Слайд 1Кислоты
Неорганическая химия
8 класс
Учитель химии высшей категории МКОУ «Товарковская средняя общеобразовательная
школа № 1» Антосенкова Ольга Степановна.
Слайд 2Урок по теме:
« Кислоты, свойства кислот.
Взаимодействие кислот с металлами».
Химия, 8 класс.
/УМК Е.Е.Минченков/.
Слайд 3Эпиграф урока:
О вы, которых ожидает Отечество от недр своих
И видеть
таковых желает,
Каких зовет из стран чужих,
О, ваши дни благословенны!
Дерзайте ныне ободренны
Раченьем вашим показать,
Что может собственных Платонов
И быстрых разумом Невтонов
Российская земля рождать”.
Слайд 4- Много славных имен оставил наш народ мировой науке.
Образ М.В.
Ломоносова вызывает у нас чувство особой гордости и восхищения прежде всего по многогранности своего таланта, по глубине своих знаний. Ломоносов принадлежит к тому кругу немногочисленных ученых в истории мировой науки, чье имя связано с развитием целого ряда наук.
« Жить – значит узнавать! Жить – это, значит, мечтать широко и привольно!
Жить – это, значит, творить, трудясь без устали, с неисчерпаемым вдохновением».
Д.И. Менделеев.
Слайд 5«Ломоносов был великий человек…
Он создал первый университет.
Он, лучше сказать, сам был
первым
нашим университетом».
А.С. Пушкин
Я знак бессмертия себе воздвигнул
Превыше пирамид и крепче меди,
Что бурный аквилон сотреть не может,
Ни множество веков, ни едка древность.
Не вовсе я умру; но смерть оставит
Велику часть мою, как жизнь скончаю.
Я буду возрастать повсюду славой,
Пока великий Рим владеет светом.
Где быстрыми шумит струями Авфид,
Где Давнус царствовал в простом народе,
Отечество мое молчать не будет,
Что мне беззнатный род препятством не был,
Чтоб внесть в Италию стихи эольски
И первому звенеть Алцейской лирой.
Взгордися праведной заслугой, муза,
И увенчай главу дельфийским лавром.
1747
Слайд 6Трудно назвать какую-либо отрасль науки из существовавших в XVIII в.,
в
которую бы Ломоносов не внес крупного творческого вклада.
В физике, астрономии, метеорологии, химии, геологии, горном деле,
металлургии, географии, истории, теории словесности и литературе
он либо создал капитальные труды, совершил выдающиеся научные открытия,
либо выдвинул новые идеи, высказал гениальные прогнозы.
Многие идеи Ломоносова на десятки лет и столетия опередили свое время.
Академик М.В.Келдыш
Слайд 7Повторим изученное.
1. какой класс веществ вы изучили?
(оксиды)
2. Что такое оксиды? Какие
группы оксидов Вам известны? Приведите примеры.
3.Какие вещества получаются при взаимодействии оксидов неметаллов с водой? Привести примеры. Подтвердить записью уравнений реакций.
4. Как определить наличие кислоты?
(индикатором).
Слайд 8Лабораторный опыт.
«Действие растворов кислот на индикаторы».
1. В одну из трёх
ячеек с кислотой добавьте лакмус и наблюдайте, что с ним происходит?
2. Во вторую ячейку прилейте
метилового – оранжевого. Что произошло?
3. В третью ячейку опустите фенолфталеиновую бумажку.
Наблюдения оформите в таблицу.
Слайд 10 "Индикаторы"
Краснеют от кислот , как от стыда
С и н и
й лакмус кислота к р а с н ы й
Индикаторы были открыты Р.Бойлем в ХVII веке
Индикатор - указатель
Слайд 12Путешествие в «Царство кислот».
О каком веществе говорится в рассказе?
Составьте генетический ряд.
S → SO2 → SO3 → H2SO4
Слайд 13« Портретная Галерея».
Выполнить задания.
Прочитать о физических свойствах серной соляной кислот и
сделать пометки на полях:
V - это я знаю
+ - новая информация;
- - информация,противоречащая моим знаниям;
? - информация требует пояснения;
!-это интересно.
Слайд 15СЕРНАЯ КИСЛОТА
Открытый урок
9 класс
СЕРНАЯ и СОЛЯНАЯ КИСЛОТЫ.
Слайд 16ВОПРОСЫ КЛАССУ
Какие правила Т/Б необходимо соблюдать при работе с серной кислотой
и почему?
Что произойдет, если концентрированная кислота попадет на кожу рук или лица? Какую медицинскую помощь необходимо оказать?
Какой газ в опыте с сахарной пудрой поднимает массу, а какой вызывает запах?
Прав Дмитрий Иванович Менделеев:
«Опыт – единственно верный путь спрашивать природу и слышать ответ в ее лаборатории»
Слайд 17Интересный опыт:
Что произойдет, если к сахару добавить концентрированную серную кислоту?
Слайд 18«Портретная галерея».
Задание 2.
Прочитать текст о химических свойствах кислот. Сделать пометки на
полях и заполнить таблицу.
Концентрированная серная кислота обугливает органические вещества.
Слайд 19Правила обращения с серной кислотой
ОБРАЩАТЬСЯ ОСТОРОЖНО!
Работать в резиновых перчатках
и защитных очках!
Берегись ожога! Во избежание выбрызгивания и ожогов кислоту при сливании лить тонкой струйкой в воду, а не наоборот!
При попадании кислоты на кожу место поражения быстро промыть большим количеством воды.
Слайд 20Оригинальность
Плавиковая кислота обладает оригинальными свойствами: она легко реагирует с оксидом
кремния и химически растворяет его.
Поскольку стекло содержит изрядное количество этого оксида, то хранить кислоту приходится не в стеклянной посуде, а в полиэтиленовой.
Легко представить, что получится, если какой-то химик перельет эту кислоту в стеклянную колбу.
Слайд 21SO2+H2O=H2SO3
ОБРАЗОВАНИЕ КИСЛОТНЫХ ДОЖДЕЙ В ПРИРОДЕ.
Слайд 22«Металлический мост».
Мы исследуем взаимодействие кислот с
металлами.
Лабораторный опыт №3.
Лабораторный опыт №4.
Какой
газ выделяется при взаимодействии разбавленных кислот с металлами?
Слайд 23 Вытеснительный ряд металлов.
Где располагаются цинк и медь в этом ряду?
Почему
цинк вытесняет водород из растворов кислот, а медь не вытесняет?
Слайд 24Николай Николаевич Бекетов.
(1827-1911)
Русский физико -химик, с 1886 г академик Петербургской АН. Родился в Алферьевке (ныне Новая Бекетовка Пензенской области).
В 1848 г окончил Казанский университет. В 1849-1853 гг. работал в Медико - хирургической академии в лаборатории Н.Н.Зинина, в 1854-1855 гг. - в Петербургском университете, с 1855 г. - в Харьковском университете (в 1859 г. стал профессором), с 1886 г. - в Химической лаборатории Петербургской АН и преподавал на Высших женских курсах в Петербурге.
Один из основоположников физической химии. алюминотермии. Прочитал первый курс лекций по физической химии и организовал практикум в 1865 г. По его предложению в 1864 г в Харьковском университете было учреждено физико - химическое отделение.
Президент Русского физико - химического общества в 1889-1890, 1896-1897, 1900, 1902, 1903, 1911 гг.
Слайд 25«Пропуск на выезд из царства кислот».
Выполнить тестовые задания на карточках.
Соединение
серы, для которого характерны следующие свойства: газ с резким запахом, при растворении в воде образует кислоту, соответствует формуле:
1) H2 SO4; 2) Cu S; 3) SO2; 4) Na2 S.
Соединение серы, для которого характерны следующие свойства: обугливает древесину, сахар, растворяется в воде, , имеет формулу:
1) FeS; 2) H2 SO4 3) SO2; 4) H2 S.
При прибавлении лакмуса к раствору серной кислоты раствор окрашивается в:
1) синий цвет; 2) красный цвет; 3) жёлтый цвет; 4) малиновый цвет.
Раствор серной кислоты взаимодействует с металлом:
1)магнием; 2) медью; 3) золотом; 4) серебром.
Слайд 26Серная кислота
C серной кислотой люди познакомились значительно позднее, примерно в 10
веке. Ее открытие приписывается персидскому химику Абубекеру – аль – Рези. Выделили из купоросов, и соответственно назвали «купоросным
маслом». Именно под таким названием серная кислота была известна в России. Серную кислоту называют «матерью всех кислот».
Слайд 27« Путевые заметки».
Зачитайте свои «путевые» заметки по путешествию в «ЦАРСТВО кислот».
Продолжите
фразу:
1. Сегодня на уроке…
2. Теперь я знаю…
3. Мне на уроке…
Дома: составить кластер о свойствах кислот.
Слайд 28Приём «Синквейн»
Учитель
дети
1 существительное Ломоносов
2 прилагательных Великий Знаменитый
3 глагола Учился Работал Открывал
Фраза Делал открытия в разных областях науки
Вывод Учёный
Слайд 29Кластер по теме: «Кислоты, взаимодействие кислот с металлами».