Презентация, доклад Формирование валеологической компетенции на уроках информатики

Содержание

АктуальностьПроблемы сохранения здоровья становятся особенно актуальными. Педагогический опыт преподавания этой дисциплины в школе, общения с учащи­мися и родителями свидетельствует о вреде, который может быть явно или неявно на­несен здоровью и психике школьников, изучающих информатику:

Слайд 1Формирование валеологической компетенции на уроках информатики
Prezentacii.com
Подготовила: учитель информатики Смолова А.К.

Формирование валеологической компетенции на уроках информатикиPrezentacii.comПодготовила: учитель информатики Смолова А.К.

Слайд 2 Актуальность
Проблемы сохранения здоровья становятся особенно актуальными. Педагогический опыт преподавания

этой дисциплины в школе, общения с учащи­мися и родителями свидетельствует о вреде, который может быть явно или неявно на­несен здоровью и психике школьников, изучающих информатику: проблемы здоровьесбережения, связанные с увеличением физической и эмоциональ­ной нагрузки на школьников, обусловленной расширением содержания и теоретизацией обучения, усложнением изучаемых средств и технологий, профилизацией школьного курса информатики. Психическому здоровью школьников может быть на­несен вред, связанный с большими объемами и видовым составом информации, дос­туп к которой осуществляется посредством
телекоммуникационных сетей, возможной некорректностью,
противоречивостью и недостоверностью подобной информации.
Несмотря на развитие технологий, и появлению аппаратуры,
более безопасной для че­ловека, существенный вред здоровью
учащихся по-прежнему могут нанести компью­терные
средства, используемые в обучении информатике.

АктуальностьПроблемы сохранения здоровья становятся особенно актуальными. Педагогический опыт преподавания этой дисциплины в школе, общения с

Слайд 3Теоретическое обоснование
Многочисленными исследованиями ученых Е.А. Бабенковой, Л.А. Леоновой, С.Е. Мансуровой и

др. доказана взаимосвязь состояния здоровья ребенка с успешностью его обучения и воспитания.
Успешным ученик может стать в условиях только той образовательной среды, которая способна обеспечить соблюдение его прав, создать ему комфортные условия для получения образования, реализует личностно-ориентированные подходы в образовании, использует технологии обучения, позволяющие сохранять здоровье учащихся.
В последние несколько лет образовательную среду с такими параметрами стали называть здоровьесберегающей средой образовательного процесса.
И. А. Зимняя определяет компетенции здоровьесбережения как знание и
соблюдение норм здорового образа жизни, знание опасности курения,
алкоголизма, наркомании, СПИДа; знание и соблюдение правил
личной гигиены, обихода; физическую культуру человека, свободу и
ответственность выбора образа жизни.
Анализ содержания здоровьесберегающей компетенции показывает
необходимость активного и согласованного участия семьи в ее
формировании.

Теоретическое обоснованиеМногочисленными исследованиями ученых Е.А. Бабенковой, Л.А. Леоновой, С.Е. Мансуровой и др. доказана взаимосвязь состояния здоровья ребенка

Слайд 4Некоторые харак­теристики урока (В. И. Ковалько), который можно назвать здоровьесберегающим.
Выполнение рекомендаций

СанПиНа:
требования к освещенности кабинета, требования к мебели,
температурный режим помещения,
проветривание помещения,
уровень шума,
место и длительность применения ТСО и др.
Динамическая организация урока:
физкультминутка,
дыхательная гимнастика,
глазная гимнастика,
поза учащегося во время урока.
Психологический подход при проведении урока:
учет индивидуальных особенностей учащихся,
учет темперамента учащихся,
умение работать с различными группами учащихся
дифференцированный подход в обучении.
Некоторые харак­теристики урока (В. И. Ковалько), который можно назвать здоровьесберегающим.Выполнение рекомендаций СанПиНа:требования к освещенности кабинета, требования к

Слайд 5Психологический климат урока:
мажорность урока (эмоциональность),
проявление доверительного подхода к ученикам,
наличие на уроке

эмоциональной разрядки,
создание ситуации успеха и др.
Некоторые педагогические знания и умения:
чередование различных видов деятельности (средней продолжительности и частоты),
количество используемых на уроке методов, чередование методов,
плотность урока, темп окончания урока,
определение момента наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности,
умение учителя оценить процесс формирования внимания и
мышления,
умение оценить уровень работоспособности.
Формирование ЗОЖ и культуры здоровья на уроке:
включение в учебные программы модулей по вопросам
здоровья,
постановка воспитательной задачи по привитию культуры здоровья



Психологический климат урока:мажорность урока (эмоциональность),проявление доверительного подхода к ученикам,наличие на уроке эмоциональной разрядки,создание ситуации успеха и др.Некоторые

Слайд 6Теоретической основой и источниками исследования послужили научные труды, определяющие направления развития

систем сохранения здоровья школьников (М.В. Антропова, М.М. Безруких, В.И. Зверева, Л.М. Кузнецова, Л.А. Леонова, Л.В.Макарова, И.В. Роберт, В.Д. Сонькин, Д.А. Фарбер), содержания и методики обучения информатике в средней школе (А.П. Ершов, С.А. Бешенков, Т.А. Бороненко, А.Г.Гейн, Т.Б. Захарова, А.Ю. Кравцова, А.А. Кузнецов, М.П. Лапчик, И.В. Левченко), информатизации образования (С.Г. Григорьев, В.В. Гриншкун, Л.Х. Зайнутдинова, Д.Ш. Матрос, Е.С. Полат, И.В. Роберт), интеграции информатики и других дисциплин (Н.А. Бушмелева, С.Н. Водолад, С.И. Макаров, В.А. Ковтун).
Были использованы методы исследования, адекватные поставленным задачам, в том числе, анализ научной литературы, посвященной преподаванию курса информатики и особенностям формирования здоровьесберегающей среды школы, теоретическое исследование проблем совершенствования курса информатики за счет использования мер и методов, направленных на сохранение здоровья школьников, разработка и экспериментальная апробация методов и учебного материала, пробные занятия со школьниками, беседы с педагогами, родителями и школьниками.

Теоретической основой и источниками исследования послужили научные труды, определяющие направления развития систем сохранения здоровья школьников (М.В. Антропова,

Слайд 7Научная новизна исследования заключается в:
• определении принципов здоровьесбережения при обучении информатике,

предусматривающих формирование ответственности учащихся за своё здоровье, гармоничное сочетание обучающих, воспитывающих и развивающих педагогических воздействий, осуществляемых в рамках обучения информатике и пр.;
• построении модели здоровьесбережения школьников при обучении информатике в виде многокомпонентной системы, включающей более 70 факторов, нацеленных на максимальное сохранение физического и психического здоровья школьников, отборе и классификации в рамках этой модели здоровьесберегающих методов обучения;
• обосновании интегрирующей роли информатики в
систематизации мер здоровьесбережения, применяемых в обучении,
выявлении с учетом этого факторов формирования
здоровьесберегающей среды школы.

Научная новизна исследования заключается в:• определении принципов здоровьесбережения при обучении информатике, предусматривающих формирование ответственности учащихся за своё

Слайд 8Технология опыта
Цель исследования – разработка системы методов и мер, способствующей минимизации

отрицательного воздействия на здоровье учащихся при обучении информатике, создаваемой как компонент здоровьесберегающей среды школы.
Объектом исследования является методическая система обучения информатике в школе
Предметом исследования является система методов обучения информатике, способствующая сохранению здоровья школьников,
рассматриваемая в рамках формирования здоровьесберегающей
среды школы.


Технология опытаЦель исследования – разработка системы методов и мер, способствующей минимизации отрицательного воздействия на здоровье учащихся при

Слайд 9Гипотеза исследования состоит в том, что переход от хаотичного использования разрозненных

мер здоровьесбережения школьников, применяемых в обучении информатике, к взаимосвязанной обоснованной системе методов здоровьесбережения, являющейся компонентом здоровьесберегающей среды школы, позволит повысить эффективность обучения информатике за счет:
привнесения в обучение дополнительных методов здоровьесбережения и существенного снижения отрицательного влияния на физическое и психическое здоровье школьников, имеющего место при обучении информатике,
расширения системы компонент, составляющих здоровьесберегающую среду учебного заведения, выявления
дополнительных факторов их систематизации, снижения
совокупной отрицательной нагрузки на здоровье
учащихся, возникающей при обучении в школе.

Гипотеза исследования состоит в том, что переход от хаотичного использования разрозненных мер здоровьесбережения школьников, применяемых в обучении

Слайд 10Проблема, цель, предмет и гипотеза исследования определили следующие основные задачи исследования:
1.

Проанализировать возможные подходы к сбережению здоровья школьников при обучении информатике в рамках существующих направлений здоровьесберегающей деятельности в школе;
2. Сформировать систему методов и средств обучения информатике, способствующих сохранению физического и психического здоровья школьников, определить зависимость мер здоровьесбережения от содержания, методов и организационных форм обучения информатике, построить модель здоровьесбережения;
3. Разработать подходы к использованию межпредметных связей информатики для формирования здоровьесберегающей среды школы и систематизации мер, нацеленных на сбережение здоровья учащихся;
4. Выявить особенности обучения информатике в условиях
формирования здоровьесберегающей среды школы, опытным
путем подтвердить эффективность предлагаемых мер
здоровьесбережения при обучении информатике.

Проблема, цель, предмет и гипотеза исследования определили следующие основные задачи исследования:1. Проанализировать возможные подходы к сбережению здоровья

Слайд 11В настоящее время к здоровьесберегающим образовательным технологиям относятся технологии, которые основаны

на возрастных особенностях познавательной деятельности детей, обучении на оптимальном уровне трудности (сложности), вариативности методов и форм обучения, оптимальном сочетании двигательных и статических нагрузок, обучении в малых группах, использовании наглядности и сочетании различных форм предоставлении информации, создании эмоционально благоприятной атмосферы, формировании полжительной мотивации к учебе.
Основные современные требования к уроку с комплексом здоровьесберегающих технологий:
- рациональная плотность урока (время, затраченное школьниками на учебную работу) должна составлять не менее 60 % и не более 75-80 %;
- в содержательной части урока должны быть включены вопросы, связанные со здоровьем учащихся, способствующие формированию у обучающихся ценностей здорового образа жизни и потребностей в нем;
- количество видов учебной деятельности (опрос, письмо, чтение, рассказ, ответы на вопросы, решение примеров и т.д.) должно быть 4-7, а их смена осуществляться через 7-10 мин.;
- в урок необходимо включать виды деятельности, способствующие развитию памяти, логического и критического мышления;

В настоящее время к здоровьесберегающим образовательным технологиям относятся технологии, которые основаны на возрастных особенностях познавательной деятельности детей,

Слайд 12в течение урока должно быть использовано не менее 2-х технологий преподавания


- обучение должно производиться с учетом ведущих каналов восприятия информации учащимися (аудиовизуальный, кинестетический и т.д.);
- необходимо формировать внешнюю и внутреннюю мотивацию деятельности учащихся;
- необходимо осуществлять индивидуальный подход к учащимся с учетом личностных возможностей;
на уроке нужно создавать благоприятный психологический климат и обязательно ситуации успеха и эмоциональные разрядки,
- нужно включать в урок технологические приемы и методы, способствующие самопознанию, самооценке учащихся;
- необходимо для увеличения работоспособности и подавления утомляемости включать в урок физкультминутки, определять их место, содержание и длительность (лучше на 20-ой и 35-ой минутах урока, длительностью - 1 мин., состоящие из 3-х легких упражнений с 3-4 повторениями каждого).
- необходимо производить целенаправленную рефлексию в течение всего урока и в итоговой его части.
в течение урока должно быть использовано не менее 2-х технологий преподавания - обучение должно производиться с учетом

Слайд 13Совершенствование методической системы обучения информатике за счет учета необходимости сохранения здоровья

школьников необходимо проводить, исходя из того, что фиксированными являются цели и содержание обучения. Корректироваться могут методы и средства обучения информатике с целью снизить нагрузку на физическое и психическое здоровье школьников. К числу методов обучения информатике, при которых сохранение здоровья является приоритетом и обеспечивается на технологическом уровне (в принципах работы, задачах, методах, программах, средствах обучения) являются методология сотрудничества, методы развивающего обучения, уровневая дифференциация содержания и методов обучения информатике, методология саморазвития (Монтессори).
.
Система мер и методов здоровьесбережения должна
распространятся и отдельно прорабатываться на все, без
исключения, темы, разделы и содержательные линии
школьного курса информатики в строгом соответствии со
стандартом
Совершенствование методической системы обучения информатике за счет учета необходимости сохранения здоровья школьников необходимо проводить, исходя из того,

Слайд 14Фрагмент методики обучения теме, связанной с изучением информационных ресурсов и сервисов

компьютерных сетей. При обучении используются методы и принципы активного обучения, при котором большая часть учебной деятельности выполняется школьниками самостоятельно в ходе творческого изучения телекоммуникаций. При обучении учитываются принципы здоровьесбережения. Для обучения организуются уроки – лабораторные работы. Основная цель таких работ практическое ознакомление школьников с изучаемыми информационными сервисами телекоммуникационных сетей, формирование умений и навыков их использования для сбора, поиска, получения и представления информации. В ходе лабораторных работ школьники должны освоить достаточно большой по объему
учебный материал, что может негативно сказываться на
их здоровье, повлечь за собой перегрузку и
переутомление. В связи с этим рекомендуется каждую
лабораторную работу посвящать изучению одного
сервиса компьютерных сетей. Объяснение и
демонстрация не превышают 10-15 минут на каждом
занятии.
Фрагмент методики обучения теме, связанной с изучением информационных ресурсов и сервисов компьютерных сетей. При обучении используются методы

Слайд 15Наличие объяснения разнообразит виды деятельности и используемые каналы восприятия информации школьников,

что способствует здоровьесбережению. Наряду с этим сокращается время работы учащихся с компьютерной техникой при изучении телекоммуникаций, что также является мерой сохранения здоровья. При составлении заданий к лабораторным работам отбираются такие информационные ресурсы, которые могли быть использованы в повседневной жизни учащихся, что также снимает с них лишнее эмоциональное напряжение.
При выборе здоровьесберегающих средств обучения
информатике следует обратить внимание на уровень
электромагнитного излучения и другие технические
показатели используемой компьютерной техники.
Необходимо, чтобы вред здоровью от использования
такой техники был минимальным.


Наличие объяснения разнообразит виды деятельности и используемые каналы восприятия информации школьников, что способствует здоровьесбережению. Наряду с этим

Слайд 16Для выявления результативности используемых методов были выбраны следующие диагностики:
Психолого-педагогическая квалиметрия здорового

образа жизни школьников (А.С. Галицкий, Е.Ю. Березняк)
Тест «Какое у тебя здоровье?»
Опросник «Отношение к здоровью» (Р. А. Березовская)
Методика изучения социализированности (по М.И. Рожкову)
«Кто я есть в этом мире?» (методика Дембо — Рубинштейн в модификации А. Н. Прихожан)
Анкета «Умеете ли вы справляться со стрессом?».
Измененная Методика ценностных ориентации М. Рокича
Тест «Индекс отношения к здоровью»(Дерябо С., Ясин В.)
и т.д.



Для выявления результативности используемых методов были выбраны следующие диагностики:Психолого-педагогическая квалиметрия здорового образа жизни школьников (А.С. Галицкий, Е.Ю.

Слайд 17Рассмотрим результативность на примере Психолого-педагогической квалиметрии здорового образа жизни школьников (А.С.

Галицкий, Е.Ю. Березняк)
Рассмотрим результативность на примере Психолого-педагогической квалиметрии здорового образа жизни школьников (А.С. Галицкий, Е.Ю. Березняк)

Слайд 18Вывод:
В результате применения здоровьесберегающих методов на уроках информатики у школьников повышается

уровень осознанного усвоения основ здорового образа жизни, которое ведет к формированию и дальнейшему развитию
валеологической компетенции.
Вывод:В результате применения здоровьесберегающих методов на уроках информатики у школьников повышается уровень осознанного усвоения основ здорового образа

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть