Слайд 1Урок по теме:
Автор:
Буслаева Н.В.
учитель химии, 1КК
МКОУ БГО Третьяковская СОШ
"Кислород
"
Слайд 2Урок по теме:
Тип урока -изучение нового материала.
"Кислород"
Слайд 3План урока
Открытие Кислорода. Кислород в природе
Общая характеристика кислорода
Строение атома
кислорода
Аллотропные модификации кислорода
Физические свойства кислорода и озона
Способы получения кислорода
Способы собирания кислорода
Химические свойства кислорода
Фотосинтез
Круговорот кислорода в природе
Озон
Химические свойства озона
Домашнее задание
Закрепление знаний
Рассказ-загадка “Узнай, кто я?”
Знаете ли Вы…
Слайд 4Девиз урока :
«Всякое вещество – от самого простого до самого
сложного – имеет три различные, но взаимосвязанные стороны – свойство, состав, строение» (В.М.Кедров).
Слайд 5Открытие Кислорода и нахождение в природе
Кислород O2 открыт и получен:
К.В. Шееле, 1772 г., при нагревании селитры ,
Дж. Пристли 1774 г. при нагревании оксида ртути (II)
Название химическому элементу дал А.Лавуазье:
«Oxygenium» - «рождающий кислоты», т.е. «Кислород».
Самый распространенный элемент на Земле;
в воздухе - 21% по объему;
в земной коре - 49% по массе;
в гидросфере - 89% по массе;
в составе живых организмов-- до 65% по массе.
Слайд 6Общая характеристика кислорода
1. Характеристика по ПСХЭ Д.И.Менделеева .
а) неметалл
б) VI
группа, главная подгруппа
в) II период ,2ряд
Слайд 7Строение атома кислорода
P = 8; n = 8; ē =
8
1s2 2s2 2p4
степени окисления -2,-1, 0, +2
Слайд 8Аллотропные модификации кислорода
Кислород - О2
Озон - О3
Слайд 9Физические свойства кислорода и озона
Кислород O2 Газ - без цвета,
вкуса и запаха; в 100V H2O растворяется 3V O2 (н.у.); t°кип= -183°С; t°пл = -219°C; d по воздуху = 1,1.
Озон O3 - газ, запах свежей хвои, бесцветный, растворим в воде; t°кип= -112°С; t°пл= -193°C.
Слайд 10Способы получения кислорода
1. Промышленный способ (перегонка жидкого воздуха).
2. Лабораторный способ
(разложение некоторых кислородосодержащих веществ)
2KMnO4 → K2MnO4 + MnO2 + O2
2KClO3 → 2KCl + 3O2
2H2O2 → 2H2O + O2 (MnO2 –катализатор)
Слайд 12Химические Свойства Кислорода
Взаимодействие веществ с кислородом называется окислением.
С кислородом реагируют
все элементы, кроме Au, Pt, He, Ne и Ar, во всех реакциях (кроме взаимодействия со фтором) кислород - окислитель.
С неметаллами С металлами
C + O2 → CO2 2Mg + O2 → 2MgO
2H2 + O2 → 2H2O 2Cu + O2 → 2CuO
Со сложными веществами
2H2S + 3O2 → 2SO2 + 2H2O
CH4 + 2O2 → CO2 + 2H2O
Слайд 14Кислород - наиболее активный газ. В пределах биосферы происходит быстрый обмен
кислорода среды с живыми организмами или их остатками после гибели. В составе земной атмосферы кислород занимает второе место после азота. Господствующей формой нахождения кислорода в атмосфере является молекула О2. Круговорот кислорода в биосфере весьма сложен, поскольку он вступает во множество химических соединений минерального и органического миров. Свободный кислород современной земной атмосферы является побочным продуктом процесса фотосинтеза зеленых растений и его общее количество отражает баланс между продуцированием кислорода и процессами окисления и гниения различных веществ. В истории биосферы Земли наступило такое время, когда количество свободного кислорода достигло определенного уровня и оказалось сбалансированным таким образом, что количество выделяемого кислорода стало равным количеству поглощаемого кислорода.
Фотосинтез
Слайд 17
Озон О3 -аллотропная модификация кислорода
Физические свойства
Газ, запах свежей хвои, бесцветный, растворим
в воде; t°кип= -112°С; t°пл= -193°C.
Озон
Слайд 18Получение озона
3O2 → 2O3
1.Во время грозы (в природе), (в лаборато-рии) в озонаторе
2 Действием серной кислоты на пероксид бария
3BaO2 + 3H2SO4→ →3BaSO4 + +3H2O+ O3
Слайд 19Химические свойства озона
1. Неустойчив: O3 →O2 + O
2. Сильный окислитель:
2KI
+ O3 + H2O →2KOH + I2 + O2
Обесцвечивает красящие вещества, отражает УФ - лучи, уничтожает микроорганизмы.
Слайд 20Домашнее задание
Прочитать §-20, упр. 1,2
Подумайте, какое значение имеет кислород
в природе и в жизни человека и что необходимо делать, чтобы защитить атмосферу?
Слайд 21Закрепление знаний
1 Закончите уравнения следующих реакций:
C + O2 →
CO + O2→
S + O2 →SO2
4FeS2 + 11O2 → … + …
2. Решите задачу.
Один воздушный шарик вмещает 1л. (н.у.) кислорода. Может ли воздушный шарик содержать 0,5 моль этого газа?
(n=1:22,4= 0,04 моль) Нет
Слайд 22Рассказ-загадка “Узнай, кто я?”
На одной из площадей Лондона установлен памятник учёному
– химику. Учёный изображён с лупой в руках, с помощью которой он собирает пучок солнечных лучей. Какое событие увековечено в памяти людей этой скульптурой?
(Ответ: Этот памятник установлен английскому учёному Джозефу Пристли, так увековечено открытие кислорода.)
Слайд 23Знаете ли Вы…
ПРИВЕРЕДЛИВЫЙ КАРП
Джозеф Пристли, открывший кислород, считал, что этот
газ в воде не растворяется. К счастью, это не так. Иначе рыбы не могли бы жить в воде. Характерно, что для разных пород рыб нужно разное количество кислорода. Наименее требователен карась, который спокойно живёт в заросших прудах, где почти весь растворенный в воде кислород расходуется на окисление органических веществ. Из прудовых рыб самый привередливый в этом смысле — карп. Ему нужно, чтобы концентрация кислорода в воде была не меньше 4 мг/л. Ещё больше кислорода требуется рыбам, обитающим в реках, например форели.