Слайд 1Формирование у школьников метапредметных навыков на уроках информатики
Учитель информатики
МБОУ «СОШ
№ 50 им. Ю.А. Гагарина»
Жукова Лариса Ивановна
Слайд 2Задачи современной школы
Школа должна в первую очередь учить детей
мыслить — причем, всех детей, без всякого исключения, несмотря на разное имущественное и социальное положение семей, а также наследственных задатков детей»
В. В. Давыдов.
Слайд 3Что такое метапредмет?
Метапредметы пытаются говорить о том, о чём современная школа
не умеет – о смысле жизни, о её ценности.
Это ответ на вопрос:
Зачем мне эти знания?
Где мне это пригодится?
Слайд 4Цели метапредметного урока:
обучение переносу теоретических знаний по предметам в практическую жизнедеятельность
учащегося;
активное применение знаний и умений в познавательной и предметно-практической деятельности;
подготовка учащихся к реальной жизни и формирование способности решать личностно-значимые проблемы ;
формирование ключевых компетенций: ценностно-смысловой, общекультурной, учебно-познавательной, информационной, коммуникативной, социально-трудовой и компетенции личностного самосовершенствования;
Слайд 5Цели метапредметного урока:
формирование метапредметных и универсальных учебных действий с учетом реальных
потребностей и интересов в общении и познании;
ориентация на развитие у школьников базовых способностей, выработка метапредметных знаний на примере столкновений позиций науки и искусства;
умение учиться, то есть способность ребенка к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта;
Слайд 6Цели метапредметного урока:
создание условий для активизации мыслительных процессов ребенка и для
проведения анализа составляющих этого процесса;
формирование целостного представления о мире, взаимосвязях его частей, пересекающихся в одном предмете или сочетающихся в нем, постижение противоречивости и многообразия мира в деятельности;
формирование в каждый момент урока у ученика понимания того, какими способами он достиг нового знания и какими способами ему нужно овладеть, чтобы узнать то, чего он еще не знает.
Слайд 7Один из механизмов достижения поставленных целей:
Метапредметный подход предполагает, что ребенок не
только овладевает системой знаний, но осваивает универсальные способы действий и с их помощью сможет сам добывать информацию о мире. Это требования второго поколения образовательных стандартов, которые сейчас разрабатываются.
Слайд 8Признаки метапредметного урока
Самостоятельная учебная деятельность учащихся.
Использование образовательных технологий.
Организация внеурочной деятельности
школьников.
Содержания и концентрируют в себе достаточно широкую область познаваемого бытия.
Передача учащимся не знаний, а способов работы со знаниями.
Усвоение любого материала происходит в процессе решения практической или исследовательской задачи, познавательной проблемной ситуации.
Взаимосвязь и взаимообусловленность теории и практики
Учащийся осмысляет во время урока использование содержания материала в жизни.
Формирование целостности картины мира;
Наличие основополагающих, проблемных и учебных вопросов
Исследовательская и поисковая работа учащихся, деятельностный подход в обучении, рефлексия, связь теории с практикой.
Слайд 9
Метапредметность подразумевает, что существуют обобщенные системы понятий, которые используются везде,
а учитель с помощью своего предмета раскрывает какие-то их грани.
Слайд 10Основа метапредметного подхода
Главное, чему надо учить в школе, — это творческое
мышление
Ребенок не только овладевает системой знаний, но осваивает универсальные способы действий и с их помощью сможет сам добывать информацию о мире
Слайд 11Виды метапредметов:
«Знание»
«Знак»
«Проблема»
«Задача»
«Смысл»
«Ситуация»
«Схема»
«Идеализация»
Слайд 12Знание
«Знание» — формируется свой блок способностей.
К их числу можно отнести, например,
способность работать с понятиями, систематизирующую способность (т. е. способность работать с системами знаний).
Слайд 13В рамках метапредмета «Знак» у школьников формируется способность схематизации.
Они учатся
выражать с помощью схем то, что понимают, то, что хотят сказать, то, что пытаются помыслить или промыслить, то, что хотят сделать.
Знак Проблема
Изучая метапредмет «Проблема», школьники учатся обсуждать вопросы, которые носят характер открытых, по сей день неразрешимых проблем.
Слайд 14 Задача
При изучении метапредмета «Задача» у
школьников формируются способности понимания и схематизации условий, моделирования объекта задачи, конструирования способов решения, выстраивания деятельностных процедур достижения цели.
Слайд 15Проблема разобщённости научного знания.
Метапредметный подход в образовании и,
соответственно, метапредметные образовательные технологии были разработаны для того, чтобы решить проблему разобщенности, расколотости, оторванности друг от друга разных научных дисциплин и, как следствие, учебных предметов.
Слайд 16Метапредметная деятельность не тождественна общеучебной!
Метапредметная деятельность
Общеучебная деятельность
Общеучебные
умения
Узкопредметные умения и навыки
Слайд 17Метапредметные методы
Метод смыслового видения;
Метод вживания;
Метод образного видения;
Метод графических ассоциаций;
Метод фонетических ассоциаций,
комбинированный;
Метод символического видения;
Метод гипотез (рабочих, реальных);
Метод наблюдений;
Метод сравнений;
Метод эвристических бесед;
Метод ошибок;
Метод регрессии.
Слайд 18Средства достижения метапредметных результатов образования
Метапредметы
Метапредметные программы
Метакурсы (элективные, по выбору и т.д.)
Метапредметный
урок
Предметный урок + метапредметная тема
Метапредметные задания
Межпредметные проблемные ситуации
Межпредметные, надпредметные проекты
Слайд 19Математика
Информатика
Физика
Литература
Русский язык
История
и т.д.
ПРЕДМЕТНЫЙ
КОМПОНЕНТ:
ИНФОРМАТИКА
СОДЕРЖАНИЕ (ЛИНИИ):
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ
ИНФОРМАЦИОННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ
ИНФОРМАЦИОННОЕ УПРАВЛЕНИЕ
Выбор формы
универсальных
учебных действий,
отражающих данные понятия
и
деятельность в других
предметных областях
(схемы, модели, опорные
таблицы,
системы задач и т.п.).
МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ
КОМПОНЕНТ
МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ
РЕЗУЛЬТАТ
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ
УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
Слайд 20
Предполагаемый результат освоения метапредметных связей:
Дети должны самостоятельно определять цели и
составлять планы, осознавая приоритетные и второстепенные задачи.
Они должны самостоятельно осуществлять свою деятельность
Уметь самостоятельно оценивать ситуацию и принимать решения, владеть навыками познавательной рефлексии.
Слайд 21Как сценировать и проводить учебное «метапредметное» занятие (методические рекомендации учителю)
Это
обязательно работа с деятельностью учащегося, передача учащимся не просто знаний, а именно деятельностных способов работы со знаниями и, соответственно, деятель-ностных единиц содержания.
Из выступления
Громыко Нины Вячеславовны
Слайд 22(методические рекомендации учителю)
Вторая особенность. Метапредметный подход – это очень хорошее знание
своего предмета, что собственно и позволяет деятельностно пересобирать учебный материал и заново его интерпретировать с точки зрения деятельностных единиц содержания.
Третья особенность – это ориентация на развитие у школьников базовых способностей. Таких, как мышление, воображение, различительная способность, способность целеполагания или самоопределения, идеализационная способность, речевая и т.д.
Слайд 23 Наконец, четвертая особенность – это новаторство в плане использования разного
типа методических приёмов.
Громыко Нина Вячеславовна
Слайд 24Метапредметный подход вбирает в себя лучшие дидактико-методические образцы развития предметной формы
знания, открывает новые перспективы развития для такой образовательной формы, как учебный предмет и учебное занятие.
Учебный предмет как образовательная форма, конечно, не умрет. Но будет развиваться лишь в той мере, в какой будет пронизана метапредметным подходом.
Слайд 25Особенность метапредметных заданий
Заложенная в задании актуальная для ученика проблема
Возможность получить
личностно-значимый результат
Описание конкретной типичной жизненной ситуации
Интеграция «разнопредметных», в т.ч. «внешкольных» знаний»
Наличие ключевых понятий, явлений, объектов
Необходимость использовать универсальный способ решения проблемы, создать алгоритм действий
Множественность допустимых решений
Слайд 26Проектная деятельность как средство формирования метапредметных умений и навыков.
В школе очень
часто одни и те же научные понятия при изучении различных дисциплин трактуются по-разному, что вносит путаницу в сознание учащихся. При переходе из одной предметной области в другую у них не возникает общего понимания устройства областей и где проходит граница между самими областями. Особенно сложно связать гуманитарный и естественнонаучный тип знаний. Метод проектов используется как связующее звено между казалось бы различными дисциплинами.
Слайд 27Интегративная технология как путь к формированию метапредметных знаний.
Интегрированные
уроки развивают познавательный интерес учащихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности, поэтому очень важно сформировать у учащихся метапредметные учебно-информационные умения:
Физика
Информатика
Математика
Слайд 28Система заданий, направленных на оценку уровня сформированности конкретного вида метапредметных умений.
I.
Соответствие полученного результата поставленной учебной задаче.
II. Планирование, контроль и оценка учебных действий.
III. Использование знаково-символических средств представления информации.
IV. О владение логическими действиями и умственными операциями.
V. Решение коммуникативных задач с использованием речевых средств и информационных технологий.
VI. Смысловое чтение.
Слайд 29Примеры использования метапредметного подхода
Тема: «Геометрические фигуры, тела, их изображение, площадь
и объем»
Математика
5 класс
Задание: по предложенным рисункам
изобразить видимые и невидимые линии
Слайд 30Тема: «Геометрические фигуры, тела, их изображение,
площадь и объем»
Математика
5 класс
Слайд 31Тема: «Использование алгоритмов «Чертежник»
на координатной плоскости»
Математика
7 класс
Слайд 32Тема: «Использование алгоритмов «Чертежник»
на координатной плоскости»
Математика
7 класс
Слайд 33Тема: «Создание диаграмм и графиков
в электронных таблицах»
Физика
7 класс
Слайд 34Тема: «Создание диаграмм и графиков
в электронных таблицах»
Физика
7 класс
Слайд 35Метапредметные
задания
по информатике
Слайд 36Напишите эссе:
«Интернет. Друг или враг?»
«Роль информатики в жизни
человека».
«Все есть - число».
«Что изменится в нашей жизни, если в быту будут использовать не десятичную систему счисления?»
«Искусственный интеллект – благо или угроза для человечества?»
Слайд 37«Интернет. Друг или враг?»
«…Отвечать на этот непростой вопрос можно бесконечно.
И спорить до хрипоты, кто прав. Конечно, для меня пока Интернет – друг. Он ведет себя как друг. Если мне что-то не понятно, он всегда объяснит. Если у меня возник вопрос, он ответит, причем почти не задумываясь. Я хочу сходить в кино, театр – пожалуйста, он тут как тут. Осталось выбрать кинотеатр, фильм и заказать билеты…»
Работа ученика 10 кл.
Слайд 38Составьте синквейн
Синквейн – это пятистрочник, раскрывающий суть некоторого понятия.
Учебник «Информатика-6
ФГОС»,
практ/работа № 9, задание №5.
Синквейны полезны:
учащимся в качестве инструмента для синтезирования сложной информации;
учителю – в качестве среза понятийного и словарного багажа учащихся.
Слайд 40Составьте синквейн для понятий:
Компьютер
Информация
Слайд 41Наиболее наглядным примером формирования универсальных учебных действий на уроках информатики служит
решение логических задач.
Логика — «наука о правильном мышлении», «искусство рассуждения», наука о законах и операциях правильного мышления.
Одна из главных задач логики — определить, как прийти к выводу из предпосылок и получить истинное знание о предмете размышления.
Логические задачи требуют находчивости, остроумия, умения выстроить последовательность своих рассуждений.
Слайд 42Учебник «Информатика, ФГОС», Л.Л.Босова, Л.Ю. Босова
Слайд 43"mind" - "ум" + "maps" - "карты" =
"карты ума"
"карты разума",
"интеллект-карты"
"карты сознания "
"карты памяти"
"карты представлений"
"мысленные карты"
"умственные карты" и т. д.
Использование ментальных карт
Слайд 44История создания
Систему популярных сегодня ментальных карт придумал известный психолог и писатель
Тони Бьюзен.
Он опубликовал уже несколько сотен статей и книг об интеллектуальном развитии, психологии и проблемах человеческого мышления.
Именно Бьюзен представил всему ученому миру в 1974 году собственную усовершенствованную теорию радиантного мышления.
Ментальная карта стала хитом на смене тысячелетий.
Слайд 45Ментальные карты – технология изображения информации в графическом виде
Ментальные карты –
это графическое выражение….
Ментальные карты – это мощный визуальный метод…
Ментальные карты – это инструмент….
Слайд 46По форме отображает естественную
работу мозга
Преимущества ментальных карт
Слайд 51Что такое квесты
В игре этого жанра всегда предполагается задание,
в котором необходимо что-то разыскать – предмет, подсказку, сообщение, чтобы можно было двигаться дальше.
Слово Quest переводится на русский язык как "поиск".
Задача игрока заключается в том, чтобы как следует пошевелить мозгами, дабы решить предложенную задачу, а также проявить смекалку и умения, чтобы справиться с заданием, а затем двигаться дальше.
Слайд 52…Во всяком хорошо поставленном учебном заведении
можно приобрести навык, который пригодится
в будущем,
когда человек вне стен
учебного заведения станет образовывать себя сам.
М. Булгаков
Слайд 53Большое спасибо за работу!
Желаю всем
творческих успехов!