Презентация, доклад по химии на тему: Характеристика химического элемента неметалла на основании его положения в ПС Д.И. Менделеева (9 класс)

Содержание

Цели урокаДать план общей характеристики хим. элемента по его положению в ПСХЭПовторить строение атома, типы хим. связи, классификацию неорганических веществ и их свойства в свете ТЭД и ОВР, генетическую связь между классами неорганических веществ

Слайд 1Характеристика химического элемента-неметалла на основании его положения в ПСХЭ Д.И.Менделеева
Выполнила:
учитель

химии
МБОУ СОШ № 41 г. Владикавказа
Сологуб Л.П.
Характеристика химического элемента-неметалла на основании его положения в ПСХЭ Д.И.МенделееваВыполнила: учитель химии МБОУ СОШ № 41 г.

Слайд 2Цели урока
Дать план общей характеристики хим. элемента по его положению в

ПСХЭ
Повторить строение атома, типы хим. связи, классификацию неорганических веществ и их свойства в свете ТЭД и ОВР, генетическую связь между классами неорганических веществ
Цели урокаДать план общей характеристики хим. элемента по его положению в ПСХЭПовторить строение атома, типы хим. связи,

Слайд 3План характеристики ХЭ по его положению в ПСХЭ
Адрес ХЭ
Строение атома, проявляемые

свойства, сравнение с соседними элементами
Физические свойства простого вещества
Оксид, образуемый этим ХЭ и его свойства, тип и схема хим. связи
Гидроксид, образуемый этим ХЭ, его свойства, тип связи
Водородное соединение, его свойства
Соли и их свойства



План характеристики ХЭ по его положению в ПСХЭАдрес ХЭСтроение атома, проявляемые свойства, сравнение с соседними элементамиФизические свойства

Слайд 4Дадим характеристику элемента ФОСФОРА
Порядковый номер 15, 3 период (малый), 5 группа,

главная подгруппа (VA)

+15

окисление
Неметаллический элемент Р0 – 5 e Р+5
Р0 + 3 e Р-3 восстановление
Восстановитель и окислитель



2 8 5


n = 3
n = 2
n = 1

S

S

p

1S2 2S22p63S23p3

P











d

p

S






S

p

Дадим характеристику элемента ФОСФОРАПорядковый номер 15, 3 период (малый), 5 группа, главная подгруппа (VA) +15

Слайд 5Сравним свойства атома фосфора с соседними ХЭ по группе и периоду
В

группе : Азот - Фосфор - Мышьяк
На внешней оболочке – по 5 электронов (сходство)
Количество оболочек: у фосфора на 1 оболочку больше, чем у азота, но на 1 оболочку меньше, чем у мышьяка, следовательно, радиус атома фосфора больше, чем у азота, но меньше, чем у мышьяка, неметаллические и окислительные свойства фосфора слабее, чем у азота, но сильнее, чем у мышьяка
В периоде: Кремний – Фосфор - Сера
Количество оболочек – по 3 (сходство)
Количество внешних электронов: у кремния 4e, у фосфора – 5, у серы - 6e, следовательно, радиус атома фосфора больше, чем у серы, но меньше, чем у кремния, неметаллические и окислительные свойства фосфора слабее, чем у серы, но сильнее, чем у кремния
Сравним свойства атома фосфора с соседними ХЭ по группе и периодуВ группе :  Азот - Фосфор

Слайд 6Фосфор – простое вещество
Неметалл, имеет разные аллотропные модификации (красный, белый –

яд, смерть – 50 мг, черный),молекулярное строение Р4
Т пл.=44,10, Т кип.=280,50 (белый)
Молекулярная кристаллическая решетка
Ковалентная хим. связь
Электропроводность, теплопроводность, ковкость, пластичность, металлический блеск не характерны
Химические свойства: реагирует с металлами (кроме висмута, ртути, свинца) и неметаллами (образует бинарные соединения) – составить уравнения реакций с натрием, кислородом, хлором, серой

Фосфор – простое веществоНеметалл, имеет разные аллотропные модификации (красный, белый – яд, смерть – 50 мг, черный),молекулярное

Слайд 7Оксиды фосфора – Р2O3, Р2О5
Солеобразующие, кислотные
Ковалентная полярная связь (записать схему образования

связи)
Белый цвет
Химические свойства:
Запишите реакции оксида фосфора (V) с водой, оксидом натрия, гидроксидом натрия
Получение: 4 Р + 5 О2 = 2 Р2O5
оксид фосфора (V)
Оксиды фосфора – Р2O3, Р2О5Солеобразующие, кислотныеКовалентная полярная связь (записать схему образования связи)Белый цветХимические свойства:  Запишите реакции

Слайд 8Фосфорная кислота- H3РО4
Н+ - РО43-
ковалентная полярная связь
Н+ - простой

ион, РО43- - сложный ион
РО43- - КПС
Вязкая, сиропообразная бесцветная жидкость, которая легко переохлаждается
Химические свойства: запишите реакции фосфорной кислоты с гидрокидом калия, оксидом натрия, карбонатом натрия, хлоридом бария
Получение:
Р → Р4О10 (димер Р2О5) → Н3РО4
Фосфорная кислота- H3РО4 Н+ - РО43- ковалентная полярная связьН+ - простой ион, РО43- - сложный ионРО43- -

Слайд 9Водородное соединение – РH3 фосфид водорода (фосфин)
Ядовитый, химически активный, бесцветный газ

со слабым чесночным запахом, плохо растворим в воде, лучше в орг. Растворителях, КНС
Сильный восстановитель
РН3 + 2 О2 = Н3РО4

Cоли фосфора – фосфаты, гидро- и дигидрофосфаты, фосфиды
Проверить растворимость солей фосфора в воде по таблице растворимости
Водородное соединение – РH3 фосфид водорода (фосфин)Ядовитый, химически активный, бесцветный газ со слабым чесночным запахом, плохо растворим

Слайд 10Открытие фосфора – «светящийся»
открыт гамбургским алхимиком Хеннигом Брандом в 1669 году

из человеческой мочи (phosphorus mirabilis, лат. «чудотворный носитель света»), позже немецким химиком — Иоганном Кункелем, Р. Бойлем - 14 октября 1680 года
В древнегреческой мифологии имя Фосфор (или Эосфор, др.-греч. Φωσφόρος) носил страж Утренней звезды
Открытие фосфора – «светящийся»открыт гамбургским алхимиком Хеннигом Брандом в 1669 году из человеческой мочи (phosphorus mirabilis, лат.

Слайд 11Получение фосфора
из апатитов или фосфоритов в результате взаимодействия с коксом и

кремнезёмом при температуре 1600 °С:
2 Са3(РО4)2 + 10С + 6 SiO2 = P4 + 10 CO + 6 CaSiO3
Образующиеся пары белого фосфора конденсируются в приёмнике под водой. Вместо фосфоритов восстановлению можно подвергнуть и другие соединения, например, метафосфорную кислоту:
4 HPO3 + 10 C = P4 + 2 H2O + 10 CO
Получение фосфораиз апатитов или фосфоритов в результате взаимодействия с коксом и кремнезёмом при температуре 1600 °С:2 Са3(РО4)2 +

Слайд 12Генетический ряд неметалла
Вспомните признаки генетического ряда:
Один и тот же химический элемент-неметалл
Разные

формы существования этого элемента-неметалла (простое вещество-оксид-кислота-соль)
Взаимопревращения веществ разных классов
Генетический ряд неметаллаВспомните признаки генетического ряда:Один и тот же химический элемент-неметаллРазные формы существования этого элемента-неметалла (простое вещество-оксид-кислота-соль)Взаимопревращения

Слайд 13Генетический ряд неметалла фосфора
Р ? Mg3P2 ? PH3 ? Рi2O5 ?

H3РО4 ? Na3PO4

Задание: осуществить цепочку превращений (составить уравнения реакций)

Генетический ряд неметалла фосфораР ? Mg3P2 ? PH3 ? Рi2O5 ?  H3РО4 ?  Na3PO4

Слайд 14Задачи на выход продукта реакции
Вычислить выход нитрата аммония (NH4NO3) в %

от теоретически возможного, если при пропускании 85 г аммиака в раствор азотной кислоты, было получено 380 г удобрения. 
Сколько г аммиачной селитры (NH4NO3) можно получить при взаимодействии 44,8 л аммиака (н. у.) с азотной кислотой, если известно, что практический выход составляет 80 % от теоретически возможного?

Задачи на выход продукта реакцииВычислить выход нитрата аммония (NH4NO3) в % от теоретически возможного, если при пропускании

Слайд 15Вспомним формулы!
η – выход продукта

m пр. V пр.
η = ----- = -------
m теор. V теор.
Вспомним формулы!η – выход продукта          m пр.

Слайд 16РЕШИТЕ ЗАДАЧИ
При взаимодействии магния массой 1,2 г с раствором серной кислоты

получили соль массой 5,5 г. Определите выход продукта реакции (%).
Вычислите массу карбида кальция, образовавшегося при действии угля на оксид кальция массой 16,8 г, если выход составляет 80%.
РЕШИТЕ ЗАДАЧИПри взаимодействии магния массой 1,2 г с раствором серной кислоты получили соль массой 5,5 г. Определите

Слайд 17№1. 
При взаимодействии натрия количеством вещества 0,5 моль с водой получили водород

объёмом 4,2 л (н. у.). Вычислите практический выход газа (%). №2. Металлический хром получают восстановлением его оксида Cr2O3 металлическим алюминием. Вычислите массу хрома, который можно получить при восстановлении его оксида массой 228 г, если практический выход хрома составляет 95 %.
№3. Определите, какая масса мели вступит в реакцию с концентрированной серной кислотой для получения оксида серы (IV) объёмом 3 л (н.у.), если выход оксида серы (IV) составляет 90%.

№4. К раствору, содержащему хлорид кальция массой 4,1 г, прилили раствор, содержащий фосфат натрия массой 4,1 г. Определите массу полученного осадка, если выход продукта реакции составляет 88 %.
№1. При взаимодействии натрия количеством вещества 0,5 моль с водой получили водород объёмом 4,2 л (н. у.). Вычислите

Слайд 18Домашнее задание
§ 1, упражнения
Решить задачи.
№1. При взаимодействии 6,9 г натрия с

водой получили 3л водорода (н.у.). Вычислите объемную долю выхода газа в %.
№2. Из 140 г оксида кальция получили 182 г гидроксида кальция. Вычислите массовую долю выхода гидроксида кальция. №3. При взаимодействии 11,2 г железа с соляной кислотой выделилось 4,45 л водорода (н. у.). Вычислите объемную долю (в %) выхода водорода от теоретически возможного.
№4. Из 4,08 кг оксида алюминия получили 2 кг алюминия. Вычислите массовую долю (в %) выхода продукта реакции от теоретически возможного.
№5. При восстановлении железа углеродом из 16 г оксида железа (III) выделилось 3 л оксида углерода (IV) (н. у.). Какова объемная доля (в %) выхода оксида углерода (IV) от теоретически возможного?
Домашнее задание§ 1, упражненияРешить задачи.№1. При взаимодействии 6,9 г натрия с водой получили 3л водорода (н.у.). Вычислите

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть