Слайд 1Элементы и атомы,
в Менделеевский взятые круг,
сделали химию самою
богатой из наук
Г.
Санников
Тема: «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева»
Слайд 2Цели урока:
Углубить знания из истории открытия периодического закона и периодической системы
химических элементов;
Осуществить переход от научного к образному мышлению с помощью элементов игровой деятельности;
Сформировать коммуникативные компетентности;
Привлечь учащихся к творческому сотрудничеству;
Создать условия для позитивных эмоций с помощью литературного произведения.
Слайд 3 Классификация Берцелиуса
Элементы
Na
Na2O
NaOH
Металлы
Основной оксид
Основание
P
P2O5
H3PO4
Неметаллы
Кислотный оксид
Кислота
Слайд 4О, химия, чудесная наука!
Подвластно ей любое волшебство.
И все, к чему коснутся
ее руки,
Превращается в другое вещество.
ZnCl2 + NaOH Zn(OH)2 + ….
HCl +
+ NaOH
Слайд 5Естественные семейства химических элементов:
а) семейство типичных металлов – щелочных металлов
б) семейство
типичных неметаллов - галогенов
K KOH K2CO3 KCl
Слайд 6Классификация
Деберейнера – триада
Ньюленса – правило октав
Мейера
– Ar
валентность
Слайд 7Д. И. Менделеев
"Опережать время" - этот девиз был лейтмотивом творчества Д.И.Менделеева.
Слайд 8
Д.И.Менделеев родился 8 февраля 1834 года в Тобольске и прожил
73 года.
ТГПИ им. Д.И.Менделеева
Тобольская губернская гимназия,
в которой учился Д.И.Менделеев
Слайд 9Мария Дмитриевна Менделеева
Иван Павлович Менделеев —Неизвестный художник 1-й половины XIX века.
Слайд 10 Д.И.Менделеев во время обучения в педагогическом институте был
оставлен на второй год.
Дм. Иванович окончил институт в 1855г. с золотой медалью, получив диплом старшего учителя.
Слайд 11Работа ученого
1857—1890 — преподавал в Императорском Санкт-Петербургском университете—
во 2-м кадетском корпусе читает лекции по химии; одновременно в 1863—1872 годах — профессор Санкт-Петербургского технологического института, в 1863—1872 годах руководил химической лабораторией института, также одновременно преподавал в Николаевских инженерных Академии и училище; — в Институте Корпуса инженеров путей сообщения.
Слайд 12Менделееву были вручены медали Коплея (эта награда сравнима с Нобелевской премией,
введенной позже), медали Деви, Фарадея.
Д.И.Менделеев первый русский ученный, получивший докторскую степень в Кембридже.
Слайд 13 Золотая медаль им. Д.И.Менделеева присуждается Президиумом Академии наук России
за выдающиеся работы в области химической науки и технологии, имеющие важное практическое значение.
Слайд 14У Дмитрия Ивановича, как известно, фамилия Менделеев, хотя дед его звался
Соколов.
Отец Д.И. - Иван Павлович родился в 1783 г. в семье священника Павла Максимовича Соколова. Четырем его сыновьям, как это было принято тогда у священнослужителей, были даны разные фамилии.
Менделеев – меняю-даю.
Слайд 15 Менделеев любил музыку.
Друзья даже прозвали его "Леонорой"
за то, что он часто напевал увертюру из оперы Бетховена "Леонора". Одно из своих писем к Менделееву композитор Бородин заканчивает шутливыми словами: "Прощай, Леонора!".
Слайд 16Д.И.Менделеев интересовался воздухоплаванием.
Д.И.Менделеев разработал методику получения дополнительных количеств бензина и
керосина из паров нефти,
его интересовали вопросы происхождения и распространения нефти.
Слайд 17
Действительно, Дмитрий Иванович приобрёл некоторый опыт переплётных и картонажных работ. В
дальнейшем, уже имея огромный архив, включавший массу документов, репродукций, фотографий, сделанных самим учёным печатных материалов и образцов эпистолярного жанра, периодически самостоятельно клеил для них в общем-то простые, незатейливые картонные контейнеры. И в этом деле он добился определённого мастерства — сохранилась даже сделанная им маленькая, но прочная картонная скамеечка.
Чемоданы Д. И. Менделеева
Слайд 18Умер Д.И.Менделеев
2 февраля 1907 года.
На всех родных самое сильное
впечатление произвела несметная толпа народа, провожавшая ученого в последний путь. Молодежь несла в руках периодические таблицы. Это было лучшим венком и лучшим украшением на похоронах ученого, трудившегося всю жизнь для своей страны.
Слайд 19В школу ходим мы не зря,
Без наук никак нельзя!
В жизнь неграмотным
войдешь,
За минуту пропадешь.
Чтоб ошибок избежать,
Ум свой надо развивать.
А в игре проверить можно,
Просто будет или сложно
Слайд 201) Найди лишний элемент
F Cl Mn Br
2) Крестики-нолики (выигрышный путь – элементы:
а) одного периода
б)
одной группы
Слайд 213) Исправьте ошибку:
а) Оксиген – простое вещество, имеет высшую валентность II
и 2 электрона на внешнем уровне;
б) Элемент Сульфур имеет нуклонное число 16, а протонное 32 и заряд ядра 16
4) Заполните пропуски:
а) Na ……. Al
б) R2O RO R2O3 ... … R2O7
Слайд 225)
а) Очень положительный
С массою внушительной,
А таких, как он, отряд
Создает в ядре
заряд.
Лучший друг его – нейтрон.
Догадались? Он – …
б) Зарядом я похвастать не могу,
А потому сижу в ядре и ни гу-гу,
А то подумают: шпион,
А я нейтральный, я …
6) Уберите в названии элемента восьмой группы первую и последнюю буквы и получите название скошенной и высушенной травы.
Слайд 237) Укажите названия химических элементов: сколько из них металлов, а сколько
– неметаллов?
У лукоморья дуб зеленый,
Златая цепь на дубе том,
И днем и ночью кот ученый
Все ходит с алюминием кругом.
Пойдет направо – рядом магний.
Налево – натрий перед ним стоит.
Там чудеса, там кремний бродит,
А углерод над ним стоит.
И кислород там мимоходом
Пленяет нитроген-царя,
В темнице аргон уж тужит,
А хмурый фтор здесь вечно служит,
Там лантаноиды грядой
Идут-бредут сами собой,
Там цезий-царь над златом чахнет,
Там водород, и хлором пахнет.
Слайд 24Дешифровщик
Элемент, простое вещество которого является «эликсиром жизни», жизнь без которого мы
не мыслим.
Слайд 26Кислород в природе
Количество кислорода в атмосфере земной коры оценивается более, чем
в 1015 тоннах. Столько же весит миллион пирамид Хеопса.
89%
21%
41%
Слайд 27Получение кислорода
VII китайский философ Мао-Хао
1774 г. Дж. Пристли получил в
лаборатории
Слайд 35Оксиген
Кислород (О2)
Озон (О3)
Окисление
Дыхание
Образуется во время грозы
Спасает людей от слепоты,
поглощая УФ-лучи
Слайд 38Читая Менделеева
Пусть зимний день с метелями
не навевает грусть.
Таблицу
Менделеева
Я знаю наизусть.
Зачем ее я выучил?
Могу сказать зачем:
В ней стройность и величие
любимейших поэм.
Без многословья книжного
В ней смысла торжество,
И элемента лишнего
В ней нет ни одного.
В ней пробужденье дерева
И вешних льдинок хруст,
Таблицу Менделеева
Я знаю наизусть.
Н. Глазков.