Слайд 1МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЮ И СОЗДАНИЮ МНОГОТАБЛИЧНОЙ БАЗЫ ДАННЫХ
Федотова Галина Владимировна,
преподаватель информатики
и информационных технологий,
МИРЭА Колледж приборостроения и информационных технологий
fedotovagv@yandex.ru
Слайд 2Проектирование реляционной БД с использованием ER-технологии
Цель разработки БД – определение ее
логической структуры.
В результате проектирования должен быть определен состав реляционных таблиц, для каждой таблицы – состав ее полей (столбцов) и логические связи между таблицами.
Слайд 3Проектирование реляционной БД с использованием ER-технологии
Для каждого поля должны быть заданы:
имя
поля;
тип данных;
размер поля.
Для каждой таблицы должен быть задан первичный ключ (поле, однозначно определяющее запись).
Слайд 4Основные понятия
Сущность – это объект, информация о котором должна быть представлена
в БД (обычно существительное).
Например, ученик.
Связь – соединение между двумя и более сущностями (обычно глагол).
Например, решает.
Атрибут – свойство сущности или связи.
Например, Фамилия, Имя, Отчество – атрибуты сущности Ученик
Слайд 5Типы связей
1:1 – один к одному (каждый экземпляр первой сущности может
быть связан только с одним экземпляром второй сущности)
1:М – один ко многим (каждый экземпляр первой сущности может быть связан с несколькими экземплярами второй сущности).
М:М – многие ко многим (каждый экземпляр первой сущности может быть связан с несколькими экземплярами второй сущности и наоборот).
Слайд 6Проектирование реляционной БД с использованием ER-технологии
Учитель ведет урок в кабинете.
У1
У2
У3
К1
К2
К3
У4
К4
Слайд 7Проектирование реляционной БД с использованием ER-технологии
Учитель ведет урок в своем кабинете.
Слайд 8Проектирование реляционной БД с использованием ER-технологии
Ученик решает задачи.
Уч1
Уч2
Уч3
З1
З2
З3
Уч4
З4
Слайд 9Проектирование реляционной БД с использованием ER-технологии
Ученик решает задачи.
Слайд 10Проектирование реляционной БД с использованием ER-технологии
В кабинете находятся ученики.
Слайд 11Проектирование реляционной БД с использованием ER-технологии
В кабинете находятся ученики.
Слайд 12Задания
Построить ER-диаграмму и определить тип связей для следующих случаев:
1)
Врач принимает пациентов поликлиники в своем кабинете.
2) Троллейбусы обслуживают маршрут.
3) Маршрут состоит из остановок.
4) В аптеках города имеются разные лекарства.
5) Ученик берет книги в библиотеке для подготовки сообщения по литературе.
6) Гражданин имеет паспорт.
7) Библиотечная книга имеет инвентарный номер.
Слайд 13Проектирование БД TOYOTA
Рассмотрим работу управляющего складом филиала торговой фирмы, продающей автомобили
“Toyota” в России.
Перед ним стоит задача осуществить упорядочение информации об ассортименте продукции и всех клиентах фирмы в данном регионе в одной базе данных.
Речь идет об адресах клиентов, их заказах, марках автомобилей, предлагаемых на продажу, их характеристиках.
Слайд 14Проектирование БД TOYOTA
ГЛАВНЫЕ СУЩНОСТИ: КЛИЕНТЫ и МОДЕЛИ
ER-диаграмма
Один клиент может заказать одну
модель. Несколько клиентов могут заказать одну и ту же модель.
Слайд 15Таблица Модели должна быть заполнена атрибутами, задающими характеристики моделей, например такими,
как мощность двигателя, цвет, количество дверей и т.д.
Таблица Клиенты – атрибутами, связанными с заказом и с клиентом, осуществляющим заказ: ФИО и адрес заказчика, телефон, дата заказа и т.п.
Первая группа атрибутов функционально зависит от ключевого атрибута сущности Модели (Код модели), вторая – от ключевого атрибута сущности Клиенты (Номер заказа).
Проектирование БД TOYOTA
Слайд 16Создание БД и таблиц в ней
Создать файл в среде MS ACCESS
и открыть его (нажать кнопку Включить содержимое)
Создать структуру таблицы, задав имена полей, типы данных и описание, если это необходимо (Создание – Конструктор таблиц).
Задать первичный ключ таблицы, если это необходимо (выделить строку с именем поля и нажать значок ключ или выбрать его в контекстном меню – ключевое поле).
Сохранить таблицу, задав ей имя (Файл – Сохранить).
Закрыть таблицу (вызвать контекстное меню на имени таблицы и выбрать команду Закрыть).
Слайд 18Таблица МОДЕЛИ
Имена полей и типы данных:
Код модели – числовой (первичный
ключ)
Название модели – текстовый
Цвет – текстовый
Количество дверей – числовой
Коробка передач – текстовый
Обивка – текстовый
Другое оснащение – поле МЕМО
Заводская цена – денежный
Транспортные издержки – денежный
Специальная модель – логический
Слайд 20Таблица КЛИЕНТЫ
Имена полей и типы данных:
ФИО – текстовый
Адрес –
текстовый
Телефон – текстовый
Дата заказа – дата/время
Номер договора – числовой
Код модели – числовой (Мастер подстановок)
Скидка – денежный
Слайд 22Использование Мастера подстановок
1. В поле Тип данных в строке Код модели
выберем в раскрывающемся списке Мастер подстановок.
Слайд 23Использование Мастера подстановок
2. Поставим флажок в поле Объект «поле подстановки» получит
значения из другой таблицы или другого запроса.
Слайд 24Использование Мастера подстановок
3. Выберем таблицу Модели.
Слайд 25Использование Мастера подстановок
4. Перенесем имя поля Код модели в окно Выбранные
поля (>).
Слайд 26Использование Мастера подстановок
5. Сортировку записей можно пропустить.
Слайд 27Использование Мастера подстановок
6. Далее нажимаем Готово и сохраняем изменения в таблице.
Слайд 28Связывание таблиц (схема данных)
Открыть окно Схема данных (выбрать вкладку Работа с
базами данных – Схема данных)
Добавить таблицы, которые необходимо связать (выделить имя таблицы в окне Добавление таблицы и нажать кнопку Добавить)
После добавления всех таблиц закрыть окно Добавление таблицы
Связать таблицы с помощью первичного ключа (Зажать левую клавишу мыши на ключевом поле одной таблицы и протянуть мышь до такого же имени поля в другой таблице)
Поставить галочки в строках Обеспечение целостности данных, Каскадное обновление связанных полей и Каскадное удаление связанных записей, нажать кнопку Создать.
Закрыть окно Схема данных, сохранив ее.
Слайд 29Связывание таблиц (схема данных)
Открыть окно Схема данных (выбрать вкладку Работа с
базами данных – Схема данных)
Слайд 30Связывание таблиц (схема данных)
2. Добавить таблицы, которые необходимо связать (выделить имя
таблицы в окне Добавление таблицы и нажать кнопку Добавить)
Слайд 31Связывание таблиц (схема данных)
3. После добавления всех таблиц закрыть окно Добавление
таблицы
Слайд 32Связывание таблиц (схема данных)
4. Связать таблицы с помощью первичного ключа (Зажать
левую клавишу мыши на ключевом поле одной таблицы и протянуть мышь до такого же имени поля в другой таблице)
Слайд 33Связывание таблиц (схема данных)
5. Поставить галочки в строках Обеспечение целостности данных,
Каскадное обновление связанных полей и Каскадное удаление связанных записей, нажать кнопку Создать.
Слайд 34Связывание таблиц (схема данных)
6. Закрыть окно Схема данных, сохранив ее.
Слайд 35Заполнение таблиц данными
Открыть таблицу Модели (Двойным щелчком мыши по имени таблицы
в поле
Все объекты ACCESS).
Заполнить таблицу данными.
Закрыть таблицу.
Открыть таблицу Клиенты (Двойным щелчком мыши по имени таблицы в поле
Все объекты ACCESS).
Заполнить таблицу данными.
Закрыть таблицу.
Слайд 37Создание форм
Перейти в категорию Формы
Слайд 38Создание форм
2. Открыть вкладку Создание и выбрать Мастер форм.
3. Выбрать имя
таблицы и переместить все имена полей из окна Доступные поля в окно Выбранные поля с помощью кнопки
Если нужны не все имена полей можно выделять их по одному и перемещать с помощью кнопки
Слайд 39Создание форм
4. Выбрать внешний В один столбец, Ленточный, Табличный или Выровненный.
Слайд 40Создание форм
4. Задать имя формы
Слайд 41Создание главной формы
Для создания главной формы используется Конструктор (во вкладке Формы)
Слайд 42Элементы управления
Выбор объекта
Поле
Надпись
Управляющая кнопка
Вкладка
Гиперссылка
Элемент управления типа Web-браузер
Элемент навигации
Слайд 43Создание надписи
1. Выбрать инструмент Надписи во вкладке Элементы управления
2. Растянуть
прямоугольник – поле для надписи в окне Область данных и набрать текст надписи
Слайд 44Создание управляющих кнопок
Выбрать элемент управления Кнопка
В окне Категории выбрать Работа с
формой
В окне Действия выбрать Открыть форму
Выбрать имя формы, открываемой нажатием управляющей кнопки
Поставить флажок Открыть форму и показать все записи
Выбрать Текст или Рисунок, который будет изображен на кнопке
Задать имя кнопки
Оформление текста на кнопке можно выполнить с помощью инструментов панели Форматирование текста (в главном меню)
Слайд 45Создание управляющих кнопок
Выбрать элемент управления Кнопка
и растянуть прямоугольник – поля кнопки
в окне Область данных
2. В окне Категории выбрать Работа с формой
3. В окне Действия выбрать Открыть форму
Слайд 46Создание управляющих кнопок
4. Выбрать имя формы, открываемой нажатием управляющей кнопки
Слайд 47Создание управляющих кнопок
5. Поставить флажок Открыть форму и показать все
записи
Слайд 48Создание управляющих кнопок
6. Выбрать Текст или Рисунок, который будет изображен
на кнопке
Слайд 49Создание управляющих кнопок
7. Задать имя кнопки
Слайд 50Создание управляющих кнопок
8. Оформление текста на кнопке можно выполнить с помощью
инструментов панели Форматирование текста (в главном меню), предварительно выделив текст на кнопке.
Слайд 52Настройка параметров запуска БД
Главная форма может играть роль управляющего элемента базы
данных.
Для этого необходимо выполнить следующий алгоритм:
Во вкладке Файл выбрать Параметры
Выбрать Текущая база данных
В раскрывающемся списке Форма просмотра выбрать имя главной формы
Слайд 53Литература
А.Д.Хомоненко, Гридин В.В. «Microsoft ASSEСС. Быстрый старт. – ССПб: БХВ-Петербург, 2003
Н.Н.Гринченко,
Е.В.Гусев, Н.П.Макаров, А.Н.Пылькин, Н.И.Цуканова «Проектирование баз данных. СУБД MS ACCESS»: Учебное пособие для вузов – М.: Горячая линия – Телеком, 2004
С.М.Диго ACCESS: учебно-практ. пособие – М.: ТК Велби, изд. Проспект, 2006