Слайд 1Технология
критического мышления
Слайд 2
Критика была бы, конечно, ужасным орудием для всякого,
если бы, к
счастью, она сама не подлежала критике же.
В. Г. Белинский
Слайд 3Актуальность использования технологии
В настоящее время общество изменило свои приоритеты, оно
заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. В современных условиях целью обучения становится раскрытие индивидуальных способностей ребёнка, развитие его умственной активности. Ставится задача не научить человека на всю жизнь, а научить его учиться всю жизнь. Решению этой задачи может успешно способствовать применение такой новой современной технологии, как технология развития критического мышления.
Слайд 4Истоки возникновения технологии
Технология критического мышления – одна из новых образовательных технологий.
Она была предложена в середине 90-х годов 20 века американскими психологами Д.Стилом, К. Мередитом и Ч. Темплом.
Слайд 5Основные контуры ТРКМ
Цели данной технологии:
формирование критического стиля мышления
в процессе обучения химии, развитие умений понимать скрытый смысл того или иного сообщения;
развитие навыков самостоятельной работы с учебным материалом и информацией;
формирование умений ориентироваться в источниках информации, находить, перерабатывать, передавать и принимать требуемую информацию, отделять главное от несущественного в тексте или речи;
повышение качества и эффективности процесса обучения за счет реализации возможностей образовательных технологий
Слайд 6Думать критически это:
Проявлять любознательность
Использовать исследовательские методы
Ставить перед собой вопросы
Осуществлять планомерный поиск
ответов
Вскрывать причины и последствия фактов
Сомнение в общепринятых истинах
Выработка точки зрения и способность отстоять ее логическими доводами
Внимание к аргументам оппонента и их логическое осмысление
Слайд 7Критическое мышление имеет
5 характеристик (Д. Клестер)
Во-первых – это мышление самостоятельное
Во-вторых
– это мышление обобщенное
В-третьих – это мышление проблемное и оценочное
В четвертых – это мышление аргументированное
В пятых – критическое мышление есть мышление социальное
Слайд 8В программе РКМ
определение критического мышления
состоит из 6 компонентов.
Критический мыслитель:
Формирует собственное
мнение
Совершает обдуманный выбор между различными мнениями
Решает проблемы
Аргументировано спорит
Ценит совместную работу, в которой возникает общее решение
Умеет ценить чужую точку зрения и сознает, что восприятие человека и его отношение к любому вопросу формируется под влиянием многих факторов
Слайд 9Основа ТРКМ –
трехфазная структура урока:
вызов
осмысление
рефлексия
Слайд 10Задачи фазы вызова
( пробуждение интереса к предмету)
Мотивационная (побуждение к
работе с новой информацией, пробуждение интереса к теме)
Информационная (вызов «на поверхность» имеющихся знании по теме)
Коммуникационная
(бесконфликтный обмен мнениями)
Слайд 11Задачи фазы реализации смысла –
(осмысление материала во времени работы над ним)
Информационная (получение новой информации по теме)
Систематизационная (классификация полученной информации по категориям знания)
Слайд 12Задачи фазы рефлексии –
(обобщение материала, подведение итогов)
Коммуникационная (обмен мнениями о
новой информации)
Информационная (приобретение нового знания)
Мотивационная (побуждение к дальнейшему расширению информационного поля)
Оценочная (соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции,
оценка процесса)
Слайд 13Роль учителя в ТРКМ:
направляет усилия учеников в определенное русло
сталкивает различные суждения
создает
условия, побуждающие к принятию самостоятельных решений
дает учащимся возможность самостоятельно делать выводы
подготавливает новые познавательные ситуации внутри уже существующих
Слайд 14Формы и средства развития КМ
сбор данных
анализ текстов
сопоставление альтернативных точек зрения
коллективное обсуждение
разные
виды парной и групповой работы
дебаты
дискуссии
публикации письменных работ учащихся
Слайд 151СТАДИЯ ВЫЗОВ
Приём «Покопаемся в памяти»
Приём «Ассоциация»
Приём «Перепутанные логические цепочки»
Приём «Инструкции»
Слайд 16Ассоциация
Учащимся предлагается прочитать тему урока и ответить на вопрос:
- О
чем может пойти речь на уроке? - Какая ассоциация у вас возникает, когда вы слышите словосочетание: “----”? Учащиеся перечисляют все возникшие ассоциации
Слайд 172 СТАДИЯ-ОСМЫСЛЕНИЯ
Приём «Пометки на полях»
Приём «Маркировочная таблица»
Приём «Двухчастный дневник»
Приём «Лист решения
проблем»
Приём «Таблица аргументов»
Приём «Ромашка Блума»
Слайд 18Ромашка Блума
Простой
вопрос
Уточняющий
вопрос
Оценочный
вопрос
Творческий
вопрос
Вопрос
интерпретация
Практический
вопрос
?
Слайд 19Ромашка Блума
Простые вопросы (фактические вопросы) – требуют знания фактического материала и
ориентированы на работу памяти
Уточняющие вопросы – «насколько я понял….», «правильно ли я Вас поняла, что…»
Интерпретирующие вопросы (объясняющие) – побуждая учеников к интерпретации
Оценочные вопросы (сравнение) – необходимо использовать, когда вы слышите, что кто-либо из учеников выражает соседу по парте свое недовольство или удовольствие от произошедшего на уроке
Творческие вопросы (прогноз) – «Как вы думаете, что произойдет дальше…?»
Практические вопросы – «Как мы можем…?» «Как поступили бы вы…?»
Слайд 203 СТАДИЯ-РЕФЛЕКСИЯ
Приём «Кластер»
Приём «Сиквэйн»
Приём «Эссе»
Приём «Самоанализ»
Приём«6 шляп критического мышления»
Приём «Ключевые слова»
Приём
«Взаимообучение»
Слайд 21СИНКВЕЙН
В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным)
Вторая строчка –
это описание темы в двух словах (двумя прилагательными)
Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами
Четвертая строчка – это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме
Последняя строка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.
Слайд 22Трудности в работе по ТРКМ
1. Реализация полностью урока по данной технологии
в рамках классно-урочной системы.
2. Не все дети могут работать с большим объемом информации.
3. Неправильное понимание стратегий и методов.
4. Неприятие некоторых приемов детьми.
5. В технологии огромное количество приемов – затруднение в выборе.
6. Малая наполняемость в классах.
7. Сложность в подборе материала.
8. Большие моральные, временные и материальные затраты.
9. Затруднения в выставлении оценок при работе в группах.
Слайд 23Критическое мышление
Размышляйте над этим...
Только критически