Слайд 1Кафедра «Информатики и информатизации образования»
Выпускная квалификационная РАБОТА
Электронные образовательные ресурсы и их
дидактические возможности в образовательном процессе.
Особенности применения ЭОР на уроках открытия нового знания в 8 классе по предмету «информатика и икт» в условиях реализации фгос.
Клюбина Елена Емельяновна
МОУ Гимназия №8
Учитель информатики
Слайд 2Актуальность
Цели, задачи
Понятие ЭОР
Нормативно – правовая база
Классификация ЭОР
Применение ЭOР на различных этапах
урока
Поиск ЭОР по информатике в сети «Интернет»
Критерии оценки качества электронных образовательных ресурсов ЭOР
Особенности использование ЭOР на этапе объяснения нового материала
Урок «Человек: информация и информационные процессы»
Заключение
Список литературы
Слайд 3Формирование ИКТ компетентности у школьника может педагог, который владеет методикой применения
в педагогической деятельности электронных образовательных ресурсов. Несмотря на то, что учителя являются активными пользователями современных информационных технологий, они испытывают трудности в методике применения ЭОР в учебном процессе. Вопрос о методике использования электронных образовательных ресурсов в учебном процессе является актуальным.
Слайд 4Цель работы
повышение профессиональной компетентности педагога в использовании электронных образовательных ресурсов для
повышения качества образовательного процесса в ходе реализации ФГOС НOO.
Задачи
повысить свою профессиональную компетентность при освоении информационно-компьютерных технологий.
разнообразить методы преподавания, рациональнее использовать время на уроке.
создание медиатеки по предметам.
Слайд 5ЭОР - специальным образом сформированные блоки разнообразных информационных ресурсов, предназначенные для
использования в учебном (образовательном) процессе, представленные в электронном (цифровом) виде и функционирующие на базе средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ).
Слайд 6Нормативно – правовая база, обеспечивающая внедрение ЭОР в образовательный процесс
Федеральный закон
«Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273 – ФЗ (ст. 15, 16, 18);
решение президиума Совета при Президенте Российской Федерации по развитию информационного общества в Российской Федерации от 22 декабря 2010 г. № А4-18040;
Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы;
распоряжение Правительства Российской Федерации от 07 сентября 2010 г. № 1507-р «О плане действий по модернизации общего образования на 2011-2015 годы»;
«Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» СанПиН 2.4.2.2821-10(Приложение № 2);
Слайд 7Классификация ЭOР
ЭOР классифицируются по следующим категориям:
функции, выполняемой в учебном процессе (дидактическая
функция);
степени дидактического обеспечения учебного процесса;
виду образовательной деятельности;
характеру представления информации;
степени интерактивности;
режиму доступа.
Слайд 8
Применение ЭОР на различных этапах урока
объяснения нового материала: (в
основе деятельности лежит личное участие учащегося в процессе, когда компоненты деятельности им самим направляются и контролируются. Учебный процесс проходит в условиях вовлечения школьника в познавательную деятельность);
ЭOР на этапе закрепления и совершенствования знаний, умений и навыков;
Контроль и оценка знаний, умений и навыков:(контрольный и тестовый режимы, проектная деятельность, программы – тренажёры).
Слайд 9Адреса ФЦИОР в Интернет:
http://www.edu.ru/db/portal/sites/res_page.htm - Федеральный портал Российское образование;
http://school-collection.edu.ru/ - единая
коллекция цифровых образовательных ресурсов;
http://fcior.edu.ru/ - Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов;
http://eorhelp.ru/ - электронные образовательные ресурсы.
Слайд 10Критерии оценки качества электронных образовательных ресурсов ЭOР
(традиционные и инновационные)
К традиционным относятся:
соответствие
программе обучения (школьной, вузовской и др.);
научная обоснованность представляемого материала (соответствие современным знаниям по предмету);
соответствие единой методике («от простого к сложному», соблюдение последовательности представления материалов и т.д.);
отсутствие фактографических ошибок, аморальных, неэтичных компонентов и т.п.;
оптимальность технологических качеств учебного продукта (например, качество полиграфии), соответствие СанПИНам .
Слайд 11К основным инновационным качествам ЭOР относятся обеспечение всех компонентов образовательного процесса:
получение
информации;
практические занятия;
аттестация (контроль учебных достижений).
Слайд 12Использование ЭOР на этапе объяснения нового материала
Изучение нового материала
Первичная проверка
понимания новой информации
Закрепление знаний и способов действий
Слайд 13Целью данного типа урока является овладение учащимися новым материалом. Для этого
школьники должны подключаться к решению таких дидактических задач, как усвоение новых понятий и способов действий, самостоятельной поисковой деятельности, формированию системы ценностных ориентации.
Изучение темы начинается еще дома с домашнего задания с использованием очередного учебного блока ЭOР. В начале урока достаточно просмотреть результаты домашней работы учеников и организовать ответы на вопросы, возникшие при выполнении домашнего задания, сформулировать общие выводы.
Таким образом, время на проверку домашнего задания и знакомство с новым материалом намного уменьшается.
Слайд 14можно провести совместную практическую работу или выполнить небольшой тест, используя коллекцию
ЭOР.
появится возможность организовать коллективную работу и учащиеся смогут адекватно оценить свои возможности при выполнении самостоятельной работы.
Слайд 15на этом этапе урока можно организовать работу в группах, которые выполняют
разные практические задания. Затем ученики обменяются опытом в процессе представления результатов своей работы. Учащиеся на одном уроке получат гораздо больше полезной информации.
В качестве домашнего задания учащиеся могут выполнить тест или изучить очередной модуль с новым материалом.
В данном модельном варианте урок проходит преимущественно в форме активного общения.
Слайд 16
учебная база данных;
учебно-методический комплекс
учебно-методическое пособие
методические указания
практикумы
тесты, комплекты тестовых заданий;
справочники;
словари;
изобразительные
средства наглядности
условно-графические средства наглядности
анимированные средства наглядности;
звуковые электронные документы;
библиографические каталоги;
обучающие игры, программы платформы для их создания;
другие учебно-методические разработки
предметные средства наглядности
Слайд 17межпредметные области;
учебный предмет;
тема (раздел) предмета;
часть темы.
Слайд 18поурочное сопровождение (слайды, видеофрагменты, аудио);
сопровождение практикумов, самостоятельной работы, дистанционного обучения, самообразования,
системы повышения квалификации;
сопровождение воспитательной работы;
сопровождение управленческой деятельности.
Слайд 19мультимедийный: разнообразная информация используется равноправно и взаимосвязано для решения определенных задач;
изобразительный:
графические материалы, видео- и анимационные продукты;
аудио: содержит цифровое представление звуковой информации в форме, допускающей ее прослушивание;
текстовый: содержит в основном текстовую информацию; гипертекстовые структуры с небольшим количеством иллюстраций, без интерактивных включений;
электронный аналог печатного издания
Слайд 20активный (поток информации главным образом направлен от учащегося к ресурсу (например
- моделирование, вопросники и пр.);
описательный (поток информации главным образом направлен из ресурса к учащемуся (например - тексты, видеоклипы, графические материалы и гипертекстовые документы);
смешанный.
Слайд 21локальный электронный ресурс – электронный ресурс, предназначенный для локального использования и
распространяемый на переносимых электронных носителях;
сетевой электронный ресурс – электронный ресурс, доступный неограниченному кругу пользователей через телекoммуникационные сети.
Слайд 22«Информация как знания человека. Восприятие информации человеком».
Цель: ввести понятие «информация»;
познакомить учащихся с видами информации и основными информационными процессами: прием-передача, хранение, обработка.
Задачи:
- обучающие:
ввести понятие «информация» и «информационные процессы»;
познакомить с видами информации и информационными процессами.
-развивающие:
развитие познавательного интереса, речи и внимания учащихся;
формирование информационной культуры и потребности приобретения знаний;
развитие навыков критического мышления.
-воспитательные:
привитие учащимся навыка самостоятельности в работе;
развитие навыков сотрудничества при работе в паре.
Тип урока: урок – изучения нового материала с использованием ЭОР
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая
Необходимое техническое оборудование:
персональные компьютеры с операционной системой MS Windows и установленной программой MS PowerPoint;
мультимедийный проектор;
Интернет, ЭОР
Слайд 23В сфере личностных результатов у учеников будут сформированы:
учебно-познавательный интерес к новому
учебному материалу и способам решения новой информационной задачи;
ориентация на понимание места ИКТ в жизни человека, их практической значимости;
установка на здоровый образ жизни.
В сфере регулятивных универсальных учебных действий ученик научится:
принимать и сохранять учебную задачу;
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
проводить итоговый и пошаговый контроль по результату, по реакции интерактивной среды;
Слайд 24В сфере познавательных универсальных учебных действий ученик научится:
осуществлять поиск выборочной информации
об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
использовать знаково-символические средства;
выделять существенную информацию из сообщений разных видов;
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
проводить сравнение и классификацию объектов.
В сфере коммуникативных универсальных учебных умений ученик научится:
адекватно использовать коммуникативные средства для решения различных коммуникативных задач, владеть диалогической формой коммуникации, используя средства и инструменты ИКТ;
строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что — нет.
Слайд 29Заключение
В результате проведенной работы была достигнута цель по выявлению особенностей применения
ЭОР в условиях реализации ФГОС. Эта работа подтвердила эффективность применения ЭОР:
повышение мотивации обучения, увеличение познавательной активности учащихся, самостоятельного поиска информации из цифровых источников;
обеспечение дифференцированности обучения;
совершенствование контроля знаний;
повышение качества обученности.
Результаты данного исследования можно широко использовать в массовой практике учителям- предметникам, если они работают в соответствии с принципами ФГОС. Для его реализации нет каких-либо ограничений и представленные в опыте педагогические средства и методы – это всего лишь варианты, дающие положительные результаты.
Слайд 30Литература
Использование электронных образовательных ресурсов нового поколения в учебном процессе: Научно-методические материалы
/ Бордовский Г. А., Готская И. Б., Ильина С. П., Снегурова В. И. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2007. — 31 с
Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года. – URL :http://www.edu.ru/db/mо/Data/d_02/393.html
Теория и методика обучения информатике : учебник / [ М. П. Лапчик, И. Г. Семакин, Е. К. Хеннер, М. И. Рагулина и др.]; под ред. М. П. Лапчика. – М. : Издательский центр «Академия», 2008. – 592 с.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Москва «Просвещение» 2011
Что такое электронные образовательные ресурсы (ЭOР)? – URL : www.ed.gоv.ru/news/kоnkurs/5692
http://www.intuit.ru/studies/cоurses/12103/1165/lecture/19307?page=2