Презентация, доклад по химии на тему Развитие исследовательских умений на уроках химии

Содержание

Научно-педагогические противоречия: между преподаванием химии в общеобразовательной школе и особыми образовательными потребностями учащихся с ограничениями в когнитивном развитии ( с задержкой психического развития ); между необходимостью дидактической адаптации к обучению детей этой категории и несоответствием используемых

Слайд 1Развитие исследовательских умений учащихся с задержкой психического развития на уроках химии

Развитие исследовательских умений учащихся с задержкой психического развития на уроках химии

Слайд 2Научно-педагогические противоречия: между преподаванием химии в общеобразовательной школе и особыми образовательными потребностями

учащихся с ограничениями в когнитивном развитии ( с задержкой психического развития ); между необходимостью дидактической адаптации к обучению детей этой категории и несоответствием используемых в обучении химии средств и методических приемов, направленных на решение этой задачи.
Научно-педагогические противоречия: между преподаванием химии в общеобразовательной школе и особыми образовательными потребностями учащихся с ограничениями в когнитивном

Слайд 3
Проблемное поле исследования:
создание концептуальных основ обучения детей с ограниченными возможностями

когнитивного развития с учетом их образовательных ресурсов;
разработка на основе ресурсного подхода практически реализуемых методик обучения детей с ЗПР навыкам исследовательской деятельности.
Проблемное поле исследования: создание концептуальных основ обучения детей с ограниченными возможностями когнитивного развития с учетом их образовательных

Слайд 4
Цель исследования :
Построить, обосновать и экспериментально проверить методическую систему формирования исследовательских

навыков у учащихся с задержкой психического развития на основе ресурсного подхода к обучению.
Исходя из поставленной цели, была сформулирована гипотеза исследования.
Цель исследования :Построить, обосновать и экспериментально проверить методическую систему формирования исследовательских навыков у учащихся с задержкой психического

Слайд 5
Гипотеза исследования.
Использование научно обоснованной методической системы развития умений исследовательской деятельности

на уроках химии у учащихся с задержкой психического развития позволит повысить познавательный интерес к изучаемому предмету и будет способствовать успешной социально-психологической адаптации учеников к условиям жизни, к реалиям общественного развития, т. е. оказывать влияние на процесс самореализации учащихся.
Гипотеза исследования. Использование научно обоснованной методической системы развития умений исследовательской деятельности на уроках химии у учащихся с

Слайд 6Методы исследования

методы теоретического анализа (сравнительно-сопоставительный, системный, логический, моделирование, обобщение опыта): изучение

психологической, педагогической, методической литературы;
опросно-диагностические (анкетирование, интервьюирование, беседа, тестирование, оценивание-рейтинг, обобщение независимых характеристик): беседы с учителями, учащимися;
обсервационные (прямое, косвенное, включенное наблюдение, самонаблюдение): наблюдение за ходом образовательного процесса, за деятельностью учащихся;
экспериментальные (констатирующий, формирующий и диагностический педагогический эксперимент): внедрение и отработка методики обучения учащихся с ЗПР исследовательской деятельности на уроках химии на основе ресурсного подхода в обучении и проверка ее эффективности, анализ и обобщение опыта экспериментальной работы;
Методы исследованияметоды теоретического анализа (сравнительно-сопоставительный, системный, логический, моделирование, обобщение опыта): изучение психологической, педагогической, методической  литературы; опросно-диагностические

Слайд 7На защиту выносятся
Положения, выносимые на защиту:
Концепция формирования исследовательских навыков у

учащихся с задержкой психического развития, реализованная в учебном процессе, повышает качество усвоения химического содержания и уровень владения практическими навыками ведения химического эксперимента.
Разработанная на основе данной концепции теоретическая модель методической системы и методика обучения учащихся навыкам исследовательской деятельности обеспечивает развитие всех личностных ресурсов школьников и способствует их успешной социальной адаптации.
На защиту выносятсяПоложения, выносимые на защиту: Концепция формирования исследовательских навыков у учащихся с задержкой психического развития, реализованная

Слайд 8Краткая История возникновения классов КРО и ККО в России.

1908-1914 г.г введение

всеобщего начального образования.
«Морально отсталые дети» (Кащенко В.П., 1909 г.),
«малоспособные учащиеся» (Егоров В.Н, 1913),
«трудные дети» ( Крюков С.Н., 1914)

1950-1960 гг введение всеобщего среднего образования
выделение категории детей с особыми образовательными
потребностями. Экспериментальное обучение учащихся.

90-е гг. личностно-ориентированный подход и дифференциация
обучения разделение учащихся на одаренных, норму и «группу риска»,
создание классов ККО

Краткая История возникновения классов КРО и ККО в России.1908-1914 г.г введение всеобщего начального образования. «Морально отсталые дети»

Слайд 9
Новый подход к организации образования детей с трудностями в обучении

Концепция коррекционно-развивающего обучения, разработанная в Институте коррекционной педагогики РАО, Москва, 2000г. Разграничены классы ККО и КРО и выделены дети с ЗПР.


Новый подход к организации образования детей с трудностями в обучении Концепция коррекционно-развивающего обучения, разработанная в Институте

Слайд 10Направления образования детей с задержкой психического развития
Индивидуальное развитие личности, творческая инициация.
Развитие

универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем — профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни.
Развитие способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей.
Направления образования детей с задержкой психического развитияИндивидуальное развитие личности, творческая инициация.Развитие универсального умения ставить и решать задачи для

Слайд 11
Тип ЗПР Трудности в обучении

Ресурсы

ЗПР
конституционального
происхождения

ЗПР
соматогенного
происхождения

ЗПР
психогенного генеза

ЗПР
церебрально-
органического
генеза

Незрелость
мотивационно-
потребностной
сферы и
личности в целом

Низкая
работоспособность,
тревожность, снижение
коммуникативности

Нет саморегуляции
поведения,
импульсивность
неустойчивость
интереса

Нарушения
интеллектуальной
деятельности,
низкая мотивация

игровая мотивация
деятельности,
общительность,
открытость, любопытство.

развита мотивация,
познавательный
интерес,
сохранен интеллект,
исполнительность.

активность,
общительность,
контактность

исполнительность,
контактность,
готовность принять
помощь взрослого

Тип ЗПР       Трудности в обучении    РесурсыЗПР конституционального происхождения

Слайд 12 В соответствии с изложенным, мы считаем возможным развивать потенциал исследовательской деятельности

учащихся с задержкой психического развития , опираясь на их ресурсы , поэтапно, по следующим направлениям:

В соответствии с изложенным, мы считаем возможным развивать потенциал исследовательской деятельности учащихся с задержкой психического развития , опираясь на их ресурсы , поэтапно, по следующим направлениям:

В соответствии с изложенным, мы считаем возможным развивать потенциал исследовательской деятельности учащихся с задержкой психического развития ,

Слайд 13Первая ступень - ситуация теоретико-экспериментального исследования
Цель:
стимулирование интереса к исследовательской деятельности,

осознание ее значимости для самореализации
Метод:
учащимся предлагаются исследовательские задания с большой степенью реальности содержания ( проблемный мини-эксперимент по алгоритму)
Результат:
формируется познавательный интерес и познавательная потребность, опосредовано через развитие других интересов и других потребностей.
развиваются необходимые для исследования умения –ресурсы практической деятельности.
Реализуем на практике у детей всех типов ЗПР.
Первая ступень - ситуация теоретико-экспериментального исследования Цель:стимулирование интереса к исследовательской деятельности, осознание ее значимости  для самореализацииМетод:

Слайд 14 Вторая ступень - ситуация частично-поискового исследования
Цель: научение образцам исследовательской

деятельности на основе получения новой информации.
Метод: Ребенку предлагается самостоятельно решить проблему или комплекс проблем. Оптимальной формой организации исследовательской деятельности на этой ступени является работа в малых группах.
Результат: развитие ресурсного потенциала учащихся к рефлексивному осмыслению собственной деятельности, развивается интерес к своей же деятельности, формируются частичные поисковые умения, совершенствуются коммуникативные навыки.
На практике реализуем в полной мере у детей с ЗПР первых трех типов.


Вторая  ступень - ситуация частично-поискового исследования Цель: научение образцам исследовательской деятельности на основе получения новой информации.

Слайд 15Третья ступень - ситуация поисковой исследовательской деятельности


Цель: самостоятельное определение учащимися целей будущего эксперимента и механизмов своей деятельности для дости­жения этих целей
Метод: коллективно- распределительная деятельность учащихся, позволяющая создавать атмосферу совместного исследования. Вся работа осуществляется в процессе свободного использования эксперимента и общения, открытого обмена мнениями, в творческой дискуссии на заседаниях НОУ.
Результат: освобождение от стереотипных подходов к исследованию и шаблонной мыслительной деятельности. Такая деятельность дает результат с необходимой новизной и элементами открытия.
Реализуем на практике у детей с ЗПР психогенного и соматогенного генеза

Третья  ступень -  ситуация  поисковой  исследовательской деятельности Цель: самостоятельное определение учащимися целей будущего

Слайд 16Четвертая ступень - ситуация научно-исследовательской деятельности
деятельность учащегося характеризуется проявлением субъективного,

мировоззренческого отношения к изученным фактам и способам их объяснения, самостоятельным поиском противоречий, проблем, выявлением парадоксов, проявлением мировоззренческой позиции в учебном процессе и внешкольной деятельности.
Но на практике у учащихся с задержкой психического развития навыки исследовательской деятельности до этой ступени развить не представляется возможным.

Четвертая ступень - ситуация научно-исследовательской деятельности деятельность учащегося характеризуется проявлением субъективного, мировоззренческого отношения к изученным фактам и

Слайд 17
исследовательская деятельность может быть включена : в курсы, входящие в базисный учебный

план;
в часы школьного компонента (курсы по методологии и истории научного исследования,
теоретические специализированные предметные курсы);
в блок дополнительного образования (групповые теоретические и практические занятия по отдельным тематическим направлениям,
индивидуальные занятия и консультации по темам выполняемых исследований),
систему теоретической и практической подготовки, самостоятельных исследований при проведении выездных мероприятий в каникулярное время (экскурсии и экспедиции).
исследовательская деятельность может быть включена : в курсы, входящие в базисный учебный план; в часы школьного компонента (курсы по методологии

Слайд 18
В структуре исследовательской деятельности учащихся, как отмечалось нами ранее, определены мотивационный,

ценностно-смысловой, когнитивный, деятельностный, эмоционально-волевой компоненты, которые выполняют побудительную, ценностно-ориентированную, когнитивную, результативную, регулятивную функции. В структуре исследовательской деятельности учащихся когнитивный и деятельностный компоненты рассматриваются нами как базовые составляющие, определяющие процесс развития исследовательской деятельности учащихся в целом, так как знания - необходимая предпосылка и инструмент всякой практической деятельности, основа умений и навыков.
В структуре исследовательской деятельности учащихся, как отмечалось нами ранее, определены мотивационный, ценностно-смысловой, когнитивный, деятельностный, эмоционально-волевой компоненты, которые

Слайд 19Модель развития исследовательских умений
Процессуальные компоненты: мотивационно-целевой, содержательный, технологический, критериально-оценочный
В качестве основных

процессуальных компонентов модели процесса развития исследовательской компетентности учащихся выступали: мотивационно-целевой, содержательный, технологический, критериально-оценочный компоненты.

Модель развития исследовательских уменийПроцессуальные компоненты: мотивационно-целевой, содержательный, технологический, критериально-оценочныйВ качестве основных процессуальных компонентов модели процесса развития исследовательской

Слайд 20
Мотивационно-целевой компонент (для чего необходимо развитие исследовательской деятельности? каковы способы развития

внутренней мотивации учебно-исследовательской деятельности?) предполагал: определение целей, связанных с развитием исследовательской деятельности учащихся коррекционных классов; развитие их внутренней мотивации, т.е. переведение внешней необходимости поиска неизвестного во внутреннюю потребность.
Мотивационно-целевой компонент (для чего необходимо развитие исследовательской деятельности? каковы способы развития внутренней мотивации учебно-исследовательской деятельности?) предполагал: определение

Слайд 21
Содержательный компонент (чему необходимо научить?) заключался в определении содержательного обеспечения процесса

развития исследовательской деятельности учащихся. Развитие исследовательской деятельности учащихся осуществляется как в процессе преподавания школьного предмета химия и факультативных курсов, так и во внеурочной деятельности.
Содержательный компонент (чему необходимо научить?) заключался в определении содержательного обеспечения процесса развития исследовательской деятельности учащихся. Развитие исследовательской

Слайд 22
Технологический компонент (как развивать исследовательскую компетентность?) предусматривал следующие его составляющие: поэтапное

развитие исследовательской деятельности учащихся с задержкой психического развития; использование в процессе обучения комплекса методов, организационных форм обучения, образовательных технологий, направленных на развитие исследовательской деятельности учащихся; организация научно-методического сопровождения
Технологический компонент (как развивать исследовательскую компетентность?) предусматривал следующие его составляющие: поэтапное развитие исследовательской деятельности учащихся с задержкой

Слайд 23
Критериально-оценочный компонент (как оценить уровень сформированности исследовательской деятельности?) включал разработку критериев

сформированности, определение уровней и показателей сформированности исследовательской деятельности учащихся; использование методик оценки каждого показателя (инструментарий оценки); анализ оценки достижений, рефлексию
Критериально-оценочный компонент (как оценить уровень сформированности исследовательской деятельности?) включал разработку критериев сформированности, определение уровней и показателей сформированности

Слайд 24
Основными критериями дифференциации, лежащими в основе деления учащихся на типологические группы

при организации исследовательской деятельности, являются вид задержки психического развития, уровень познавательного интереса, а также уровень сформированности исследовательских умений.
Основными критериями дифференциации, лежащими в основе деления учащихся на типологические группы при организации исследовательской деятельности, являются вид

Слайд 25
1. Шаг. Развитие мотивации и общеучебных умений.
2 Шаг.

Использование практических работ , игровых форм обучения и организация внеурочной деятельности.
3 Шаг. Вовлечение учащихся в исследовательскую деятельность.
1. Шаг. Развитие мотивации и общеучебных умений. 2 Шаг. Использование практических работ , игровых форм обучения

Слайд 26Результаты интегративной оценки уровней сформированности исследовательских умений учащихся 8-9 классов.
8

классы 9 классы



1 - высокий уровень;
2 – средний уровень;
3 – низкий уровень.
Результаты интегративной оценки уровней сформированности исследовательских умений учащихся 8-9 классов. 8 классы

Слайд 27Диаграмма№2 «Направленность учащихся 8-х классов с ЗПР на приобретение знаний (период

с 2007 – 2010 год)»



Диаграмма№2 «Направленность учащихся 8-х классов с ЗПР на приобретение знаний (период с 2007 – 2010 год)»

Слайд 28Б) мониторинг личностной тревожности учащихся 8 –9 классов.


Б) мониторинг личностной тревожности учащихся 8 –9 классов.

Слайд 29Выводы
- в теории обучения накоплен значительный опыт по изучению психо-физиологических особенностей

детей с ЗПР, который подтверждает индивидуальный характер трудностей в обучении учащихся, что создает предпосылки для развития исследовательских умений.
- химия, как учебная дисциплина, дает дидактические возможности для осуществления развития исследовательских умений как особого средства коррекции трудностей развития учащихся.
Обоснованно, что разработанный подход к преподаванию химии в классах КРО способствует:
- повышению мотивационной сферы;
- повышению уровня обученности учащихся;
- совершенствованию навыков самоорганизации, самоконтроля, самокоррекции

Выводы- в теории обучения накоплен значительный опыт по изучению психо-физиологических особенностей детей с ЗПР, который подтверждает индивидуальный

Слайд 30
На основании теоретического эксперимента определена структура учебного исследовательского умения как комплексного,

сложного действия, состоящего из трёх компонентов:
-мотивационного (познавательный интерес к предмету),
-содержательного (система исследовательских знаний) и
-операционного (система имеющихся у ученика умений и навыков); - выделены основные исследовательские умения: работать с научной и научно-популярной литературой, проведения наблюдения, постановки эксперимента.
Установлена последовательность этапов обучения, позволяющая активизировать процесс формирования и развития исследовательских умений путём использования на отдельных этапах заданий определённого уровня – репродуктивного, частично-поискового, исследовательского, – или сочетания этих заданий.
На основании теоретического эксперимента определена структура учебного исследовательского умения как комплексного, сложного действия, состоящего из трёх компонентов:

Слайд 31

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть