де Бройль
«ЗНАНИЯ –
это дети
УДИВЛЕНИЯ и ЛЮБОПЫТСТВА»
Слайд 2
Мастер – класс
Проблемное обучение в
преподавании химии
Слайд 3Проблемное обучение
Технология проблемного обучения;
Технология проблемно-диалогического обучения;
Технология продуктивного обучения;
Технология проектного обучения;
Технология
педагогических мастерских;
Проблемно-поисковые технологии.
Слайд 4Целью современного образования
является воспитание внутренне свободного, активного, творческого человека с
проектно-ориентированным интеллектом, способного к самоосуществлению в культуре и социуме.
Слайд 5
Метод проблемного обучения – творческий, оригинальный
подход к обучению, требующий активной, поисковой, исследовательской работы школьников. Учащиеся в ходе урока получают не готовые объяснения нового материала, а работают с ним самостоятельно
Слайд 6 Этапы урока
1.
Мотивация. Создание проблемной ситуации.
2. Выдвижение гипотез и их запись на доске.
3. Исследование (теоретическое, практическое).
4. Обмен информацией (при работе в группах). Представление работы.
5. Обработка информации (выделение значимой информации, подтверждение или опровержение высказанных ранее гипотез).
6. Подведение итогов урока. Вариант(ы) решения проблемы.
7. Рефлексия.
8. Домашнее задание
Слайд 7Тема урока «Фосфор и его соединения»
в 9 классе.
Актуализация и мотивация.
«Он
светоносный элемент
И спичку вам зажжет в момент.
Сожгут его и под водой,
Оксид там станет кислотой».
2. Проблемный вопрос?
В переводе с греческого «фосфор» означает «светоносный». Так ли это на самом деле?»
3. Проблемная ситуация
Знаменитый минералог, один из основоположников науки геохимии, академик А.Е.Ферсман назвал фосфор «элементом жизни и мысли». Как вы считаете почему?
Слайд 8
Газированные напитки
В одной пол-литровой бутылке до 9 ложек сахара.
Содержится
много красителей, консервантов и ароматизаторов.
Самый распространенный консервант бензоат натрия (Е211) может повредить ДНК человека, т.к. при соединении Е211 с витамином С образуется ядовитый бензол.
Содержится лимонная кислота ,фосфорная кислота – E338, кофеин .
Слайд 9 Приемы создания проблемной ситуации.
Прием 1. Демонстрация или сообщение
некоторых фактов, которые учащимся неизвестны и требуют для объяснения дополнительной информации. Они побуждают к поиску новых знаний.
Тема «Соли аммония».
Как разделить смесь хлорида аммония и хлорида калия?
Слайд 10 Прием 2. Учитель может предъявить классу противоречивые факты, научные теории
или взаимоисключающие точки зрения.
Водород – единственный элемент, не имеющий постоянного «места жительства», т.е занимает в ПСХЭ Д.И.Менделеева два места: среди щелочных металлов и галогенов. В чем причина его двойственного положения?
Слайд 11«Мощь и сила науки – во множестве
фактов, цель – в
обобщении этого множества» (Д. И. Менделеев)
«Сероводород H2S – бесцветный газ с резким запахом, очень ядовит, вызывает отравление, признаками которого являются: потеря обоняния, головные боли и тошнота. Противоядие - свежий воздух. Но вместе с тем H2S имеет лечебное значение. Как можно объяснить этот факт?»
Слайд 12Прием 3. Использование противоречия между имеющимися знаниями и изучаемыми фактами, когда
на основании известных знаний учащиеся высказывают неправильные суждения.
«Может ли при пропускании оксида углерода (IV) через известковую воду получиться прозрачный раствор?»
Слайд 13Прием 4. Объяснение явлений, процессов, проведение опытов (исследований), решение задач на
основании известной теории, фактов.
Тема урока «Основания» в 8 классе. Почему при реакции нейтрализации гидроксида железа (III) соляной кислотой индикатор не нужен?
Почему реакцию нейтрализации щелочи кислотой проводят в присутствии индикатора?
Слайд 14Прием 5. Построение гипотезы на основе известной теории, а затем ее
проверка.
Тема урока «Кислородные соединения углерода» - 9 класс.
По составу оксид углерода(IV) относится к оксидам неметаллов. Степень окисления углерода: +4, значит, что произошло полное окисление его атома. Это дает возможность утверждать, что данный оксид кислотный. Будет ли он взаимодействовать с водой и щелочами?» . Проверьте опытом.
Слайд 15Прием 6. Нахождение рационального пути решения, когда заданы условия и дается
конечная цель.
Тема урока «Чистые вещества и смеси».
Предложите наиболее рациональные способы разделения смесей, состоящих из: а) порошков железа и серы; б) поваренной соли, древесных стружек, песка.
Слайд 16 Прием 7. Нахождение самостоятельного решения при заданных условиях
Школьник решил
получить хлорид меди(II). Он взял медную проволоку и раствор соляной кислоты. Но как он не старался, медь в соляной кислоте не растворялась. Помогите юному химику получить хлорид меди(II). Какие вещества нужно для этого взять? Составьте уравнения реакций.
Слайд 17В трех склянках без этикеток находятся растворы солей: нитрат серебра, хлорид
меди (II), хлорид калия.
Как, не применяя дополнительных реактивов, определить, где какое вещество?
Составьте план ответа, запишите необходимые уравнения химических реакций. Если потребуется, отметьте признаки и условия их протекания.
Слайд 18Прием 8. Принцип историзма также создает условия для проблемного обучения.
Например,
поиск путей систематизации химических элементов, приведший, в конечном счете Д.И. Менделеева, к открытию периодического закона.
Экспедиция полярного исследователя Р. Скотта в 1912 году погибла из-за того, что потеряла весь запас горючего: оно находилось в запаянных оловом баках. Какой химический процесс лежал в основе этого?
Слайд 19Развитие мышления школьников на уроках химии.
«Необычное в обычном».
Вода и этиловый спирт находятся в жидком состоянии при обычных условиях, несмотря на низкие значения относительных молекулярных масс, тогда как имеющие гораздо большие значения молекулярной массы хлор и бутан являются газами.
Почему?
Слайд 20«Мозг хорошо устроенный стоит больше, чем мозг хорошо наполненный»
Французский философ М.Монтеня