Слайд 1
Тема урока
Основы программирования
9 класс
Учитель информатики:
Абакумова Ольга Николаевна
Слайд 2Вопросы
Языки программирования, их назначение, особенности.
Знакомство со структурой программы на языке Паскаль.
Знакомство
с программной средой Pascal ABC.
«Проба пера».
Слайд 3Языки программирования
Язык программирования – формальный язык для записи алгоритмов в форме
понятной компьютеру (исполнителю алгоритма).
Программа – алгоритм, записанный на языке программирования.
Машинный код – это набор команд (язык) процессора. Команды машинного кода записываются в двоичном коде.
Слайд 5Язык низкого уровня – это язык программирования, предназначенный для определенного типа компьютера
и отражающий его внутренний машинный код; языки низкого уровня часто называют машинно-ориентированными языками.
Язык высокого уровня – это язык программирования, ориентированный на удовлетворение требований программиста; он не зависит от внутренних машинных кодов компьютера любого типа. Языки высокого уровня используют для решения проблем, и поэтому их часто называют проблемно-ориентированными языками. Каждая команда языка высокого уровня эквивалентна нескольким командам в машинных кодах, поэтому программы, написанные на языках высокого уровня, более компактны, чем аналогичные программы в машинных кодах.
Слайд 8Транслятор — это программа-переводчик, которая преобразует программу, написанную на одном из
языков высокого уровня, в программу, состоящую из машинных команд, понятных процессору.
Интерпретатор обрабатывает и исполняет команды программы последовательно по строкам.
Компилятор обрабатывает весь текст программы, преобразовывая его в машинный код, отмечает все ошибки и после их исправления создает законченный вариант программы на машинном языке, который затем и выполняется.
После того, как программа откомпилирована, ни сама исходная программа, ни компилятор более не нужны. В то же время программа, обрабатываемая интерпретатором, должна заново переводиться на машинный язык при каждом очередном запуске программы.
Откомпилированные программы работают быстрее, но интерпретируемые проще исправлять и изменять.
Слайд 9Структура программы на языке Паскаль
Слайд 10Язык Паскаль был создан Никлаусом Виртом в 1968—1969 годах. Он был
опубликован в 1970 году как небольшой и эффективный язык, чтобы способствовать хорошему стилю программирования, использовать структурное программирование и структурированные данные.
Немного истории…
Слайд 11Язык назван в честь выдающегося французского математика, физика, литератора и философа
Блеза Паскаля, который создал первую в мире механическую машину, складывающую два числа.
Немного истории…
Слайд 12Основные понятия:
алфавит языка
программа
операторы
типы данных
Слайд 13Алфавит языка Pascal
Язык – совокупность символов, соглашений и правил, используемых для
общения. При записи алгоритма решения задачи на языке программирования необходимо четко знать правила написания и использования языковых единиц.
Основой любого языка является алфавит (набор знаков, состоящий из букв, десятичных и шестнадцатеричных цифр, специальных символов).
Слайд 14Алфавит языка Pascal составляют:
прописные и строчные буквы латинского алфавита: A, B, C…Y, Z, a, b,c,…y, z ;
десятичные цифры: 0, 1, 2,…9;
знаки операций: + - * / > < =
специальные символы: ; ’ , . : {} [] ( )
комбинации специальных символов , которые нельзя разделять пробелами, если они используются как знаки операций: «:=», «..», «<>», «<=», «>=».
подчеркивание _
спецификаторы: ^ # $
Слайд 15Алфавит языка Pascal
ВНИМАНИЕ!!! Русские символы допустимы только:
в комментариях, например:
{ это
комментарий }
(* и это комментарий*)
// это тоже
в текстовых константах (в апострофах), например:
write (‘введите значения а и в’)
Особо опасны символы А В Е К М Р С Т О У
Слайд 16Структура программы
{1. заголовок программы}
program Имя_Программы;
{2. Раздел описаний}
label Описания_меток;
const Описания_Констант;
type Описания_Типов;
var Описания_Переменных;
procedure Описания_Процедур_и_функций;
function;
{3. Раздел операторов}
begin
Тело_программы
end.
Слайд 17Идентификаторы
Имена операторов, переменных, констант, типов величин, имя самой программы назначаются разработчиком
и называются в Паскале идентификаторами. Существуют правила, которым должны отвечать все идентификаторы:
идентификатор должен быть уникальным, то есть одним и тем же именем не могут быть названы разные объекты;
идентификатор имеет ограничение по длине (зависит от конкретной реализации языка на компьютере);
идентификатор может состоять только из символов латинского алфавита, цифр и знака подчеркивания ("_");
идентификатор не может начинаться с цифры и содержать пробел.
Нельзя использовать как идентификаторы слова, предназначенные для обозначения операторов программы, но можно программу оставить без заголовка.
Слайд 18Вот несколько примеров имен:
Flower
TIM_04
Pascal_34
56flover
pr 1
456
odin dva
(1 и 3 - начинается с
цифры, 2 и 4 – имеет пробел т.е. пишется в два слова)
Слайд 19Константы – это данные, значения которых в процессе выполнения программы не
могут изменяться.
Константы вводятся в блоке const:
const
a=5;
b=9.8;
c=’значение неизвестно’;
В общем виде:
имя константы = выражение;
Слайд 20Переменные – это данные, которые могут изменяться в процессе выполнения программы.
Переменные
имеют имя, тип и значение.
Описание переменных происходит в блоке var:
var
a: integer;
b: real;
c: char;
В общем виде:
имя переменной: тип переменной;
Слайд 21Операторы
Все операторы языка Паскаль можно условно разбить на две группы:
простые;
структурированные.
Слайд 22Простые операторы
Простые операторы – это операторы, не содержащие в себе других операторов.
К ним относятся:
оператор присваивания (:=);
оператор процедуры;
оператор безусловного перехода (GOTO).
Слайд 23Общий вид:
переменная := выражение;
Может быть: переменной, элементом массива, полем записи и
др.
Не может быть: константа, выражение.
Может быть: константой, переменной, элементом массива, арифметическим или логическим выражением.
Работа оператора: если справа стоит выражение, то сначала вычисляется его значение, а затем это значение пересылается в переменную стоящую слева.
Слайд 24Структурированные операторы
Структурированные операторы – это операторы, которые содержат в себе другие операторы.
К ним относятся:
составной оператор;
операторы условий (IF, CASE);
операторы цикла (FOR, WHILE, REPEAT);
оператор присоединения (WITH).
Слайд 25Оператор ввода
Read (список переменных);
ReadLn (список переменных);
program first;
begin
readln (b1);
end.
Слайд 26Оператор вывода
Write (b1, b2, b3,…, bn);
Writeln (b1, b2, b3,…, bn);
Write
(‘значения переменных’, b1, b2, b3,…, bn);
program first;
begin
writeln (‘Hello, World!’);
end.
Слайд 27ТИПЫ ДАННЫХ
Переменные характеризуются своим типом.
Тип определяет множество допустимых значений, которое принимает
переменная данного типа.
Определяет так же множество допустимых операций над переменной данного типа
определяет представления данных в оперативной памяти компьютера.
Слайд 28
Простые
Порядковые
Вещественные
Строковый
Указатели
Целочисленные
Логический
Символьный
Перечислимый
Диапазон
Структурированные
Массив
Запись
Множество
Файлы
Объект
Ссылка
Слайд 30Задача 1.
Вывести на экран текст в заданном формате:
Сегодня
хорошая
погода
Слайд 31Задача 2.
Напишите программу, которая печатает ваше имя в рамочке из звездочек.
Пример:
**********
*Софья*
**********