Слайд 1Тестовые технологии в образовании
Огромная заслуга тестов состоит в том, что они
позволяют обычный ответ «так мне кажется» заменить словами «я это знаю» или «я это не знаю».
П.П. Блонский
Слайд 2Исторический обзор применения тестов
в мировой практике
Френсис Гальтон (англ.)
- применение серии одинаковых испытаний
к большому количеству испытуемых;
- статическая обработка результатов;
- выделение эталонов оценки.
Слайд 3Исторический обзор применения тестов
в мировой практике
Джеймс Кеттелл (америк.) выделил требования к тестам:
- одинаковость
условий для всех испытуемых;
- ограничение времени тестирования (с тестом должны справляться только 5% аттестуемых );
- отсутствие посторонних зрителей;
- одинаковые инструкции и четкое понимание испытуемым, что нужно делать;
- статистическая обработка.
Слайд 4Исторический обзор применения тестов
в мировой практике
Альфред Бине и Теодор Симон (фран.) –
родоночальники современных тестов
- впервые тесты группировались по возрастным уровням, ввелись понятия умственный возраст, умственное развитие, а позже – IQ;
- попытка определения валидности тестов;
- инструкции для выполнения тестовых заданий;
- коэффициент корреляции при обработки
Слайд 5Исторический обзор применения тестов
в мировой практике
Макколл (америк.) в начале 20 века разделил
тесты на педагогические и психологические.
Педагогические – измерение успешности учащихся по тем или иным школьным дисциплинам за определенный период обучения, а так же успешность применения определенных методов и технологий преподавания.
Слайд 6Исторический обзор применения тестов
в мировой практике
Эдуард Торндайк (америк.) - основоположник педагогического тестирования
Йеркс изменил
систему подсчета, за каждое выполненное задание определенный балл. Количество полученных баллов переводилось по приложенным стандартам в коэффициент одаренности или успешности.
1959 – 1966 годы создана организация ИЕА (Международная ассоциация по оценке школьной успеваемости) из 45 стран.
Сегодня помимо ИЕА, институт образования ЮНЕСКО (Гамбург), Международный центр пед.исследований в Париже.
Цель: создание гибкой модели, позволяющей измерить комплексное воздействие школы на процесс обучения
Слайд 7Что такое тест?
• любое испытание, экзамен, проба (англ.язык).
• объективное и стандартизированное измерение, легко
поддающееся количественной оценке, статистической обработке и сравнительному анализу
• стандартизированные задания, по результатам выполнения которых судят о психофизиологических и личностных характеристиках, а так же знаниях, умениях и навыках испытуемого
• стандартизованное, часто ограниченное во времени испытание, предназначенное для установления количественных и качественных индивидуально-психологических особенностей
Слайд 8Что такое тест?
• система заданий специфической формы, правил их применения, оценок каждого
задания и рекомендаций по интерпретации тестовых результатов (В.С. Аванесов)
• инструмент, состоящий из системы тестовых заданий, стандартизованной процедуры проведения и заранее спроектированной технологии обработки и анализа результатов, предназначенный для измерения качеств и свойств личности, изменение которых возможно в процессе систематического обучения (А.Н. Майоров)
• КИМы, спецификация, кодификатор, система оценивания, технология проведения (ЕГЭ)
Слайд 9Преимущества технологии тестового контроля
• Индивидуальный характер контроля, возможность осуществления контроля над работой
каждого ученика, за его личной учебной деятельностью.
• Возможность регулярного систематичного проведения тестового контроля на всех этапах процесса обучения.
• Возможность сочетания ее с другими традиционными формами педагогического контроля.
• Всесторонность, заключающаяся в том, что педагогический тест может охватывать все разделы учебной программы, обеспечивать полную проверку теоретических знаний, интеллектуальных и практических умений и навыков.
• Объективность тестового контроля, исключающая субъективные (часто ошибочные) оценочные суждения и выводы преподавателя, основанные на недостаточном изучении уровня подготовки учащихся или предвзятом отношении к некоторым из них.
Слайд 10Преимущества технологии тестового контроля
• Учет специфических особенностей каждого учебного предмета и отдельных
его разделов за счет применения современных методик разработки и многообразия форм тестовых заданий.
• Возможность проведения традиционного ("бумажного") и компьютеризованного (в локальной сети) тестирования.
• Возможность применения современной технологии компьютерно-адаптивного тестирования.
• Единство требований ко всем испытуемым, вне зависимости от их прошлых учебных достижений.
• Стандартизованность тестового контроля, возможность разработки единого теста для различных учебных заведений на основе требований ФГОС.
Слайд 11Преимущества технологии тестового контроля
• Высокая надежность тестового контроля, позволяющая говорить о полноценном
педагогическом измерении уровня обученности.
• Высокая содержательная валидность тестового контроля, основанная на включении всех дидактических единиц программы обучения в задания теста.
• Эффективность педагогического теста, позволяющая проводить контроль любой выборки испытуемых, за короткое время с минимальными затратами.
• Тестовый контроль стимулирует постоянную работу всех учащихся, и это в известной степени достигается проведением широкомасштабного неожиданного для испытуемых тестирования.
Слайд 12Недостатки технологии тестового контроля
• Существенный недостаток: он не способствует развитию устной и
письменной речи учащихся. Некоторые учебные элементы предметов, отнесенных к гуманитарным, тестировать неудобно.
• Трудно проверить глубину понимания вопроса, логику мышления, творческий уровень развития.
• Высока вероятность случайности.
• Существенно отличается тестовый контроль и по сложности подготовки к его проведению по сравнению со всеми остальными способами.
• Несовершенная на сегодняшний день технология оценивания (если говорить о ЕГЭ)
Слайд 13Требования
к тестам
Однозначность
Простота
Надежность
Валидность
Требования к тестам
Слайд 14Надежность
Факторы, влияющие на надежность
Качество заданий
Непонятность
и двусмысленность
заданий
Величина теста
Инструкции к заданиям
Субъективное
оценивание
Инструкции для учащихся
Ошибки в подсчетах
Случайное угадывание
ответов
Слайд 15Валидность
(соответствие правилу или истине)
Содержательная
Соответствие заданий ФГОС
Функциональная
Соответствие учебного языка теста языку описания
содержания в учебном предмете
Слайд 16Требования к тестам
• Однозначность (общепонятность)
задание теста понятно сразу и каждому
• Простота теста
каждое тестовое
задание должно содержать один «вопрос» одного уровня
Слайд 17Содержание теста определяется
• дидактическими задачами на различных этапах обучения;
• спецификой учебных предметов;
• уровнем подготовки
и развития учащихся
Слайд 18Классификация тестов
(по времени проведения)
• Входные проводятся для оценки уровня и качества подготовки учащихся
с целью выявления их потенциальных возможностей обучения.
• Текущие осуществляются в ходе повседневной работы для стимулирования у учащихся стремления к систематической самостоятельной работе, повышения интереса к учению и ответственности за его результаты.
• Тематические - для выявления степени усвоения раздела или темы учебной программы
• Промежуточные (рубежные) проводится после изучения раздела, модуля программы или в конце учебного периода для выявления результатов определенного этапа обучения.
• Итоговые – для оценивания работы учащихся после прохождения всего учебного курса, для выявления выполнения требований ФГОС
Слайд 19Классификация тестов
(по содержанию)
• Гомогенные основываются на содержании какой-либо одной дисциплины.
• Гетерогенные основываются на содержании нескольких
дисциплин, по своему существу - междисциплинарные.
Слайд 20Классификация тестов
(по формату)
• Бланковые предъявляются в виде бумажных распечаток
• Компьютерные - с использованием ИКТ
Слайд 21Классификация тестов
(по масштабу применения)
• Классные – авторские
• Академические – для учебного контроля в ОУ
• Отраслевые – для профессиональной аттестации
кадров
• Национальные – общероссийские
• Международные
Слайд 22Структура теста
• Спецификация
• Кодификатор
• Инструкция по выполнению работы
• Тестовые задания с инструкциями по их выполнению
• Критерии
оценивания
• Шкала оценивания
Слайд 23Виды тестовых заданий
Закрытого типа
Тестовые задания
Открытого типа
Множественного
выбора
Альтернативных
ответов
Установления
соответствия
Установление
последова-
тельности
Свободного
изложения
Дополнения
Слайд 24Разработка тестовых заданий
закрытого типа
В заданиях закрытой формы имеется основная часть, содержащая
постановку проблемы, и готовые ответы, сформулированные разработчиком теста. Обычно правильным ответом бывает только один.
• Правдоподобные ответы называются дистракторами. Число дистракторов в задании, как правило, не более пяти (редко – 7). Дистрактор, называют неработающим, если ни один из тестируемых его не выбрал.
Слайд 25Требования к заданиям закрытого типа
основная часть формулируется в форме утверждения, которая
обращается в истинное или ложное высказывание после подстановки одного из вариантов ответа;
• при формулировке дистракторов не рекомендуется использовать выражения: «ни один из перечисленных», «все перечисленные» и т.д., способствующие угадыванию;
• дистракторы должны быть равно привлекательными для испытуемых, не знающих правильного ответа;
• ни один из дистракторов не может быть частично правильным ответом, превращающихся при определенных дополнительных условиях в правильны ответ;
• из ответов исключаются все повторяющиеся слова путем ввода их в основной текст задания;
Слайд 26Требования к заданиям закрытого типа
в ответах не рекомендуется использовать такие слова,
как «все», «ни одного», «никогда», «всегда» и т.п., способствующие угадыванию;
• из числа неправильных исключаются ответы, вытекающие один из другого;
• ответ одного задания не должен служить ключом к правильным ответам другого задания, т.е. нельзя использовать дистракторы из одного задания в качестве правильных ответов другого;
• все ответы должны быть параллельными по конструкции и грамматически согласованы с основной частью задания теста;
• если в задании имеются альтернативные ответы, то не следует их ставить рядом с правильным, ибо на них будет сразу сосредоточено внимание.
Слайд 27Требования к заданиям закрытого типа
• в тексте задания не должно быть двусмысленности
и неясности формулировок;
• основная часть задания формулируется из одного предложения из семи- восьми слов (желательно);
• задание имеет простую синтаксическую конструкцию, одним придаточным предложением (желательно);
• основная часть должна содержать как можно больше слов, оставляя для ответа не более 2-3 ключевых слов для данной проблемы;
• ответы к одному заданию должны быть одной длины, либо правильный ответ может быть короче других в пределах задания;
• исключаются все вербальные ассоциации, способствующие выбору правильного ответа с помощью догадки;
• частота выбора одного и того же номера для правильного ответа в различных заданиях текста должна быть одинакова, либо этот номер может быть случайным;
Слайд 28Альтернативных ответов
Задания типа да-нет, правильно-неправильно
Инструкция: Выберите ответ «да» или «нет»
№1. Задание:
Химия изучает вещества
Варианты ответа: да нет
№2. Задание: Количество вещества определяется отношением:
да нет -… массы к молярной массе
да нет - …массы к плотности
да нет - …массы к объему
да нет - …объема к числу молекул
Слайд 29Множественного выбора
Требования: краткая формулировка вопроса или повествовательного предложения; ключевое слово –
в начале; краткие ответы; нельзя использовать модальные глаголы (можно, должно); нельзя использовать метаморфозы (отец физиологии, хлеб промышленности…)
Выберите три верных ответа из шести
Грибы неправильно относить к растениям, так как они
1) питаются готовыми органическими веществами
2) растут в течение всей жизни
3) содержат в оболочках клеток хитин
4) выполняют роль разрушителей органических веществ в экосистеме
5) составляют группу ядерных организмов (эукариот)
6) дышат кислородом воздуха
Слайд 30Требования к заданиям
на установление соответствия
• содержание задания желательно выразить в виде двух
множеств с соответствующими названиями;
• элементы задающего столбца располагаются слева, а элементы выбора – справа;
• желательно, чтобы каждый столбец имел определенное название, обобщающее все элементы столбца;
• необходимо, чтобы правый столбец содержал несколько дистракторов (лучше, когда их в 2 раза больше);
• необходимо, чтобы все дистракторы в одном задании были равновероятно правдоподобны;
• элементы столбцов должны быть выбраны по одному основанию для включения только гомогенного материала в каждое задание теста;
• в дополнительной инструкции к заданию необходимо сообщить испытуемому о наличии дистракторов в правом столбце, и сколько раз используется каждый элемент правого столбца (один или более);
• задание располагается на одной странице, без переноса его элементов на другую.
