Слайд 1Ответы на вопросы
по методики информатики
Слайд 2Проблемы внедрения ППС в учебный процесс
Слайд 3Преимущества мультимедийных
технологий в образовании перед «обычными» ТСО
Особенности мультимедиа
Интерактивность
Большой объем носителей
инф-ии
Широкие возможности работы с графикой и звуком
Повышенные требования к вычислительной системе
Системы презентации
Обучающие программы
Игры
Распознавание речи и образов
Распространение ПО
Системы обработки аудио- и видео- инф-ии
Слайд 4Цели использования мультимедиа-программ в учебном процессе:
Развитие творческого потенциала обучаемого;
Интенсификация всех уровней
учебно-воспитательного процесса, повышение его эффективности и качества;
Реализация социального заказа, обусловленного информатизацией современного общества.
Слайд 5Проблема компьютерного обучения – это проблема создания педагогически целесообразных обучающих программ.
Основное требование к составляемым обучающим программам – их ориентация на развитие активности, инициативы, творчества учащихся.
Слайд 6Основные направления:
использование ЭВМ для тренировки и закрепления знаний;
проверка УУД учащихся во
время контрольных работ и опросов;
индивидуальная работа учащегося на ПК при выполнении заданий учителя;
контроль знаний.
Слайд 7Литература к вопросу:
Системы и средства информатики. Выпуск 8. М.: Наука Физматлит,
1996;
Софронова Н. В. «ТИМОИ»: глава 3 «Технология обучения с применением программных средств учебного назначения».
Слайд 8Методика обучения младших школьников
Слайд 9Цели изучения информатики по учебной
программе Горячева А. В. :
1. Развитие
у школьников устойчивых навыков решения задач, связанных с использованием системно-информационного языка:
применение формальной логики при решении задач;
алгоритмический подход к решению задач;
системный подход;
объектно-ориентированный подход.
2. Расширение кругозора в областях знаний, тесно связанных с информатикой.
Слайд 103. Создание у учеников навыков решения логических задач и ознакомление с
общими приемами решения задач.
4. Развитие творческих способностей учащихся, опосредованных компьютером.
Вывод: Нужно:
научить ребенка осмысленно видеть мир и успешно ориентироваться в нем;
помочь справиться с предметами школьной учебной программы;
научить полноценно и продуктивно общаться с другими людьми;
правильно подходить к принятию жизненно важных решений.
Слайд 11Содержание обучения:
1-2 класс:
план действий и его описание (9 ч);
приемы построения и
описания моделей (8 ч);
логические модели (11 ч);
отличительные признаки предметов (8 ч).
2-3 класс:
алгоритмы (9 ч);
группы (классы) объектов (8 ч);
логические рассуждения (11 ч);
модели в информатике (8 ч).
Слайд 123-4 класс:
алгоритмы (9 ч);
объекты (8 ч);
модели в информатике (8 ч);
логические рассуждения
(11 ч).
Обучение логическим основам информатики проводится по нескольким направлениям, за каждым из которых закреплена учебная четверть:
I четверть – алгоритмы;
II четверть – объекты;
III четверть – логические рассуждения;
IV четверть – модели в информатике.
Слайд 13Средства обучения:
Основные направления психического развития школьников:
Мышление: алгоритмическое, системное, логическое;
Творческое воображение;
Пространственное воображение;
Формирование знания математических понятий; закрепление навыков устного счета, пропедевтика понятий информатики, экологическое воспитание младших школьников.
Слайд 14Упражнений на развитие мышления учащихся :
Обобщения;
Поиск закономерностей;
Понятия формы и
пространства;
Сравнения;
Сопоставления.
Дополнительное оборудование:
Мультимедийный проектор;
Цветной струйный принтер;
Сканер;
Колонки компьютерные;
Графический планшет для рисования;
Цифровой фотоаппарат или видеокамера;
Музыкальная клавиатура с возможностью компьютерного ввода и преобразования мелодий.
Слайд 15Методы и формы обучения:
Этапы урока в безкомпьютерном варианте:
проверка домашнего задания (до
5 минут),;
изучение новой темы (примерно 7 минут);
закрепление материала (около 7 минут);
практическое или проектное задание (10 минут );
обсуждение результатов (5 минут);
физкультминутка (1-3 минуты).
Слайд 16Этапы урока в машинном варианте:
Орг. момент (тема, цели – 1-3 минуты);
Разминка:
математические и логические задачи на развитие внимания или компьютерная разминка (3-5 минут);
Основная тема (безмашинная часть – 10-15 минут);
Физминутка (1-3 минуты);
Работа за компьютером (10-15 минут);
Подведение итогов, выводы, гимнастика для глаз (2-3 минуты).
Слайд 17Принципы и подходы к обучению:
Принцип имитации серьезной деятельности;
Принцип проблемно-игровой;
Принцип
предварительного соглашения;
Принцип рефлексии;
Принцип гуманизма;
Принцип игровой деятельности;
Организация творческой работы учащихся;
Слайд 18Литература к вопросу:
Бочкин А.И. «МПИ»: глава 7.1 «Снижение возраста учащихся»;
Горячев А.В.
Информатика. Программы общеобразовательных учреждений. Информатика;
Об организации обучения информатике в третьем классе общеобразовательных учреждений, участвующих в эксперименте по совершенствованию структуры и содержания общего образования. Информационное письмо Министерства образования от 22.05.2003 № 13-51-109/13;
Савкин А.П. Образцы локальных актов по управлению школой;
Софронова Н.В. «ТИМОИ»: Глава 4.2 «Учебники и методические пособия по информатике», глава 5.2 «Пропедевтика методов системного анализа у младших школьников».
Слайд 20Понятие
это форма мышления, отражающая наиболее существенные свойства, связи и отношения предмета
или явления:
общие;
единичные;
конкретные;
абстрактные.
Основная функция понятия:
выделение общего, к-е выделяется посредством отвлечения от всех особенностей отдельных предметов данного класса.
Слайд 21Развитие понятий:
прежние понятия уточняются и обогащаются;
прежние понятия отбрасываются как несостоятельные
в научном отношении;
в результате развития научного познания происходит возникновение новых понятий.
Вывод:
в учебном познании понятие выступает как элемент системы научных знаний, которые приобретают учащиеся под руководством учителя.
Слайд 22Содержание и объем понятий:
Объем данного понятия - это множество объектов, выделяемых
и обобщаемых в понятии.
Объем понятия «буфер обмена» – все те объекты, для которых характерны признаки «быть областью памяти» и «служить для временного хранения данных, предназначенных для обмена».
Объем понятия «адрес памяти» – это множество чисел 0001, 0002, 0003 и т. д.
Объем понятия «понятие» – это множество всех возможных понятий.
Слайд 23Содержание понятия - это признак, при помощи к-го выделяются и обобщаются
предметы интересующего нас множества.
Простой признак – это характеристика объекта, указывающая на наличие или отсутствие у него свойства или отношения.
Сложный признак – это соединение двух и более простых признаков при помощи союзов «и», «или», «если..., то...» и т. п.
Слайд 24Формирование понятий у учащихся:
это сложный и продолжительный процесс, в ходе к-го
ученики постепенно приближаются к все более полному овладению содержанием понятий.
Источники понятий:
1)жизненный опыт уч-ся;
2)целенаправленное формирование понятий в процессе изучения основ наук под руководством учителя;
3) попутное фор-ие понятий в рез-те изучения др. предметов;
4) стихийное фор-ие понятий в рез-те чтения научно-популярной литературы, СМИ и т.д.
Слайд 25Литература к вопросу:
Бочкин А. И. «МПИ»: глава 5.4 «Развитие основных понятий
на протяжении курса».
Слайд 26Подготовка учителя к уроку.
План и конспект урока.
Слайд 27Подготовка учителя к новому учебному году:
Правильная организация учебного процесса:
выбор учителем рациональной
системы методов и приемов обучения;
ее оптимизация:
с учетом возрастных особенностей уч-ся;
уровня их подготовки;
специфики решаемых образовательных задач.
учителю ознакомиться с основными идеями, заложенными в школьном курсе информатики;
тщательно изучить все разделы программы
Слайд 28Годовой и календарно-тематический планы:
Годовой план - это расположение учебного материала по
четвертям.
Продолжительность учебного года с 1 сентября по 31 мая (34 недели). Он разбит на четверти следующим образом:
I четверть: 1 сентября – 4 ноября (9 недель);
II четверть: 10 ноября – 28 декабря(7 недель);
III четверть: 11 января – 23 марта (10 недель);
IV четверть: 1 апреля – 25 мая (8 недель).
Слайд 29Пример годового плана по информатике для VII класса:
Слайд 30Календарно-тематический план – это распределение по урокам учебного материала каждой темы.
Составляется
на полугодие или год и утверждается администрацией школы!!!
При составлении в каждой теме или разделе необходимо выделить УУД уч-ся!!!
На основании календарно-тематического плана учитель составляет график контрольных мероприятий, заявку на видеофильмы и ППС!!!
Тематический план должен отражать организацию работы на уроке и возможность учителю разнообразить формы и методы обучения!!!
Слайд 31Подготовка учителя к работе над темой:
Необходимо :
предусмотреть объем и содержание
заданий на повторение;
предусмотреть взаимосвязь прошлой темы и новой;
точное планирование содержания работы на уроке и домашнего задания;
тщательно продумывать методы изучения учебного материала и форму организации работы уч-ся на уроке;
использовать дифференцированный подход к учся;
предусмотреть комплексное применение пособий, выявить связь между ними.
Слайд 32Подготовка учителя к уроку:
План урока должен иметь следующие элементы:
Тема и задачи
урока:
Этапы урока с указанием времени проведения каждого из них;
Методы и содержание проверки знаний;
Последовательность и методы изучения нового материала;
Перечень демонстраций с необходимыми данными;
Перечень ТСО и других средств наглядности;
Задачи и упражнения с их решением;
Домашнее задание.
Слайд 33Литература к вопросу:
Дидактика средней школы. Некоторые проблемы соврем. дидактики, глава 6.3
«Подготовка к уроку»;
Хуторской А.В. Практикум по дидактике и современным методикам обучения. Раздел «Конспект урока».
Слайд 34Учебно – методический комплекс
это совокупность документов, методических материалов, учебных пособий по
какой-либо учебной дисциплине, объединенных общим подходом в разработке данного учебного курса.
Слайд 35Современный учебно-методичкский комплекс для обучения информатики:
Включает следующие элементы:
Учебно-методическая литература:
Учебные пособия для
ученика:
Книги для чтения;
Тетради на печатной основе.
Методические пособия для учителя:
Программа курса;
Авторские методические разработки;
Справочные пособия;
Сборники задач;
Инструктивные, нормативные документы.
Слайд 362. Учебно-наглядные средства обучения:
Печатные пособия:
Демонстрационные таблицы, схемы, плакаты;
Раздаточные дидактические материалы
Транспаранты;
Видеофильмы;
Мультимедийные ресурсы.
3.
Программное обеспечение.
4. Средства научной организации труда:
Класс учебной вычислительной техники;
Оргтехника;
Телекоммуникации.
Слайд 37Вся совокупность компонентов УМК разбита на следующие составляющие:
1. Учебные и методические
пособия для учителя и учащихся;
2. Система средств обучения, в том числе включающая средства новых информационных технологий;
3. Программное обеспечение;
4. Система средств научной организации труда учителя и учащихся.
Слайд 38Литература к вопросу:
Бочкин А.И. «МПИ»: глава 9 «Программные средства информатики», глава
10 «Информационные средства изучения курса»;
Лапчик М.П. «МПИ»: глава 6.2 «Средства обучения информатике: кабинет вычислительной техники и программное обеспечение»;
Софронова Н.В. «ТИМОИ» Глава 4.4 «Комплексное использование средств обучения на уроках информатики».