Презентация, доклад по информатике и ИКТ Системы счисления

Содержание

Система счисления — это знаковая система, в которой числа записываются по определенным правилам с помощью символов некоторого алфавита, называемых цифрами.Цифры – это знаки, используемые при записи чисел. Сами знаки составляют алфавит системы счисления.

Слайд 1Системы
счисления

Системысчисления

Слайд 2Система счисления — это знаковая система, в которой числа записываются по

определенным правилам с помощью символов некоторого алфавита, называемых цифрами.

Цифры – это знаки, используемые при записи чисел. Сами знаки составляют алфавит системы счисления.

Система счисления — это знаковая система, в которой числа записываются по определенным правилам с помощью символов некоторого

Слайд 3Классификация систем счисления
Позиционные: величина, обозначаемая цифрой, зависит от места (позиции)

цифры в числе

Непозиционные: значение цифры не зависит от ее позиции в записи числа.


Классификация систем счисленияПозиционные:  величина, обозначаемая цифрой, зависит от места (позиции) цифры в числеНепозиционные: значение цифры не

Слайд 4Непозиционные системы счисления
Алфавит системы содержит неограниченное количество символов.

Непозиционные системы счисленияАлфавит системы содержит неограниченное количество символов.

Слайд 5Славянская система счисления

Славянская система счисления

Слайд 6Древнегреческая (ионийская) система счисления
1 – I
2 – II
3 – III
4 –

IIII
5 – Г
6 – ГI
7 – ГII
8 – ГIII
9 – ГIIII

Древнегреческая (ионийская) система счисления1 – I2 – II3 – III4 – IIII5 – Г6 – ГI7 –

Слайд 7Римская система счисления
1 – I
5 – V
10 – X
50 –

L
100 – C
500 – D
1000 – M

В римской системе счисления семь чисел обозначаются буквами:

Остальные числа записываются комбинацией этих знаков.
Если числа в комбинации идут от больших к меньшим, числа складываются; если от меньших к большим – значение числа вычитается из следующей буквы:
XXI = 10+10+1 = 21
MMVIII = 1000+1000+5+1+1+1 = 2008,
IV = 5-1 = 4


Римская система счисления1 – I 5 – V10 – X50 – L100 – C 500 – D1000

Слайд 8Римская система счисления
Задание 1:
Переведите числа из римской системы счисления в десятичную

– LXXXVI, XLIX, CMXCIX.
2. Запишите десятичные числа в римской системе счисления – 464, 390, 2648.
3. Где в настоящее время используется римская система счисления?

I V X L C D M
1 5 10 50 100 500 1000

Римская система счисленияЗадание 1:Переведите числа из римской системы счисления в десятичную – LXXXVI, XLIX, CMXCIX.2. Запишите десятичные

Слайд 9Недостатки непозиционной системы счисления:
Для записи больших чисел необходимо вводить новые цифры

(буквы);
Трудно записывать большие числа;
Нельзя записывать дробные и отрицатель-ные числа;
Нет нуля;
Очень сложно выполнять арифметические действия.
Недостатки непозиционной системы счисления:Для записи больших чисел необходимо вводить новые цифры (буквы);Трудно записывать большие числа;Нельзя записывать дробные

Слайд 10Позиционные системы счисления
Троичная – 0, 1, 2
Пятеричная – 0, 1, 2,

3, 4
Десятичная – 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
Двенадцатеричная – 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, A, B
и другие.
Позиция цифры в числе называется разрядом.
В числе 555 первая 5 стоит в позиции сотен, вторая 5 – в позиции десятков, третья 5 – в позиции единиц (555=500+50+5).


Позиционные системы счисленияТроичная – 0, 1, 2Пятеричная – 0, 1, 2, 3, 4Десятичная – 0, 1, 2,

Слайд 11Десятичная система счисления
Начало десятичной системе счисления было положено в Древнем Египте

и Вавилоне, в основном ее формирование было завершено индийскими математиками в V-VIIвв. н.э.
Арабы первые познакомились с этой нумерацией и по достоинству ее оценили. В XII веке арабская нумерация чисел распространилась по всей Европе.
Десятичная система счисленияНачало десятичной системе счисления было положено в Древнем Египте и Вавилоне, в основном ее формирование

Слайд 12Позиционные системы счисления
Основание системы – это количество различных знаков, используемых для

изображения чисел в данной системе.

Например,
3125 – основание 5 – пятеричная
3128 – основание 8 – восьмеричная
31210 – основание 5 – десятичная
Задание 2:
Укажите какие числа записаны с ошибками.
1567; 3005,234; 185,7948; 11022; 1345,526; 112,0113; 16,5455.




Позиционные системы счисленияОснование системы – это количество различных знаков, используемых для изображения чисел в данной системе.	Например, 	3125

Слайд 13Представление первых чисел в некоторых системах счисления
q – это основание системы

Представление первых чисел  в некоторых системах счисленияq – это основание системы

Слайд 14Основные достоинства позиционной системы счисления:
Ограниченное количество символов для записи чисел;
Простота выполнения

арифметических операций.
Основные достоинства позиционной системы счисления:Ограниченное количество символов для записи чисел;Простота выполнения арифметических операций.

Слайд 25Задание 3:
Запишите в развернутой форме числа:
N8 = 52003 =
N2 = 110011

=
N16 = AСDЕ =
N8 = 7764,1 =
N5 = 2430,43 =
N16 = 3AF,15 =
Задание 4:
Запишите число в десятичной системе счисления:
110112=…, 423,15=…, 5А,1216=….





Задание 3:Запишите в развернутой форме числа:N8 = 52003 =N2 = 110011 =N16 = AСDЕ =N8 = 7764,1

Слайд 26Двоичная система счисления
1703г. – великий немецкий математик Лейбниц ввел в математику

двоичную систему счисления.
1936-1938гг. – американский инженер и математик Клод Шеннон предложил использовать двоичную систему счисления для конструирования электрических схем.
В двоичной системе счисления для записи чисел используются всего две цифры: 0 и 1, q = 2.
Двоичная система счисления1703г. – великий немецкий математик Лейбниц ввел в математику двоичную систему счисления.1936-1938гг. – американский инженер

Слайд 27Перевод чисел из двоичной системы счисления в десятичную (N2N10)
Пример:
1011,012 =
=

1 ∙ 23 + 0 ∙ 22 + 1 ∙ 21 + 1 ∙ 20 + 0 ∙ 2-1 + 1 ∙ 2-2 =
= 8 + 2 + 1 + ¼ = 8 + 2 + 1 + 0,25 = 11,25.
Задание 5:
Переведите в десятичную систему счисления
10110,0112; 110101,12 ; 10101,1012
Перевод чисел из двоичной системы счисления в десятичную (N2N10) Пример:1011,012  == 1 ∙ 23 + 0

Слайд 28Перевод целых чисел из десятичной системы счисления в двоичную (N10 

N2)

Задание
Перевести число 22 из десятичной системы в двоичную.




Перевод целых чисел из десятичной системы счисления в двоичную (N10  N2) ЗаданиеПеревести число 22 из десятичной

Слайд 29Перевод целых чисел из десятичной системы счисления в двоичную (N10 

N2)

22 2
22 11
0





Перевод целых чисел из десятичной системы счисления в двоичную (N10  N2) 22  222  11

Слайд 30Перевод целых чисел из десятичной системы счисления в двоичную (N10 

N2)

22 2
22 11 2
0 10 5
1






Перевод целых чисел из десятичной системы счисления в двоичную (N10  N2) 22  222  11

Слайд 31Перевод целых чисел из десятичной системы счисления в двоичную (N10 

N2)

22 2
22 11 2
0 10 5 2
1 4 2
1





Перевод целых чисел из десятичной системы счисления в двоичную (N10  N2) 22  222  11

Слайд 32Перевод целых чисел из десятичной системы счисления в двоичную (N10 

N2)

22 2
22 11 2
0 10 5 2
1 4 2 2
1 2 1
0




Перевод целых чисел из десятичной системы счисления в двоичную (N10  N2) 22  222  11

Слайд 33Перевод целых чисел из десятичной системы счисления в двоичную (N10 

N2)

22 2
22 11 2
0 10 5 2
1 4 2 2
1 2 1
0

2210 = 101102



Перевод целых чисел из десятичной системы счисления в двоичную (N10  N2) 22  222  11

Слайд 34Перевод целых чисел из десятичной системы счисления в двоичную (N10 

N2)

Задание 6:
Переведите числа 27; 35; 54; 66 из десятичной системы счисления в двоичную.

Перевод целых чисел из десятичной системы счисления в двоичную (N10  N2) Задание 6: Переведите числа 27;

Слайд 35Перевод целых чисел из десятичной системы счисления в другие системы счисления
(N10

 N8, N16)
Перевод целых чисел из десятичной системы счисления в другие системы счисления(N10  N8, N16)

Слайд 36Перевод целых чисел из десятичной системы счисления в другие системы счисления
(N10

 N8, N16)

Последовательно выполнять деление данного числа и получаемых неполных частных на основание новой системы счисления до тех пор, пока не получим частное меньшее делителя;
Полученные остатки, являющиеся цифрами числа в новой системе счисления, привести в соответствие с алфавитом новой системы счисления;
Составить число в новой системе счисления, записывая его, начиная с последнего частного.

Перевод целых чисел из десятичной системы счисления в другие системы счисления(N10  N8, N16) Последовательно выполнять деление

Слайд 37Перевод целых чисел из десятичной системы счисления в другие системы счисления
(N10

 N8, N16)

Задание
Перевести число 158 из десятичной системы в восьмеричную, шестнадцате-ричную.




Перевод целых чисел из десятичной системы счисления в другие системы счисления(N10  N8, N16) ЗаданиеПеревести число 158

Слайд 38Перевод целых чисел из десятичной системы счисления в другие системы счисления
(N10

 N8, N16)

158 8
158 19
6







Перевод целых чисел из десятичной системы счисления в другие системы счисления(N10  N8, N16) 158  8				158

Слайд 39Перевод целых чисел из десятичной системы счисления в другие системы счисления
(N10

 N8, N16)

158 8
158 19 8
6 16 2
3





Перевод целых чисел из десятичной системы счисления в другие системы счисления(N10  N8, N16) 158  8				158

Слайд 40Перевод целых чисел из десятичной системы счисления в другие системы счисления
(N10

 N8, N16)

158 8
158 19 8
6 16 2
3

15810 = 2368




Перевод целых чисел из десятичной системы счисления в другие системы счисления(N10  N8, N16) 158  8				158

Слайд 41Перевод целых чисел из десятичной системы счисления в другие системы счисления
(N10

 N8, N16)

158 8 158 16
158 19 8 144 9
6 16 2 14
3

15810 = 2368




Перевод целых чисел из десятичной системы счисления в другие системы счисления(N10  N8, N16) 158  8				158

Слайд 42Перевод целых чисел из десятичной системы счисления в другие системы счисления
(N10

 N8, N16)

158 8 158 16
158 19 8 144 9
6 16 2 14
3
1410 = Е16
15810 = 2368




Перевод целых чисел из десятичной системы счисления в другие системы счисления(N10  N8, N16) 158  8				158

Слайд 43Перевод целых чисел из десятичной системы счисления в другие системы счисления
(N10

 N8, N16)

158 8 158 16
158 19 8 144 9
6 16 2 14
3
1410 = Е16
15810 = 2368 15810 = 9Е16




Перевод целых чисел из десятичной системы счисления в другие системы счисления(N10  N8, N16) 158  8				158

Слайд 44Перевод целых чисел из десятичной системы счисления в другие системы счисления
(N10

 N8, N16)

Задание 7
Перевести число 315 из десятичной системы в восьмеричную, шестнадцате-ричную.




