.
Информативность стихов в 1,5 раза больше, чем прозы, т.е. сообщение в 150 строк может быть передано 100 стихотворными строчками.
Информативность стихов Пушкина очень близка к пределу информационной способности русского языка вообще.
Интересные фактыЯзык обладает ≈ 20% избыточностью. Это означает, что любое сообщение можно без потери информации сократить на

Слайд 67Интересные факты
Общая сумма информации, собранной во всех библиотеках мира, оценивается как
Самая

высокая известная нам плотность информации в молекулах ДНК

Если бы вся эта информация была записана в молекуле ДНК, для нее хватило бы одного процента объема булавочной головки. Как носитель информации, молекула ДНК эффективней современных кварцевых мегачипов в 45 миллионов раз.

Интересные фактыОбщая сумма информации, собранной во всех библиотеках мира, оценивается какСамая высокая известная нам плотность информации в

Слайд 68Семантическая мера информации
смысл и содержательность сообщений

Семантическая мера информациисмысл и содержательность сообщений

Слайд 69
Семантическая (смысловая) теория информации связана с семиотикой – теорией знаковых систем.

Знаковые

системы – это естественные и искусственные языки. Они служат средством обмена информацией между высокоорганизованными системами, способными к обучению и самоорганизации (живые организмы, машины с определенными свойствами).
Семантическая (смысловая) теория информации связана с семиотикой – теорией знаковых систем.Знаковые системы – это естественные и искусственные

Слайд 70
Для измерения количества смыслового содержания информации, наибольшее признание получила тезаурусная мера,

которая связана со способностью пользователя принимать поступившее сообщение.

Тезаурус - это совокупность сведений, которыми располагает пользователь или система.

Для измерения количества смыслового содержания информации, наибольшее признание получила тезаурусная мера, которая связана со способностью пользователя принимать

Слайд 71«Тезаурус» – сокровищница (греч.)
Человеческое знание, можно рассматривать в виде совокупности смысловыражающих

элементов и смысловых отношений между ними = тезаурус.

Количество семантической информации, извлекаемое человеком из сообщения, можно определить степенью изменения его знаний. Чем больше изменений, тем больше информации получено.

Человек получает информацию только в том случае, когда в его знаниях, т.е. в его тезаурусе после получения сообщения произошли какие-либо изменения.

«Тезаурус» – сокровищница (греч.)Человеческое знание, можно рассматривать в виде совокупности смысловыражающих элементов и смысловых отношений между ними

Слайд 72Количество семантической информации = 0, если:
«ИЗВЕСТНО ВСЕ» - Вам сообщают что-либо

уже известное, например, что дважды два – четыре, что после ночи наступает день…
«НЕИЗВЕСТНО НИЧЕГО» - Вам сообщают что-либо на неизвестном вам языке, Вы видите совершенно незнакомую математическую формулу…
Т.е. информация была передана, приемник информацию получил, но его знания (тезаурус) остались без изменений.
Количество семантической информации = 0, если:«ИЗВЕСТНО ВСЕ» - Вам сообщают что-либо уже известное, например, что дважды два

Слайд 73
Максимальное количество семантической информации потребитель приобретает при согласовании её смыслового содержания

со своим тезаурусом, когда поступающая информация понятна пользователю и несет ему ранее не известные (отсутствующие в его тезаурусе) сведения.
Т.о., эффективность передачи информации зависит от соотношения тезаурусов источника и приемника.
Максимальное количество семантической информации потребитель приобретает при согласовании её смыслового содержания со своим тезаурусом, когда поступающая информация

Слайд 74Почему академики не учат первоклассников
- Мы были в лесу.
- Что

такое «лес»?


Лес

- «Лес» – это, когда много деревьев.

- «Лес – это совокупность значительного количества деревьев, произрастающих в непосредственной близости друг от друга»

Почему академики не учат первоклассников - Мы были в лесу.- Что такое «лес»?Лес- «Лес» – это, когда

Слайд 75Прагматическая мера информации
полезность информации для достижения цели

Прагматическая мера информацииполезность информации для достижения цели

Слайд 76
Цель – опережающее отражение, модель будущего результата деятельности. 
Цель является высшим уровнем

передачи информации. Информация передается для того, чтобы вызвать соответствующий отклик у ее получателя.
Цель – опережающее отражение, модель будущего результата деятельности. Цель является высшим уровнем передачи информации. Информация передается для того,

Слайд 77Прагматический аспект информации
В языке предложения связываются друг с другом так, чтобы

сформулировать просьбу, недовольство, вопрос, указание, чтобы вызвать определенное действие у получателя сообщения.
С помощью рекламного объявления производитель старается убедить покупателя приобрести его продукцию.
Прагматический аспект информацииВ языке предложения связываются друг с другом так, чтобы сформулировать просьбу, недовольство, вопрос, указание, чтобы

Слайд 78Ценность информации по Стратоновичу
Ценность информации определяется уменьшением материальных или временных затрат,

благодаря использованию информации.
Если, благодаря использованию информации, произошло увеличение затрат, то ценность такой информации отрицательная.

Ценность информации по СтратоновичуЦенность информации определяется уменьшением материальных или временных затрат, благодаря использованию информации.Если, благодаря использованию информации,

Слайд 79
А.А.  Харкевич предложил связать меру ценности информации с изменением вероятности достижения 

цели при получении этой информации таким образом: 
     I = log(p1/p0) = log(p1) – log(p0), 
где p0 - вероятность достижения цели до, а p1 – после получения информации. 
А.А.  Харкевич предложил связать меру ценности информации с изменением вероятности достижения  цели при получении этой информации таким

Слайд 80Кодирование информации
Информация может накапливаться и передаваться физическими средствами лишь с помощью

кода
Кодирование информацииИнформация может накапливаться и передаваться физическими средствами лишь с помощью кода

Слайд 81Примеры систем кодирования
—•—• — — — •—•
А Б В Г

Д Е…

Yes Да Ja

? ! , ; “ ” … ( )

+7(3912)44-92-18

♪♫♮♯

ﺷﺹﺾﺰﺚﺠ

5-3531/1-1

♈♉♊♋♌♍♎♏♐♑♒♓

♣♦♠♥

Примеры систем кодирования—•—• — — — •—• 	А Б В Г Д Е…Yes   Да

Слайд 82Любой способ кодирования характеризуется
наличием основы (алфавит, спектр цветности, система координат, основание

системы счисления…) и правил конструирования информационных образов на этой основе.
Любой способ кодирования характеризуетсяналичием основы (алфавит, спектр цветности, система координат, основание системы счисления…) и правил конструирования информационных

Слайд 83Кодирование текстовой информации
Компьютер - всего лишь синтаксическое приспособление, не различающее семантических

категорий
Кодирование текстовой информацииКомпьютер - всего лишь синтаксическое приспособление, не различающее семантических категорий

Слайд 84Для кодирования текстовой информации
используется таблица символов ASCII (American Standard Code

of Information Interchange).
Для кодирования текстовой информации используется таблица символов  ASCII (American Standard Code of Information Interchange).

Слайд 85Национальные кодировки
Под национальные кодировки отданы коды с 128-го по 255-й.
Windows-1251

Компьютерные вирусы
КОИ-8 лПНРШАФЕТОШЕ ЧЙТХУЩ
Национальные кодировкиПод национальные кодировки отданы коды с 128-го по 255-й.Windows-1251   Компьютерные вирусыКОИ-8

Слайд 86UNICODE
UNICODE – универсальная система кодирования. Для кодирования каждого символа используется 2

байта, т.е. 16 бит.

UNICODEUNICODE – универсальная система кодирования. Для кодирования каждого символа используется 2 байта, т.е. 16 бит.

Слайд 87Кодирование графической информации

Кодирование графической информации

Слайд 88Графика: понятие цвета


Графика: понятие цвета

Слайд 89Графика: восприятие цвета
Лягушка видит только движущиеся предметы. Чтобы увидеть все остальное,

она должна сама начать двигаться.
Сумеречные и ночные животные (волки и другие хищные звери), почти не различают цветов.
Стрекоза хорошо различает цвета, но только нижней половиной глаз. Верхняя половина смотрит в небо, на фоне которого добыча и так хорошо заметна.
Пчелы и другие насекомые не видят красного цвета, но различают ультрафиолетовые цвета, невидимые для человека, и у многих цветов есть узоры в ультрафиолетовом диапазоне спектра.


Графика: восприятие цветаЛягушка видит только движущиеся предметы. Чтобы увидеть все остальное, она должна сама начать двигаться.Сумеречные и

Слайд 90Графика: восприятие цвета
В человеческом глазе присутствуют два вида рецепторов: палочки и

колбочки.
Палочки реагируют на оттенки серого, а колбочки воспринимают спектр цветов.
Существует три типа колбочек: первые реагируют на красно-оранжевый цвет, вторые - на зеленый, а третьи - на сине-фиолетовый.



Графика: восприятие цветаВ человеческом глазе присутствуют два вида рецепторов: палочки и колбочки. Палочки реагируют на оттенки серого,

Слайд 92Цветовые модели RGB/ CMYK


излучающие
отражающие

Цветовые модели RGB/ CMYKизлучающиеотражающие

Слайд 93Кодирование растровых изображений
Для черно-белого изображения информационный объем одной точки равен одному

биту (либо черная (0), либо белая (1)).
Для четырехцветного – 2 бита.
Для 8 цветов необходимо – 3 бита.
Для 16 цветов – 4 бита.
Для 256 цветов – 8 бит (1 байт).

Кодирование растровых изображенийДля черно-белого изображения информационный объем одной точки равен одному биту (либо черная (0), либо белая

Слайд 94Двоичное кодирование графики


Двоичное кодирование графики

Слайд 95RGB (основные цвета)


Red (255,0,0)
Green (0,255,0)
Blue (0,0,255)

RGB (основные цвета)Red (255,0,0)Green (0,255,0)Blue (0,0,255)

Слайд 96CMYK (дополнительные цвета)


Cyan (0,255,255)
Magenta (255,0,255)

CMYK (дополнительные цвета)Cyan (0,255,255)Magenta (255,0,255)

Слайд 97Цветовой куб

Цветовой куб

Слайд 98В вычислительной технике
используется два состояния включено/выключено (0/1), поэтому кодирование команд, чисел,

символов в компьютере осуществляется двоичным кодом (в двоичной системе счисления)

















<и> (Windows-1251) = 232 (десятичная система счисления)

232 = &11101000 (двоичная система счисления)

В вычислительной техникеиспользуется два состояния включено/выключено (0/1), поэтому кодирование команд, чисел, символов в компьютере осуществляется двоичным кодом

Слайд 99Системы счисления

Системы счисления

Слайд 100Позиционная система счисления
способ записи чисел цифровыми знаками, где значение

каждой входящей в число цифры зависит от ее положения (позиции=разряда).

Позиционная
005 = 5*1 (пять)
050 = 5*10 (пятьдесят)
500 = 5*100 (пятьсот)

Непозиционная
IX = 10-1 = 9
XI = 10+1 = 11
XX = 10+10 = 20

Позиционная система счисления  способ записи чисел цифровыми знаками, где значение каждой входящей в число цифры зависит

Слайд 101Для позиционной системы счисления
где
x – основание системы счисления

ai – цифры числа
i – номер позиции (разряда), начиная с 0

справедливо следующее выражение:

+ a0*x0

+ a1*x1

+ a3*x3

+ a2*x2

+ a4*x4


…a4a3a2a1a0 =

Для позиционной системы счислениягде   x – основание системы счисления   ai – цифры числа

Слайд 102Десятичная система счисления
например, 1062 – число в десятичной системе счисления

Десятичная система счислениянапример, 1062 – число в десятичной системе счисления

Слайд 103Двоичная система счисления
например, &1010 – число в двоичной системе счисления
= 10

Двоичная система счислениянапример, &1010 – число в двоичной системе счисления= 10

Слайд 104x
Перевод 2 -> 10
0
1
2
3
1
0
1
1
&
1
2
0
+
0
2
1
1
+
2
2
+
1
2
3
1
+
4
+
8
=13
x
x
x

xПеревод 2 -> 1001231011&120+0211+22+1231+4+8=13xxx

Слайд 105Двоичная система счисления
способ записи чисел с помощью цифр1 и 0, которые

являются коэффициентами при степени числа 2. Например, &101.
& - амперсант указывает на то, что число записано в двоичной системе.

Двоичная система счисленияспособ записи чисел с помощью цифр1 и 0, которые являются коэффициентами при степени числа 2.

Слайд 106
«Вычисление с помощью двоек…, сведение чисел к простейшим началам (0 и

1)» было предложено еще в XVII веке знаменитым немецким ученым Г.В. Лейбницем.

«Вычисление с помощью двоек…, сведение чисел к простейшим началам (0 и 1)» было предложено еще в XVII

Слайд 107Двоичная система счисления
&101 =
5
&110 =
&111 =


6

7

= 8

&1000

= 9

&1001

“Круглые” числа
&1 = 1
&10 = 2
&100 = 4
&1000 = 8
&10000 = 16
&100000 = 32

Двоичная система счисления&101  = 5&110  = &111  = 67 =  8&1000 =

Слайд 108




Перевод 10 –> 2





25 = &11001
Проверка

1* 24 + 1*23+ 0*22 +

0*21 + 1*20 =

1*16 + 1*8 + 0*4 + 0*2 + 1*1 =

16 + 8 + 0 + 0 + 1 = 25
Перевод 10 –> 225 = &11001Проверка1* 24 + 1*23+ 0*22 + 0*21 + 1*20 =1*16 + 1*8

Слайд 109




Перевод самостоятельно (10 –> 2)





18 = &10010
Проверка

1* 24 + 0*23+ 0*22

+ 1*21 + 0*20 =

1*16 + 0*8 + 0*4 + 1*2 + 0*1 =

16 + 0 + 0 + 2 + 0 = 18
Перевод самостоятельно (10 –> 2)18 = &10010Проверка1* 24 + 0*23+ 0*22 + 1*21 + 0*20 =1*16 +

Слайд 110Сравнительная таблица
255 = &11111111 = #ff


Сравнительная таблица 255  =  &11111111  =  #ff

Слайд 111# RGB


#ff0000
#00ff00
#0000ff

# RGB #ff0000#00ff00#0000ff

Слайд 112Запись чисел в различных системах счисления

Запись чисел в различных системах счисления

Слайд 113Необыкновенная девчонка А. Н. Стариков
Ей было тысяча сто лет, Она в 101-ый

класс ходила, В портфеле по сто книг носила – Все это правда, а не бред.
Когда, пыля десятком ног, Она шагала по дороге, За ней всегда бежал щенок С одним хвостом, зато стоногий.
Она ловила каждый звук Своими десятью ушами, И десять загорелых рук Портфель и поводок держали.
И десять темно-синих глаз Рассматривали мир привычно… Но станет все совсем обычным, Когда поймете наш рассказ.
Необыкновенная девчонка 					А. Н. Стариков Ей было тысяча сто лет, Она в 101-ый класс ходила, В портфеле

Слайд 114?
За праздничным столом собрались 4 поколения одной семьи: дед, отец, сын

и внук. Их возраст в различных системах счисления записывается так 88 лет, 66 лет, 44 года и 11 лет. Сколько им лет в десятичной системе счисления, если через год их возраст в тех системах счисления можно будет записать как 100?
?За праздничным столом собрались 4 поколения одной семьи: дед, отец, сын и внук. Их возраст в различных

Слайд 115Вавилонская система счисления
   Вавилонская система (шестидесятеричная)  одна из первых известных систем

счисления мира, основанная на позиционном принципе появилась в Древнем Вавилоне за 2000 лет до н.э. Мы делим один час на 60 минут, а минуту делим на 60 секунд. Также окружность мы делим на 360 частей. Оказывается мы следуем примеру Вавилона!
Вавилонская  система  счисления   Вавилонская система (шестидесятеричная)  одна из первых известных систем счисления мира, основанная на

Слайд 116Домашнее задание

Домашнее задание

Слайд 117Задача 1
В бумагах одного чудака найдена была его автобиография.

Она начиналась следующими строками:   «Я окончил курс университета 44 лет от роду. Спустя год, 100-летним молодым человеком, я женился на 34-летней девушке. Незначительная разница в возрасте  всего 11 лет  способствовала тому, что мы жили общими интересами и мечтами. Спустя немного лет у меня была уже и маленькая семья из 10 детей.» Попробуйте разгадать ее.
Задача 1  В бумагах одного чудака найдена была его автобиография. Она начиналась следующими строками:   «Я

Слайд 118Для хранения области экрана монитора размером 256х128 точек выделено 32 Kb

оперативной памяти. Количество цветов, максимально допустимое для раскраски каждой точки: 4; 16; 256; 512 ?

Задача 2

1. Всего точек = 128*256 = 27*28=215

2. Всего памяти = 32Kb = 32*210b = 25*210b = 215b

3. Памяти на одну точку = 215b / 215 = 1b = 8 бит

4. Комбинаций на основании 8 бит = 28 = 256

ОЙ!

Для хранения области экрана монитора размером 256х128 точек выделено 32 Kb оперативной памяти. Количество цветов, максимально допустимое

Слайд 119Досье на сотрудников занимают 8 Mb. Каждое из них содержит 16

страниц (32 строки по 64 символа в строке). Сколько сотрудников в организации: 256; 512; 1024; 2048?

Задача 3

1. Символов 1 д. = 16*32*64 = 24*25*26=215

3. Всего = 8Mb = 23*220b = 223b

4. Кол-во сотр. = 223b / 215b = 28 = 256

1 символ = 1b

2. Памяти на 1 д. = 215b

ОЙ!

Досье на сотрудников занимают 8 Mb. Каждое из них содержит 16 страниц (32 строки по 64 символа

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть