Слайд 1
11 «х-б» класс
Руководитель:
Кокова Люсена Гисовна
Урок-исследование:
Слайд 2«Жить-значит узнавать»
Д.И. Менделеев
Девиз урока:
«Знать-значит победить»
А.Н. Несмеянов
«Просто знать – еще
не все,
знания надо уметь использовать»
И.В. Гете
Слайд 3Один из этих двух элементов в виде простого вещества хорошо горит,
а другой- поддерживает горение, а их соединение пригодно для тушения огня?
«Викторина»
Ответ: Водород и кислород, вместе образуют воду
Слайд 42. Аллотропное видоизменение какого элемента пахнет чесноком?
Ответ: Белый фосфор
Слайд 53. Какое простое вещество-неметалл издавна включали в состав мазей для лечения
кожных заболеваний
Ответ: Сера
Слайд 64. В атмосфере какого газа-неметалла хранят старинные рукописи?
Ответ: Газ азот
Слайд 75. Это простое вещество используют для очистки воды и воздуха от
нежелательных примесей, для удаления сивушных масел из спирта
Ответ: Активированный уголь
Слайд 86. Каким элементом богата морская капуста-ламинария?
Ответ: Элемент- йод
Слайд 97. Из этого вещества при высоких температуре и давлении получают искусственные
алмазы?
Ответ: Вещество - графит
Слайд 108. Какое простое вещество обладает способностью светиться в темноте?
Ответ: Белый фосфор
Слайд 119. Без этого элемента немыслима жизнь на Земле, ему обязана своим
существованием органическая химия, в природе он существует в трех лицах. О каком элементе идет речь?
Ответ: Углерод
Слайд 1210. Образованное этим элементом простое вещество оказывает сильное раздражающее действие на
слизистую оболочку глаза и дыхательную систему. О каком веществе идет речь?
Ответ: Хлор
Слайд 1311. Этот неметалл издавна употребляли для отбеливания тканей, изготовление лекарственных препаратов,
чернения оружия и приготовления черного пороха. О каком неметалле идет речь?
Ответ: Сера
Слайд 1412. Второй элемент по распространенности в земной коре, в свободном виде
в природе не встречается, его соединения входят в состав растительных и животных клеток, некоторые организмы обладают способностью его накапливать. Что это за элемент?
Ответ: Кремний
Слайд 1513. Первенство открытия этого химического элемента принадлежит китайскому ученому VIII века
Мао-хао, который за 1000 лет до Лавуазье установил, что в состав воздуха входит газ, поддерживающий горение и дыхание. О каком газе идет речь?
Ответ: Газ кислород
Слайд 1614. Эту аллотропную модификацию серы можно получить в виде нитей.
Ответ: Пластическая
сера
Слайд 1715. Этот неметалл считается самым активным среди всех неметаллов.
Ответ: Фтор
Слайд 1816. Какой химический элемент называют «элементом жизни и мысли»
Ответ: Фосфор
Слайд 19
Прочитать формулы отгаданных веществ:
S, N2, C, I2, P, Cl2, Si,
O2, F2,
Что они из себя представляют?
НЕМЕТАЛЛЫ
Слайд 20Повысить интеллект, сформировать умение систематизировать и анализировать информацию, полученную на уроках
химии.
Формировать у учащихся чувство ответственности за выполненную работу.
Усилить эмоциональное воздействие при изучении химии как школьного предмета, способствовать процессу самообразования.
Цель урока:
Слайд 22 В 1803 году в лаборатории французского химика Клода Бертолле произошла занятная
история. Один из учеников знаменитого химика обнаружил склянку с неизвестным красным порошком и спросил, как поступить с этим веществом? «Конечно, прежде всего, надлежит испытать его!» - воскликнул Бертолле. Ученик взял щепотку красного порошка и попытался растереть его с недавно полученной новой солью, получившей имя Бертолле. Лучше бы он этого не делал- в лаборатории раздался взрыв. Однако ученик не пострадал, и смело продолжил испытание. Внеся красный порошок в азотную кислоту, он отметил выделение красно-бурого газа; порошок при этом растворился. А при поджигании красного порошка появилось пламя, а потом - белый дым. Бертолле похвалил ученика: задание было выполнено правильно. Какое вещество находилось в банке?
Слайд 24 Это был красный фосфор,который при контакте с хлороматом калия и
механическом воздействии реагирует со взрывом:
6Р + 5КСIO3 = 3P2O5 + 5KCI
Азотная кислота превращает красный фосфор в ортофосфорную кислоту, а на воздухе он горит,превращаясь в белый “дым”-частички оксида фосфора(V),который гигроскопичен и мгновенно реагирует с влагой воздуха с образованием мельчайших капелек ортофосфорной кислоты:
Р + 5НNO3(к) = H3PO4 + 5NO2 + H2O
4P + 5O2 = 2P2O5
P2O5 + 3H2O = 2H3PO4
Слайд 25 Студент Гейдельбергского университета Карл Левиг в 1825г. Изучал воды минеральных источников
Германии. Одна из приготовленных им проб обладала интересной особенностью – она желтела под действием хлора. Левиг извлек неизвестное вещество, придававшее желтоватый цвет воде, с помощью диэтилового эфира, а после испарения эфира обнаружил красно-бурую жидкость с резким неприятным запахом. Студент уже собирался опубликовать результаты своих опытов, но научный руководитель посоветовал повременить, чтобы иметь возможность детально исследовать новое вещество. Но именно в это время 23-летний химик Антуан Балар из Франции получил то же самое вещество и сразу отправил его образец в Парижскую академию наук. Известные химики Жозеф Гей-Люссак и Луи Тенар подтвердили открытие нового Элемента (Балар назвал его «муридом»), но переменили название на производное от греческого «зловонный». О каком веществе идет речь?
Слайд 26 Антуан Балар
Жозеф Гей-Люссак
Луи Тенар
Слайд 27
Левиг и Балар открыли бром. Воды некоторых соляных болот
и озер содержат бромид натрия,который при обработке хлором превращается в бром:
2NaBr + CI2 = 2NaCI + Br2
В медицинебромид натрия и бромид калия применяют как успокаивающие средства.Бром концентрируется в железах внутренней секреции , и его недостаток в организме человека ведет к нарушению нормального соотношения между процессами возбуждения и торможения.
Слайд 28 Получение неметалла R2 первым осуществил в 1745 году М.В. Ломоносов.
Он действовал на железные опилки жидкостью состава R2SO4, разбавленной водой. Образовавшийся неметалл Ломоносов называл то «флогистоном», то «горючим паром». Этот же способ выделения R2 применил в 1783 году Кенри Кавендиш. Антуан Лавуазье в этом же году получил R2, продувая струю газообразного оксида этого неметалла через нагретый до красного каления ружейный ствол. Позднее химики разных стран стали использовать для получения этого неметалла реакции алюминия или кремния со щелочами в водной среде или взаимодействие бинарных соединений этого неметалла и кальция с водой. Какой это неметалл?
Слайд 30
Этот неметалл-водород.В задании речь идет о
следующих
реакция:
Fe + H2SO4 = FeSO4 + H2
Fe + H2O = FeO + H2
2AI + 2NaOH + 6H2O = 2Na[AI(OH)4] + 3H2
Si + 2NaOH + H2O = Na2SiO3 + 2H2
CaH2 + 2H2O = Ca(OH)2 + 2H2
Слайд 31 В начале 1915 года около городка Ипр Фландрии впервые был использован
отравляющий газ-неметалл. Он проникал во все щели и укрытия. Газовая атака привела к гибели 5000 английских солдат, более 15000 стали калеками. История этого враждебного всему живому газа начинается с 1668 года, когда голландский химик Иоганн Баптист ванн Гельмонт едва не погиб, нагревая смесь некой соли с азотной кислотой. А шведский химик и аптекарь Карл Вильгельм Шееле надышался этого вредного газа, изучая реакцию минерала пиролюзита с соляной кислотой. О каком неметалле идет речь?
Слайд 33
Это опасный газ – хлор.Иоганн ванн Гельмонт для его
получения использовал реакцию хлорида аммония с азотной кислотой:
4NH4CI + 4HNO3 = 2CI2 + 2NO + 3N2 = 10H2O
А Шееле проводил реакцию соляной кислоты с диоксидом марганца:
MnO2 + 4HCI = MnCI2 + CI2 + 2H2O
Слайд 34 Пять знаменитых химиков XVIII века дали некоему неметаллу, который в виде
простого вещества представляет собой газ и состоит из двухатомных молекул, пять разных имен. В 1772 году шотландский химик, ботаник и врач Даниел Резерфорд назвал его «ядовитым воздухом». В 1773 году шведский химик-аптекарь Карл Шееле дал этому газу имя «испорченный воздух». А английский химик Генри Кавендиш в 1774 году назвал его «удушливый воздух». Наконец, в 1776 году французский химик Антуан Лавуазье, установил, что все названные выше газы- одно и то же вещество, и предложил свое название, в переводе означавшее «безжизненный воздух». Каково сейчас название этого неметалла?
Слайд 36 Это неметалл азот. Название газообразному азоту
дал Лавуазье от
греческого “а”- не и “зоэ”-
жизнь(“азот” – “безжизненный”).
Азот
Слайд 37 Первые исследователи, пытавшиеся получить неметалл R2 путем электролиза, жестоко поплатились своим
здоровьем. Как только этот неметалл вступал в контакт с водородом, происходили сильные взрывы, в нем «горела» даже вода. А любые органические вещества (например, ткань, из которой были сделаны защитные перчатки экспериментаторов или вазелиновая смазка пришлифованной аппаратуры) в атмосфере опасного неметалла вспыхивали и загорались. Какой это неметалл?
Слайд 40Тяжелый, жидкий и пахучий,
Подвижный, сильно ядовит.
Удушлив и весьма летучий
Сквозь поры пробки
он летит.
В солях почти всегда бесцветен,
Есть в Сахском озере в Крыму,
Лечебным действием заметен
И всем известен потому.
Ответ: Бром
Слайд 41Я – газ легчайший и бесцветный,
Неядовитый и безвредный.
Рождаю воду, когда сгораю,
Аэростаты наполняю,
А с кислородом образую
Я смесь горящую, взрывную.
Ответ: Водород
Слайд 42Гулять в грозу – какой резон?
Подышим воздухом, дружище.
В природе словно стало
чище,
Повсюду в воздухе…
Ответ: Озон
Слайд 43Я светоносный элемент.
Я спичку вам зажгу в момент.
Сожгут меня и под
водой
Оксид мой станет кислотой
Ответ: Фосфор
Слайд 44Предупреждаю вас заранее:
Я не пригоден для дыхания!
Но все как будто бы
не слышат
И постоянно мною дышат.
Ответ: Азот
Слайд 45У меня дурная слава:
Я – известная отрава.
Даже имя говорит,
Что я страшно
Слайд 46«-Сейчас посмотрите, сказал Челенджер – Последние дни я напрягал все силы
своего ума, чтобы разрешить эту задачу, как нам выбраться отсюда. Мы же убедились, что спуск по отвесным скалам невозможен, а туннеля больше не существует. Перебросить мост на утес нам, безусловно, не удастся. Что же тогда делать? Я как то говорил нашему юному другу, что эти гейзеры выделяют водород в свободном состоянии. Отсюда логически вытекла мысль о воздушном шаре». Рассчитайте, какая масса цинка потребовалась бы, чтобы наполнить шар, объемом 1 кубический метр, которым воспользовались бы участники неудавшейся экспедиции.
«Расчетный»
Слайд 48«Первый раз в жизни Артур Доуэль почувствовал, что не в состоянии
овладеть чужой волей. Связанный, беспомощный, лежащий на полу человек издевался над ним. За дверью раздалось какое-то шипение. Доуэль продолжал петь все громче, но вдруг поперхнулся. Что-то раздражало его горло. Доуэль потянул носом и почувствовал запах. В горле и носоглотке неприятно щекотало, вскоре к этому присоединилась режущая боль в глазах. Запах усиливался. Доуэль похолодел. Он понял, что Равино отравил его хлором. Настал его смертный час. Затем свет погас, и Доуэль словно провалился: очнулся от свежего ветра, который трепал его волосы» рассчитайте, какой объем хлора потребуется для получения 1 кг. Поваренной соли?
Слайд 511.Пусть эти превращения
Дадут вам уравнения.
Красный фосфор я сжигаю,
К дымку воду приливаю.
Проверяю
лакмусом,
Станет сразу красным он!
Добавим натрия гидроксид-
Цвет фиолетовый в колбе возник,
Потом получаем фосфат серебра,
Цветом лимонная кожура.
Растворяю осадок желтый
Добавлением кислоты азотной.
И на доске превращения эти,
Вы запишите умные дети.
Слайд 522.Бросим мы в костер бревно
И получим вещество
В кислороде он горит –
Получается оксид,
А затем оксид другой,
Догадайтесь вот какой?
Есть он в воздухе и в нас.
В лимонаде тот же газ.
Ну а если мы прибавим
Гидроксида натрия,
То получим очень скоро
Соль такую знатную.
Станет пышным с ней пирог,
И подумать, кто бы мог!
Разлагаем эту соль
Мы при нагревании
В результате получаем
Соль с другим названием.
Сыпем кальция хлорид,
Видим изменения,
Белый порошок возник –
Признак без сомнения.
Растворяем в кислоте
Видим пузырьки на дне,
Газ какой-то или что же,
Кто ответит верно, мне?
Смело пишем на доске
Чудо превращения.
Классы нам веществ нужны –
Все без исключения
Слайд 53ХИМИЯ И МЕДИЦИНА
Озонотерапия
Сероводородные ванны