Слайд 1Решение экспериментальных задач по химии
В аналитической лаборатории
Слайд 2Цель урока:
показать возможности знаний предмета ХИМИЯ познавать окружающий нас мир;
познакомить с техникой проведения аналитических реакций по обнаружению ионов электролитов в растворах
Слайд 3УЭ-1. Введение в тему урока:
- аналитическая химия и её задачи,
направления, значение;
- проведение качественного анализа методом аналитических реакций
Слайд 4Историческая справка
Аналитическая химия -
что это за наука?
Слайд 5Химия – наука о веществах и их превращениях
ХИМИЯ
неорганическая
органическая
аналитическая
Физическая и коллоидная
биологическая
Слайд 6Аналитическая химия- наука
о методах исследования состава веществ.
С помощью этих методов
устанавливают, какие химические элементы, в какой форме и в каком количестве содержатся в изучаемом объекте
Слайд 7Аналитическая химия прошла большой исторический путь.
Еще в глубокой древности проводились
испытания различных материалов, например, установление пригодности руды для получения из нее металла, оценка содержания драгоценных металлов в изделиях из них.
Алхимики в XIV –XVI в.в. ввели взвешивание, создали химические методы различия веществ. ВXVII в. число этих способов было увеличено.
Основоположником аналитической химии является Р. Бойль (Англия, XVШ в.), который ввел представление о химическом анализе, систематизировал качественные реакции.
Слайд 8Основатель аналитической химии
Роберт Бойль
(1627-1691)
Главная задача химии в изучении состава веществ и
зависимости свойств веществ от их состава.
Слайд 10Актуальным направлением развития современной аналитической химии
является разработка методов анализа:
объектов
окружающей среды,
сточных и сбросовых вод,
газовых выбросов промышленных предприятий и автомобильного транспорта.
Аналитический контроль позволяет обнаруживать превышение содержания особо вредных компонентов в сбросах и выбросах, способствует выявлению источников загрязнения окружающей среды
Слайд 11Качественный анализ вещества
Химические методы анализа основаны на превращениях протекающих в растворах
с образованием:
осадков,
окрашенных соединений
газообразных веществ.
Химические процессы, используемые в целях обнаружения ионов электролитов, органических веществ называют аналитическими реакциями
Слайд 12Качественный анализ вещества
Основной задачей качественного анализа является обнаружение веществ, находящихся в
интересующем нас объекте:
биологических материалах;
лекарственных препаратах;
продуктах питания;
объектах окружающей среды.
Слайд 14Экспериментальная задача
Выясните, содержит ли выданный вам образец следующие ионы:
анионы
хлора
катионы бария
Слайд 15Ход исследования
1.Исследование физических свойств выданного образца: цвет, запах, растворимость в воде.
2.Работа
с таблицей растворимости по выбору реагентов, которые дадут качественную реакцию с ионами хлора, ионами бария:
а) какие катионы дадут осадок с хлорид ионом; б) какие анионы дадут осадок с катионом бария.
3. Проведение аналитических реакций по обнаружению в приготовленном растворе:
а) ионов хлора; б) ионов бария.
4. Вывод по результату эксперимента.
Слайд 16Экспериментальная задача
Выяснить, является ли выданное вам соединение сульфатом меди (2).
Слайд 17
Ход исследования
1.Исследование физических свойств образца: цвет, запах, растворимость в воде.
2. Работа
с таблицей растворимости по выбору реагентов, которые дадут осадки с катионами меди и сульфат-ионами.
3. Проведение аналитических реакций по обнаружению в приготовленном растворе:
а) ионов меди; б) сульфат –ионов.
4.Вывод по результату эксперимента.
Слайд 18Выходной контроль
Выполните тестовую работу, найдите только один правильный ответ
Слайд 191.Аналитическая химия это: 1) наука о веществе; 2) наука о методах
познания материальных объектов;
3) о методах исследования состава веществ; 4) наука о живой природе.
2. Основоположником аналитической химии стал учёный имя которого: 1) Антуан Лавуазье; 2) Карл Шееле; 3) Д.Менеделеев; 4) Роберт Бойль
3. Разделами аналитической химии являются: 1) качественный и количественный анализ материальных объектов; 2) химический анализ веществ; 3) биохимический анализ живых объектов; 4) физико-химический анализ веществ.
4. Актуальными направлениями развития аналитической химии является разработка методов анализа: 1) объектов окружающей среды; 2)сточных и сбросовых вод; 3)газовых выбросов промышленных предприятий и автомобильного транспорта; 4) все ответы верны.
5. Химические методы анализа основаны на превращениях протекающих в растворах с образованием: 1) осадка; 2) окрашенных соединений; 3) газообразных веществ; 4) все ответы верны.
6. Химические процессы, используемые в целях обнаружения ионов электролитов, органических веществ называют: 1) аналитическими реакциями; 2) химическими реакциями; 3) особыми реакциями; 4) нет ответа.
7. Объектами качественного анализа являются: 1) биологические материалы; 2)лекарственные препараты; 3) продукты питания и объекты окружающей среды; 4) все ответы верны.
8. Кислоту от щелочи можно отличить с помощью: 1) лакмуса; 2) метилоранжа; 3) универсального индикатора; 4) любого из перечисленных индикаторов.
9. Соли меди всегда окрашены в :1) зелёный цвет; 2) розовый цвет; 3) голубой цвет; 4) жёлтый цвет.
10. Если при добавлении к раствору нитрата серебра выпадает белый творожистый осадок , следовательно в растворе присутствуют ионы: 1) бария; 2) хлора; 3) сульфат – ионы; 4) катионы меди.
Слайд 211.Аналитическая химия это: 1) наука о веществе; 2) наука о методах
познания материальных объектов; 3) о методах исследования состава веществ; 4) наука о живой природе.
2. Основоположником аналитической химии стал учёный имя которого: 1) Антуан Лавуазье; 2) Карл Шееле; 3) Д.Менделеев; 4) Роберт Бойль
3. Разделами аналитической химии являются: 1) качественный и количественный анализ материальных объектов; 2) химический анализ веществ; 3) биохимический анализ живых объектов; 4) физико-химический анализ веществ.
4. Актуальными направлениями развития аналитической химии является разработка методов анализа: 1) объектов окружающей среды; 2)сточных и сбросовых вод; 3)газовых выбросов промышленных предприятий и автомобильного транспорта; 4) все ответы верны.
5. Химические методы анализа основаны на превращениях протекающих в растворах с образованием: 1) осадка; 2) окрашенных соединений; 3) газообразных веществ; 4) все ответы верны.
6. Химические процессы, используемые в целях обнаружения ионов электролитов, органических веществ называют: 1) аналитическими реакциями; 2) химическими реакциями; 3) особыми реакциями; 4) нет ответа.
7. Объектами качественного анализа являются: 1) биологические материалы; 2)лекарственные препараты; 3) продукты питания и объекты окружающей среды; 4) все ответы верны.
8. Кислоту от щелочи можно отличить с помощью: 1) лакмуса; 2) метилоранжа; 3) универсального индикатора; 4) любого из перечисленных индикаторов.
9. Соли меди в растворе всегда окрашены в :1) зелёный цвет; 2) розовый цвет; 3) голубой цвет; 4) жёлтый цвет.
10. Если при добавлении к раствору нитрата серебра выпадает белый творожистый осадок , следовательно в растворе присутствуют ионы: 1) бария; 2) хлора; 3) сульфат – ионы; 4) катионы меди.
Слайд 22УЭ-4. Оцените своё участие в данном уроке:
- был равнодушным исполнителем -3
б;
- старался самостоятельно следовать инструкции 4 б;
успешно справился с заданиями и выполнил тест -5б.
Спасибо!