Слайд 1Врата
моей учености
300-летию
М. В. Ломоносова посвящается
Слайд 2Русский гений
Жизнь Ломоносова – вечный пример беззаветного служения Родине.
На берегах Ледовитого
моря, подобно северному сиянию, блеснул Ломоносов. Ослепительно и прекрасно было это явление! Оно доказало собой, что человек есть человек во всяком состоянии и во всяком климате, что гений умеет торжествовать над всеми препятствиями, какие ни противопоставляет ему враждебная судьба, что, наконец, русский способен ко всему великому и прекрасному не менее всякого европейца.
“Литературные мечтания”, 1834 г.
В. Г. Белинский
Слайд 3Любовь Ломоносова к учению
О, вы, великие науки!
Прилежно
простирайте руки,
И взор до самых дальних мест.
Пройдите землю и пучину,
И степи, и глубокий лес…
Везде исследуйте, всечасно,
Что есть велико и прекрасно.
(стихи Ломоносова)
Слайд 4Детские годы
Под рокот свирепого моря,
В своей деревеньке глухой
Не мало сурового
горя,
Ты видел поэт дорогой.
Средь северной дикой природы,
Богатой обильем снегов,
Текли твои юные годы,
И жил ты среди рыбаков…
(«Памяти М. В. Ломоносова» Максим Леонов)
Слайд 5Родина Ломоносова
На одном из островов по Северной Двине, в Архангельской
губернии (области), в деревне Мишанинской , что слилась с деревней Денисовкой (ныне село Ломоносово Архангельской области), в семье помора Василия Дорофеевича Ломоносова 19 ноября 1711 года родился сын Михайло.
Слайд 6Первые шаги вучении
Сведений о ранних годах жизни М.В.
Ломоносова почти не сохранилось. Но известно, что в поморских семьях детей воспитывали в большой строгости и почитании старших. Поморы с малых лет развивали в детях ловкость, силу, выносливость – качества столь необходимые в будущей жизни.
Свой путь в большую науку Михайло начал с изучения грамоты. В то время это было нелегким делом. Сначала заучивались буквы, которые имели свои непростые названия — «аз», «веди», «глаголь», «добро» и т. д. Затем переходили к составлению слогов и, наконец, к чтению слов. Как сообщают современники, будущий ученый начал постигать грамоту в одиннадцать—двенадцать лет. Вероятно, когда Ломоносовы еще жили одной большой семьей, любознательный мальчик пристрастился к чтению. В девятилетнем возрасте Ломоносов лишился матери.
Слайд 7Поразительные успехи
Обладая пытливым умом и
прекрасной памятью, юный Ломоносов быстро освоил грамоту и вскоре мог уже переписывать церковные книги, а в приходской церкви громким голосом читать «Жития святых», псалмы и каноны «и в том был проворен, а при том имел у себя природную глубокую память».
Поэтому он считался лучшим чтецом в деревне. В четырнадцать лет юный помор грамотно и четко писал. Сохранились автографы Ломоносова, которые относятся ко второй половине сентября—началу октября 1725 г.
Слайд 8Первые автографы Ломоносова
На документе, датированном 29
сентября 1725 г., написано: «По велению отца своего Василья Ломоносова — сын его Михайло Ломоносов руку приложил».
Слайд 9Книги братьев Дудиных
Ломоносов начал
учиться грамоте по церковным книгам и рукописям. По ним он научился читать и писать, но содержание их никак не связывалось с тем, что довелось ему видеть в плаваниях с отцом на рыбную ловлю, над чем он задумывался. В этих книгах было много нелепостей, суеверий, а юноша хотел читать книги, которые непосредственно касались жизни, объясняли непонятное. И такие книги он нашел у братьев Дудиных. Василий Дудин, взявшийся учить Михаила, служил приказчиком на верфи. Брат Василия, Егор, был известным мореплавателем и промышленником, а другой брат, Осип,— знаменитым косторезом.
Слайд 10Врата моей учености
Братья хранили книги,
купленные еще их отцом. Среди них были «Арифметика» Леонтия Магницкого и «Грамматика» Мелетия Смотрицкого. Они стали для юного Ломоносова, по его же словам, «вратами учёности». Обе книги были по тем временам очень хороши, особенно «Арифметика» Леонтия Магницкого, которая представляла собой настоящую математическую энциклопедию. Ни мало воды утекло, прежде чем Дудины, которым «он долгое время угождал», отдали эти книги Ломоносову. Михайло получил в вечное владение эти книги. «… книга моя беседуют мне: «Разумей читать книги природы, живую грамоту. Подивися, как из малого семени вырастает великий дуб. Поразмысли чудное устройство тела твоего: глаз, орган тончайший хрупкого стекла, безопасно прибран в чашку костяную. И ресницами от пыли загорожен; и бровями от поту со лба защищен».
«Грамматика»
Мелетий Смотрицкий
«Арифметика»
Леонтий Магницкий
В течение многих лет Ломоносов не расставался с этими книгами, выучил их наизусть и назвал «вратами своей учёности». В то время эти книги были самыми лучшими пособиями для изучения русской грамматики и арифметики.
Слайд 11Путь к учености
Заниматься науками в родительском
доме становилось все труднее. Еще девяти лет Михайло потерял мать, которую очень любил. При мачехе жить Михаиле отцовском доме стало совсем худо. Кроме того, Ломоносов понимал, что, сколько бы он сам ни занимался, настоящее учение могло быть только в школе или каком-нибудь ином учебном заведении. Еще первый его «учитель» Семен Сабельников говорил, что овладеть научными знаниями можно, лишь изучив древние и новые языки. А их в тех условиях самому постичь было очень трудно, если не невозможно. Но где же было учиться Ломоносову? Страсть к знаниям, тяжелая обстановка в семье заставили Ломоносова принять решение — оставить родной дом и отправиться в Москву. Это произошло в конце 1730 г., когда ему исполнилось девятнадцать лет.
Слайд 12С обозом – в Москву
Уход
из дома Ломоносов тщательно продумал. Он узнал, что только в трех городах России — в Москве, Киеве и Петербурге — можно овладеть высшими науками. Свой выбор он остановил на древней русской столице. Об этом городе северяне знали хорошо. Многие часто отправлялись туда с рыбными обозами. С помощью земляков Ломоносов получил на руки паспорт от Холмогорской воеводской канцелярии. Можно предположить, что решение уехать учиться именно в Москву возникло у Ломоносова под влиянием Ивана Каргопольского — воспитанника Славяно-греко-латинской академии. В 1730 г., незадолго до ухода Ломоносова из дома, И. Каргопольский прибыл в Холмогоры, чтобы учительствовать в «словесной школе». Здесь с ним и познакомился любознательный помор. В конце 1730 г. Ломоносов узнал, что очередной караван с рыбой отправляется в Москву. Собираясь в далекий путь, смелый помор запасся деньгами, которые ему одолжил сосед. 9 декабря 1730 г. Михайло, «выпросив у соседа Фомы Шубного кафтан и три рубля денег, не сказав своим домашним, ушел в путь». Не забыл он и паспорт, а также и полученные от Дудиных книги.
«Юноша Ломоносов на пути в Москву» (художник Н. Кисляков)
Слайд 13Мечта сбылась!
15 января 1731 года Михаила Ломоносова приняли в Славяно-греко-латинскую академию.
Михайло скрыл своё крестьянское происхождение и назвался сыном холмогороского дворянина.
Ломоносов был зачислен в «низший класс», потому что совсем не знал латыни. К тому времени ему исполнилось 20 лет, а учился в младшем классе с детьми 10-11 лет.
Много горечи и обид пришлось испытать гордому помору в первые годы учения. Позже он вспоминал: «Школьники, малые ребята, кричат и перстами указывают: смотри-де какой болван лет в двадцать пришёл латыни учиться!»
Ломоносов был так талантлив и так прилежно учился, что за один год прошёл три класса академии. За короткий срок он добился больших успехов и стал первым учеником по всем предметам. В этом ему помогли упорство и трудолюбие, его блестящие способности. В Славяно-греко-латинской академии Ломоносов проучился 5 лет, вместо 12. Затем была учёба в Петербурге, в Германии. За границей М.В. Ломоносов изучает горное дело, иностранные языки (владел 12 языками), знакомится с новейшими достижениями мировой науки. Вернулся Ломоносов в Россию высокообразованным человеком.
Слайд 14Ломоносов – великий сын России!
Этот человек сотворил
себя сам
и достиг успеха,
благодаря
целеустремлённости,
собственной воле и
упорству.
Слайд 15Памяти М. В. Ломоносова
Имя Михаила Васильевича Ломоносова живёт в памяти народа.
Северяне гордятся своим земляком. Его имя носят в нашей стране города и сёла, улицы и площади, учебные заведения, школы, библиотеки; ему воздвигнуты памятники; созданы музеи.
Слайд 16Памятные места
Музей М. В. Ломоносова на родине учёного
(село Ломоносово, Архангельская
область).
Слайд 17Памятные места
Первый памятник
М. В. Ломоносову,
установлен на его родине
П. И. Челищевым в 1791 году
Слайд 18Памятные места
Памятник в селе
Ломоносово.
Автор:
И. И. Козловский,
1958 год.
Слайд 19Викторина
1.Когда и где родился М. В. Ломоносов?
2.Чем отличался Михайло от других
детей в детстве?
3.Что помогло будущему учёному быстро освоить грамоту?
4. О чём нам могут рассказать слова « и в том был проворен»?
5. Почему Михайло стал мечтать о других книгах?
6. От кого и что получил юный Ломоносов в вечное пользование?
7. Что заставило Ломоносова принять решение – оставить родной дом и отправиться в Москву?
8. Как исполнил своё решение Ломоносов?
9. Что помогало юноше добиваться больших успехов в учёбе?
10. Какое учебное заведение закончил Ломоносов за 5 лет вместо 12?