Перевод целых чисел из десятичной системы счисления в другие системы счисления(N10  N8, N16) Задание 7Перевести число

Слайд 45Перевод дробных чисел из десятичной системы счисления в другие системы счисления

Последовательно

умножать данное число и получаемые дробные части на основание новой системы до тех пор, пока дробная часть произведения не станет равной нулю или не будет достигнута требуемая точность представления числа;
Полученные целые части произведений, являющиеся цифрами числа в новой системе счисления, привести с алфавитом новой системы;
Составить дробную часть числа в новой системе, начиная с целой части первого произведения.
Перевод дробных чисел из десятичной системы счисления в другие системы счисления Последовательно умножать данное число и получаемые

Слайд 46Перевод дробных чисел из десятичной системы счисления в другие системы счисления

Задание
Перевести

десятичную дробь 0,1875 из десятичной системы в двоичную, восьмеричную, шестнадцатеричную.




Перевод дробных чисел из десятичной системы счисления в другие системы счисления ЗаданиеПеревести десятичную дробь 0,1875 из десятичной

Слайд 47Перевод дробных чисел из десятичной системы счисления в другие системы счисления

0

1875
⨉ 2
0 3750




Перевод дробных чисел из десятичной системы счисления в другие системы счисления 0 1875			 ⨉ 2		0 3750

Слайд 48Перевод дробных чисел из десятичной системы счисления в другие системы счисления

0

1875
⨉ 2
0 3750
⨉ 2
0 7500



Перевод дробных чисел из десятичной системы счисления в другие системы счисления 0 1875			 ⨉ 2		0 3750			 ⨉

Слайд 49Перевод дробных чисел из десятичной системы счисления в другие системы счисления

0

1875
⨉ 2
0 3750
⨉ 2
0 7500
⨉ 2
1 5000



Перевод дробных чисел из десятичной системы счисления в другие системы счисления 0 1875			 ⨉ 2		0 3750			 ⨉

Слайд 50Перевод дробных чисел из десятичной системы счисления в другие системы счисления

0

1875
⨉ 2
0 3750
⨉ 2
0 7500
⨉ 2
1 5000
⨉ 2
1 0000



Перевод дробных чисел из десятичной системы счисления в другие системы счисления 0 1875			 ⨉ 2		0 3750			 ⨉

Слайд 51Перевод дробных чисел из десятичной системы счисления в другие системы счисления

0

1875
⨉ 2
0 3750
⨉ 2
0 7500
⨉ 2
1 5000
⨉ 2
1 0000
0,187510 = 0,00112



Перевод дробных чисел из десятичной системы счисления в другие системы счисления 0 1875			 ⨉ 2		0 3750			 ⨉

Слайд 52Перевод дробных чисел из десятичной системы счисления в другие системы счисления

0

1875 0 1875
⨉ 2 ⨉ 8
0 3750 1 5000
⨉ 2
0 7500
⨉ 2
1 5000
⨉ 2
1 0000
0,187510 = 0,00112



Перевод дробных чисел из десятичной системы счисления в другие системы счисления 0 1875		0 1875			 ⨉ 2

Слайд 53Перевод дробных чисел из десятичной системы счисления в другие системы счисления

0

1875 0 1875
⨉ 2 ⨉ 8
0 3750 1 5000
⨉ 2 ⨉ 8
0 7500 4 0000
⨉ 2
1 5000
⨉ 2
1 0000
0,187510 = 0,00112



Перевод дробных чисел из десятичной системы счисления в другие системы счисления 0 1875		0 1875			 ⨉ 2

Слайд 54Перевод дробных чисел из десятичной системы счисления в другие системы счисления

0

1875 0 1875
⨉ 2 ⨉ 8
0 3750 1 5000
⨉ 2 ⨉ 8
0 7500 4 0000
⨉ 2
1 5000
⨉ 2
1 0000
0,187510 = 0,00112 = 0,148



Перевод дробных чисел из десятичной системы счисления в другие системы счисления 0 1875		0 1875			 ⨉ 2

Слайд 55Перевод дробных чисел из десятичной системы счисления в другие системы счисления

