Слайд 1
Подготовка к ОГЭ по информатике
Алгоритм для конкретного исполнителя с фиксированным набором
команд
(задачи с пояснениями решений)
Проказова О.В.
учитель математики и информатики
МБОУ «СОШ № 13»
г.Рубцовск
Слайд 2Теория:
Исполнитель Чертёжник перемещается на координатной плоскости, оставляя след в виде линии.
Начало координат находится на пересечении осей X и Y в точке с координатами (0,0). Чертёжник может выполнять команду
Сместиться на (a, b) (где a, b – целые числа), перемещающую Чертёжника из точки с координатами (x, y) в точку с координатами (x + a, y + b). Если числа a, b положительные, значение соответствующей координаты увеличивается; если отрицательные, уменьшается.
Слайд 3
Практическое решение задач с пояснением.
Слайд 4Задача № 1
Чертёжнику был дан для исполнения следующий алгоритм:
Повтори 2
paз
Команда1 Сместиться на (3, 3) Сместиться на (1, −2) Конец
Сместиться на (4, −6)
После выполнения этого алгоритма Чертёжник вернулся в исходную точку. Какую команду надо поставить вместо команды Команда1?
1) Сместиться на (6, −2)
2) Сместиться на (−8, 5)
3) Сместиться на (−12, 4)
4) Сместиться на (−6, 2)
Слайд 5Пояснение:
Команда Повтори 2 раз означает, что команды Сместиться на (3, 3)
и Сместиться на (1, −2) выполнятся два раза.
В результате чего Чертёжник переместится на 2·(3 + 1, 3 − 2) = (8, 2).
Выполнив последнюю команду Сместиться на (4, −6), Чертёжник окажется в точке (12, −4).
Чтобы Чертёжник вернулся в исходную точку, необходимо переместить его на (−12, 4). Учитывая, наличие команды Повтори 2, приходим к выводу, что Команда 1 это команда Сместиться на (−6, 2).
Правильный ответ № 4.
Слайд 6Задача № 2
Чертёжнику был дан для исполнения следующий алгоритм:
Повтори 3
paз
Команда1 Сместиться на (3, 3) Сместиться на (1, −2) Конец
Сместиться на (−6, 9)
После выполнения этого алгоритма Чертёжник вернулся в исходную точку. Какую команду надо поставить вместо команды Команда1?
1) Сместиться на (−6, −12)
2) Сместиться на (2, −10)
3) Сместиться на (2, 4)
4) Сместиться на (−2, −4)
Слайд 7Пояснение
Команда Повтори 3 раз означает, что команды Сместиться на (3, 3)
и Сместиться на (1, −2) выполнятся три раза.
В результате чего Чертёжник переместится на 3·(3 + 1, 3 − 2) = (12, 3).
Выполнив последнюю команду Сместиться на (−6, 9), Чертёжник окажется в точке (6, 12).
Чтобы Чертёжник вернулся в исходную точку, необходимо переместить его на (−6, −12).
Учитывая, наличие команды Повтори 3, приходим к выводу, что Команда 1 это команда Сместиться на (−2, −4).
Правильный ответ № 4.
Слайд 8Задача № 3
Чертёжнику был дан для исполнения следующий алгоритм:
Повтори 5
paз
Сместиться на (0, 1)
Сместиться на (−2, 3)
Сместиться на (4, −5)
Конец
Каковы координаты точки, с которой Чертёжник начинал движение, если в конце он оказался в точке с координатами (−1, −1)?
1) (−11, 4)
2) (4, −11)
3) (8, 22)
4) (22, 8)
Слайд 9Пояснение
Команда Повтори 5 paз означает, что команды
Сместиться на (0, 1)
Сместиться на (−2, 3)
Сместиться на (4, −5) выполнятся пять раз.
В результате Чертёжник переместится на
5*(0 − 2 + 4, 1 + 3 − 5) = (10, −5).
Поскольку в конце Чертёжник оказался в точке с координатами (−1, −1), координаты точки, из которой Чертёжник начинал движение: (−11, 4).
Правильный ответ № 1.
Слайд 10Теория:
Среда Черепахи – плоскость с системой координат. Система координат необходима для
того, чтобы однозначно определять место Черепахи на плоскости. Черепаха редко использует прямоугольную систему координат, она может развернуться в любую сторону и идти вперед или назад. Такая система координат (“вправо-влево-вперед-назад”) называется естественной системой координат.
СКИ Черепахи:
покажись; Черепаха появляется на экране
скройся; Черепаха исчезает
опусти_перо; Черепаха оставляет за собой след
подними_перо; Черепаха перемещается без следа
в_точку( x, y ); переместиться в точку с координатами ( x, y)
вперед ( n ); переместиться вперед на n шагов
назад ( n ); переместиться вперед на n шагов
влево ( a ); развернуться влево на угол a градусов
вправо ( a ); развернуться вправо на угол a градусов
Слайд 11Задача № 4
Черепашке был дан для исполнения следующий алгоритм: Повтори 180
[Вперёд 45 Вправо 90].
Какая фигура появится на экране?
1) правильный 180-угольник
2) квадрат
3) правильный восьмиугольник
4) незамкнутая ломаная линия
Слайд 12Пояснение
Выполняя алгоритм, Черепашка оставляет след в виде одинаковых отрезков, расположенных под
углом 180° − 90° = 90° друг к другу. Такой угол составляют между собой стороны квадрата. Поэтому за первые четыре шага алгоритма Черепашка нарисует квадрат, а за оставшиеся шаги пройдет по четырём его сторонам 176 раз. Следовательно, оставленный Черепашкой след представляет собой квадрат.
Примечание:
Сумма внутренних углов выпуклого n-угольника равна 180°(n − 2), поэтому угол между его сторонами может быть найден по формуле 180°(1 − 2/n).
Правильный ответ № 2.
Слайд 13Задача № 5
Черепашке был дан для исполнения следующий алгоритм:
Повтори 6 [Вперёд
5 Вправо 30]
Какая фигура появится на экране?
1) незамкнутая ломаная линия
2) правильный треугольник
3) правильный пятиугольник
4) правильный шестиугольник
Слайд 14Пояснение
Выполняя алгоритм, Черепаха оставляет след в виде одинаковых отрезков, расположенных под
углом 180° − 30° = 150° друг к другу.
Стороны правильного шестиугольника составляют между собой угол в 120°.
Поэтому за шесть шагов алгоритма Черепашка нарисует незамкнутую ломаную линию.
Примечание:
Сумма внутренних углов выпуклого n-угольника равна 180°(n − 2), поэтому угол между его сторонами может быть найден по формуле 180°(1 − 2/n).
Правильный ответ № 1.