Слайд 1Трудные вопросы ЕГЭ по химии.
Учитель химии МБОУ СОШ
с углубленным изучением отдельных предметов №3 г. Лебедянь
Колюко Н.А.
Слайд 2«Чтобы избегать ошибок, надо набираться опыта;
чтобы набираться опыта, надо делать ошибки».
Слайд 3 При проведении итоговой государственной аттестации выпускников основной школы в форме письменного
экзамена по химии все его участники выполняют экзаменационную работу, в которой для контроля знаний используются различные по форме и степени сложности задания.
Главное назначение экзаменационной работы состоит в том, чтобы по результатам ее выполнения получить объективную информацию об уровне общеобразовательной подготовки выпускников и тем самым показать, насколько их зания и умения соответствуют требованиям Государственного стандарта основного общего образования по химии
Слайд 4Экзаменационная работа строится с учетом следующих положений:
Содержание экзаменационной работы определяется на
основе федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования по химии (2004).
Содержание заданий ориентированы на проверку усвоения содержания всех ведущих тем курса химии основной школы и должны быть различного уровня сложности (базовый, повышенный и высокий уровни).
Тип и сложность каждого задания должны соответствовать требованиям стандарта к уровню усвоения проверяемого понятия, а содержание задания – тому виду деятельности, которую нужно осуществить при его выполнении.
Во всех вариантах экзаменационной работы нужно использовать задания одинакового уровня сложности.
При выполнении экзаменационной работы выпускникам необходимо не только вспомнить известные им факты и понятия, но и осуществить определенные виды деятельности: выявлять существенное, объяснять, рассуждать и т.д.
Слайд 5
ЕГЭ по химии не является обязательным для сдачи на выпускных экзаменах в
школе. Его нужно будет сдавать для поступления в вузы по следующим направлениям: химия и химическая технология, медицина, строительство, биотехнология и другие. На общем фоне экзамен не очень популярный – только один ученик из десяти выпускников выбирает химию.
В 2016 году ЕГЭ по химии остается на 7-м месте по популярности среди выпускников, 3,5% сдававших в этом году выбрали экзамен по химии в качестве дополнительного. С каждым годом экзамен дается труднее, процент не сдавших растет, а средний балл опускается ниже.
Слайд 7Анализ результатов выполнения заданий с выбором ответа (часть 1)
Трудности при установлении
типа связи, ориентируясь на положение элементов в Периодической системе химических элементов.
Непониманием терминов «молекулярное» и «немолекулярное» строение, неумение мыслить «от противного», осуществлять корреляцию строения и свойств вещества
Слайд 8Анализ результатов выполнения заданий с выбором ответа (часть 1)
Прогнозирование возможности реакции
между веществами, трудности при выполнении заданий, в которых употреблялось отрицание.
Неумение выпускников устанавливать причинно-следственные связи между принадлежностью вещества к определенному классу соединений и его химическими свойствами.
Слайд 9Анализ результатов выполнения заданий с выбором ответа (часть 1)
Трудность определения числа
σ-связей в молекулах органических веществ (толуола или метаналя, например).
Незнание одного из основных правил – правило В.В.Марковникова, а также неумение прогнозировать результат реакции.
Слайд 10Строение электронных оболочек
Восьмиэлектронную внешнюю оболочку имеет ион
1) P3+ 2) S2- 3)
Cl5+ 4) Fe3+
Ответ: 2
Слайд 11 Характерные химические свойства неорганических веществ различных классов: простых веществ –
металлов и неметаллов
Верны ли следующие суждения о неметаллах?
А. В периодической системе неметаллы расположены в правой, преимущественно верхней части.
Б. Среди неметаллов нет ни одного d- элемента.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Ответ: 3
Слайд 12
Химическая связь: ковалентная (полярная и неполярная). Длина и энергия связи
В молекуле какого вещества длина связи между атомами углерода наибольшая?
1) ацетилена 2) этана
3) этена 4) бензола
Ответ: 2
Слайд 13
Зависимость свойств веществ от особенностей их кристаллической решетки
Вещества твердые, прочные,
с высокой температурой плавления, расплавы которых проводят электрический ток, имеют кристаллическую решетку
1) металлическую 2) молекулярную 3) атомную 4) ионную
Ответ: 4
Слайд 14
Характерные химические свойства неорганических веществ различных классов: солей (средних и
кислых)
С водными растворами хлороводорода, гидроксида бария и хлорида меди(II) реагирует
1) CaCO3 2) K2SO3
3) Na2SO4 4) Al2(SO4)3
Ответ: 2
Слайд 15Органическая химия
Химические свойства основных классов
С раствором NaOH не реагирует
вещество, формула которого
1) С6Н5СООН 2) С6Н5ОН
3) С2Н5СООН 4) С2Н5ОН
Ответ: 4
Слайд 16Характерные химические свойства неорганических веществ различных классов: солей (средних и кислых)
Карбонат
натрия не реагирует с
1)гидроксидом бария
2) гидроксидом калия
3) серной кислотой
4) углекислым газом
Ответ: 2
Слайд 17Органическая химия
Химические свойства углеводородов
При взаимодействии бутина-1 с водой в
присутствии солей ртути образуется преимущественно
1) бутанол-1 2) бутанол-2
3) бутаналь 4) бутанон
Ответ: 4
Слайд 18Органическая химия
Химические свойства основных классов органических веществ
Метиламин реагирует с
каждым из двух веществ:
1) O2 и N2 2) FeCl2 и NH3
3) НС1 и NaCl 4) Н2O и H2SO4
Ответ: 4
Слайд 19Органическая химия
Химические свойства углеводородов
Для получения бутена-2 из 2-бромбутана следует использовать
1) водный
раствор серной кислоты
2) водный раствор гидроксида калия
3) спиртовой раствор гидроксида калия при нагревании
4) никелевый катализатор
Ответ: 3
Слайд 20Анализ результатов выполнения заданий с кратким ответом (часть 1)
Плохая ориентация в
принципах номенклатуры веществ и в соотнесении названия с формулой или классом соединений. Общей тенденцией можно считать низкий уровень владения участниками экзамена номенклатурой органических веществ.
Неумение определять характер среды при гидролизе веществ, заданных названиями, а не формулами
Слайд 21Анализ результатов выполнения заданий с кратким ответом (часть 1)
Недостаточный уровень
знаний механизмов реакций в органической химии. Традиционно сложными для выпускников остаются вопросы, связанные с устойчивостью карбокатионов.
Уровень освоения стандарта образования, связанный с химическими свойствами органических веществ, как показали результаты экзамена, низкий.
Слайд 22Классы неорганических соединений, оксиды
Установите соответствие между названием оксида и
формулами веществ, с которыми он может взаимодействовать.
НАЗВАНИЕ ОКСИДА ФОРМУЛЫ ВЕЩЕСТВ
А) оксид кремния(IV) 1) Al, H2SO4, CO
Б) оксид азота(IV) 2) Fe2O3, H2O, NH3
В) оксид бария 3) С, КОН, СаСО3
Г) оксид железа(III) 4) NaOH, H2O, СаО .
5) Н2О, SO3, Н3РО4 .
6) Н2О, HNO3, Са(ОН)2
Правильный ответ: 3451
Слайд 23 №31. Обратимые и необратимые химические реакции. Химическое равновесие.
Слайд 25№32.Качественные реакции на неорганические вещества
и ионы. Качественные реакции органических соединений
Качественные
реакции – это реакции, позволяющие доказать наличие того или иного вещества (иона) в среде или присутствие функциональной группы в веществе.
Анализируемые вещества могут находиться в различных агрегатных состояниях (твёрдом, жидком и газообразном). С точки зрения наблюдаемых эффектов все реакции обнаружения можно разделить на несколько групп:
1) образование характерных осадков,
2) растворение вещества,
3) появление (изменение) окраски,
4) выделение газов,
5) изменение запаха,
6) окрашивание пламени.
Слайд 26№32. Установите соответствие между веществами и реагентом, с помощью которого можно
различить эти вещества.
А – 5
Б – 1
В – 2
Г – 3
Слайд 27№32. Установите соответствие между двумя веществами и реактивом, с помощью которого
можно различить эти вещества.
А – 2
Б – 3
В – 2
Г – 2
Слайд 28№32. Установите соответствие между реагирующими веществами и признаком реакции, которая протекает
между ними.
А – 2
Б – 5
В – 1
Г – 5
Слайд 29Анализ результатов выполнения заданий с развернутым ответом (часть 2)
Ошибки в определении
окислителя и восстановителя, в электронном балансе и затруднения в определении пропущенных формул участников реакции.
Затруднения при написании уравнений возможных реакций, в которых принимали участие соединения хрома.
Затруднения в определении избытка одного из веществ и при вычислении массы получившегося раствора с учетом выделившегося в процессе реакции газа.
Слайд 30Анализ результатов выполнения заданий с развернутым ответом (часть 2)
Трудности в составлении
уравнений окислительно-восстановительных реакций с участием органических веществ. Выпускники по большей части плохо прогнозируют продукты реакции при окислении алкенов водным раствором КМnO4; спиртов - раствором КМnO4 в среде серной кислоты; альдегидов - раствором КМnO4 в щелочной среде и т.п.
Слайд 31Анализ результатов выполнения заданий с развернутым ответом (часть 2)
Затруднения в определении
избытка одного из веществ и при вычислении массы получившегося раствора с учетом выделившегося в процессе реакции газа.
Неумение применять знания в изменившейся ситуации.
Слайд 32№36.Необходимые навыки
Расстановка степеней окисления
Задавать себе главный вопрос: кто в этой реакции
отдаёт электроны, а кто их принимает?
Определите, в какой среде (кислой, нейтральной или щелочной) протекает реакция. если в продуктах мы видим кислоту, кислотный оксид — значит, это точно не щелочная среда, а если выпадает гидроксид металла — точно не кислая.
Проверьте, чтобы в реакции был и окислитель, и восстановитель
Если оба вещества могут проявлять свойства и восстановителя, и окислителя — надо продумать, какое из них более активный окислитель. Тогда второй будет восстановителем.
Слайд 33Возможные ошибки
Расстановка степеней окисления:
а) степени окисления в водородных соединениях неметаллов: фосфин
РН3 — степень окисления у фосфора — отрицательная;
б) в органических веществах — проверьте ещё раз, всё ли окружение атома С учтено
в) аммиак и соли аммония — в них азот всегда имеет степень окисления −3
в) кислородные соли и кислоты хлора — в них хлор может иметь степень окисления +1, +3, +5, +7;
г) двойные оксиды: Fe3O4, Pb3O4 — в них металлы имеют две разные степени окисления, обычно только одна из них участвует в переносе электронов.
Слайд 34№36
Na2SO3 + KMnO4 + … → … + MnO2 + KOH
3 S+4 — 2ē → S+6
2 Mn+7 + 3ē → Mn+4
3Na2SO3 + 2KMnO4 + H2O → 3Na2SO4 + 2MnO2 + 2KOH
Сера в степени окисления +4 (или сульфит натрия за счет серы в степени окисления +4) является восстановителем, а марганец в степени окисления +7 (или перманганат калия за счет марганца в степени окисления +7) – окислителем.
Слайд 35№36
… + KNO2 + H2SO4 → I2 + NO +
… + H2O
1 2I― — 2ē → I20
2 N+3 + ē → N+2
3KI + 2KNO2 + 2H2SO4 → I2 + 2NO + 2K2SO4 + 2H2O
Йод в степени окисления -1 (или йодид калия за счет йода в степени окисления -1) является восстановителем, а азот в степени окисления +3 (или нитрит калия за счет азота в степени окисления +3) – окислителем.
Слайд 36№37. Взаимосвязь различных классов неорганических веществ
Слайд 37
Кристаллическое вещество оранжевого цвета при нагревании значительно увеличивается в объёме за
счёт выделения бесцветного газа и образует твёрдое вещество тёмно-зелёного цвета. Выделившийся газ взаимодействует с литием даже при комнатной температуре. Продукт этой реакции гидролизуется водой с образованием газа с резким запахом, способного восстановить медь из её оксида. Напишите уравнения описанных реакций.
