Слайд 1Педагогический дизайн
Педагогические технологии
Бабошкина Т.В.
Слайд 2Подходы к понятию «Педагогический дизайн»
Последовательность технологических операций, формы и способы подачи
информации, визуализации, особенности управления учебным процессом, обеспечение педагогического общения на уроке, постоянная обратная связь с учащимися, развивающий эффект обучения.
(по Г. О. Аствацатурову (зам. директора Армавирского филиала Краснодарского краевого института дополнительного профессионального педагогического образования, кандидат исторических наук
Слайд 3Подходы к понятию «Педагогический дизайн» (по Краснянскому М.Н., Радченко И.М.)
Педагогический дизайн
– использование систематического процесса для понимания проблем обучения, осознания, что нужно сделать для решения этих проблем, и затем осуществление этого решения (McArdle, 1991).
Педагогический дизайн – это наука создания подробного описания условий разработки, оценки и реализации ситуаций, способствующих обучению (Richey, 1986).
Педагогический дизайн – это целостный процесс анализа потребностей и целей обучения и разработка системы способов передачи знаний для удовлетворения этих потребностей (Briggs, 1977).
Педагогический дизайн – это педагогический инструмент, благодаря которому обучение и учебные материалы становятся более привлекательными, эффективными, результативными.
«В то время, как врачи проектируют здоровье, а архитекторы - пространство, педагогические дизайнеры проектируют образование человека» (van Patten, 1989).
Слайд 4Педагогический дизайн
Систематическое (приведенное в систему) использование знаний (принципов) об эффективной учебной
работе (учении и обучении) в процессе проектирования, разработки, оценки и использования учебных материалов.
(А.Ю. Уваров, д.п.н., ведущий научный сотрудник Вычислительного центра РАН)
Слайд 5Теории педагогического дизайна
Три группы теорий педагогического дизайна (по Краснянскому М.Н., Радченко
И.М.):
- ориентация/направление дизайна;
- определение методов обучения и учебных ситуаций;
-отдельные методики и приемы.
Уровни теорий:
- методы, способствующие обучению;
-инструменты обучения, обеспечивающие доступность методов;
-обучающие системы, позволяющие создавать эффективные инструменты.
Слайд 6Педагогический дизайн и цели обучения
Слайд 7Педагогический дизайн и цели обучения
Цель – описание поведения, которое должен продемонстрировать
обучающийся, чтобы доказать свою компетентность в изучаемом вопросе. Цель описывает ожидаемый результат.
•Цель определяет содержание, источники и методы обучения.
•Цель определяет ожидаемые результаты обучения и материалы для их проверки.
•Цель определяет особенности взаимодействия и степень ответственности каждого участника образовательного процесса.
Слайд 8Педагогический дизайн и цели обучения (по А.Ю. Уварову)
Слайд 9Понятие педагогической технологии
Слайд 10В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие педагогической технологии.
Технология
- это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).
Педагогическая технология - совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачев)
Педагогическая технология - это содержательная техника реализации учебного процесса (В.П.Беспалько).
Педагогическая технология - это описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И.П.Волков).
Технология - это искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки, изменения состояния (В.М.Шепель).
Слайд 11Педагогическая технология - это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической
деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В.М.Монахов).
Педагогическая технология - это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).
Педагогическая технология означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей
Слайд 12 В нашем понимании педагогическая технология является содержательным обобщением, вбирающим в себя
смыслы всех определений различных авторов (источников).
Понятие «педагогическая технология» может быть представлено тремя аспектам
1) научным: педагогические технологии - часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и проектирующая педагогические процессы;
2) процессуально-описательным: описание (алгоритм) процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств для достижения планируемых результатов обучения;
3) процессуально-действенным: осуществление технологического (педагогического) процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств.
Таким образом, педагогическая технология функционирует и в качестве науки, исследующей наиболее рациональные пути обучения, и в качестве системы способов, принципов и регулятивов, применяемых в обучении, и в качестве реального процесса обучения
Слайд 13Структура педагогической технологии
В структуру педагогической технологии входят:
а) концептуальная основа;
б) содержательная часть
обучения:
- цели обучения - общие и конкретные;
- содержание учебного материала;
в) процессуальная часть - технологический процесс:
- организация учебного процесса;
- методы и формы учебной деятельности школьников;
- методы и формы работы учителя;
- деятельность учителя по управлению процессом усвоения материала;
- диагностика учебного процесса.
Слайд 14Качества педагогических технологий
Концептуалъноетъ. Каждой педагогической технологии должна быть присуща опора на
определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей.
Системность. Педагогическая технология должна обладать всеми признаками системы: логикой процесса, взаимосвязью всех его частей, целостностью.
Управляемость предполагает возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средствами и методами с целью коррекции результатов.
Эффективность. Современные педагогические технологии существуют в конкурентных условиях и должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам, гарантировать достижение определенного стандарта обучения.
Воспроизводимость подразумевает возможность применения педагогической технологии в других однотипных образовательных учреждениях, другими субъектами.