Слайд 1Дорогу осилит- идущий,
а информатику - мыслящий
Слайд 2Смотрел ли ты мультфильм «Алиса в стране чудес»?
Слайд 3Помнишь ли ты разговор Алисы с Чеширским котом?
Слайд 4- Вы не подскажите, куда мне теперь идти?
- Это зависит
от того, куда ты хочешь? - ответил Кот.
- Мне, пожалуй, всё равно, лишь бы... - сказала Алиса.
- Тогда, дорогая, всё равно куда идти.. - заметил Кот
Слайд 5- Как вы думаете, что имел в виду Кот? Да, ребята,
эти слова имеют глубокий смысл. Зачастую мы не находим решения задачи или какой-нибудь проблемы из-за того, что не можем выстроить правильно последовательность своих действий. Умный человек знает: чтобы не попасть впросак и добиться желаемой цели, нужно заранее продумывать и планировать свои действия.
Слайд 6Так что же такое план действий? Разгадай ребус и ты сможешь
ответить на этот вопрос!
АЛГОРИТМ
Слайд 7Вот мы и подошли к теме нашего урока:
«Что такое алгоритм»
Слайд 8Каждый человек в повседневной жизни, во время учёбы или на работе
решает огромное количество задач самой разной сложности. Некоторые из этих задач столь просты и привычны, что мы решаем их не задумываясь, автоматически и даже не считаем задачами.
Например, такие задачи как почистить зубы, съесть мороженое или открыть дверь не требуют долгих размышлений.
Слайд 9Другие же задачи, напротив, так трудны, что требуют длительных размышлений и
усилий для поиска решения и достижения поставленной цели. Допустим наша задача выучить иностранный язык, написать книгу или решить уравнение. Конечно, моментально решить такую задачу не получится, для её выполнения потребуется время и решение множества более мелких задач. Но решение почти каждой задачи осуществляется поэтапно. То есть выполняется шаг за шагом до достижения ожидаемого результата.
Слайд 10С последовательностями действий мы встречаемся также и при выполнении многих задач,
с которыми имеем дело на уроках: «Вычислить площадь фигуры», «разделить одно число на другое в столбик», «найти наибольший общий делитель», «разобрать слово по составу».
Слайд 11Давайте составим последовательность действий для решения одной такой задачи: «найти наименьшее
общее кратное чисел».
Слайд 12Алгоритм — описание конечной последовательности шагов в решении задачи, приводящей от
исходных данных к требуемому результату.
Слайд 13Само слово «алгоритм» берёт начало от имени хорезмского математика Абу аль-Хорезми.
В 825 году учёный написал книгу, в которой дал описание позиционной десятичной системы счисления, придуманной в Индии и разработал правила выполнения четырёх арифметических действий: сложения, вычитания, умножения и деления. В начале XII века эта книга аль-Хорезми попала в Европу и была переведена на латинский язык. Переводчик книги, имя, которого неизвестно, дал ей название «Алгоритмы о счёте индийском», и с тех пор слово «алгоритм» прочно вошло в нашу жизнь.
Слайд 14С последовательностями действий мы встречаемся практически во всех жизненных ситуациях. Можно
сказать, что в повседневной жизни нас окружают алгоритмы. Рассмотрим алгоритм режима дня ученика. Этот алгоритм состоит из девяти команд.
Если мы будем выполнять этот алгоритм, то наш день будет распланирован, учёба будет эффективной и останется время на игры и развлечения.
Слайд 15Рассмотрим такую ситуацию. На улице выпал снег и Рома решил слепить
снеговика. А как же его сделать? С чего начать? Чтобы снеговик получился, мальчик должен выполнить определённую последовательность действий. Давайте поможем Роме.
Слайд 16Выполнив этот алгоритм, Рома получил замечательного снеговика. А давайте представим себе,
что мальчик запутался и поменял местами последовательность действий.
Конечно, Вы видите, что снеговик не получился. Потому что, для алгоритма важен не только набор действий, но и их порядок. Нужно запомнить, что команды должны выполняются последовательно, в порядке их записи в алгоритме.
Слайд 17При составлении алгоритма должна быть чётко поставлена задача, то есть мы
должны чётко знать, что именно будем иметь в результате выполнения того или иного алгоритма. Например, частое выражение из русских народных сказок «Пойди туда — не знаю куда, принеси то — не знаю, что» нельзя назвать алгоритмом, т.к задача в нем поставлена не ясно.
Слайд 18Разработчиком алгоритмов является человек. Исполняют алгоритмы люди и всевозможные устройства —
компьютеры, роботы, станки, спутники, сложная бытовая техника и даже некоторые детские игрушки.
Слайд 20Давайте самостоятельно составим алгоритм решения одной из задач на переправу. Чтобы
попасть в цирк, двум клоунам и двум обезьянкам нужно переправиться через реку. В их распоряжении есть лодка, но она небольшая. В лодке могут поместиться или только один клоун или две обезьянки. Как организовать переправу, если обезьянки также, как и клоуны умеют грести?
Слайд 21Давайте рассмотрим решение задачи и запишем эти действия в виде алгоритма.
Первое
действие алгоритма – перебраться на левый берег обеим обезьянкам.
Второе действие – вернуться одной из обезьянок на правый берег.
Третье – переправиться клоуну на левый берег.
Четвёртое – вернуться обезьянке на правый берег.
Пятое – переправиться обеим обезьянкам на левый берег.
Шестое – вернуться одной из обезьянок на правый берег.
Седьмое – переправиться клоуну на левый берег.
Восьмое – переправиться обезьянке на правый берег.
Девятое – переправиться обеим обезьянкам на левый берег.
Выполнив все девять шагов этого алгоритма и клоуны, и обезьянки без труда преодолеют реку.
Слайд 22Теперь попробуй сам решить задачи урока!