Слайд 1Методика преподавания информатики и икт
Подготовила:
преподаватель информатики,
программист ИТО
Сабирова Хава Сеитовна
Слайд 2Формы обучения - целенаправленная, четко организованная, содержательно насыщенная и методически оснащенная
система познавательного и воспитательного общения, взаимодействия, отношений учителя и учащихся. Форма обучения реализуется как единство целенаправленной организации содержания, обучающих средств и методов
Общие формы обучения
Формы организации учебно-воспитательного процесса
Слайд 3Общие формы обучения
Фронтальные
Коллективные
Групповые
Парные
Индивидуальные
Со сменным составом
Фронтальное обучение применяется при работе всех учащихся
над одним и тем же содержанием или при усвоении одного и того же вида деятельности и предполагает работу учителя со всем классом в едином темпе, с общими задачами.
Эта организационная форма используется при реализации словесного, наглядного и практических методов, а также в процессе контроля знаний.
Влияние компьютера проявляется в возможности немедленного воспроизведения учащимся деятельности, которая демонстрируется учителем. При этом учитель должен иметь возможность организационно и программно руководить фронтальной и индивидуальной деятельностью учащихся.
Слайд 4Коллективная форма обучения отличается от фронтальной тем, что учащиеся класса рассматриваются
как целостный коллектив со своими лидерами и особенностями взаимодействия.
В групповых формах обучения учащиеся работают в группах, создаваемых на различной основе и на различный срок. Это достаточно типичная форма обучения при использовании компьютерной техники, например, при освоении новых программных средств, при работе над проектами, при недостаточном количестве компьютеров и т.д. Эта форма может отражать реальное разделение труда в коллективе программистов, работающих над одной задачей.
Групповые формы эффективны в группах с участниками различного уровня подготовки и мотивации. Усвоение знаний и умений происходит результативнее при общении учащихся с более подготовленными товарищами.
В парном обучении основное взаимодействие происходит между двумя учениками, которые могут обсуждать задачу, осуществлять взаимообучение или взаимоконтроль. Разработаны формы обучения, когда пары учеников меняются в определенной последовательности, что позволяет интегрировать парную форму обучения с коллективной.
Слайд 5Индивидуальная форма обучения подразумевает взаимодействие учителя с одним учеником (репетиторство, тьюторство,
консультации и т.п.).
Управлять индивидуальной деятельностью учащихся достаточно сложно: ситуация за каждым компьютером практически уникальна. Выход состоит в том, чтобы привлечь к обучению сильных учащихся (в том числе в рамках парной работы), «автоформатизовать собственный педагогический опыт» (А.П. Ершов) в виде обучающих программ, использовать имеющиеся программные средства и информационные ресурсы.
Информатика сформировала новый вид индивидуальной формы обучения: один на один с компьютером.
В преподавании информатики можно говорить об индивидуальном обучении при контакте с коллективным знанием, которое реализуется в форме «ученик и компьютер». Работая один на один с компьютером (а точнее, с обучающей программой), учащийся в своем темпе овладевает знаниями, сам выбирает индивидуальный маршрут изучения учебного материала в рамках заданной темы урока. Радикальное отличие этой формы от классической самостоятельной формы работы в том, что программа является интерактивным «слепком» интеллекта и опыта ее автора.
Слайд 6Форма организации обучения - ограниченная рамками времени
конструкция отдельного звена процесса обучения.
Демонстрация
Лабораторная работа
Индивидуальный практикум
Лекция
Семинар
Проектная форма
Форма организации обучения - это исторически сложившаяся, устойчивая и логически завершенная организация педагогического процесса, которой свойственны систематичность и целостность, саморазвитие, личностный и деятельностный характер, постоянство состава участников, наличие определенного режима проведения.
Внешние формы организации обучения
Экскурсия
Внешние формы организации обучения обозначают определенный вид занятия и включают в себя цели, содержание, методы, средства обучения, взаимодействие учителя и учеников.
Слайд 7Демонстрация. Используя демонстрационный экран, учитель показывает различные учебные элементы содержания курса.
Основная дидактическая функция демонстрации - сообщение школьникам новой учебной информации.
Лабораторная работа (фронтальная). Все учащиеся одновременно работают на своих рабочих местах с соответствующими программными средствами.
Индивидуальный практикум - более высокая форма работы по сравнению с фронтальными лабораторными работами, которая характеризуется разнотипностью заданий, как по уровню сложности, так и по уровню самостоятельности; большей опорой на учебники, справочный материал, возможно, ресурсы Интернет; более сложными вопросами к учителю.
Учащиеся получают индивидуальные задания от учителя на одни, два или более уроков, включая выполнение части задания вне уроков. Эта форма является переходной к внеклассной (внеурочной) деятельности .
Слайд 8Термин «лекция» имеет два смысла: это и форма, и метод. Лекция
всегда фронтальна. Она может поддерживаться компьютером как средством наглядности и демонстрации. Управление выполняет учитель.
Семинар является переходной формой от фронтальной к индивидуальной. В курсе информатики необходимо вырабатывать ряд немашинных и до машинных навыков и умений, нужна адекватная форма работы для коллективного осмысления в более спокойной обстановке того, что сделано на компьютере, что и почему получилось.
Возможные контролируемые на семинаре результаты:
1) текст алгоритма в чистовом виде, готовый для ввода;
2) таблица исполнения алгоритма, составленная без ЭВМ;
3) проект диалога с программой;
4) ответы на вопросы по инструкции;
5) инструкция к собственной или чужой программе;
6) комментарии к своей или чужой программе;
7) описание ожидаемых результатов работы программы;
8) описание ролевых функций участников игры, отмеченные ошибки.
Слайд 9Проектная форма обучения. В основе лежит творческая деятельность. Признаками проектной формы
обучения являются:
наличие организационного этапа подготовки к проекту -самостоятельный выбор и разработка варианта решения, выбор программных и технических средств, выбор источников информации;
выбор из числа участников проекта лидера (организатор, координатор), распределение ролей;
наличие этапа самоэкспертизы и самооценки (рефлексии на деятельность), защиты результата и оценки уровня выполнения;
каждая группа может заниматься разработкой отдельного проекта или участвовать в воплощении коллективного.
Экскурсия имеет три основные цели;
показать «живую» информатику в управлении или на производстве; провести профориентацию на специальности, связанные с использованием ЭВМ;
скорректировать у учащихся «книжные» и умозрительные представления о настоящей информатике.
Слайд 10Внутренние формы организации обучения
Внутренние формы организации обучения классифицируются по структурному взаимодействию
элементов с точки зрения доминирующей цели обучения.
К внутренним формам организации обучения относятся: вводное занятие, занятие по углублению знаний, практическое занятие, занятие по систематизации и обобщению знаний, занятие по контролю знаний, умений и навыков, комбинированные формы занятий.
Комбинируя сочетания общих и конкретных форм обучения получают разные системы форм обучения, называемые классно-урочной, лекционно-семинарской, дистанционной и др.
Различия в коммуникативном взаимодействии учителя и учащихся являются основой разделения организационных форм обучения на три группы:
индивидуальные занятия педагога с учеником, в том числе самообучение;
коллективно-групповые занятия по типу классно-урочных;
системы индивидуально-коллективных занятий.
Слайд 11Внутренние формы организации обучения
Наиболее распространенной в школах организационной формой обучения является
классно-урочная.
Характерными признаками классно-урочной системы обучения являются:
постоянный состав учебных групп учащихся;
строгое определение содержания обучения в каждом классе;
определенное расписание учебных занятий;
сочетание индивидуальной и коллективной форм работы учащихся;
ведущая роль учителя;
систематическая проверка и оценка знаний учащихся.
Ее преимущества: четкая организационная структура, удобство управления деятельностью класса, возможность коллективных взаимодействий и решений учебных задач, постоянное эмоциональное влияние личности учителя на детей, экономия времени обучения.
К недостаткам системы относится ориентация на среднего ученика; трудность учета индивидуальных особенностей детей; одинаковый темп и ритм работы; ограниченное общение между ученикам; частая смена в расписании учебных предметов, не позволяющая ученикам доводить начатые дела до конца; жесткая организационная структура.
Слайд 12Метод обучений - это система регулятивных принципов и правил организации педагогически
целесообразного взаимодействия педагога и учащихся, применяемая для определенного круга задач обучения, развития и воспитания.
Методы обучения
Метод (от гр. methodos - «исследование») - это прием, способ или образ действия; способ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность; совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения действительности, подчиненных решению конкретной задачи.
В литературе существуют различные подходы к определению понятия метода обучения:
способ деятельности учителя и учащихся;
совокупность приемов работы;
путь, по которому учитель ведет учащихся от незнания к знанию;
система действий учителя и учащихся и т.д.
Слайд 13По характеру взаимной деятельности учителя и учащегося
(система общедидактических методов обучения
Ларнера-Скаткина).
Классификация методов обучения
объяснительно-иллюстративный метод;
репродуктивный метод;
метод проблемного изложения;
частично-поисковый или эвристический метод;
исследовательский метод.
Слайд 14 Классификация методов обучения
По основным компонентам деятельности учителя.
а) методы организации
и осуществления учебной деятельности (словесные, наглядные, практические репродуктивные и проблемные, индуктивные и дедуктивные самостоятельной работы и работы под руководством преподавателя);
б) методы стимулирования и мотивации учения (методы формирования интереса: познавательные игры, анализ жизненных ситуаций, создание ситуаций успеха; методы формирования долга и ответственности в учении: разъяснение общественной и личностной значимости учения, предъявление педагогических требований);
в) методы контроля и самоконтроля (устный и письменный контроль, лабораторные и практические работы, машинный и безмашинный программированный контроль, фронтальный и дифференцированный, текущий и итоговый).
Слайд 15Классификация методов обучения
Частнодидактические методы.
По источникам передачи и характеру восприятия информации -
система традиционных методов : словесные методы (рассказ, беседа, лекция и пр.); наглядные (показ, демонстрация и пр.); практические (лабораторные работы, сочинения и пр.).
По степени взаимодействия учителя и учащихся: изложение, беседа, самостоятельная работа.
В зависимости от конкретных дидактических задач: подготовка к восприятию, объяснение, закрепление материала и т.д.;
По принципу расчленения или соединения знаний: аналитический, синтетический, сравнительный, обобщающий, классификационный;
По характеру движения мысли от незнания к знанию: индуктивный, дедуктивный.