Слайд 39
Нитрат меди прокалили, образовавшееся твёрдое вещество растворили в разбавленной серной кислоте.
Раствор полученной соли подвергли электролизу. Выделившееся на катоде вещество растворили в концентрированной азотной кислоте. Растворение протекало с выделением бурого газа.
Слайд 40
Элементы ответа:
Написаны четыре уравнения возможных реакций между указанными веществами:
Слайд 41№38. Генетическая связь
между основными классами органических веществ
Слайд 42
При решении задания №38«Цепочка органических веществ» учащийся должен написать пять уравнений
химических реакций, среди которых одно является окислительно-восстановительным.
Слайд 43Общие свойства классов органических веществ
Общие способы получения органических веществ
Специфические свойства некоторых
конкретных веществ
Обязательный минимум знаний
Слайд 46Типичные ошибки при выполнении задания №38:
незнание условий протекания химических реакций,
генетической связи классов органических соединений;
незнание механизмов, сущности и условий реакций с участием органических веществ, свойств и формул органических соединений;
неумение предсказать свойства органического соединения на основе представлений о взаимном влиянии атомов в молекуле;
незнание окислительно-восстановительных реакций (например, с перманганатом калия).
Слайд 47№39. Расчёты по уравнениям реакций
Слайд 49№39.Расчёты по уравнениям реакций.
Газ, выделившийся при взаимодействии 110 мл 18 %
-ного раствора HCl (ρ = 1,1 г/мл) и 50 г 1,56 % - ного раствора Na2S пропустили через 64 г 10,5% - ного раствора нитрата свинца. Определите массу соли, выпавшей в осадок.
Слайд 50№39.Задачи на смеси веществ
На нейтрализацию 7,6 г смеси муравьиной и уксусной
кислот израсходовано 35 мл 20%-ного раствора гидроксида калия (плотность 1,20 г/мл). рассчитайте массу уксусной кислоты и её массовую долю в исходной смеси кислот.
Слайд 51№39. Определение состава продукта реакции (задачи на «тип соли»)
Аммиак объёмом 4,48
л (н.у) пропустили через 200 г 4,9%-ного раствора ортофосфорной кислоты. Назовите соль, образующуюся в результате реакции, и определите её массу.
Слайд 52№39. Нахождение массовой доли одного из продуктов реакции в растворе по
уравнению материального баланса
Оксид, образовавшийся при сжигании 18,6 г фосфора в 44,8 л (н.у.) кислорода, растворили в 100 мл дистиллированной воды. Рассчитайте массовую долю ортофосфорной кислоты в полученном растворе.
Слайд 53№39.Нахождение массы одного из исходных веществ по уравнению материального баланса
Какую массу гидрида лития нужно растворить в 200 мл воды, чтобы получить раствор с массовой долей гидроксида 10%? Какой цвет приобретёт метилоранж при добавлении его в полученный раствор? Запишите уравнение реакции и результаты промежуточных вычислений.
Слайд 54№40. Вывод молекулярной формулы вещества
Слайд 57№40. При сжигании образца некоторого органического соединения массой 14,8 г получено
35,2 г углекислого газа и 18,0 г воды. Известно, что относительная плотность паров этого вещества по водороду равна 37. В ходе исследования химических свойств этого вещества установлено, что при взаимодействии этого вещества с оксидом меди(II) образуется кетон.
На основании данных условия задания:
1) произведите необходимые вычисления;
2) установите молекулярную формулу исходного органического вещества;
3) составьте структурную формулу этого вещества, которая однозначно отражает порядок связи атомов в его молекуле;
4) напишите уравнение реакции этого вещества с оксидом меди(II).
Слайд 59
№40. При полном сгорании образца ацетиленового углеводорода образовалось 20,16 л
(н. у.) углекислого газа и 13,5 г воды. Известно, что молекула углеводорода имеет разветвлённый углеродный скелет, а сам углеводород не взаимодействует с аммиачным раствором оксида серебра. Установите молекулярную и структурную формулы углеводорода, рассчитайте массу образца.