Слайд 1Презентацию подготовила учитель химии МБОУ «Укромновская школа» Акмоллаева Гульсина Джаферовна
«Учебная мотивация
школьников при изучении химии - одно из главных условий успешной учебной деятельности»
Слайд 2Процесс длительный, кропотливый и целенаправленый, формируется через проведение:
уроков-путешествий, уроков-игр, уроков-викторин,
уроков-исследований, уроков-встреч, сюжетных уроков, интегрированных уроков, уроков защиты творческих заданий, через привлечение сказочных персонажей, игровую деятельность, и использование различных приёмов.
Своевременное чередование и применение на разных этапах урока разнообразных форм и приёмов формирования мотивации укрепляет желание детей овладевать знаниями.
Повышение уровня учебной мотивации
Слайд 3Одной из причин низкой успеваемости учащихся - отсутствие интереса
к определенным
предметам.
Слайд 4Интегрированные уроки повышают положительную мотивацию учащихся через:
активизацию учебно-познавательных процессов;
развитие
творческого мышления учащихся;
формирование у них целостной картины мира;
профессиональная направленность в будущем.
Слайд 5ХИМИЯ
БИОЛОГИЯ
РУССКИЙ ЯЗЫК
ФИЗИКА
ГЕОГРАФИЯ
ИСТОРИЯ
ЛИТЕРАТУРА
МАТЕМАТИКА
ОБЖ
Слайд 6Интегрированные уроки
ЦЕЛЬ
Создание
целостного
представления об
окружающем мире
СРЕДСТВО
ОБУЧЕНИЯ
Сближение
предметных
знаний
Слайд 7Цели
интегрированного урока
Расширение предмета
познания
Создание
благоприятных
условий для
развития личности
Соединение теории
с практикой
Повышение
проблемно-
развивающего
потенциала
Слайд 8Типы урока
Изучение нового
Совершенствование
знаний и формирование
умений
Повторение и
обобщение знаний
Контроль знаний
Слайд 9Система интегрированных уроков
8
класс
9
класс
10
класс
11
класс
Повышение мотивации
изучения предмета
Расширение представлений
о единстве
мира
Формирование
естественнонаучных знаний,
направленных на решение
теоретических и практических
задач
Слайд 10Интерес познания химической науки
Необходимо каждоурочно повышать,
Учить творить, учить уметь, не
зная перегрузки,
И в жизни смелые задумки претворять.
Литература, химия и русский,
Увидев данность с нескольких сторон,
Осмыслив каждый факт, подвергнув всё сомнению,
Отправим интеграции наук поклон.
Наука химия уже не так сложна,
Научность и доступность перестали спорить
И вот достигнутая цель видна,
Уже ль не этого хотим мы от урока в школе?
Да! Интеграция наук сложна!
Но эффективна без сомнения,
Из трудных ситуаций выведет она,
Достаточно лишь запастись терпением!
Слайд 11Вопросы межпредметного характера
Химия-история.
Тема: ПТБ / Свойства водорода
1. Французский химик XVIII в. Пилатр де Розье заинтересовался, что будет, если вдохнуть водород - до него этого никто не пробовал.
Как вы думаете, смог ли он что-то почувствовать?
2. Нe заметив сначала никакого эффекта, Розье решил убедиться, проник ли водород в легкие. Еще раз глубоко вдохнув водород, он выдохнул его ... на огонь свечи … Как вы думаете, что произошло?
Тема: Металлы / Кислород
После Бородинского сражения (26.08.1812 г.) главнокомандующий русской армией генерал–фельдмаршал М.И.Кутузов (1745-1813 г.) принял решение сжечь Москву. Москва горела шесть дней, погибло три четверти построек, в том числе и монетный двор. При разборке пожарища были обнаружены медные монеты, покрытые черным налетом. Монеты промыли, но налет остался.
1. Объясните причину образования черного налета на медных монетах.
2. Каким образом можно придать первозданный вид монетам?
3. Докажите свои выводы экспериментально на примере медной проволоки.
Слайд 12Примеры интегрированных уроков в 8 классе (2-ое полугодие)
Слайд 13СОЛИ
NaCl ,CaCO3 , AgNO3 , CuSO4 ,MgSO4 ,
Na2CO3 ,BaCl2 , BaSO4,CaCl2,
Ca3(PO4)2, NaI.
Слайд 14NаСl
ПОВАРЕННАЯ СОЛЬ
ХЛОРИД НАТРИЯ
Соль (хлористый натрий) является важным элементом, обеспечивающим жизнедеятельность человека
и животного мира, а также товаром, имеющим широчайший спектр промышленного применения.
Слайд 15Осадочные горные породы, образовавшиеся из остатков панцирей живых организмов (древних простейших
–
радиолярий и фораминифер).
известняк
мел
Мягкая горная порода, которую легко истереть в порошок
Более твердый, издавна его использовали для постройки каменных сооружений.
CaCO3
Слайд 16Ca3(PO4 )2
Фосфат кальция
Зубная эмаль тот же самый
апатит.
Фторапатит Са5F(PO3)3
1,4 кг приходится на кости гидроксоапатит Са5(ОН)(РО4)3
«Если бы фосфор исчез из костей, наше тело превратилось бы в бесформенную массу. Если бы фосфор исчез из мышц, мы утратили бы способность двигаться. Если бы фосфор исчез из нервной ткани – мы перестали бы мыслить.»
Слайд 17Na2CO3
Кристаллическая сода
Кальцинированная сода
Na2CO3 *10H2O
Это вещество применяют в производстве стекла, бумаги, мыла,
для устранения жесткости воды.
Слайд 18Нитрат серебра или ляпис применяют в медицине для прижигания ран, язв,
бородавок.
Нитрат серебра используют для изготовления зеркал и токопроводящего слоя.
AgNO3
Нитрат серебра
Слайд 19Горькая соль – это сульфат магния, или магнезия. Используют в медицине
как слабительное, желчегонное, спазмолитическое средство. Много магния в морской воде. Ионы магния придают ей горький вкус.
MgSO4
Сульфат магния
Слайд 20В пищевых продуктах и в питьевой воде иод содержится в виде
солей иодоводородной кислоты – иодидов, из которых он легко всасывается в передних отделах тонкого кишечника. Из кишечника иод переходит в плазму крови, откуда жадно поглощается щитовидной железой.
NaI
Иодид натрия
Слайд 21CaCl2
Применяют для получения металлического кальция, для осушки и понижения точки росы
технологического и импульсного газа на:
ГРС, КС магистральных газопроводов;
АГНКС;
объектах газодобычи при подготовке газа к транспортировке.
В холодильном деле, медицине и т. д.
Для обеспыливания гравийных дорог
Как противогололёдное средство .
Хлорид кальция (лекарственное средство).
хлорид кальция
Слайд 22Природные индикаторы
Плоды : смородины, вишни, черноплодной рябины.
Цветы: ирисы, василек, пионы,
фиалки,тюльпаны,герань.
Слайд 23
«Основные классы неорганических соединений в живописи и фотографии»
Слайд 24 Техника живописи – ряд правил, доступных всякому, и, с исполнения которых,
должны начинать приступающие к занятиям живописью. Сюда должно войти первое знакомство с разнообразными материалами, в зависимости от технического рода живописи.
В техническом отношении живопись может быть:
масляная
акварельные краски
акварельная
гуашь
пастель
темпера
фресковая
акриловые краски
восковая (вообще и энкаустика в частности)
на стекле
на фарфоре, соединенную обыкновенно с обжиганием посуды, а с нею и красок, при более или менее высокой температуре
Слайд 25Оксиды
В большой семье пигментов обширную группу составляют вещества, содержащие в качестве
хромофоров оксиды металлов. Среди них преобладают соединения, образованные металлами- d –элементами. И это неудивительно- соединения переходных элементов металлов, как правило, окрашены, что обусловлено наличием в их атомах свободных d- или f-орбиталей и возможностями переходов электронов внутри электронных оболочек.
Оксид хрома (III) Cr2O3
Хромовая зелень
Оксид железа (III) Fe2O3
Монооксид свинца (PbO). β-PbO — «массикот», обладает характерным жёлтым цветом.
Слайд 29Её величество –
вода
Интегрированный урок
химии в 8 классе
Слайд 30Легенды о воде
Символизм воды объясняет большое количество мифов, в
которых реки и моря разделяют миры живых и мертвых. Многие божества были рождены в воде или могли ходить по воде. В суевериях символизм очищающей власти воды был настолько силен, что считалось, что она отталкивает зло. Отсюда обычай выявлять ведьм, бросая подозреваемых женщин в водоем, чтобы посмотреть всплывут они или нет.
Вода , подобно всем стихиям, заставляла обращаться с ней на "вы". Могла и утопить, погубить ни за что. Вот почему Водяной, мифический обитатель рек, озёр и ручьёв, часто выступает в легендах как существо, враждебное человеку, его представляли себе в виде голого обрюзглого старика, пучеглазого и
"ластоногого". По одной версии, русалки были его женами, по другой – дочерьми. Они собирались в лунную ночь водить хороводы и могли до смерти защекотать неосторожного путника.
Слайд 31История открытия
24 июня 1783 г. Лавуазье и Лаплас. Синтез воды из
«горючего воздуха» (водорода) и «дефлогистированного воздуха» (кислорода).
Лавуазье. Опыты по разложению воды.
1785 г. Лавуазье и Менье. Установили состав воды: 85% кислорода и 15% водорода.
Состав молекулы воды
(современные данные)
ω (О) = 88,9%
ω (Н) = 11,1%
Слайд 32Вода на Земле
Только 1/4 нашей планеты занимает суша,
а остальные ¾ (около 71%) - вода.
Слайд 33Вода на Земле
Воды на Земле, как кажется на
первый взгляд, довольно много, но 97% - это соленая вода морей и океанов, и лишь 3% - пресная. Из них около трех четвертей недоступны живым организмам, так как эта пресная вода «законсервирована» в ледниках гор и полярных шапках (ледники Арктики и Антарктики). Это настоящий мировой резерв пресной питьевой воды
Слайд 34Вода на Земле
Вода находится в постоянном движении. Испаряясь
с поверхности водоемов, почвы, растений, вода накапливается в атмосфере и, рано или поздно, выпадает в виде осадков, пополняя запасы в океанах, реках, озерах и т.п. Таким образом, количество воды на Земле не изменяется, она только меняет свои формы - это и есть круговорот воды в природе.
Слайд 35Свойства воды
Н2О
М=18г/моль
tзам=00С
tкип=1000С
Агрегатные
состояния:
твердая
жидкая
газообразная
Слайд 36Свойства воды
Аномалия свойств воды
Самая высокая теплоёмкость среди жидкостей
Самое большое поверхностное натяжение
после ртути
Расширение при замерзании
Информационные свойства
Слайд 37Свойства воды
Аномалия свойств воды
Угловое строение молекулы
Диполь
Водородные связи
Ассоциаты
Слайд 38Биологическое значение воды
Входит в состав всех клеток и тканей живых организмов
Растворитель
и среда протекания химических процессов
Вода – реагент
Переносчик веществ по организму
Терморегулирующая функция
«Воде дана волшебная власть стать соком жизни на земле» Леонардо да Винчи
Слайд 39Биологическое значение воды
Вода в организме человека
Слайд 40Биологическое значение воды
Обезвоживание организма
Главные признаки – боль, одышка и аллергия
Потеря
10% воды – необратимые изменения в организме
Потеря 15-20% воды при 300С - смерть
Слайд 41Экологические проблемы гидросферы
Потребление пресной воды (%)
Антропогенное загрязнение
природных вод, в том числе тепловое
Проблема дефицита пресной воды
Кислотные дожди
Слайд 42Заключение
«...Вода! У тебя нет ни цвета, ни вкуса, ни
запаха, тебя невозможно описать, тобою наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты — сама жизнь! Ты исполняешь нас радостью, которую не объяснить нашими чувствами. С тобою возвращаются к нам силы, с которыми мы уже простились. По твоей милости в нас вновь начинают бурлить высохшие родники нашего сердца...
Ты самое большое богатство на свете...»
Антуан де Сент-Экзюпери
Слайд 43Дмитрий Менделеев и Александр Блок – служитель науки и стихотворец
Слайд 44Два имени – великого ученого - энциклопедиста и одного из крупнейших
поэта – оказались тесно связанными в истории России
Слайд 45Два имени в истории России
У Дмитрия Ивановича Менделеева было шестеро детей.
Двое
- от первого брака – Владимир и Ольга, четверо – от второго- Любовь, Иван,
близнецы Василий и Мария.
«Как бы ни был я погружен в свою многообразную деятельность, я всегда находил время для детей. Они составляли для меня главное богатство» Д.И. Менделеев
Слайд 462 января 1865 г у Д.И. и Ф.Н. Менделеевых родился сын
Владимир.
Владимир окончил Морской кадетский корпус и с 1884 г. служил офицером на флоте.
«Погиб мой умница, добродушный сын-первенец, на которого я рассчитывал возложить часть своих заветов, т.к. знал неизвестные окружающим глубокие мысли на пользу родины, которыми был он приникнут»
Слайд 47Яркой фигурой среди детей Дмитрия Ивановича был Иван. Он получил хорошее
физико-математическое образование. Он активно помогал отцу в последние годы жизни ученого.
Из всех шестерых детей Менделеева у одной Любы была определенная артистическая жилка, несомненное актерское дарование. Она играла в труппе В.Э. Мейерхольда в театре В.Ф. Комиссаржевской . Она интересовалась балетом, давала уроки актерского мастерства известным балеринам Кирилловой, Дудинской и др.
Слайд 48Два имени – служителя науки и стихотворца- оказались тесно связанными в
истории России.
Им суждено было породниться: дочь Менделеева Любовь в 1903 г. вышла замуж за Александра Блока.
Слайд 49Имения Менделеева – Боблово – и ботаника Бекетова – Шахматово –
располагались неподалёку.
В Боблове и Шахматове (см. снимок) звучили стихи, исполнялись музыкальные произведения, был организован домашний театр.
Слайд 50Здесь ставились пьесы.
«Гамлет»: Блок – Гамлет, Люба - Офелия
Слайд 51После окончания гимназии Блок приехал в Боблово верхом на своем статном
белом коне.
Блок, когда её увидел сказал себе: она та единственная, которую он потом назовет в своих стихах Прекрасной Дамой, Владычицей Вселенной, Величавой Вечной Женой. Стихи он считал молитвой, а её – богиней.
Слайд 52Поэт видел в Дмитрии Ивановиче воплощение гения России.
Периодическая система элементов знаменовала
для поэта торжество космоса над хаосом, научное постижение гармонии и музыки природы
Идеи Д.И. Менделеева и А.Н. Бекетова о развитии науки и производительных сил России отозвались в ряде стихотворений Блока.
Слайд 53Мы должны помнить имена тех, кто принес славу нашей Родине.
Это были
слишком разные люди.
Разными по мироощущению и миропониманию.
Но, несомненно, личность и научные труды Дмитрия Ивановича Менделеева оказали влияние на Александра Блока.
Каждый из них мечтал о свободной экономически независимой России, только, пути реализации этой мечты каждый видел свои.
Слайд 54Оба гения, ученый Менделеев и поэт Блок, по-настоящий день нужны и
служат России