Презентация, доклад к урокам информатики по теме Логика в информатике

Содержание

Цель курса сформировать умение: выделять существенные высказывания в тексте задачи и формализовывать их; представлять условия и решение задачи в различных видах; преобразовывать логические выражения для обоснования функционирования устройств, являющихся основой компьютера.

Слайд 1Логика в информатике
Обучение школьников основам информатики, изучение ими такого важного понятия

как «алгоритм», невозможно без развития у них логического мышления, умения оперировать понятиями и символикой математической логики.

Шевякова Е.В. МБОУ Гимназия № 17 г. Королев Московская область

Логика в информатикеОбучение школьников основам информатики, изучение ими такого важного понятия как «алгоритм», невозможно без развития у

Слайд 2 Цель курса
сформировать умение:
выделять существенные высказывания в тексте

задачи и формализовывать их;
представлять условия и решение задачи в различных видах;
преобразовывать логические выражения для обоснования функционирования устройств, являющихся основой компьютера.
Цель курса сформировать умение: выделять существенные высказывания в тексте задачи и формализовывать их; представлять условия и

Слайд 3Темы для обсуждения
I. Формальная логика
(Понятие. Высказывание Умозаключение.)
II.  Математическая логика (логические

операции, построение таблиц истинности и упрощение сложных высказываний)
III. Логические основы компьютера (логические элементы, переключательные схемы )
IV. Применение электронных таблиц Excel для построения таблиц истинности и использования условной функции.

Темы для обсужденияI. Формальная логика (Понятие. Высказывание Умозаключение.)II.  Математическая логика (логические операции, построение таблиц истинности и упрощение

Слайд 4 Формальная логика .
Понятие
Содержание (Совокупность существенных свойств, которые мыслятся в данном

понятии)
Объем (Совокупность предметов, которые мыслятся в данном понятии)
Виды понятий

Единичные Общие Пустые

Формальная логика .ПонятиеСодержание (Совокупность существенных свойств, которые мыслятся в данном понятии)Объем (Совокупность предметов, которые мыслятся в

Слайд 5Отношения между понятиями.

Тестовые задания

Равнозначности (мыслится один и тот же предмет)
Пересечения (понятия имеют некоторые общие признаки)
Подчинение (понятие с большим объемом – подчиняющее, с меньшим – подчиненное. Род – Вид.)
Соподчинение (два понятия находятся в соподчинении к третьему, если они не имеют общих элементов объема и это третье понятие является подчиняющим для каждого из них)
Исключения (объемы полностью исключают друг друга)

Отношения между понятиями.

Слайд 6 Логические операции над понятиями
Обобщение Образование из понятия некоторого нового

с более широким объемом
Ограничение Переход от понятия с большим объемом к понятию с меньшим объемом
Определение Раскрытие содержания понятия
Деление Распределение объема понятия на классы с точки зрения некоторого признака
Классификация Многоступенчатое, разветвленное деление.

Обобщить «ОЗУ»

Ограничить «Электронное устройство»

Определить «информатика»

Разделить «треугольник»

Расклассифицировать «память компьютера»

Логические операции над понятиямиОбобщение   Образование из понятия некоторого нового с более широким объемом Ограничение

Слайд 7 Высказывание (суждение, утверждение)
Классификация высказываний:
Общеутвердительные Все S

суть Р
Общеотрицательные Ни одно S не суть Р
Частноутвердительные Некоторые S суть Р
Частноотрицательны Некоторые S не суть Р

Форма мысли, содержащая описание некоторой ситуации и утверждение или отрицание наличия этой ситуации в действительности

В высказывании осуществляется приписывание свойств предмету

Высказывание  (суждение, утверждение) Классификация высказываний:Общеутвердительные   Все S суть РОбщеотрицательные   Ни одно

Слайд 8Умозаключение
форма мышления, посредством которой из одного или нескольких истинных суждений,

называемых посылками, по определенным правилам получают суждение-заключение.
А В; ¬ В А ∨ В; А
¬ А ¬ В
Умозаключение форма мышления, посредством которой из одного или нескольких истинных суждений, называемых посылками, по определенным правилам получают

Слайд 9Математическая логика
Алгебра логики (алгебра высказываний) - раздел математической логики, изучающий

строение (форму, структуру) сложных логических высказываний и способы установления их истинности с помощью алгебраических методов .

A & B ∨ A & ¬B =
= А & ( В ∨ ¬B ) = = А & 1 = А

Математическая логика Алгебра логики (алгебра высказываний) - раздел математической логики, изучающий строение (форму, структуру) сложных логических высказываний

Слайд 10Логическое высказывание
— это любoе повествовательное пpедлoжение, в oтнoшении кoтopoгo мoжно oднoзначнo

сказать, истиннo oнo или лoжнo.

Все рыбы дышат жабрами

Волга впадает в Каспийское море

Логическое высказывание— это любoе повествовательное пpедлoжение, в oтнoшении кoтopoгo мoжно oднoзначнo сказать, истиннo oнo или лoжнo.Все рыбы

Слайд 11Обозначение высказываний:
Х = Число 12345 кратно 3
Р = Чтобы подключиться

к Интернету с домашнего компьютера, необходим модем .
Если высказывание А истинное, то будем писать «А = 1»
и говорить «А – истинно».
Если высказывание А ложное,
то будем писать«А = 0»
и говорить «А – ложно».

Джордж Буль

Обозначение высказываний:Х = Число 12345 кратно 3 Р = Чтобы подключиться к Интернету с домашнего компьютера, необходим

Слайд 12 Логическая операция

Тестовые задания

способ построения сложного высказывания из данных высказываний, при котором значение истинности сложного высказывания полностью определяется значениями истинности исходных высказываний.
Инверсия
Конъюнкция
Дизъюнкция
Импликация
Эквиваленция


Логическая операция

Слайд 13Импликацию можно выразить через  дизъюнкцию  и  отрицание:
А

В = А v В.
 
Эквиваленцию можно выразить через отрицание, дизъюнкцию и конъюнкцию:
А В = ( А v В) . ( В v А).



Импликацию можно выразить через  дизъюнкцию  и  отрицание: А     В = А v В.

Слайд 14Логическая формула:

Всякая логическая переменная и символы "истина" ("1") и "ложь" ("0")

— формулы.
Если  А и В — формулы,   то   ,   А & В ,  
А v В ,   А B ,   А В   —  формулы.

Никаких других формул в алгебре
логики нет.


Логическая формула:Всякая логическая переменная и символы

Слайд 15Построение таблиц истинности сложных высказываний.
В классе оказалось разбито стекло. Учитель объясняет

директору: это сделал Коля или Саша. Но Саша этого на делал, т.к. в это время сдавал мне зачет. Следовательно, это сделал Коля.
Прав ли учитель?
Формализуем данное сложное высказывание.
К – это сделал Коля С – это сделал Саша
Количество простых высказываний n = 2.
Форма высказывания: ( К ∨ C ) & ¬ С ⇒ К
Построение таблиц истинности сложных высказываний.В классе оказалось разбито стекло. Учитель объясняет директору: это сделал Коля или Саша.

Слайд 16Под упрощением формулы, не содержащей операций импликации и эквиваленции, понимают равносильное

преобразование, приводящее к формуле, которая либо содержит по сравнению с исходной меньшее число операций конъюнкции и дизъюнкции и не содержит отрицаний неэлементарных формул, либо содержит меньшее число вхождений переменных.

Упрощение сложных высказываний

Пример 1
Упростить:
A & B ∨ A & ¬B.
 

Применим закон исключенного третьего
A & B ∨ A & ¬B = А & ( В ∨ ¬B ) =
= А & 1 = А
 

Под упрощением формулы, не содержащей операций импликации и эквиваленции, понимают равносильное преобразование, приводящее к формуле, которая либо

Слайд 17Пример 2.УпроститьУпростить:

(A ∨ B) & (A ∨ ¬B).

Способ 1. Применим законы дистрибутивности и непротиворечия:
(A ∨ B) & (A ∨ ¬B) = A ∨ (В & ¬B ) =
A ∨ 0 = А
Способ 2. Перемножим скобки (как в алгебре чисел)
(A ∨ B) & (A ∨ ¬B) =
A & А ∨ A & ¬B ∨ В & А ∨ В & ¬B =
= A ∨ А & (¬B ∨ В ) ∨ 0 = A ∨ А & 1 =
A ∨ А = А.

Пример 2.УпроститьУпростить:

Слайд 18Пример 3. Упростить: ¬ (¬ Х ∨ ¬ У).

Применим законы де

Моргана
и двойного отрицания:
¬ (¬ Х ∨ ¬ У) = ¬ ¬ Х & ¬¬ У = Х & У.
Пример 4.
Пример 3. Упростить:   ¬ (¬ Х ∨ ¬ У).Применим законы де Моргана и двойного отрицания:

Слайд 19 Перед сдачей вступительных экзаменов в институт абитуриент предположил, что:
если

он сдаст математику, то не получит двойку по диктанту только при условии, что он сдаст информатику;
не м.б., чтобы он одновременно получил двойки и по диктанту и по математике;
достаточное условие несдачи экзамена по информатике – двойка по диктанту.

После сдачи экзаменов оказалось, что из трех предположений только одно было ложным. Как сдал экзамены?

M⇒( I ⇒ D)

¬ D ⇒ ¬ I

M ∨ D

Перед сдачей вступительных экзаменов в институт абитуриент предположил, что: если он сдаст математику, то не получит

Слайд 21Решение логических содержательных задач
Процесс решения:
Алгебраический, табличный, графический…
Условия задачи о двух

утверждениях:
Решение логических содержательных задач Процесс решения:Алгебраический, табличный, графический…Условия задачи о двух утверждениях:

Слайд 22Логические основы компьютера
Цифровой сигнал - это сигнал, который может принимать только

одно из двух установленных значений.

Примеры таких состояний:
Напряжения +5 В и 0,4 В
Сила тока 20 мА и 1 мА
Лампа горит или нет
Кнопка нажата или нет.

Логические основы компьютераЦифровой сигнал - это сигнал, который может принимать только одно из двух установленных значений.Примеры таких

Слайд 23Логический элемент
преобразователь, который получая сигналы об истинности отдельных высказываний,

обрабатывает их и в результате выдает значение логического отрицания, логической суммы или логического произведения этих высказываний.

Логический элемент  преобразователь, который получая сигналы об истинности отдельных высказываний, обрабатывает их и в результате выдает

Слайд 24Логические элементы

Логические элементы

Слайд 25Переключательная схема
— это схематическое изображение некоторого устройства, состоящего из переключателей и

соединяющих их проводников, а также из входов и выходов, на которые подаётся и с которых снимается электрический сигнал.

Схема состоит из двух параллельных ветвей и описывается функцией

Переключательная схема— это схематическое изображение некоторого устройства, состоящего из переключателей и соединяющих их проводников, а также из

Слайд 26Функциональные схемы и структурные формулы логических устройств.
Логическое устройство - цепочка

из логических элементов, в которой выходы одних элементов являются входами других.
Функциональная схема – схема соединения
логических элементов, реализующая
логическую функцию.

Формой описания функции, реализуемой логическим устройством, является структурная формула.
F(X,Y) = X V Y

Функциональные схемы и структурные формулы логических устройств. Логическое устройство - цепочка из логических элементов, в которой выходы

Слайд 27Установите соответствие между логической функцией и таблицей истинности: А) F(Х,У) = ¬Х

& ¬ Y ∨ ¬Х & Y Б) F(Х,У) = Х & ¬ Y В) F(Х,У) = ¬Х & ¬ Y

№ 1

№ 2

Установите соответствие между логической функцией и таблицей истинности:  А) F(Х,У) = ¬Х & ¬ Y ∨

Слайд 28Научимся строить функциональные схемы по структурным формулам и наоборот.
1) Определите структурную

формулу по заданной функциональной схеме:

х
у




Ответ:
F(X,Y) = ¬ ( X ∨Y )

2) Постройте функциональную
схему, отвечающую структурной формуле
F(X,Y) = ¬ X & Y



Научимся строить функциональные схемы по структурным формулам и наоборот.1) Определите структурную формулу по заданной функциональной схеме:

Слайд 29Применение математической логики в технике.


1) Изобразите переключательные схемы, отвечающие следующим сложным высказываниям:
А) ( А ∨ B ) & (C ∨ D)
Б ) A & B & C ∨ A & ¬ B ∨ ¬ C
2) Можно ли изображенную на рисунке электрическую цепь заменить более простой схемой, соответствующей формуле
F(X, Y, Z) = X ∨ ¬ Y&Z

приложение




X Y

Z
¬Y
X


Применение математической логики в технике.

Слайд 30Типовые логические устройства компьютера (сумматоры, полусумматоры, триггеры, счетчики, регистры, шифраторы, дешифраторы)
Сумматор является

основным узлом АЛУ и служит для суммирования чисел посредством поразрядного сложения.
Одноразрядный двоичный сумматор:
на два входа и два выхода – одноразрядный полусумматор
на три входа и два выхода – одноразрядный сумматор на три входа. X Y X Y
P Q P
S S

Сумма

Перенос в старший разряд

Перенос из младшего разряда

Типовые логические устройства компьютера (сумматоры, полусумматоры, триггеры, счетчики, регистры, шифраторы, дешифраторы)Сумматор является основным узлом АЛУ и служит

Слайд 31Хранение двоичных кодов.
Триггер – устройство, запоминающее один

бит информации (сигналы 0 и 1).
Для запоминания и демонстрации n-разрядного двоичного числа необходимо n параллельно соединенных триггеров, совокупность которых называется n-разрядным регистром.

Для запоминания одного байта потребуется 8
триггеров. Оперативная память компьютера
часто конструируется в виде набора регистров.

Как правило, один регистр образует одну ячейку памяти, каждая ячейка имеет свой номер.

Условное обозначение

Реализация с помощью вентилей ИЛИ-НЕ

Хранение двоичных  кодов.    Триггер – устройство, запоминающее один бит информации (сигналы 0 и

Слайд 32Заключение.
Все устройства компьютера (процессор, оперативная

память, контроллеры и т.д.) состоят из типовых логических устройств (сумматоров, триггеров, шифраторов и дешифраторов), работающих на основании аппарата математической логики.
Чтобы они могли совместно работать, необходима их совместимость на уровне логических элементов. Если такая совместимость есть, то компьютер можно собрать из отдельных узлов, произведенных разными фирмами.
Заключение.      Все устройства компьютера (процессор, оперативная память, контроллеры и т.д.) состоят из

Слайд 33Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть