Слайд 1учитель информатики школы №141
г.Казани Шляхтина О.М.
Слайд 2Возникновение понятия «универсальные учебные действия» связано с изменением парадигмы образования:
от цели
усвоения знаний, умений и навыков
к цели развития личности учащегося
Слайд 3Универсальные учебные действия
(в широком значении)
умение учиться, т.е. способность
субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
Слайд 4Универсальные учебные действия
(в узком смысле)
это совокупность способов действия
учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.
Слайд 5Функции универсальных учебных действий
обеспечение возможностей учащегося самостоятельно
осуществлять деятельность учения; ставить учебные цели; искать и использовать необходимые средства и способы их достижения; контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию;
обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.
Слайд 6Универсальный характер УД
Они являются надпредметными, метапредметными. Т.е. УУД формируются с помощью
разных предметов, не ограничиваются одним учебным предметом.
Сформированные у ученика универсальные УД проявляются в виде различных умений, широко применяемых в разных сферах деятельности человека.
Обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса.
Слайд 9ТИПОВЫЕ ЗАДАНИЯ,
НАЦЕЛЕННЫЕ НА ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
текстовые упражнения,
несущие духовно-нравственный
смысл;
задания на умение доказать свою позицию;
высказывание своего отношения к прочитанному с аргументацией;
все задания, сопровождаемые инструкцией:
«Объясни…»
«Докажи…»
«Обоснуй свое мнение…»
Слайд 10Обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности
Слайд 11ТИПОВЫЕ ЗАДАНИЯ,
НАЦЕЛЕННЫЕ НА РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД
работа с текстовыми задачами;
включение проблемных вопросов
и выводы;
использование проблемных ситуаций
на уроке;
составление плана;
проведение самопроверки;
редактирование текста.
Слайд 13ТИПОВЫЕ ЗАДАНИЯ,
НАЦЕЛЕННЫЕ НА ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД
задания на извлечение, преобразование и использование
текстовой информации;
правила и определения в виде схем, таблиц, алгоритмов;
система работы с различными словарями;
все задания, сопровождаемые инструкцией:
«Сравни…»,
«Разбей на группы…»,
«Найди истинное высказывание…»;
использование моделей при решении задач;
занимательные и нестандартные задания.
Слайд 14Коммуникативные УУД
Планирование
учебного
сотрудничества
Постановка
вопросов
Управление
поведением
партнера
Умение полно и точно
выражать свои мысли
Разрешение
конфликтов
Владение
монологической
и диалогической
формами речи
Слайд 15ТИПОВЫЕ ЗАДАНИЯ,
НАЦЕЛЕННЫЕ НА КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД
задания для работы в паре или
группе
использование трех видов диалога:
«учитель-ученики»
«ученик-ученики»
«ученик-ученик»
задания, сопровождаемые инструкцией:
«Объясни…»
«Докажи…»
«Обоснуй свое мнение…»
Слайд 19Особенность информатики
наличие автоматизированного индивидуального рабочего места с ПК, выходом в Интернет,
доступом к общим ресурсам;
наличие особого диалогового пространства, когда свой ответ произнести или продемонстрировать с места;
возможность на каждом уроке выполнить индивидуальную (уникальную) работу;
довольно высокая мотивация учащихся, так как имеется возможность продемонстрировать свои навыки работы с ПК;
активно развивающийся предмет;
активная самостоятельная деятельность при создании собственного, личностно-значимого продукта.
Слайд 21Личностные результаты, формируемые
при изучении курса «Информатика»
Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики.
Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности.
Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни.
Слайд 22Метапредметные результаты, формируемые
при изучении курса «Информатика»
Умение самостоятельно планировать пути достижения цели,
осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения
Умения определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы.
Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.
Формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ (ИКТ-компетенции).
Слайд 23Информатика: предметные результаты
формирование информационной и алгоритмической культуры;
формирование представления о компьютере как
универсальном устройстве обработки информации;
развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств
Метапредметные результаты
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ-компетенции)
Слайд 24Информатика:
предметные результаты
развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном
обществе;
развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя;
формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях;
знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами - линейной, условной и циклической
Метапредметные результаты
умение самостоятельно плани-ровать пути достижения целей;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий , корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи;
владение основами самоконт-роля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности
Слайд 25Информатика:
предметные результаты
формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель
- и их свойствах;
формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей - таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
Метапредметные результаты
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач
Слайд 26Основные трудности при подготовке урока в условиях ФГОС:
Сложившаяся за предыдущие годы
устойчивая методика проведения урока.
Необходимость дать возможность ученику самому искать информацию и исследовать её.
Необходимость создавать учебные ситуации как особые структурные единицы учебной деятельности, а также уметь переводить учебные задачи в учебную ситуацию.
Традиционный подход к анализу урока и стремление придерживаться старых подходов к оценке деятельности учителя.
Замена известных планов-конспектов технологическими картами урока.
Контрольно-оценочная деятельность.
Слайд 27Базовые технологии для реализации ФГОС
Информационно – коммуникационная технология
Технология развития критического мышления
Проектная технология
Технология развивающего обучения
Здоровьесберегающие технологии
Технология проблемного обучения
Игровые технологии
Технологии уровневой дифференциации
Групповые технологии
Слайд 28Практическая деятельность учащихся
Работа с графическими объектами в MS Word (создание родословной
своей семьи)
Маркированные и нумерованные списки (рецепт приготовления любимого блюда)
Работа с таблицами («Моя домашняя библиотека»)
Работа с таблицами (создание объявления)
Растровый графический редактор (открытка)
Гиперссылки (создание терминологического словарика)
Создание презентации (анимация на свободную тему)
Слайд 29Проектная технология
Всякое знание остается мертвым, если в учащихся не развивается инициатива
и самодеятельность: учащегося нужно приучать не только к мышлению, но и к хотению. Умов Н. А.
I этап.(подготовительный) Выбор проблемы(темы).
II этап.(организационный) Планирование действий.
III этап.(поисковый) Поиск, обработка и осмысление информации
IV этап. (систематизация) Анализ собранной информации.
V этап.(заключительный) Презентация результатов.
Слайд 30ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Шифрование информации.
История компьютера.
Компьютер внутри нас.
История письменности (Египет, Русь, Двуречье,
Индия, Китай, Финикия)
Мир без Интернета.
Интернет: польза или вред.
История процессора.
Загадка клавиатуры.
История чисел.
История носителей информации.
Слайд 31Технология проблемного обучения
Проблемное обучение - это такая организация учебных занятий, которая
предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.
Слайд 32ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ
«Сколько фотографий размером 4750 Кб поместится на флешку 2 Гб?».
При изучении темы «Измерение информации. Алфавитный подход» можно предложить ребятам задачу: «Два текста содержат одинаковое количество символов. Первый текст записан на русском языке, а второй — на английском. Какой текст несёт больший объём информации?»
Придумать принцип кодирования текстовой информации, учитывая, что символов для кодирования на компьютере всего два, а букв в алфавите значительно больше.
Слайд 33Игровые технологии
Игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на
воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
ЕШЧУЛ ЕВД А, ОШОРОХ АВОЛОГ АНДО.
Слайд 34Игровые технологии
использование ребусов для освоения и закрепления понятий
http://rebus1.com
Слайд 35Игровые технологии
использование ребусов для освоения и закрепления понятий
Слайд 36Игровые технологии
Создание кроссвордов
Фабрика кроссвордов puzzlecup.com/
Слайд 37Игровые технологии
Использование анаграмм
Расшифровать слова и
исключить лишнее:
1) КЕТСТ, ОЛИСЧ, ФРГИАК, МАБАГУ.
2)
ВИКЛУРАТА, СТКИДОЖЙ, НЕРСКА, ТЕРПНИР.
3) ТОРНИМО, ТЕРТПЛО, ТЕРИНПР, ЬШЫМ.
Слайд 41Использование интерактивной доски
объяснение принципов работы с приложениями, путем выполнения действий непосредственно
на доске;
проверка выполнения учащимися домашних заданий, выполненных на домашнем компьютере;
защита проектов учащимися;
создание различных образов, путем "собирания” их средствами доски;
проведение самостоятельных письменных работ и последующая их самопроверка учащимися;
выполнение заданий на установку соответствий терминов.
Слайд 42Каких учебных заданий нам не хватает
заданий, содержащих большой объем как текстовой
информации, так и информации в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков, схем;
заданий, составленных на материале из разных предметных областей, для выполнения которых надо интегрировать разные знания и использовать общеучебные умения;
заданий, в которых неясно, к какой области знаний надо обратиться, чтобы определить способ действий или информацию, необходимые для постановки и решения проблемы;
заданий, требующих привлечения дополнительной информации или, напротив, содержащих избыточную информацию;
комплексных и структурированных заданий, состоящих из нескольких взаимосвязанных вопросов.