0

1875 0 1875 0 1875
⨉ 2 ⨉ 8 ⨉ 16
0 3750 1 5000
⨉ 2 ⨉ 8
0 7500 4 0000
⨉ 2
1 5000
⨉ 2
1 0000
0,187510 = 0,00112 = 0,148



Перевод дробных чисел из десятичной системы счисления в другие системы счисления 0 1875		0 1875		 0 1875	 ⨉

Слайд 56Перевод дробных чисел из десятичной системы счисления в другие системы счисления

0

1875 0 1875 0 1875
⨉ 2 ⨉ 8 ⨉ 16
0 3750 1 5000 1 1250
⨉ 2 ⨉ 8
0 7500 4 0000
⨉ 2
1 5000
⨉ 2
1 0000
0,187510 = 0,00112 = 0,148



Перевод дробных чисел из десятичной системы счисления в другие системы счисления 0 1875		0 1875		 0 1875	 ⨉

Слайд 57Перевод дробных чисел из десятичной системы счисления в другие системы счисления

0

1875 0 1875 0 1875
⨉ 2 ⨉ 8 ⨉ 16
0 3750 1 5000 1 1250
⨉ 2 ⨉ 8 1 875
0 7500 4 0000 3 0000
⨉ 2
1 5000
⨉ 2
1 0000
0,187510 = 0,00112 = 0,148



Перевод дробных чисел из десятичной системы счисления в другие системы счисления 0 1875		0 1875		 0 1875	 ⨉

Слайд 58Перевод дробных чисел из десятичной системы счисления в другие системы счисления

0

1875 0 1875 0 1875
⨉ 2 ⨉ 8 ⨉ 16
0 3750 1 5000 1 1250
⨉ 2 ⨉ 8 1 875
0 7500 4 0000 3 0000
⨉ 2
1 5000
⨉ 2
1 0000
0,187510 = 0,00112 = 0,148 = 0,316



Перевод дробных чисел из десятичной системы счисления в другие системы счисления 0 1875		0 1875		 0 1875	 ⨉

Слайд 59Перевод дробных чисел из десятичной системы счисления в другие системы счисления

Задание

8
Перевести десятичное число 315,1875 из десятичной системы в двоичную, восьмеричную, шестнадцатеричную.




Перевод дробных чисел из десятичной системы счисления в другие системы счисления Задание 8Перевести десятичное число 315,1875 из

Слайд 60Перевод дробных чисел из десятичной системы счисления в другие системы счисления

Задание

9
Перевести десятичное число 15,125 из десятичной системы в двоичную, восьмеричную, шестнадцатеричную.




Перевод дробных чисел из десятичной системы счисления в другие системы счисления Задание 9Перевести десятичное число 15,125 из

Слайд 61Домашнее задание №1
Какие числа написаны римскими цифрами:
MMMD, XIX, MMXII, CCXCVII, MCMLXXXIX?
Выполните

действия и результат запишите римскими цифрами: а) IC + XIX; б) LXVI : XI.
Запишите число в десятичной системе счисления
а) 1010112=…, б) 1305,25=…, в) 5АВ16=….
Сравните числа:
а) 1102 и 1103; б)5506 и 5058; в) Е316 и 378




Домашнее задание №1Какие числа написаны римскими цифрами:	MMMD, XIX, MMXII, CCXCVII, MCMLXXXIX?Выполните действия и результат запишите римскими цифрами:

Слайд 62Домашнее задание №2
Какое минимальное основание должна иметь система счисления, если в

ней могут быть записаны числа: 21, 1201, 403, 561, 125, 874?
Перевести из десятичной системы счисления следующие числа:
а) 345 → А5; б) 6435 → А8;
в) 675 → А12; г) 98 → А2;
Перевести десятичные дроби в двоичную систему счисления. В двоичной записи числа сохранить шесть знаков: 0,555; 16,555; 0,333; 98,333.



Домашнее задание №2Какое минимальное основание должна иметь система счисления, если в ней могут быть записаны числа: 21,

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть