Презентация, доклад по химии на тему Химический эксперимент в современной школе.

Содержание

1. Виды эксперимента и методика его использования. 2. Функции химического эксперимента. 3. Проблемный эксперимент. ПЛАН ЛЕКЦИИ

Слайд 1ЛЕКЦИЯ
Химический эксперимент
в современной школе.

ЛЕКЦИЯ  Химический эксперимент в современной школе.

Слайд 21. Виды эксперимента и методика его использования. 2. Функции химического

эксперимента. 3. Проблемный эксперимент.

ПЛАН ЛЕКЦИИ

1. Виды эксперимента и   методика его использования. 2. Функции химического   эксперимента.  3.

Слайд 3Роджер Бэкон
Есть три источника знания: авторитет, разум, опыт. Однако авторитет недостаточен,

если у него нет разумного основания, без которого он производит не понимание, а лишь приятие на веру; и разум один не может отличить софизма от настоящего доказательства, если он не может оправдать свои выводы опытом.

Роджер Бэкон	Есть три источника знания: авторитет, разум, опыт. Однако авторитет недостаточен, если у него нет разумного основания,

Слайд 4Химический эксперимент - важнейший метод и средство обучения химии.

Химический эксперимент - важнейший метод и средство обучения химии.

Слайд 51. Виды эксперимента и методика его использования.

1. Виды эксперимента и методика его использования.

Слайд 6Демонстрационный химический эксперимент — главное средство наглядности на уроке.

Демонстрационный химический эксперимент — главное средство наглядности на уроке.

Слайд 7Когда применяется демонстрационный эксперимент на уроке?

В начале школьного курса — для

привития экспериментальных умений и навыков, интереса к химии, ознакомления с посудой, веществами, оборудованием.

Когда он сложен для самостоятельного выполнения учащимися.

Когда он опасен для учащихся.

Нет соответствующего оборудования и реактивов.

Когда применяется демонстрационный эксперимент на уроке?В начале школьного курса — для привития экспериментальных умений и навыков, интереса

Слайд 8ТРЕБОВАНИЯ К ДЕМОНСТРАЦИОННОМУ ЭКСПЕРИМЕНТУ
1. Наглядность — большой объем реактивов и посуды,

виден с последних рядов, на столе не должно быть лишних деталей.

2. Простота — в приборах не должно быть нагромождения лишних деталей.

3. Безопасность — учитель химии несет ответственность за жизнь учащихся.

4. Надежность - неудавшийся опыт вызывает разочарование у учащихся.

5. Техника выполнения опыта должна быть безукоризненная.

6. Необходимость объяснения демонстрационного эксперимента.

ТРЕБОВАНИЯ К ДЕМОНСТРАЦИОННОМУ ЭКСПЕРИМЕНТУ1. Наглядность — большой объем реактивов и посуды, виден с последних рядов, на столе

Слайд 9МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ДЕМОНСТРАЦИОННЫХ ОПЫТОВ

Постановка цели опыта: для чего проводится данный опыт,

в чем должны убедиться учащиеся, что понять.

2. Описание прибора, где проводится опыт,
и условий его проведения.

3. Организация наблюдений учащихся:
учитель должен сориентировать учеников, за
какой частью прибора должны вестись
наблюдения.

4. Выводы.

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ДЕМОНСТРАЦИОННЫХ ОПЫТОВПостановка цели опыта: для чего проводится данный опыт, в чем должны убедиться учащиеся, что

Слайд 10последовательность демонстраций: • горение угля • горение серы • горение фосфора • горение железа
ТЕМА «КИСЛОРОД»
При

отборе опытов необходимо оптимально
и гармонично включать их в канву урока.
последовательность демонстраций:  • горение угля • горение серы • горение фосфора • горение железаТЕМА «КИСЛОРОД»При отборе

Слайд 11ЛАБОРАТОРНЫЕ ОПЫТЫ
УЧЕНИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ
ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ


ЛАБОРАТОРНЫЕ  ОПЫТЫУЧЕНИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ

Слайд 12ЭТАПЫ ВЫПОЛНЕНИЯ
- осознание цели опыта
- изучение веществ
- монтаж прибора
- выполнение опыта
-

анализ результатов
- объяснение полученных результатов
- написание химических уравнений
- формулировка выводов
- составление отчета

ЭТАПЫ ВЫПОЛНЕНИЯ- осознание цели опыта- изучение веществ- монтаж прибора- выполнение опыта- анализ результатов- объяснение полученных результатов- написание

Слайд 13ПО ФОРМЕ ОРГАНИЗАЦИИ ЛАБОРАТОРНЫЕ ОПЫТЫ
- Индивидуальными
- Групповыми
- Коллективными

ПО ФОРМЕ ОРГАНИЗАЦИИ ЛАБОРАТОРНЫЕ ОПЫТЫ- Индивидуальными- Групповыми- Коллективными

Слайд 14ПРОВОДИМЫЕ ПО ИНСТРУКЦИИ
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ


Практическое занятие — сложный вид урока.

ПРОВОДИМЫЕ ПО ИНСТРУКЦИИПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ЗАДАЧИПрактическое занятие — сложный вид урока.

Слайд 15ЛИСТ УЧЕТА

ЛИСТ УЧЕТА

Слайд 16ДОМАШНИЙ ХИМИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ –
один из видов самостоятельной работы учащихся
Используемые реактивы

должны быть безопасными и приобретаться
в хозяйственных магазинах или аптеках.
ДОМАШНИЙ ХИМИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ – один из видов самостоятельной работы учащихсяИспользуемые реактивы должны быть безопасными и приобретаться в

Слайд 17ОПЫТЫ С НАБЛЮДЕНИЕМ ЯВЛЕНИЙ

ОПЫТЫ С НАБЛЮДЕНИЕМ ЯВЛЕНИЙ

Слайд 18ОПЫТЫ С РАЗДЕЛЕНИЕМ СМЕСИ ВЕЩЕСТВ

ОПЫТЫ С РАЗДЕЛЕНИЕМ СМЕСИ ВЕЩЕСТВ

Слайд 192. Функции химического эксперимента.
- Эвристическая
- Корректирующая
- Обобщающая
- Исследовательская

2. Функции химического эксперимента. - Эвристическая- Корректирующая - Обобщающая - Исследовательская

Слайд 20РЕАКЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГАЗООБРАЗНОГО ВОДОРОДА С ОКСИДОМ МЕДИ (II)
ЭВРИСТИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ

РЕАКЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГАЗООБРАЗНОГО ВОДОРОДА С ОКСИДОМ МЕДИ (II)ЭВРИСТИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ

Слайд 21CПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ КИСЛОРОДА
ИЗ ПЕРОКСИДА ВОДОРОДА

CПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ КИСЛОРОДА ИЗ ПЕРОКСИДА ВОДОРОДА

Слайд 22СКОРОСТЬ ХИМИЧЕСКОЙ РЕАКЦИИ

СКОРОСТЬ ХИМИЧЕСКОЙ РЕАКЦИИ

Слайд 23КОРРЕКТИРУЮЩАЯ ФУНКЦИЯ

КОРРЕКТИРУЮЩАЯ ФУНКЦИЯ

Слайд 24ОБОБЩАЮЩАЯ ФУНКЦИЯ

ОБОБЩАЮЩАЯ ФУНКЦИЯ

Слайд 253. Проблемный эксперимент.

3. Проблемный эксперимент.

Слайд 26САМ УЧЕНИК МОЖЕТ БЫТЬ ПОСТАВЛЕН
В РОЛЬ ИССЛЕДОВАТЕЛЯ,
ГЕНЕРАТОРА ИДЕЙ

САМ УЧЕНИК МОЖЕТ БЫТЬ ПОСТАВЛЕН В РОЛЬ ИССЛЕДОВАТЕЛЯ, ГЕНЕРАТОРА ИДЕЙ

Слайд 27ДЛЯ ХИМИИ ХАРАКТЕРЕН ЭКСПЕРИМЕНТ, КОТОРЫЙ НОСИТ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ
И ПРОБЛЕМНЫЙ ХАРАКТЕР

ДЛЯ ХИМИИ ХАРАКТЕРЕН ЭКСПЕРИМЕНТ, КОТОРЫЙ НОСИТ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙИ ПРОБЛЕМНЫЙ ХАРАКТЕР

Слайд 281) В чем причина наблюдаемого явления? 2) Почему добавление азотной

кислоты влияет на выделение водорода из раствора соляной кислоты? 3) Почему через определенное время выделение водорода возобновляется?

ЭКСПЕРИМЕНТ ЗАСТАВЛЯЕТ ЗАДУМАТЬСЯ НАД РЯДОМ ВОПРОСОВ:

1) В чем причина наблюдаемого   явления? 2) Почему добавление азотной   кислоты влияет на

Слайд 29водород, выделяющийся из соляной кислоты, затрачивается на восстановление азотной кислоты.
РАБОЧАЯ

ГИПОТЕЗА

HNО3 + 8Н = NH3 + ЗН2О

NH3 + НСl = NH4Cl

4Zn + 10HNO3 = 4Zn(NO3)2 + NH4NO3 + 3H2O

Вывод:
водород расходуется на восстановление азотной кислоты.

водород, выделяющийся из соляной кислоты, затрачивается на восстановление азотной кислоты. РАБОЧАЯ ГИПОТЕЗАHNО3 + 8Н = NH3 +

Слайд 30- актуализация знаний; - постановка целей исследования; - проведение теоретического анализа; - построение гипотезы; -

составление плана эксперименталь- ной проверки гипотезы; - выполнение эксперимента; - обсуждение результатов и формулировка выводов.

СХЕМА ИССЛЕДОВАНИЯ СВОЙСТВ ВЕЩЕСТВ

- актуализация знаний; - постановка целей исследования; - проведение теоретического анализа; - построение гипотезы; - составление плана

Слайд 31ЭКСПЕРИМЕНТ- ПУТЬ ПРЕВРАЩЕНИЯ ЗНАНИЙ В УБЕЖДЕНИЯ
ЭКСПЕРИМЕНТ-
ВАЖНЕЙШИЙ ПУТЬ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ СВЯЗИ

ТЕОРИИ С ПРАКТИКОЙ
ПРИ ОБУЧЕНИИ ХИМИИ
ЭКСПЕРИМЕНТ-  ПУТЬ ПРЕВРАЩЕНИЯ ЗНАНИЙ В УБЕЖДЕНИЯ ЭКСПЕРИМЕНТ- ВАЖНЕЙШИЙ ПУТЬ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ СВЯЗИ ТЕОРИИ С ПРАКТИКОЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ

Слайд 32Слабая кислота вытесняет сильную из ее соли
ПРИМЕРЫ ПАРАДОКСАЛЬНЫХ ОПЫТОВ
Реактивы. Борная кислота,

хлорид натрия,
универсальная индикаторная или синяя
лакмусовая бумага.

Объяснение опыта.

2NaCl + 4Н3ВО3 = Na2B4О7 + 5Н2O+ 2HCl↑

Слабая кислота вытесняет сильную из ее солиПРИМЕРЫ ПАРАДОКСАЛЬНЫХ ОПЫТОВРеактивы. Борная кислота, хлорид натрия,универсальная индикаторная или синяя лакмусовая

Слайд 33ИЗМЕНЕНИЕ ЭНТАЛЬПИИ ХИМИЧЕСКОЙ РЕАКЦИИ ∆Н°(р-ции)
ТЕРМОДИНАМИЧЕСКИЕ РАСЧЕТЫ
2NaCl + 4Н3ВО3 = Na2B4О7

+ 5Н2O + 2HCl↑
∆Н °298-410 -1087,6 -3290 -241,84 -92,3
кДж/моль

СОГЛАСНО СЛЕДСТВИЮ ИЗ ЗАКОНА ГЕССА:
∆Н (р-ции) = ∑∆Н(прод. р-ции) — ∑ ∆Н (исх. в-в)

∆Н °(р-ции) = [(-3290) + (-241,84 • 5) + (-92,3 • 2)] -
- [(-1087,6 • 4) + (-410 • 2)] = =486,6 кДж.

ИЗМЕНЕНИЕ ЭНТАЛЬПИИ ХИМИЧЕСКОЙ РЕАКЦИИ ∆Н°(р-ции)ТЕРМОДИНАМИЧЕСКИЕ РАСЧЕТЫ	2NaCl + 4Н3ВО3  = Na2B4О7 + 5Н2O + 2HCl↑∆Н °298-410

Слайд 34 2NaCl + 4Н3ВО3 = Na2B4О7 + 5Н2O+ 2HCl↑ ∆S°298

72,36 89,49 189,5 188,74 186,7 (ж/(моль • К)

ИЗМЕНЕНИЕ ЭНТРОПИИ ХИМИЧЕСКОЙ РЕАКЦИИ ∆S°(р-ции)

∆S° (р-ции) = ∑∆S(прод. р-ции) — ∑∆S(исх. в-в)

ИЗМЕНЕНИЕ ЭНЕРГИИ ГИББСА

∆G = ∆Н - T∆S

∆G° = 486,6 - 298 • 1= 188,6 кДж.

∆S°(р-ции) = (189,5 + 188,74-5 + 186,7-2) –
- (72,36 • 2 + 89,49 • 4) = 1003,9 Дж/К = =1кДж/К.

2NaCl + 4Н3ВО3 = Na2B4О7 + 5Н2O+ 2HCl↑ ∆S°298      72,36

Слайд 35Т= ∆Н/∆S
ТЕМПЕРАТУРА, ПРИ КОТОРОЙ ВОЗМОЖНО ПРОТЕКАНИЕ РЕАКЦИИ
Т= ∆Н/∆S = 486,6/1

= 486,6 К, или 213,6 °С.

ВЫВОД:
Данная химическая реакция протекает при сравнительно небольшом нагревании.

Т= ∆Н/∆S ТЕМПЕРАТУРА, ПРИ КОТОРОЙ ВОЗМОЖНО ПРОТЕКАНИЕ РЕАКЦИИТ= ∆Н/∆S = 486,6/1 = 486,6 К, или 213,6 °С.ВЫВОД:

Слайд 36Реактивы. Свежеосажденная медь, 10%-й раствор хлорида железа (III).
Растворение меди в растворе

хлорида железа(III)

Объяснение опыта.

Сu + FeCl3 = СuС12 + FeCl2

Ион железа Fe3+ — окислитель,
атом меди — восстановитель.

Реактивы. Свежеосажденная медь, 10%-й раствор хлорида железа (III).Растворение меди в растворе хлорида железа(III)Объяснение опыта.Сu + FeCl3 =

Слайд 37Е = E(ок-ля ) — E(в-ля)
ЭДС (Е) окислительно-восстановительного элемента равна:

Если Е>0,

то данная реакция возможна.

Окислительно-восстановительные потенциалы пар равны:

E°(Fe3+/Fe2+) = 0,771 В E°(Cu2+/Cu°) = 0,338 В

ЭДС = 0,771 - 0,338 = 0,433 В

ВЫВОД: Положительное значение ЭДС
подтверждает возможность протекания
данной реакции в стандартных условиях.

Е = E(ок-ля ) — E(в-ля)ЭДС (Е) окислительно-восстановительного элемента равна:Если Е>0, то данная реакция возможна. Окислительно-восстановительные потенциалы

Слайд 38Реактивы. 15-25 %-й раствор аммиака, свежеосажденная медь.
Растворение меди
в растворе аммиака

Объяснение

опыта.

2Cu + 8NH3 + O2 + 2H2O =

= 2[Cu(NH3)4]2+ + 4OH-

Реактивы. 15-25 %-й раствор аммиака, свежеосажденная медь.Растворение меди в растворе аммиакаОбъяснение опыта.2Cu + 8NH3 + O2 +

Слайд 39РАСЧЕТ ЭДС:
Cu + 4NH3 - 2ē = 2[Cu(NH3)4]2+ Е°

= - 0,07 В

O2 + 2H2O + 4ē = 4OH- Е° = 0,401 В

ЭДС = 0,401 – (-0,07) = 0,408 В

ВЫВОД: Положительное значение ЭДС
подтверждает возможность протекания
данной реакции в стандартных условиях.

РАСЧЕТ ЭДС:Cu + 4NH3 - 2ē = 2[Cu(NH3)4]2+   Е° = - 0,07 В O2 +

Слайд 40...В свободном виде угольная кислота неизвестна, так как она неустойчива и

легко разлагается...

Угольная кислота

NH4HCO3 → NH3 + H2CO3

...В свободном виде угольная кислота неизвестна, так как она неустойчива и легко разлагается...Угольная кислотаNH4HCO3 → NH3 +

Слайд 41O
||
С
⁄\
H2CO3 → Н—О О → СО2 + Н2О
… ⁄
Н


Еакт = 184 кДж/моль
O||С⁄\H2CO3 → Н—О О → СО2 + Н2О… ⁄  Н Еакт = 184 кДж/моль

Слайд 42O
||
С
⁄ \
Н—О О
… |

H2CO3 → Н Н → СО2 + Н2О
| …
О О
⁄ … ⁄ \
Н Н Н
Еакт = 100 кДж/моль
O||С⁄ \			    Н—О О…  | 		  H2CO3  →  Н Н

Слайд 43Ваниль, - душистая добавка к кондитерским изделиям.
Ванилью называют высушенные плоды, стручки

тропического растения из семейства орхидей Vanilla plantifonia.
Ваниль, - душистая добавка к кондитерским изделиям.Ванилью называют высушенные плоды, стручки тропического растения из семейства орхидей Vanilla

Слайд 444-окси-3-метоксибензальдегид; ванилин

4-окси-3-метоксибензальдегид; ванилин

Слайд 461. Приготовьте 3%-ый водный раствор ванилина (при 14˚С в 100 г

воды растворяется 1 г вещества, при 75 ˚С – 5г.). Несколько миллилитров этого раствора налейте в пробирку и добавьте несколько капель раствора хлорида железа (III). Смесь окрасится в интенсивно-синий цвет – цвет комплекса железа с ванилином.
1. Приготовьте 3%-ый водный раствор ванилина (при 14˚С в 100 г воды растворяется 1 г вещества, при

Слайд 472. Несколько миллилитров 3%-ого водного раствора ванилина поместите в пробирку и

прилейте к нему 1 мл 10%-ого раствора едкого натра и 2 мл 30%-ого раствора пероксида водорода. Через некоторое время раствор окрасится в розовый цвет, поскольку при окислении образуется окрашенный 3-метокси-1,4-диоксобензол.


2. Несколько миллилитров 3%-ого водного раствора ванилина поместите в пробирку и прилейте к нему 1 мл 10%-ого

Слайд 483. Поскольку ванилин содержит альдегидную группу, то он может давать реакцию

серебряного зеркала. Сначала приготовьте раствор аммиаката серебра: к 2-3 мл 1%-ого раствора нитрата серебра прибавляйте, встряхивая, 5%-ный раствор аммиака до тех пор, пока образующийся сначала осадок полностью не раствориться. Теперь поместите в чистую обезжиренную пробирку 2-3 мл аммиака серебра и прилейте к нему 3 мл 3%-ого водного раствора ванилина. Пробирку погрузите в стакан с кипящей водой, через 10 минут вылейте содержимое из пробирки и промойте ее водой. На стенках останется налет серебра.


3. Поскольку ванилин содержит альдегидную группу, то он может давать реакцию серебряного зеркала. Сначала приготовьте раствор аммиаката

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть