Слайд 1Доклад на педсовете на тему:
«Активные формы работы на уроках математики и
информатики с разными категориями учащихся»
Слайд 2План
1.Современный урок.
2. Дифференциация и индивидуализация.
3.активные формы работы на уроках математики и
информатики.
Слайд 3 Современный урок-это урок, соответствующий современным требованиям подготовки конкурентноспособного выпускника
с оптимальным уровнем качества образовательной подготовки. Это логически законченный, целостный, ограниченный определёнными рамками отрезок учебно-воспитательного процесса.
Слайд 4Наиболее важные особенности современного урока:
- создаётся доброжелательная атмосфера;
- формируется высокий уровень
мотивации;
- придаётся большое значение способам учебной
работы;
- уделяется специальное внимание развитию у
учащихся умений самостоятельной познавательной
деятельности, творческого отношения освоению
учебной дисциплины.
К общим требованиям относятся:
-многоцелевой характер;
-реализация всех дидактических задач;
-научность;
-межпредметные связи(их интегрирование);
-проблемность;
-развитие познавательных способностей;
-активизация умственной деятельности детей;
-дифференцированный и личностно-индивидуальный подходы;
-комплексное использование средств обучения;
-самостоятельная работа учащихся;
-разнообразная и планомерная обратная связь.
Слайд 6«С урока начинается учебно-воспитательный процесс, уроком он и заканчивается. Все остальное
в школе играет хотя и важную, но вспомогательную роль, дополняя и развивая все то, что закладывается в ходе уроков», - так оценил урок выдающийся отечественный педагог-ученый Ю.А. Конаржевский
Слайд 7Уроки бывают разными: хорошими и плохими, интересными и скучными, познавательными и
бесполезными.
Слайд 8
Один урок сменяется другим, незавершенность повторяется, а неудовлетворенность результатами работы учителя
и учащихся накапливается. Все это вызывает негативное отношение учеников к уроку в частности и к школе в целом, а у учителя – к педагогической деятельности.
Слайд 9
Но бывает и по-другому. Как сделать урок таким, чтобы ученик ждал
новой встречи с учителем? И возможно ли это?
Настоящий урок начинается не со звонка, а задолго до него.
Слайд 10 Уроки можно разделить на группы:
1.Традиционные(комбинированный, семинар, лекция
и т. д.)
2.Нетрадиционные(урок- путешествие, урок-
деловая игра и т.д.)
3.Уроки новых технологий(модульный, адаптивный,
проектный и т.д.)
Слайд 11
Слишком много на свете людей, кому никто
не
помог пробудиться
Сент-Экзюпери
Посредственный преподаватель излагает,
хороший- объясняет, выдающийся- показывает,
великий- вдохновляет
Ильин
Слайд 12
Нетрадиционные(нестандартные уроки)-это уроки, пришедшие из
средств массовой информации, телевидения, которые привлекают внимание необычностью формы, возможностью участия большого числа школьников, состязательностью, интересным содержанием.
Слайд 13Классификация уроков нетрадиционной формы
(по В. А. Щеневу )
Типы уроков и формы
Слайд 14 Дифференциация на уроках информатики
Дифференциация обучения, как средство развития личности школьника на
уроках информатики.
Повышению эффективности обучения информатике способствует дифференциация и индивидуализация обучения. В педагогической энциклопедии индивидуализация определяется как "организация учебного процесса, при котором выбор способов, приемов, темпа обучения учитывает индивидуальные различия учащихся, уровень развития их способностей к учению".
Индивидуализация обучения любому предмету предполагает и его дифференциацию, которую следует понимать как всестороннюю доступность и результативность обучения для всех учащихся и для каждого в отдельности
Слайд 15На уроках информатики я использую индивидуальную и групповую дифференцированные формы учебной
деятельности. Индивидуальная работа школьников на уроках информатики организовывается на всех этапах обучения, начиная с этапа объяснения и заканчивая этапами систематизации, обобщения и контроля знаний. Что касается групповой формы организации учебного процесса, то эта форма используется на этапах повторения и обобщения знаний по нескольким темам курса, а также на этапе контроля знаний. При этом работа в группах может определенным образом перестраиваться и видоизменяться в зависимости от того, в каком классе она ведётся и какие дидактические задачи решаются. Различают следующие виды групповой деятельности:
кооперативная - разные группы выполняют отдельные части общего задания;
индивидуализированная - каждый учащийся выполняет ту часть задания, к которой имеет наибольшую склонность;
дифференцированная - состав группы определяется близкими познавательными возможностями учащихся.
Слайд 16Деятельность учителя при организации индивидуальной и групповой дифференцированных форм работы состоит
в:
делении учащихся на группы (по уровню знаний, интересам, способностям);
разработке и подборе заданий и программного обеспечения в соответствии с выявленными уровнями знаний, интересами, способностями учащихся;
оценивании деятельности учащихся.
При подборе заданий для индивидуальной самостоятельной работы учитываются уровни усвоения знаний учащимися: репродуктивный, репродуктивно - творческий, творческий.
Таблица содержит виды дифференцированных заданий, используемых при групповой и индивидуальной формах работы с учащимися.
Слайд 17Виды дифференцированных заданий
1 .Задания с различными условиями, допускающие одинаковые, с
точки зрения информатики, решения.
2 .Разноуровневая совокупность заданий к решаемой задаче
Взаимодополняющие задания с различными условиями 3 .Уровневые взаимосвязанные задания
Уровневые взаимодополняющие задания 4 .Индивидуальная самостоятельная работа
5. Задания, допускающие несколько способов решения -
Слайд 18Выводы:
Дифференцированная форма обучения повышает эффективность процесса обучения, делает его гибким
и целенаправленным, а также способствует развитию творческих и познавательных способностей учащихся.
Дифференциация намного упрощает учителю проведение занятий, при использовании дифференциации значимость учителя как проводника знаний снижается, роль учителя меняется.
Дифференцированная форма обучения развивает у учащихся устойчивый интерес к предмету, формирует умение самостоятельно работать, заметно развивает навыки работы с учебным программным средством
Слайд 19
Какие же практические знания должна давать математика? Совершенно очевидно, что математика
не в состоянии обеспечить ученика отдельными знаниями на всю жизнь: как оформить кредит, как вычислить налоговые отчисления, выбрать телефонный тариф, рассчитать коммунальные платежи, но она должна и обязана вооружить его методами познания, сформировать познавательную самостоятельность. Поэтому на уроках математики учащиеся учатся рассуждать, доказывать, находить рациональные пути выполнения заданий, делать соответствующие выводы, одним словом – думать
Слайд 20Совершенно очевидно, что наитруднейшие вопросы, которые встают перед учителем, это вопросы
о том, как дифференцировать детей, по каким критериям выделять их особенности, каким образом определять тот начальный, стартовый уровень развития, от которого нужно отталкиваться в организации процесса обучения, а также какие направления в работе с определенными детьми будут наиболее важны.
Слайд 21Дифференцированное обучение способствует повышению интереса к учебе, повышению уровня продуктивной деятельности
учеников, создает ситуацию успеха. Каждая группа учащихся работает над выполнением заданий, соответствующих их учебным, возможностям. В ритмичной работе у учащихся повышается работоспособность, формируется трудолюбие. Поэтому такую организацию урока нужно чаще и эффективнее применять на уроках, чтобы ученики вместе с учителем могли переживать радость от своей работы, достигать определенных успехов.
Слайд 22Основываясь на индивидуальных особенностях обучаемых, создаются благоприятные условия для развития личности
в личностно-ориентированном образовательном процессе. Отсюда следует:
- построение дифференцированного процесса обучения невозможно без учета индивидуальности каждого ученика как личности и присущим только ему личностным особенностям;
- обучение, основанное на уровневой дифференциации, не является целью, это средство развития личностных особенностей как индивидуальности;
- только раскрывая индивидуальные особенности каждого ученика в развитии, т.е. в дифференцированном процессе обучения, можно обеспечить осуществление личностно-ориентированного процесса обучения.
Слайд 23
Литература :
:
1. Н. Винокурова. « Подумаем вместе» №4,5,6. Москва,
РОСТ 1999г, стр 5-9
2. Математика Первое сентября №38, 2000г « Как сделать урок интересным 5-6кл»
3. А.А. Окунев. « Спасибо за урок дети» М. Просвещение 1988г, стр 100-102
4. Г.К. Селевко. Педагогическая технология на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП, Москва НИИ школьных технологий 2005г, стр 37- 40.
4. Т.И. Шамова. Активизация учения школьников, Педагогика 2012г.