Слайд 1Подготовка учащегося к успешной сдаче ОГЭ
Слайд 2 Одной из составляющих успешности учителя является успех его учеников.
В настоящий момент главным результатом учительского труда многие считают успешность выпускников на ГИА.
Подготовка к школьным выпускным экзаменам и в особенности к ОГЭ (ГИА) – это всегда ответственный процесс. И от того, насколько грамотно построен будет этот процесс, зависит наш результат.
Слайд 3
Итак, с чего начинать?...
Первое, что предстоит сделать, познакомиться с
имеющимися методическими пособиями, рекомендованными ФИПИ для подготовки к экзамену.
Систематизировать материал разных лет по разделам экзаменационной работы и рассмотреть возможные способы объяснения ученикам основных методов решения заданий.
Слайд 4Основу экзамена составляют темы, которые очень хорошо формализуются:
Информация и
информационные процессы
Информационные технологии
Алгоритмы и исполнители
Основы логики
Слайд 5Структура ГИА 2017 года
по информатике
Предлагаемый комплекс испытаний подразделяется на три групповых категории:
А
(базовый уровень) – включает шесть видов задач с одним верным ответом из четырех вариантов;
B (повышенной сложности) – включает двенадцать тестов, где ответом может быть как слово, так и число или целая цифровая последовательность;
C (высокий уровень) – выпускнику предлагается два испытания. Для каждого нужен самый подробный и развернутый ответ. Скорее всего, понадобится и достаточно сложное решение. В номерах заданий 19 и 20 потребуется написать решение по двум предлагаемым заданиям.
Слайд 6Продолжительность экзамена составляет 150 минут. Разработчики тестов советуют задания категорий A и
B выполнить за 75 минут, высвободив оставшееся время для написания задания по программированию (категория C).
Слайд 7Анализируя кодификатор на предмет соответствия с учебными пособиями и примерными программами
по информатике, можно сделать следующие выводы:
в программе под руководством И.Г. Семакина отсутствует тема «Основы логики». Практически не затрагиваются разделы «Числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации, скорость обработки информации», «Оперирование информационными объектами с использованием знаний о возможностях информационных и коммуникационных технологий (выбор адекватного программного средства для обработки различной информации)».
Слайд 8в программе под редакцией Н.Д. Угриновича отсутствуют темы: «Работа с массивами»,
«Вспомогательные алгоритмы: функции и процедуры», «Основы логики», «Возможности информационных и коммуникационных технологий (выбор адекватного программного средства для обработки различной информации)».
Слайд 9 В данных примерных программах полностью отсутствуют такие темы как:
«Преобразование логических выражений», «Построение таблиц истинности и логических схем». Частично рассматривается тема «Технологии программирования».
Слайд 10Используя только эти примерные программы, успешно подготовить учащихся к ГИА не
представляется возможным, так как кодификатор не соответствует в полном объеме примерным программам. По данным программам подготовить учащихся к сдаче ГИА по информатике возможно, но при условии изучения недостающих тем в дополнительной форме (факультативы, элективные курсы, кружки). На сегодняшний день нет универсального учебника по информатике, по которому можно подготовиться к ГИА, не прибегая к использованию других учебников и пособий (исключение составляет новый учебник Босовой по ФГОС).
Слайд 11Учителям приходится использовать комбинацию допущенных и рекомендованных учебников в сочетании с
теми, в которых та или иная тема изложена методически более привлекательно. Можно говорить о необходимости комбинировать содержание разных пособий для успешной подготовки к ГИА. Только системная работа в течение учебного года позволяет повысить продуктивность и качество подготовки к ГИА.
Слайд 12Существует возможность подобрать немало полезных методичек, чтобы была успешно реализована подготовка
к ГИА по информатике.
Список лидеров включает 2017 года:
Книжные методички-пособия
«Информатика. Контрольные тренировочные материалы для 9 класса: ответы с комментариями» авторства Адошина С. М. –
С помощью книги можно оценить уровень предэкзаменационной подготовки, пополнить знания по предмету до высокого уровня. Собраны уникальные примеры тестирования на основе демоверсий КИМ, составленных ФИПИ. Применимо в самообразовании.
«Информатика. 9 класс. Сборник тестовых заданий для подготовки к ГИА» коллективного авторства группы ведущих специалистов в области информационных технологий. Пособие направлено на отработку техники решения информационных задач курса основной школы.
Слайд 13ФИПИ
Аббревиатура учебного заведения расшифровывается как «федеральный институт педагогических измерений». На своем
сайте (fipi.ru) представляет самую свежую подборку дополнительных задач, экзаменационных демоверсий и онлайн-тестов по информатике. Все задания разработаны специалистами ФИПИ с учетом последних достижений информационных технологий и научной мысли в этой сфере. Является дочерним предприятием Рособрнауки и призван заниматься не только образовательной, но и научной деятельностью. На сайте организации создано много разделов по различным темам.
Онлайн тесты
Предлагаемые онлайн тесты образовательных сайтов способствуют углублению имеющихся знаний и практической отработки порядка прохождения ГИА. Формат тестов максимально приближен к формату ОГЭ по информатике. Некоторые тесты можно скачать на собственный компьютер, другие доступны только с сайта.
Задания для подготовки к ОГЭ
Онлайн-тесты к ОГЭ по информатике на сайте Полякова К. Ю.
Решу ОГЭ - образовательный портал для подготовки к экзаменам
Слайд 14Рекомендации по подготовке учащихся к ОГЭ по информатике:
* подготовку к экзамену
в новом формате необходимо начинать как можно раньше, как минимум с 8 класса, включая в тесты для проверки знаний задания из ОГЭ (желательно при закреплении материала на уроке давать контрольные вопросы и задания в стандартном формате, соответствующем ГИА);
* проводить элективные курсы, например, «Готовимся к ОГЭ по информатике»;
* ни в коем случае не натаскивать детей на определенные задания из ОГЭ. Это приведет к тому, что увидев «незнакомую» задачу, ребенок растеряется и даже не попытается ее решить. Целесообразнее, давать основы объемных тем, таких как «Системы счисления», «Кодирование информации», «Логика», «Алгоритмизация и программирование», и проводить контроль знаний, каждый раз включая новый тип задач.
Слайд 15* создать собственную рабочую коллекцию полезных ссылок на основные Интернет-источники с
материалами для пополнения своей методической и дидактической копилки, а также набор методических пособий, рекомендованных ФИПИ для подготовки к экзамену;
* постоянно пополнять систематизированный материал разных лет по разделам экзаменационной работы новыми типами задач и возможными способами их решения.
Слайд 16С целью подготовки к ОГЭ рекомендуется учащимся участвовать во Всероссийском игровом
конкурсе «КИТ», олимпиадах, конкурсе «КРИТ», других конкурсах. Это позволяет им проверить качество своих знаний по информатике, оценить скорость решения ими задач, отработать внимательность при заполнении бланка с ответами.
Слайд 17Основные направления в работе:
Проведение индивидуальных и групповых консультаций. Они охватывают как
сильных учащихся, с которыми разбираются задания повышенной сложности, так и слабоуспевающих учащихся, с которыми отрабатываются базовые знания, умения и навыки.
Каждое задание из тестов ГИА анализировать, давать необходимую теоретическую базу для решения того или иного задания.
В ходе подготовки к ГИА каждому ребёнку пояснять, на какие разделы основ теории по информатике ему следует обратить дополнительное внимание, где взять материал для изучения. Рекомендовать материал для самостоятельной работы, комментировать наиболее сложные и непонятные разделы.
В практической работе показывать, как оптимально решить тесты по ГИА, какие ловушки возможны, какие типовые ошибки допускают ученики. Что делать, если ответ неизвестен.
Слайд 18И самое важное, каждому учителю, занимающемуся подготовкой учащихся к государственным экзаменам,
необходимо помнить, что только системная работа в течение нескольких лет позволит повысить продуктивность и качество подготовки к ОГЭ и даст шанс надеяться на положительные результаты сдачи экзаменов.
Подготовка к итоговой аттестации учащихся в новой форме – это длительный и кропотливый, в какой-то степени творческий труд, требующий помощи и консультации со стороны педагога и столь же вдумчивой и напряженной работы ученика.
Слайд 20Решение
1)Определимся с условиями задания:
— максимальной цифрой в разряде может быть 9,
значит поразрядные суммы не могут быть больше 18 (9 + 9), поэтому если одно из чисел (как в числе 1916 19) больше 18, то число не подходит,
— отпадают и числа с возрастающими суммами (например как в числе 916 — 9 и 16).
Исключаем числа: 1916, 1619.
2)Убираем из списка числа с возрастающими суммами
316 (3 и 16)
916 (9 и 16)
Остаются — 1616, 169, 163, 116.
3) Разбираемся с оставшимися — 1616, 169, 163, 116. Все ли они могут получиться как результат сложения.
1616 — поразрядные суммы 16 и 16 — исходное число 888. (подходит)
169 — поразрядные суммы 16 и 9 — исходными могут быть числа 972 и 881. (подходит)
163 — поразрядные суммы 16 и 3 — 16 может получиться только как сумма 8+8 или 7+9, но тогда мы не получим 3.
116 — поразрядные суммы 11 и 6 — исходными могут быть числа 560 и 651. (подходит)
Значит наши искомые числа 1616, 169, 116 — всего 3
Ответ: 3
Слайд 22Задание № 15
Текст задачи:
Файл размером 2000 Кбайт передаётся через некоторое соединение
в течение 30 секунд. Определите размер файла (в Кбайт), который можно передать через это соединение за 12 секунд. В ответе укажите одно число – размер файла в Кбайт. Единицы измерения писать не нужно.
Задача очень простая и имеет несколько вариантов решения.
Слайд 23Вариант 1.
Если проанализировать текст задачи, то станет понятно, что для ее
решения можно использовать пропорцию:
Пропорция
Отсюда x = (2000Кбайт * 12 секунд) / 30 секунд = 800Кбайт.
Слайд 24Вариант 2.
Так как скорость передачи у нас не меняется, а время
передачи во-втором случае в 2,5 раза меньше (30 секунд / 12 секунд), то и объем переданной информации будет в 2,5 раза меньше. Получаем 2000Кбайт / 2,5 = 800Кбайт.
Слайд 25Вариант 3.
Найдем количество информации, которое передается за 1 секунду, поделив 2000Кбайт
на 30 секунд. Получим:
Далее, зная сколько информации передается за 1 секунду и время, просто перемножим два числа и получим ответ — 800Кбайт.