Презентация, доклад на тему Мастер-класс на тему Формирование у школьников метапредметных навыков на уроках информатики

Содержание

Задачи современной школы  Школа должна в первую очередь учить детей мыслить — причем, всех детей, без всякого исключения, несмотря на разное имущественное и социальное положение семей, а также наследственных задатков детей» В. В. Давыдов.

Слайд 1Формирование у школьников метапредметных навыков на уроках информатики
Учитель информатики
МБОУ «СОШ

№ 50 им. Ю.А. Гагарина»
Жукова Лариса Ивановна
Формирование у школьников метапредметных навыков на уроках информатикиУчитель информатики МБОУ «СОШ № 50 им. Ю.А. Гагарина»Жукова Лариса

Слайд 2Задачи современной школы
  Школа должна в первую очередь учить детей

мыслить — причем, всех детей, без всякого исключения, несмотря на разное имущественное и социальное положение семей, а также наследственных задатков детей»
В. В. Давыдов.
Задачи современной школы   Школа должна в первую очередь учить детей мыслить — причем, всех детей, без всякого

Слайд 3Что такое метапредмет?
Метапредметы пытаются говорить о том, о чём современная школа

не умеет – о смысле жизни, о её ценности.
Это ответ на вопрос:
Зачем мне эти знания?
Где мне это пригодится?

Что такое метапредмет? Метапредметы пытаются говорить о том, о чём современная школа не умеет – о смысле

Слайд 4Цели метапредметного урока:
обучение переносу теоретических знаний по предметам в практическую жизнедеятельность

учащегося;
активное применение знаний и умений в познавательной и предметно-практической деятельности;
подготовка учащихся к реальной жизни и формирование способности решать личностно-значимые проблемы ;
формирование ключевых компетенций: ценностно-смысловой, общекультурной, учебно-познавательной, информационной, коммуникативной, социально-трудовой и компетенции личностного самосовершенствования;
Цели метапредметного урока:обучение переносу теоретических знаний по предметам в практическую жизнедеятельность учащегося;активное применение знаний и умений в

Слайд 5Цели метапредметного урока:
формирование метапредметных  и  универсальных учебных действий с учетом реальных

потребностей и интересов в общении и познании;   
ориентация на развитие у школьников базовых способностей, выработка метапредметных знаний на примере столкновений позиций науки и искусства;
умение учиться, то есть способность ребенка к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта;

Цели метапредметного урока:формирование метапредметных  и  универсальных учебных действий с учетом реальных потребностей и интересов в общении и

Слайд 6Цели метапредметного урока:
создание условий для активизации мыслительных процессов ребенка и для

проведения анализа составляющих этого процесса;
формирование целостного представления о мире, взаимосвязях его частей, пересекающихся в одном предмете или сочетающихся в нем, постижение противоречивости и многообразия мира в деятельности;
формирование в каждый момент урока у ученика понимания   того, какими способами он достиг нового знания и  какими способами ему нужно овладеть, чтобы узнать то, чего он еще не знает. 

Цели метапредметного урока:создание условий для активизации мыслительных процессов ребенка и для проведения анализа составляющих этого процесса; формирование

Слайд 7Один из механизмов достижения поставленных целей:

Метапредметный подход предполагает, что ребенок не

только овладевает системой знаний, но осваивает универсальные способы действий и с их помощью сможет сам добывать информацию о мире. Это требования второго поколения образовательных стандартов, которые сейчас разрабатываются.
Один из механизмов достижения поставленных целей:Метапредметный подход предполагает, что ребенок не только овладевает системой знаний, но осваивает

Слайд 8Признаки метапредметного урока
Самостоятельная учебная деятельность учащихся.
Использование образовательных технологий.
Организация внеурочной деятельности

школьников.

Содержания и концентрируют в себе достаточно широкую область познаваемого бытия.

Передача учащимся не знаний, а способов работы со знаниями.

Усвоение любого материала происходит в процессе решения практической или исследовательской задачи, познавательной проблемной ситуации.

Взаимосвязь и взаимообусловленность теории и практики

Учащийся осмысляет во время урока использование содержания материала в жизни.

Формирование целостности картины мира;

Наличие основополагающих, проблемных и учебных вопросов

Исследовательская и поисковая работа учащихся, деятельностный подход в обучении, рефлексия,  связь теории с практикой.

Признаки метапредметного урока Самостоятельная учебная деятельность учащихся. Использование образовательных технологий.Организация внеурочной деятельности школьников.Содержания и концентрируют в себе

Слайд 9 Метапредметность подразумевает, что существуют обобщенные системы понятий, которые используются везде,

а учитель с помощью своего предмета раскрывает какие-то их грани.
Метапредметность подразумевает, что существуют обобщенные системы понятий, которые используются везде, а учитель с помощью

Слайд 10Основа метапредметного подхода
Главное, чему надо учить в школе, — это творческое

мышление

Ребенок не только овладевает системой знаний, но осваивает универсальные способы действий и с их помощью сможет сам добывать информацию о мире

Основа метапредметного подходаГлавное, чему надо учить в школе, — это творческое мышлениеРебенок не только овладевает системой знаний,

Слайд 11Виды метапредметов:
«Знание»
«Знак»
«Проблема»
«Задача»
«Смысл»
«Ситуация»
«Схема»
«Идеализация»

Виды метапредметов:«Знание»«Знак»«Проблема»«Задача»«Смысл»«Ситуация»«Схема»«Идеализация»

Слайд 12Знание
«Знание» — формируется свой блок способностей.
К их числу можно отнести, например,

способность работать с понятиями, систематизирующую способность (т. е. способность работать с системами знаний).
Знание«Знание» — формируется свой блок способностей. К их числу можно отнести, например, способность работать с понятиями, систематизирующую способность

Слайд 13В рамках метапредмета «Знак» у школьников формируется способность схематизации.
Они учатся

выражать с помощью схем то, что понимают, то, что хотят сказать, то, что пытаются помыслить или промыслить, то, что хотят сделать.

Знак Проблема

 Изучая метапредмет «Проблема», школьники учатся обсуждать вопросы, которые носят характер открытых, по сей день неразрешимых проблем.

В рамках метапредмета «Знак» у школьников формируется способность схематизации. Они учатся выражать с помощью схем то, что

Слайд 14 Задача
При изучении метапредмета «Задача» у

школьников формируются способности понимания и схематизации условий, моделирования объекта задачи, конструирования способов решения, выстраивания деятельностных процедур достижения цели.
ЗадачаПри изучении метапредмета «Задача»      у школьников формируются способности понимания и схематизации

Слайд 15Проблема разобщённости научного знания.
Метапредметный подход в образовании и,

соответственно, метапредметные образовательные технологии были разработаны для того, чтобы решить проблему разобщенности, расколотости, оторванности друг от друга разных научных дисциплин и, как следствие, учебных предметов.
Проблема  разобщённости научного знания.  Метапредметный подход в образовании и, соответственно, метапредметные образовательные технологии были разработаны

Слайд 16Метапредметная деятельность не тождественна общеучебной!
Метапредметная деятельность
Общеучебная деятельность
Общеучебные

умения

Узкопредметные умения и навыки

Метапредметная деятельность   не тождественна общеучебной! Метапредметная деятельность Общеучебная деятельностьОбщеучебные  уменияУзкопредметные умения и навыки

Слайд 17Метапредметные методы
Метод смыслового видения;
Метод вживания;
Метод образного видения;
Метод графических ассоциаций;
Метод фонетических ассоциаций,

комбинированный;
Метод символического видения;
Метод гипотез (рабочих, реальных);
Метод наблюдений;
Метод сравнений;
Метод эвристических бесед;
Метод ошибок;
Метод регрессии.
Метапредметные методыМетод смыслового видения;Метод вживания;Метод образного видения;Метод графических ассоциаций;Метод фонетических ассоциаций, комбинированный;Метод символического видения;Метод гипотез (рабочих, реальных);Метод

Слайд 18Средства достижения метапредметных результатов образования
Метапредметы
Метапредметные программы
Метакурсы (элективные, по выбору и т.д.)
Метапредметный

урок
Предметный урок + метапредметная тема
Метапредметные задания
Межпредметные проблемные ситуации
Межпредметные, надпредметные проекты

Средства достижения метапредметных результатов образования МетапредметыМетапредметные программыМетакурсы (элективные, по выбору и т.д.)Метапредметный урокПредметный урок + метапредметная темаМетапредметные

Слайд 19Математика
Информатика
Физика
Литература
Русский язык
История
и т.д.

ПРЕДМЕТНЫЙ
КОМПОНЕНТ:
ИНФОРМАТИКА
СОДЕРЖАНИЕ (ЛИНИИ):

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ
ИНФОРМАЦИОННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ
ИНФОРМАЦИОННОЕ УПРАВЛЕНИЕ


Выбор формы
универсальных
учебных действий,
отражающих данные понятия
и

деятельность в других
предметных областях
(схемы, модели, опорные
таблицы,
системы задач и т.п.).

МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ
КОМПОНЕНТ

МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ
РЕЗУЛЬТАТ

УНИВЕРСАЛЬНЫЕ
УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ

МатематикаИнформатикаФизикаЛитератураРусский языкИсторияи т.д.ПРЕДМЕТНЫЙКОМПОНЕНТ:ИНФОРМАТИКАСОДЕРЖАНИЕ (ЛИНИИ):ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫИНФОРМАЦИОННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕИНФОРМАЦИОННОЕ УПРАВЛЕНИЕВыбор формыуниверсальныхучебных действий,отражающих данные понятияи деятельность в другихпредметных областях(схемы, модели, опорные

Слайд 20 Предполагаемый результат освоения метапредметных связей:
Дети должны самостоятельно определять цели и

составлять планы, осознавая приоритетные и второстепенные задачи.
Они должны самостоятельно осуществлять свою деятельность
Уметь самостоятельно оценивать ситуацию и принимать решения, владеть навыками познавательной рефлексии.

Предполагаемый результат освоения метапредметных связей: Дети должны самостоятельно определять цели и составлять планы, осознавая приоритетные

Слайд 21Как сценировать и проводить учебное «метапредметное» занятие (методические рекомендации учителю)
Это

обязательно  работа с деятельностью учащегося, передача учащимся не просто знаний, а именно деятельностных способов работы со знаниями  и, соответственно,  деятель-ностных единиц содержания.

Из выступления
Громыко Нины Вячеславовны

Как сценировать и проводить учебное «метапредметное» занятие  (методические рекомендации учителю)Это обязательно  работа с деятельностью учащегося, передача

Слайд 22(методические рекомендации учителю)
Вторая особенность. Метапредметный подход – это очень хорошее знание

своего предмета, что собственно и позволяет  деятельностно пересобирать учебный материал и заново его интерпретировать с точки зрения деятельностных единиц содержания.
Третья особенность – это ориентация на  развитие у школьников  базовых способностей. Таких, как мышление, воображение, различительная способность, способность целеполагания или  самоопределения, идеализационная способность, речевая и т.д.

(методические рекомендации учителю) Вторая особенность. Метапредметный подход – это очень хорошее знание своего предмета, что собственно и

Слайд 23 Наконец, четвертая особенность – это  новаторство в плане использования разного

типа методических приёмов.

Громыко Нина Вячеславовна

Наконец, четвертая особенность – это  новаторство в плане использования разного типа методических приёмов.Громыко Нина Вячеславовна

Слайд 24Метапредметный подход вбирает в себя лучшие дидактико-методические образцы развития предметной формы

знания, открывает новые перспективы развития для такой образовательной формы, как учебный предмет и учебное занятие.
Учебный предмет как образовательная форма, конечно, не умрет. Но будет развиваться лишь в той мере, в какой будет пронизана метапредметным подходом.


Метапредметный подход вбирает в себя лучшие дидактико-методические образцы развития предметной формы знания, открывает новые перспективы развития для

Слайд 25Особенность метапредметных заданий
Заложенная в задании актуальная для ученика проблема
Возможность получить

личностно-значимый результат
Описание конкретной типичной жизненной ситуации
Интеграция «разнопредметных», в т.ч. «внешкольных» знаний»
Наличие ключевых понятий, явлений, объектов
Необходимость использовать универсальный способ решения проблемы, создать алгоритм действий
Множественность допустимых решений


Особенность метапредметных заданий Заложенная в задании актуальная для ученика проблемаВозможность получить личностно-значимый результатОписание конкретной типичной жизненной ситуации

Слайд 26Проектная деятельность как средство формирования метапредметных умений и навыков.
В школе очень

часто одни и те же научные понятия при изучении различных дисциплин трактуются по-разному, что вносит путаницу в сознание учащихся. При переходе из одной предметной области в другую у них не возникает общего понимания устройства областей и где проходит граница между самими областями. Особенно сложно связать гуманитарный и естественнонаучный тип знаний. Метод проектов используется как связующее звено между казалось бы различными дисциплинами.
Проектная деятельность как средство формирования метапредметных умений и навыков.В школе очень часто одни и те же научные

Слайд 27Интегративная технология как путь к формированию метапредметных знаний. 
Интегрированные

уроки развивают познавательный интерес учащихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности, поэтому очень важно сформировать у учащихся метапредметные учебно-информационные умения:

Физика



Информатика

Математика

Интегративная технология как путь к формированию метапредметных знаний.    Интегрированные уроки развивают познавательный интерес учащихся, побуждают

Слайд 28Система заданий, направленных на оценку уровня сформированности конкретного вида метапредметных умений.
I.

Соответствие полученного результата поставленной учебной задаче.
II. Планирование, контроль и оценка учебных действий.
III. Использование знаково-символических средств представления информации.
IV. О владение логическими действиями и умственными операциями.
V. Решение коммуникативных задач с использованием речевых средств и информационных технологий.
VI. Смысловое чтение.
Система заданий, направленных на оценку уровня сформированности конкретного вида метапредметных умений.I.  Соответствие полученного результата поставленной учебной

Слайд 29Примеры использования метапредметного подхода
Тема: «Геометрические фигуры, тела, их изображение, площадь

и объем»

Математика

5 класс

Задание: по предложенным рисункам
изобразить видимые и невидимые линии

Примеры использования метапредметного подхода Тема: «Геометрические фигуры, тела, их изображение, площадь и объем»Математика5 классЗадание: по предложенным рисункам

Слайд 30Тема: «Геометрические фигуры, тела, их изображение,

площадь и объем»

Математика

5 класс

Тема: «Геометрические фигуры, тела, их изображение,        площадь и объем»Математика5 класс

Слайд 31Тема: «Использование алгоритмов «Чертежник» на координатной плоскости»
Математика
7 класс

Тема: «Использование алгоритмов «Чертежник» на координатной плоскости»Математика7 класс

Слайд 32Тема: «Использование алгоритмов «Чертежник» на координатной плоскости»
Математика
7 класс

Тема: «Использование алгоритмов «Чертежник» на координатной плоскости»Математика7 класс

Слайд 33Тема: «Создание диаграмм и графиков в электронных таблицах»
Физика

7 класс
Тема: «Создание диаграмм и графиков  в электронных таблицах»Физика       7 класс

Слайд 34Тема: «Создание диаграмм и графиков в электронных таблицах»
Физика
7 класс

Тема: «Создание диаграмм и графиков  в электронных таблицах»Физика7 класс

Слайд 35Метапредметные задания по информатике

Метапредметные  задания  по информатике

Слайд 36Напишите эссе:

«Интернет. Друг или враг?»
«Роль информатики в жизни

человека».
«Все есть - число».
«Что изменится в нашей жизни, если в быту будут использовать не десятичную систему счисления?»
«Искусственный интеллект – благо или угроза для человечества?»






Напишите эссе:  «Интернет. Друг или враг?» «Роль информатики в жизни человека». «Все есть - число». «Что

Слайд 37«Интернет. Друг или враг?»

«…Отвечать на этот непростой вопрос можно бесконечно.

И спорить до хрипоты, кто прав. Конечно, для меня пока Интернет – друг. Он ведет себя как друг. Если мне что-то не понятно, он всегда объяснит. Если у меня возник вопрос, он ответит, причем почти не задумываясь. Я хочу сходить в кино, театр – пожалуйста, он тут как тут. Осталось выбрать кинотеатр, фильм и заказать билеты…»
Работа ученика 10 кл.

«Интернет. Друг или враг?» «…Отвечать на этот непростой вопрос можно бесконечно. И спорить до хрипоты, кто прав.

Слайд 38Составьте синквейн

Синквейн – это пятистрочник, раскрывающий суть некоторого понятия.
Учебник «Информатика-6

ФГОС»,
практ/работа № 9, задание №5.

Синквейны полезны:
учащимся в качестве инструмента для синтезирования сложной информации;
учителю – в качестве среза понятийного и словарного багажа учащихся.

Составьте синквейн Синквейн – это пятистрочник, раскрывающий суть некоторого понятия. Учебник «Информатика-6 ФГОС», практ/работа № 9, задание

Слайд 40Составьте синквейн для понятий:

Компьютер
Информация

Составьте синквейн для понятий:КомпьютерИнформация

Слайд 41Наиболее наглядным примером формирования универсальных учебных действий на уроках информатики служит

решение логических задач.

Логика  — «наука о правильном мышлении», «искусство рассуждения», наука о законах и операциях правильного мышления.

Одна из главных задач логики — определить, как прийти к выводу из предпосылок  и получить истинное знание о предмете размышления.
Логические задачи требуют находчивости, остроумия, умения выстроить последовательность своих рассуждений.

Наиболее наглядным примером формирования универсальных учебных действий на уроках информатики служит решение логических задач.Логика  — «наука о

Слайд 42Учебник «Информатика, ФГОС», Л.Л.Босова, Л.Ю. Босова

Учебник «Информатика, ФГОС», Л.Л.Босова, Л.Ю. Босова

Слайд 43"mind" - "ум" + "maps" - "карты" =

"карты ума"
"карты разума",
"интеллект-карты"
"карты сознания "
"карты памяти"
"карты представлений"
"мысленные карты"
"умственные карты" и т. д.

Использование ментальных карт


Слайд 44История создания
Систему популярных сегодня ментальных карт придумал известный психолог и писатель

Тони Бьюзен.
Он опубликовал уже несколько сотен статей и книг об интеллектуальном развитии, психологии и проблемах человеческого мышления.
Именно Бьюзен представил всему ученому миру в 1974 году собственную усовершенствованную теорию радиантного мышления.
Ментальная карта стала хитом на смене тысячелетий.

История создания Систему популярных сегодня ментальных карт придумал известный психолог и писатель Тони Бьюзен. Он опубликовал уже

Слайд 45Ментальные карты – технология изображения информации в графическом виде
Ментальные карты –

это графическое выражение….
Ментальные карты – это мощный визуальный метод…
Ментальные карты – это инструмент….
Ментальные карты – технология изображения информации в графическом видеМентальные карты – это графическое выражение….Ментальные карты – это

Слайд 46По форме отображает естественную
работу мозга
Преимущества ментальных карт

По форме отображает естественную работу мозгаПреимущества ментальных карт

Слайд 47Преимущества ментальных карт

Преимущества ментальных карт

Слайд 50МАСТЕР - КЛАСС

МАСТЕР - КЛАСС

Слайд 51Что такое квесты

В игре этого жанра всегда предполагается задание,

в котором необходимо что-то разыскать – предмет, подсказку, сообщение, чтобы можно было двигаться дальше.
Слово Quest переводится на русский язык как "поиск".
Задача игрока заключается в том, чтобы как следует пошевелить мозгами, дабы решить предложенную задачу, а также проявить смекалку и умения, чтобы справиться с заданием, а затем двигаться дальше.
Что такое квесты  В игре этого жанра всегда предполагается задание, в котором необходимо что-то разыскать –

Слайд 52…Во всяком хорошо поставленном учебном заведении можно приобрести навык, который пригодится

в будущем, когда человек вне стен учебного заведения станет образовывать себя сам. М. Булгаков
…Во всяком хорошо поставленном учебном заведении  можно приобрести навык, который пригодится

Слайд 53Большое спасибо за работу!

Желаю всем
творческих успехов!

Большое спасибо за работу! Желаю всем творческих успехов!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть