Презентация, доклад на тему Общие сведения о системах счисления

Содержание

*Система счисления - Это знаковая система, в которой числа записываются по определённым правилам с помощью символов некоторого алфавита, называемого цифрами.

Слайд 1СИСТЕМЫ СЧИСЛЕНИЯ
10 класс
Автор: Глухова Татьяна Ивановна-
учитель информатики МБОУ Салганской СОШ


СИСТЕМЫ СЧИСЛЕНИЯ10 классАвтор: Глухова Татьяна Ивановна-учитель информатики МБОУ Салганской СОШ

Слайд 2*
Система счисления -
Это знаковая система, в которой числа записываются по

определённым правилам с помощью символов некоторого алфавита, называемого цифрами.
*Система счисления - Это знаковая система, в которой числа записываются по определённым правилам с помощью символов некоторого

Слайд 3Все системы счисления делятся на две большие группы:
Позиционные
Непозиционные
Единичная
Древнеегипетская
Римская
Алфавитная

и др.

Десятичная
Двоичная
Восьмеричная
Шестнадцатеричная и др.

В позиционных сс количественный эквивалент(значение) цифры зависит от её места (позиции) в записи числа

В непозиционных сс количественный эквивалент(значение) цифры не зависит от её места (позиции) в записи числа

Все системы счисления делятся на две большие группы:ПозиционныеНепозиционныеЕдиничная Древнеегипетская Римская Алфавитная и др. ДесятичнаяДвоичнаяВосьмеричнаяШестнадцатеричная и др.В позиционных

Слайд 4

В римской системе счисления семь чисел обозначаются буквами:
Остальные

числа записываются комбинацией этих знаков.

Если числа в комбинации идут от больших к меньшим, числа складываются:
XXI – 10+10+1=21
MMVIII – 1000+1000+5+1+1+1=2008,
если от меньших к большим – значение числа вычитается из следующей буквы:
IV=5-1=4

Пример непозиционной системы счисления:

Какие числа записаны следующими римскими цифрами:
XXVIII=
XLIV=
MCDLI=
DCLIX=
MCMXCIX =

28
44
1451
659
1999

В римской системе счисления семь чисел обозначаются буквами: Остальные числа записываются комбинацией этих знаков.Если числа

Слайд 5Основанием позиционной системы счисления называется целое число, которое равно количеству цифр,

используемых для записи чисел в данной системе счисления.

Десятичная система счисления: основание q=10.
Алфавит: 0,1,2,3,4,5,6,7,8,9. Например: 12710

Двоичная система счисления: основание q=2
Алфавит: 0,1. Например : 100112

Восьмеричная система счисления: основание q=8
Алфавит: 0,1,2,3,4,5,6,7. Например: 2358

Шестнадцатеричная система счисления: основание q=16
Алфавит: 0,1,2,3,4,5,6,7,8,9,A,B,C,D,E,F. Например: 4F1716

Основанием позиционной системы счисления называется целое число, которое равно количеству цифр, используемых для записи чисел в данной

Слайд 7
Любое целое число можно представить в виде суммы разрядных слагаемых –

единиц, десятков, сотен, тысяч и т.д.
1652 = 1×1 000 + 6×100 + 5×10 + 2×1
1652=1*103 +6*102+5*101+2*100

РАЗВЁРНУТАЯ ФОРМА ЗАПИСИ ЧИСЛА

1652-свёрнутая форма записи числа


Развёрнутая форма числа

а0=1

Любое целое число можно представить в виде суммы разрядных слагаемых – единиц, десятков, сотен, тысяч и т.д.1652

Слайд 8ЗАДАНИЕ: ЗАПИСАТЬ ЧИСЛА В РАЗВЁРНУТОМ ВИДЕ.
10012
1456
21358


1A516
27,48

101012=1*24+0*23+1*22+0*21+1*20

ЗАДАНИЕ: ЗАПИСАТЬ ЧИСЛА В РАЗВЁРНУТОМ ВИДЕ.10012  1456  21358  1A51627,48101012=1*24+0*23+1*22+0*21+1*20

Слайд 91. Перевод целых чисел из десятичной системы
Перевод целого десятичного числа

в двоичное
Перевод целого десятичного числа в восьмеричное
Перевод целого десятичного числа в 16-ное


2. Перевод в десятичную систему

Перевод двоичного числа в десятичное
Перевод восьмеричного числа в десятичное
Перевод 16-го числа в десятичное



1. Перевод целых чисел из десятичной системы Перевод целого десятичного числа в двоичноеПеревод целого десятичного числа в

Слайд 10*
Последовательно выполнять деление исходного целого десятичного числа и получаемых целых частных

на 2 до тех пор, пока не получится частное, меньшее 2.
Записать полученные остатки в обратной последовательности, начиная с последнего неполного частного.

4610→1011102


Пример:


Перевод целого десятичного числа в двоичное:

*Последовательно выполнять деление исходного целого десятичного числа и получаемых целых частных на 2 до тех пор, пока

Слайд 11*
48 10= X2
10510 = X2
20410 = X2
ПЕРЕВЕДИТЕ ЧИСЛА:

*48 10= X210510 = X220410 = X2ПЕРЕВЕДИТЕ ЧИСЛА:

Слайд 12*
Последовательно выполнять деление исходного целого десятичного числа и получаемых целых частных

на 8 до тех пор, пока не получится частное, меньшее 8.
Записать полученные остатки в обратной последовательности, начиная с последнего неполного частного.

4610→568

01234567
восьмиричная


Пример:


Перевод целого десятичного числа в восьмеричное:

*Последовательно выполнять деление исходного целого десятичного числа и получаемых целых частных на 8 до тех пор, пока

Слайд 13*
ПЕРЕВЕДИТЕ ЧИСЛА:
48 10= X8
10510 = X8
20410 = X8

*ПЕРЕВЕДИТЕ ЧИСЛА:48 10= X810510 = X820410 = X8

Слайд 14*
Последовательно выполнять деление исходного целого десятичного числа и получаемых целых частных

на 16 до тех пор, пока не получится частное, меньшее 16.
Записать полученные остатки в обратной последовательности, начиная с последнего неполного частного.

4610→2E16


Пример:


Перевод целого десятичного числа в 16-ное:

*Последовательно выполнять деление исходного целого десятичного числа и получаемых целых частных на 16 до тех пор, пока

Слайд 15*
ПЕРЕВЕДИТЕ ЧИСЛА:
48 10= X16
10510 = X16
20410 = X16

*ПЕРЕВЕДИТЕ ЧИСЛА:48 10= X1610510 = X1620410 = X16

Слайд 16ПЕРЕВОД ДВОИЧНОГО ЧИСЛА В ДЕСЯТИЧНОЕ



ПЕРЕВОД ДВОИЧНОГО ЧИСЛА В ДЕСЯТИЧНОЕ

Слайд 17*
1011012 = X10
1101112 = X10
11110012 = X10
ПЕРЕВЕДИТЕ ЧИСЛА:


*1011012 = X101101112 = X1011110012 = X10ПЕРЕВЕДИТЕ ЧИСЛА:

Слайд 18ПЕРЕВОД ВОСЬМЕРИЧНОГО ЧИСЛА В ДЕСЯТИЧНОЕ



ПЕРЕВОД ВОСЬМЕРИЧНОГО ЧИСЛА В ДЕСЯТИЧНОЕ

Слайд 19*
1238 = X10
178 = X10
1568 = X10
ПЕРЕВЕДИТЕ ЧИСЛА:


*1238 = X10178 = X101568 = X10ПЕРЕВЕДИТЕ ЧИСЛА:

Слайд 20ПЕРЕВОД 16-ГО ЧИСЛА В ДЕСЯТИЧНОЕ



ПЕРЕВОД 16-ГО ЧИСЛА В ДЕСЯТИЧНОЕ

Слайд 21*
1F16 = X10
AB16 = X10
9D16 = X10
ПЕРЕВЕДИТЕ ЧИСЛА:


*1F16 = X10AB16 = X109D16 = X10ПЕРЕВЕДИТЕ ЧИСЛА:

Слайд 22Для преобразования десятичных дробей в число любой системы счисления последовательно выполняют

умножение на основание системы счисления, пока дробная часть произведения не будет равна нулю.

ПЕРЕВОД ДРОБНЫХ ЧИСЕЛ


Полученные целые части числа являются разрядами числа в новой системе, и их необходимо представлять цифрами этой новой системы счисления. Целые части в дальнейшем отбрасываются.

В итоге получаем, что 0, 37510 = 0,0112



Пример:

Для преобразования десятичных дробей в число любой системы счисления последовательно выполняют умножение на основание системы счисления, пока

Слайд 23Если число Х имеет целую и дробную часть, то переводим целую

часть по правилу для целых чисел, а дробную (вместе с нулем и десятичной запятой "0,") по правилу для дробей. Потом к переведенной целой части "приклеиваем" справа переведенную дробную (убрав из нее "0,").

ПЕРЕВОД СМЕШАННЫХ ЧИСЕЛ



Пример:  Перевести число 15, 2510

Значит 15,2510 = 1111,012



Если число Х имеет целую и дробную часть, то переводим целую часть по правилу для целых чисел,

Слайд 24*
Перевод чисел из двоичной системы счисления в восьмеричную


Перевод целых чисел:
Для перевода

целого двоичного числа в восьмеричное – двоичное число нужно разбить на группы по три цифры(триады), справа налево; если в последней левой группе окажется меньше чем три разряда, то необходимо её дополнить слева нулями. Затем надо преобразовать каждую группу в восьмеричную цифру.
НАПРИМЕР: 1010012 = 518


Перевод дробных чисел:
Для перевода дробного двоичного числа в восьмеричное необходимо разбить двоичное число на триады слева направо; если в последней правой группе окажется меньше разрядов, надо дополнить справа нулями. Далее нужно триады заменить на восьмеричные числа.
НАПРИМЕР: 0,1101012 = 0,358


*Перевод чисел из двоичной системы счисления в восьмеричнуюПеревод целых чисел:Для перевода целого двоичного числа в восьмеричное –

Слайд 25*
Перевод чисел из двоичной системы счисления в шестнадцатеричную
Перевод целых чисел:
Для перевода

целого двоичного числа в шестнадцатеричное – двоичное число нужно разбить на группы по четыре цифры(тетрады), справа налево; если в последней левой группе окажется меньше чем четыре разряда, то необходимо её дополнить слева нулями. Затем надо преобразовать каждую группу в восьмеричную цифру.
НАПРИМЕР: ПЕРЕВЕДЁМ ЦЕЛОЕ ДВОИЧНОЕ ЧИСЛО A2 = 1010012
0010 10012 = 29 16

Перевод дробных чисел:
Для перевода дробного двоичного числа в шестнадцатеричное необходимо разбить двоичное число на тетрады слева направо; если в последней правой группе окажется меньше разрядов, надо дополнить справа нулями. Далее нужно триады заменить на восьмеричные числа.
НАПРИМЕР: A2 = 0,1101012
0,1101 01002 = 0,D416


*Перевод чисел из двоичной системы счисления в шестнадцатеричнуюПеревод целых чисел:Для перевода целого двоичного числа в шестнадцатеричное –

Слайд 26*
Перевод чисел из восьмеричной и шестнадцатеричной систем счисления в двоичную:


Для перевода чисел из восьмеричной и шестнадцатеричной систем счисления в двоичную необходимо цифры числа преобразовать в группы двоичных чисел. Для перевода из восьмеричной системы в двоичную каждую цифру числа надо преобразовать в группу из трёх двоичных разрядов (триаду), а при преобразовании шестнадцатеричного числа – в группу из четырёх разрядов (тетраду)

Например: 1. Преобразуем дробное восьмеричное число A8 = 0,478 в двоичную систему счисления:

0,478 = 0,1001112

2. Переведём целое шестнадцатеричное число A16 = AB16 в двоичную систему счисления:

A16 = 101010112










* Перевод чисел из восьмеричной и шестнадцатеричной систем счисления в двоичную:  Для перевода чисел из восьмеричной

Слайд 27Арифметические операции в позиционных системах счисления

Арифметические операции в позиционных системах счисления

Слайд 28*
Сложение чисел в двоичной системе счисления.
Обратите внимание на то, что при

сложении двух единиц происходит переполнение разряда и производится перенос в старший разряд. Переполнение разряда наступает тогда, когда величина числа в нем становится равной или большей основания системы счисления. Для двоичной системы счисления эта величина равна двум.
*Сложение чисел в двоичной системе счисления.Обратите внимание на то, что при сложении двух единиц происходит переполнение разряда

Слайд 29Сложение в позиционных системах счисления

Цифры суммируются по

разрядам, и если при этом возникает избыток, то он переносится влево

1 0 1 0 1

+

1 1 0 1

двоичная
система

0


1+1=2=2+0

1

1


1+0+0=1

0


1+1=2=2+0

1

0


1+1+0=2=2+0

1

0


1+1=2=2+0

1

Ответ: 1000102

2 1 5 4

+

7 3 6

2


4+6=10=8+2

1

1


5+3+1=9=8+1

1


1+7+1=9=8+1

1

3


1+2=3

восьмеричная
система

1

Ответ: 31128

шестнадцатеричная
система

8 D 8

+

3 B C

4


8+12=20=16+4

1

9


13+11+1=25=16+9


8+3+1=12=C16

C

1

Ответ: C9416

Сложение в позиционных системах счисления    Цифры суммируются по разрядам, и если при этом возникает

Слайд 30*
Вычитание чисел в двоичной системе счисления
Обратите внимание на то, что при

вычитании из меньшего числа (0) большего (1) производится заем из старшего разряда. В таблице заем обозначен 1 с чертой.
*Вычитание чисел в двоичной системе счисленияОбратите внимание на то, что при вычитании из меньшего числа (0) большего

Слайд 31Вычитание в позиционных системах счисления

При вычитании чисел,

если цифра уменьшаемого меньше цифры вычитаемого, то из старшего разряда занимается единица основания

двоичная
система

Ответ: 10102

восьмеричная
система

Ответ: 364448

шестнадцатеричная
система

Ответ: 84816

1 0 1 0 1

-

1 0 1 1

0


1-1=0

1

1


2-1=1

0


0-0=0

1


2-1=1

1

0

4 3 5 0 6

-

5 0 4 2

4


6-2=4

1

4


8-4=4

4


4-0=4

6


8+3-5=11-5=6

1

3

С 9 4

-

3 В С

8


16+4-12=20-12=8

1

4


16+8-11=24-11=13=D16

8


11-3=8

1

Вычитание в позиционных системах счисления    При вычитании чисел, если цифра уменьшаемого меньше цифры вычитаемого,

Слайд 32УМНОЖЕНИЕ В ПОЗИЦИОННЫХ СИСТЕМАХ СЧИСЛЕНИЯ

При умножении многозначных

чисел в различных позиционных системах применяется алгоритм перемножения чисел в столбик, но при этом результаты умножения и сложения записываются с учетом основания системы счисления

двоичная
система

Ответ: 1010111112

1 1 0 1 1

х

1 1 0 1

1 1 0 1 1

1 1 0 1 1

1 1 0 1 1


1 0 1 0 1 1 1 1 1


1+1+1=3=2+1

1


1+1+1=3=2+1

1


1+1=2=2+0

1

1


УМНОЖЕНИЕ В ПОЗИЦИОННЫХ СИСТЕМАХ СЧИСЛЕНИЯ    При умножении многозначных чисел в различных позиционных системах применяется

Слайд 33ДЕЛЕНИЕ В ПОЗИЦИОННЫХ СИСТЕМАХ СЧИСЛЕНИЯ

Деление в любой

позиционной системе производится по тем же правилам, как и деление углом в десятичной системе. При этом необходимо учитывать основание системы счисления.

двоичная
система

Ответ: 10,12


1 0 0 0 1 1


1 1 1 0

1

1 1 1 0

1 1 1 0

1 1

1

,

0

0

1

0

ДЕЛЕНИЕ В ПОЗИЦИОННЫХ СИСТЕМАХ СЧИСЛЕНИЯ    Деление в любой позиционной системе производится по тем же

Слайд 34ЗАДАНИЯ ИЗ ЕГЭ
Сколько единиц в двоичной записи числа 195?
5
2
3
4

ЗАДАНИЯ ИЗ ЕГЭ Сколько единиц в двоичной записи числа 195?5234

Слайд 35Количество значащих нулей в двоичной записи десятичного числа 129 равно:
5
6
7
4
Задания из

ЕГЭ
Количество значащих нулей в двоичной записи десятичного числа 129 равно:5674Задания из ЕГЭ

Слайд 36Как представлено число 7510 в двоичной системе счисления?
10010112
1001012
11010012
1111012
Задания из ЕГЭ

Как представлено число 7510 в двоичной системе счисления?100101121001012110100121111012Задания из ЕГЭ

Слайд 37Количество цифр в двоичной записи десятичного числа, которое можно представить в

виде 2+8+16+64+128+256+512, равно
7
8
9
10

Задания из ЕГЭ

Количество цифр в двоичной записи десятичного числа, которое можно представить в виде 2+8+16+64+128+256+512, равно78910Задания из ЕГЭ

Слайд 38№1
Мартышка-мама связала 111 - ти своим непослушным детишкам по

перчатке на каждую руку и ногу. Но они порвали все свои перчатки, кроме младшего, который порвал только 11. Сколько перчаток попадет маме в починку?

Ответ в 8-й сс

Занимательные задачи

№1  Мартышка-мама связала 111 - ти своим непослушным детишкам по перчатке на каждую руку и ногу.

Слайд 39

Мартышка висит на хвосте и жует бананы. В каждой руке по

101 банану, а в каждой ноге – на 1 банан больше, чем в руке. Сколько бананов у мартышки?
Ответ в 2-й сс

№2

Мартышка висит на хвосте и жует бананы. В каждой руке по 101 банану, а в каждой ноге

Слайд 40До новых встреч с занимательными задачами

До новых встреч с занимательными задачами

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть