Слайд 1Представление и кодирование информации в компьютере
Слайд 3Нет однозначного ответа.
Смысл зависит от контекста
Человек
Компьютер
Информация – это сведения, которые
человек получает из окружающего мира через свои органы чувств
Информацию, циркулирующую в устройствах компьютера, правильнее называть данными
Смысл – это значение, которое придаёт информации человек
Компьютер - это универсальный программно-управляемый автомат для работы с информацией
Что такое информация?
Слайд 4Понятие информации
В Толковом словаре В. И. Даля нет слова «информация»
Термин «информация»
начал широко употребляться с середины ХХ века
Теория информации
Кибернетика
Нейрофизиология
Генетика
Информация – содержание, заложенное в знаковые (сигнальные) последовательности
Информация – содержание сигналов, передаваемых по каналам связи в системах управления
Информация – содержание сигналов электрохимической природы, передающихся по нервным волокнам организма
Информация – содержание генетического кода – структуры молекул ДНК, входящих в состав клетки живого организма
Результат развития теории связи (К. Шеннон)
Исследует информационные процессы в системах управления (Н. Винер)
Изучает информационные процессы в механизмах нервной деятельности человека
Изучает механизмы наследственности, пользуется понятием «наследственная информация»
Слайд 5Фундаментальные
научные понятия
ЭНЕРГИЯ
ПРОСТРАНСТВО
ВРЕМЯ
ВЕЩЕСТВО
ИНФОРМАЦИЯ
Осмыслением информации как фундаментального понятия занимается наука философия
Слайд 6Философские концепции
Атрибутивная
Антропоцентрическая
Функциональная
Информация – всеобщее свойство (атрибут) материи
Информация и информационные процессы присущи
только живой природе, являются ее функцией
Информация и информационные процессы присущи только человеку
Информация существует лишь в человеческом сознании
Информация появилась лишь с возникновением жизни
Информация в мире возникла вместе со Вселенной
Слайд 7Представление информации, языки, кодирование
Слайд 8Историческое развитие человека, формирование человеческого общества связано с развитием речи, с
появлением и распространением языков.
Язык – это знаковая система для представления и передачи информации
Слайд 9Люди сохраняют свои знания в записях на различных носителях.
Благодаря этому знания
передаются не только в пространстве, но и во времени.
Слайд 10Языки кодирования информации
Естественные
Формальные
русский,
китайский,
английский
и др.
язык математики,
нотная грамота,
языки
программирования
и др.
Слайд 11Устная речь
Письменный текст - код
Устная речь
Письмо
Чтение
СХЕМА ПЕРЕДАЧИ ИНФОРМАЦИИ ЧЕРЕЗ ПИСЬМЕННОСТЬ
Кодирование
Декодирование
Слайд 12Цели кодирования
Засекречивание
Быстрый способ записи
Передача по техническим каналам связи
Выполнение математических вычислений
Шифрование
Стенография
Телеграфный код
Системы счисления
Алгоритмы криптографии
Один знак – слово или сочетание букв
Код Морзе:
неравномерный, троичный код
Кодирование
Код Бодо:
равномерный, двоичный код
Для человека:
десятичная система счисления
Для компьютера:
двоичная система счисления
Слайд 13ИСТОРИЯ ТЕХНИЧЕСКИХ СПОСОБОВ
КОДИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИИ
Сэмюэль Морзе
(1791-1892), США
Первый телеграф Морзе, изобретённый в
1837 году
Кодовая таблица азбуки Морзе
Слайд 14ИСТОРИЯ ТЕХНИЧЕСКИХ СПОСОБОВ
КОДИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИИ
Жан Морис Бодо (1845-1903), Франция
Аппарат Бодо-дуплекс.
Для
печати на пяти клавишах используются два пальца левой руки и три – правой
Перфорированная лента
Слайд 15Кодирование информации
1 0 1 1 0
0 1 1
Слайд 16Кодирование информации
1 и 0 – два равновероятных события.
Воспользовавшись формулой 2I=N, где
I – количество информации в сообщении о событии, N – количество равновероятных событий, получим, что
одна двоичная цифра несет количество информации равное 1 бит.
Слайд 18Кодирование числовой информации
Целые числа без знака обычно занимают в памяти компьютера
один или два байта. В однобайтовом формате принимают значения от 000000002 до 111111112. В двубайтовом формате - от 00000000 000000002 до 11111111 111111112.
Слайд 19Примеры
число 7210 = 10010002 в однобайтовом формате:
это же число в двубайтовом
формате:
число 65535 в двубайтовом формате:
Слайд 20Правило для представления целого положительного числа
Перевести число в двоичную систему.
Результат дополнить
слева незначащими нулями в пределах выбранного формата.
Пример
Запишем число +15610 в 1-байтовом и 2-байтовом форматах.
формат 1 байт: 10011100.
формат 2 байта: 00000000 10011100.
Слайд 21Кодирование числовой информации
Целые числа со знаком обычно занимают в памяти компьютера
один, два или четыре байта, при этом самый левый (старший) разряд содержит информацию о знаке числа.
Слайд 22Правило для представления целого отрицательного числа
Модуль числа перевести в двоичную систему.
Результат
дополнить слева незначащими нулями в пределах выбранного формата.
Полученное число перевести в обратный код – нули заменить единицами, а единицы – нулями.
К полученному коду прибавить 1.
Примечание: дополнительный код положительного числа равен его прямому коду.
Слайд 23Пример
Запишем число -15610 в 2-байтовом формате.
10011100.
00000000 10011100.
11111111 01100011.
11111111 01100100.
Слайд 24Задания для самостоятельной работы
Представьте числа в 2-байтовом формате:
12610;
-34510.
Проверка:
00000000 01111110.
11111110 10100111.
Слайд 25Задания для самостоятельной работы
Найдите десятичное представление целого числа со знаком:
с дополнительным
кодом 11111001;
с прямым кодом 10111111.
Решение:
1. 11111000.
2. 00000111.
3. -7.
-63.
Слайд 26Кодирование числовой информации
При записи вещественных чисел в программах вместо привычной запятой
принято ставить точку.
Для отображения вещественных чисел, которые могут быть как очень маленькими, так и очень большими, используется форма записи чисел с порядком основания системы счисления.
Например, десятичное число 1.25 в этой форме можно представить так:
1.25 · 100 = 0.125 · 101 = 0.0125 · 102 = ...
Слайд 27Запись вещественных чисел
Любое число N в системе счисления с основанием q
можно записать в виде
N = M · qp
где M - множитель, содержащий все цифры числа (мантисса), а p - целое число, называемое порядком.
Такой способ записи чисел называется представлением числа с плавающей точкой или запись числа в экспоненциальной форме.
Слайд 28Запись вещественных чисел
Мантисса должна быть правильной дробью, у которой первая цифра
после точки (запятой в обычной записи) отлична от нуля:
0.1 ≤ M < 1
Если это требование выполнено, то число называется нормализованным.
Мантиссу и порядок q-ичного числа принято записывать в системе с основанием q, а само основание - в десятичной системе.
Слайд 30Запись вещественных чисел
2-байтовый формат:
4-байтовый формат
Чем больше разрядов отводится под запись мантиссы,
тем выше точность представления числа.
Слайд 31Пример
6,2510 = 110,012=0,11001·211.
Слайд 32Кодирование текстовой информации
Для кодирования одного символа требуется 1 байт информации.
Можно закодировать
256 различных символов:
N = 2I → 28 = 256.
Кодирование заключается в том, что каждому символу ставится в соответствие уникальный десятичный код от 0 до 255 или соответствующий ему двоичный код от 00000000 до 11111111.
Слайд 33Кодирование текстовой информации
Присвоение символу конкретного кода фиксируется в кодовой таблице.
В качестве
стандарта долгое время использовалась таблица ASCII (American Standard Code for Informational Interchange).
Первые 33 кода (с 0 по 32) соответствуют не символам, а операциям (перевод строки, ввод пробела и т.д.).
Коды с 33 по 127 являются интернациональными и соответствуют символам латинского алфавита, цифрам, знакам арифметических операций и знакам препинания.
Коды с 128 по 255 являются национальными, то есть в национальных кодировках одному и тому же коду соответствуют различные символы.
Слайд 34Кодировка русских букв
Существует пять различных кодовых таблиц для русских букв КОИ-8,
СР1251, СР866, Мас, ISO.
Поэтому тексты, созданные в одной кодировке, не будут правильно отображаться в другой.
Например, код
221 194 204
соответствует
Слайд 35Международный стандарт
Unicode отводит на каждый символ не 1 байт, а 2,
и поэтому с его помощью можно закодировать 65536 различных символов.
Эту кодировку поддерживают последние версии платформы Microsoft Windows&Office (начиная с 1997 года).
Слайд 36Форматы текстовых файлов
TXT
DOC
RTF
PDF
HTML
Слайд 37Задания для самостоятельной работы
Средняя скорость чтения учащихся 9-11 классов составляет 160
слов в минуту (одно слово в среднем – 6 символов). Сколько Кбайт успеет переработать ученик за четыре часа непрерывного чтения?
Решение:
I = (160·6·60·4)/1024 = 225 (Кб).
Слайд 38Задания для самостоятельной работы
Сведения о сотруднике хранятся в виде строки из
2048 символов. На каком минимальном числе дискет емкостью 1,2 Мб можно разместить сведения обо всех 8192 сотрудниках?
Решение:
К = (2048·8192)/(1024·1024·1,2) = 14 (дискет).
Слайд 39Кодирование графической информации
В процессе кодирования изображения производится его пространственная дискретизация.
Качество
кодирования изображения зависит от двух параметров:
качество тем выше, чем меньше размер точки и соответственно большее количество точек составляет изображение.
чем большее количество цветов, используется, тем более качественно кодируется изображение.
Слайд 40Формирование изображения
Разрешающая способность монитора – это размер экрана монитора по ширине
и высоте в пикселях.
Самыми популярными являются разрешающие способности: 640x480, 800x600, 1024x768, 1280х1024.
Слайд 41Кодирование цвета
Для кодирования черно-белого изображения достаточно одного бита памяти:
1 – белый
0
– черный.
Для кодирования 4-цветного изображения требуется два бита на пиксель, поскольку два бита могут принимать 4 различных состояния. Может использоваться, например, такой вариант кодировки цветов:
00 – черный
01 – красный
10 – зеленый
11 – коричневый.
Слайд 42На цветном экране все разнообразие красок получается из сочетаний трех базовых
цветов: красного, зеленого, синего. Такая цветовая модель называется RGB моделью, по первым буквам английских названий цветов (Red, Green, Blue):
Слайд 43Шестнадцатицветная палитра получается при использовании четырехразрядной кодировки пикселя: к трем битам
базовых цветов добавляется один бит интенсивности. Этот бит управляет яркостью всех трех цветов одновременно:
Слайд 44Количество бит, которое используется для кодирования цвета точки, называется глубиной цвета.
Тогда количество цветов, отображаемых на экране монитора, может быть вычислено по формуле:
N=2I,
где N – количество цветов, I – глубина цвета.
Наиболее распространенными значениями глубины цвета являются 4, 8, 16 или 24 бита на точку.
Слайд 45Пример
Рассчитаем необходимый объем видеопамяти для одного из графических режимов, например, с
разрешением 800 на 600 точек и глубиной цвета 24 бит на точку.
V = 80060024 = 11520000 (бит) = 1440000 (байт) = 1406,25 (Кб) = 1,37 (Мб).
Слайд 46Виды изображений
Растровое – совокупность точек (пикселей), используемых для его отображения на
экране монитора.
Векторное – совокупность графических примитивов (линий, прямоугольников, эллипсов и т.д.).
Слайд 47Форматы графических файлов
Растровые:
BMP
GIF
JPEG
TIFF
PCX
Векторные:
WMF
CDR
Слайд 48Задания для самостоятельной работы
Графическое изображение занимает на экране дисплея область размером
100100 пикселей. Цветовая палитра – 256 цветов. Найти объем оперативной памяти, занимаемой этой иллюстрацией.
Решение:
N = 2I, 256 = 2I → I = 8 (бит).
V = 100·100·8 = 80000 = 10000 (байт).
Слайд 49Задания для самостоятельной работы
В процессе преобразования растрового графического файла количество цветов
уменьшилось с 65 536 до 256. Во сколько раз уменьшится информационный объем файла?
Решение:
N = 2I, 65536 = 2I1 → I1 = 16 (бит).
256 = 2I2 → I2=8 (бит).
I1 = 2I2 → Информационный объем уменьшится в два раза.
Слайд 50Кодирование звуковой информации
Звук – непрерывный сигнал, звуковая волна с меняющейся амплитудой
и частотой.
Чем больше амплитуда сигнала, тем он громче для человека.
Чем больше частота сигнала, тем выше тон.
Частота звуковой волны выражается числом колебаний в секунду и измеряется в герцах (Гц).
Слайд 51Кодирование звуковой информации
В процессе кодирования звуковой информации непрерывный сигнал заменяется дискретным,
то есть превращается в последовательность электрических импульсов.
Качество звукового сигнала определяется глубиной и частотой дискретизации.
Глубина дискретизации – количество бит, отводимое на один звуковой сигнал.
Например, 16-битные звуковые карты могут обеспечить
N = 2I → 216 = 65536
уровней сигнала.
Слайд 52Кодирование звуковой информации
Частота дискретизации – количество измерений уровня сигнала за 1
секунду.
Количество измерений в секунду может лежать в диапазоне от 8000 до 48 000, то есть частота дискретизации звукового сигнала может принимать значения от 8 до 48 кГц.
При частоте 8 кГц качество дискретизации соответствует качеству радиотрансляции, а при частоте 48 кГц – качеству звучания аудио-CD.
Слайд 53Методы кодирования звуковой информации
Метод FM (Frequency Modulation).
Преобразование звукового сигнала в дискретный
сигнал: а – звуковой сигнал на входе АЦП (аналогово-цифровые преобразователи); б – дискретный сигнал на выходе АЦП
Слайд 54Методы кодирования звуковой информации
Метод FM (Frequency Modulation).
Преобразование дискретного сигнала в звуковой
сигнал:
а – дискретный сигнал на входе ЦАП (цифро-аналоговые преобразователи); б – звуковой сигнал на выходе ЦАП
Слайд 55Методы кодирования звуковой информации
Таблично-волновой метод (Wave-Table) основан на том, что в
заранее подготовленных таблицах хранятся образцы звуков окружающего мира, музыкальных инструментов и т.д.
Числовые коды выражают высоту тона, продолжительность и интенсивность звука и прочие параметры.
Качество звука приближается к качеству звучания реальных музыкальных инструментов.
Слайд 56Пример
Найдем информационный объем моноаудиофайла, длительность звучания которого 1 секунда, качество звука
среднее (16 бит, 24 кГц):
V = 16·24000 = 384000 (бит) = 48000 (байт) = 47 (Кбайт).
Слайд 57Форматы звуковых файлов
MIDI
WAV
MP3
Слайд 58Задания для самостоятельной работы
Объем свободной памяти на диске – 5,25 Мб,
разрядность звуковой платы – 16 бит. Какова длительность звучания цифрового аудиофайла, записанного с частотой дискретизации 22,05 кГц?
Решение:
Х = (5,25·1024·1024·8)/(16·22050) = 124,8 (с).
Слайд 59Задания для самостоятельной работы
Две минуты записи цифрового аудиофайла занимают на диске
5,1 Мб. Частота дискретизации - 22050 Гц. Какова разрядность аудиоадаптера?
Решение:
Х = (5,1·1024·1024·8)/(2·60·22050) = 16 (бит)
Слайд 60Кодирование видеоинформации
Преобразование оптического изображения в последовательность электрических сигналов осуществляется видеокамерой.
Сигналы несут
информацию о яркости и цветности отдельных участков изображения.
Сигналы сохраняются на носителе в виде изменения намагниченности видеоленты (аналоговая форма) или в виде последовательности кодовых комбинаций электрических импульсов (цифровая форма).
Слайд 61Аналого-цифровое преобразование видеоинформации
Дискретизация – непрерывный сигнал заменяется последовательностью мгновенных значений через
равные промежутки времени.
Квантование – величина каждого отсчета заменяется округленным значением ближайшего уровня.
Кодирование – каждому значению уровней квантования сопоставляются их порядковые номера в двоичном виде.
Слайд 63Источники информации
Информатика и ИКТ. Учебник. 10 класс. Базовый уровень / Под
ред. проф. Н.В.Макаровой. – СПб.: Питер, 2007.
Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии. Учебное пособие для 10-11 классов. Углубленный курс. – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2000.
Шауцукова Л.З. Информатика. 10-11 классы. – М.: Просвещение, 2000.