Слайд 31Установления соответствия
Установите соответствие между названием соли и её отношением
к гидролизу.
НАЗВАНИЕ СОЛИ
ОТНОШЕНИЕ К ГИДРОЛИЗУ
А) хлорид аммония 1) гидролизуется по катиону
Б) сульфат калия 2) гидролизуется по аниону
В) карбонат натрия 3) гидролизу не подвергается
Г) сульфид алюминия 4) гидролизуется по катиону и аниону
А Б В Г
Ответ:
Слайд 32Требования к заданиям на установление последовательности
Задания четвертой формы предназначены для оценки
уровня владения последовательностью действий, процессов и т.п., которые приводятся в случайном порядке. Испытуемый должен установить правильный порядок действий, процессов и указать его с помощью цифр (алгоритм сортировки). Инструкция к заданиям имеет вид:
УСТАНОВИТЕ ПРАВИЛЬНУЮ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ
Эти задания специфичны. Содержание многих дисциплин сложно трансформировать в задания этой формы.
Слайд 33Установление последовательности
Отличается краткостью, простотой проверки, низкой вероятностью угадывания
Установите последовательность генетического ряда
металлов
1)металл 2)гидроксид металла
3) оксид металла 4)соль
Слайд 34Требования к заданиям на дополнение
При ответе на открытое
задание с ограниченным ответом испытуемый дописывает пропущенное слово, формулу, символ или число на месте прочерка. Разработка заданий на дополнение с ограниченным ответом подчиняются следующим правилам:
• каждое задание должно быть нацелено только на одно дополнение, место которого обозначено точками или прочерком;
• прочерк ставится на месте ключевого элемента, знание которого является наиболее существенным для контролируемого материала;
• все прочерки в открытых заданиях рекомендуется делать одинаковой длины;
• дополнения ставятся в конце задания или как можно ближе к концу;
• после прочерка, при необходимости, указываются единицы измерения;
• текст задания должен иметь простую синтаксическую конструкцию и содержать минимальное количество информации, необходимое для правильного выполнения задания;
• в тексте исключаются повторы и двойное отрицание.
Слайд 35Дополнение
• Испытуемые самостоятельно дают ответы, однако их возможности ограничены, что обеспечивает объективность
оценивания.
В 48,0 г воды растворили 12,0 г гидроксида натрия. Массовая доля вещества в полученном растворе составила ________________%.
(Запишите число с точностью до целых.)
Слайд 36Требования к заданиям свободного изложения
Не имеют никаких ограничений на содержание и
форму представления ответов. Эти задания близки к традиционным контрольным заданиям, и поэтому положительно воспринимаются большинством преподавателей. Но они требуют больших затрат на проверку и сложнее поддаются компьютеризации. Необходимы четкие критерии оценивания
Слайд 37Свободного изложения
Предполагают свободные ответы испытуемых по сути задания. На ответы не
накладываются ограничения.
Объясните, какой вред растениям наносят кислотные дожди. Приведите не менее трёх причин.
Слайд 38ШКАЛА ОЦЕНИВАНИЯ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ
Тестовые оценки, как правило, следует переводить в пятибалльную
систему. Обычно, перевод осуществляется по следующей схеме:
• оценка "5" (отлично) выставляется за верные ответы, которые составляют 91 % и более от общего количества вопросов;
• оценка "4" (хорошо) соответствует работе, которая содержит от 71 % до 90 % правильных ответов;
• оценка "3" (удовлетворительно) от 70 % до 50 % правильных ответов;
• работа, содержащая менее 50 % правильных ответов оценивается как неудовлетворительная