Слайд 1Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Чистоозерного района Новосибирской области
«Шипицинская средняя общеобразовательная школа»
Исследовательская
работа на тему
«Яблоня - самая распространенная
плодовая культура России»
Работу выполнили учащиеся 7 класса:
Кибко Кристина
Федоров Егор
Пятница Данил
Грохотова Маша
Куц Тамара
Руководитель: Черепанова Людмила Николаевна учитель биологии/химии высшей квалификационной категории
2018год
Слайд 2
Цель: на основе результатов собственных наблюдений и исследований, изучения литературных источников,
доказать, что яблоня является основной плодовой культурой России
Задачи: 1) исследовать биологические и экологические особенности плодового дерева яблони; 2) привлечь внимание окружающих к выращиванию яблонь и правильному уходу за ними;
3) представить широкому кругу садоводов – любителей различные способы защиты яблонь от вредителей;
4) показать рейтинг видов плодово– ягодных культур и рейтинг сортов яблонь нашей местности
Слайд 3Объект исследования: яблоня
Предмет исследования –
особенности строения, жизнедеятельности, размножения и
развития яблони в условиях нашей местности
Слайд 4
Методы исследования:
1. Наблюдения: а) краткосрочные,
б) долговременные
2. Количественный учет
3. Классификация
4. Фотосъемка
5. Эксперимент
6. Интервьюирование
7. Анализ первоисточников
8. Сбор данных и их статистическая обработка
проблемы:
5 января 2016 года Президент РФ Владимир Путин подписал Указ о проведении в 2017 году в Российской Федерации Года экологии. Его проведение намечено в целях привлечения внимания общества к вопросам экологического развития России, сохранения биологического разнообразия и обеспечения экологической безопасности.
Слайд 6Яблоня колоновидная
Приусадебный участок Процун А.А.
Слайд 7Яблоня сорта «Мельба»
Приусадебный участок Хрипач Н.Д.
Слайд 8
Благодаря селекционерам появились яблони, которые могут выживать в
суровом климате и радовать сибиряков прекрасным урожаем, их можно назвать «северными сортами».
Слайд 10 Яблонная плодожорка
Распространена
повсеместно, наиболее вредоносна в степной зоне, представляет собой один из опаснейших вредителей яблони.
Страшны для деревьев ее гусеницы, появившись на свет, они сразу принимаются поедать мякоть плодов.
Зимуют взрослые гусеницы в плотных паутинных коконах в трещинах коры, под отставшей корой на стволах, скелетных ветках, в поверхностном слое почвы.
Окукливание совпадает с фенофазой обособления бутонов.
Бабочки появляются вскоре после цветения яблони.
Активны в сумеречное время. Откладывание яиц самка начинает через 3-5 дней после выхода из куколки. Продолжительность жизни бабочек колеблется от 4 до 15 дней.
Слайд 13Яблонный пилильщик и его личинка
Слайд 14Прививать яблоню можно и черенком и почкой
Слайд 15Для прививки можно использовать полиэтиленовую плёнку, так как после приживания почки
её можно не снимать, со временем она сама разрушается
Слайд 16Мы учимся размножать яблоню окулировкой
Слайд 17Яблонная плодожорка и её личинка
Слайд 18Рисунок 3 –Плодожорка яблонная :
1 - имаго; 2 - личинка; 3
– поврежденный плод яблони;
4-куколка.
Слайд 19Яблонный пилильщик
Плодовые деревья повреждают несколько видов плодовых пилильщиков. Наиболее распространен
яблонный пилильщик.
Пилильщики – это небольшие перепончатокрылые насекомые, внешне несколько напоминающие маленьких пчел.
Взрослое насекомое черного цвета, со светло-желтыми ногами, в длину достигает 11 мм. Личинка - серо-зеленой окраски, с коричневатой головой.
Зимуют в виде личинок в верхних слоях почвы в плотных паутиновых кокончиках.
Слайд 20Окукливание личинок происходит весной, а выход взрослых особей – перед самым
цветением яблонь.
Самки пилильщика откладывают яйца перепиливая своим яйцекладом кожицу в чашечках бутонов и откладывая в каждый из них по одному яйцу.
Отродившиеся из яиц личинки выгрызают в листьях сквозные отверстия, полностью выгрызают центральную часть завязи.
Каждая личинка может повредить и вызвать опадение нескольких плодов.
Слайд 21Рисунок 1 –Яблонный пилильщик
1 - имаго; 2 - личинка; 3 –
поврежденный лист яблони;4-куколка
Слайд 22Тля – один из самых опасных и распространенных вредителей яблони.
Размножается партеногенетически
на поросли и неплодоносящих молодых деревьях.
Осенью в этих колониях появляются самки. Превращение неполное. Яйцо зимует у основания почек и на их поверхности. Личинки рождаются одновременно с развитием плодовых почек.
Взрослые насекомые появляются одновременно с окончанием цветения яблони, образуя колонии на нижней стороне листьев, края листовой пластинки загибаются вниз и обесцвечиваются вдоль жилок. Заселяют и плоды.
Слайд 24Рисунок 2 – Тля яблонная :
1 - имаго; 2 - личинка;
3 – лист тростника с яйцами;
Слайд 26Агрономические мероприятия
Весенняя обработка почвы в саду
При организации борьбы с пилильщиками
необходимо учитывать, что они повреждают одни и те же плодовые деревья в течение длительного срока
Ведут борьбу с сорным травянистым покровом на территории сада и около него
Рыхление междурядий и приствольных кругов в летний период губительно действует на гусениц плодожорки
Зяблевая вспашка и перекопка приствольных кругов осенью
Слайд 27 Биологические методы борьбы
Биологическая борьба с вредителями заключается в использовании
их естественных врагов..
Важное значение, в ограничении численности вредителей в садах имеет сохранение естественных популяций энтомофагов.
Для привлечения энтомофагов в сады, увеличение продолжительности их жизни и плодовитости рекомендуется высев в междурядьях в разные сроки, гречихи, горчицы и других нектароносов.
Огромный вред наносят многие птицы и насекомоядные млекопитающие (еж, барсук, землеройка)
Слайд 28 Химические методы борьбы
При борьбе с тлей - своевременное
опрыскивание крон, штамбов, почвы под деревьями химическими средствами.
Против плодожорки особенно эффективны: карбофос, метафос, хлорофос.
Слайд 29 Другие защитные мероприятия.
1) Очистка коры на штамбах и толстых
сучьях яблони;
2) Удаление поврежденных и усыхающих веток и побегов при осенней или весенней обрезке;
3) Стряхивание личинок вредителей с деревьев проводят рано весной;
4) Вылов гусениц плодожорки яблонной, уходящих на окукливание в летний период или на зимовку с помощью ловчих поясов из мешковины;
5) Ежедневный сбор падалицы, гусеницы покидают опавшие плоды обычно в первую же ночь, поэтому собирать падалицу следует вечером, не оставляя ее на ночь.
Слайд 30Выводы:
1)биологические и экологические особенности плодового дерева яблони позволяют ей широко
расселяться;
2)представленный нами рейтинг видов плодово-ягодных культур нашей местности ясно отражает главенствующее положение яблони;
3)несоблюдение агротехнических мероприятий садоводами нашего села заставляет нас привлечь внимание к выращиванию яблонь, защите их от вредителей и правильному уходу за ними;
Слайд 31 Причины, по которым яблоня является основной плодовой культурой России:
1) вкусовые качества;
2)плоды могут долго храниться;
3)урожайная культура;
4) зимостойкое плодовое дерево
Заключение:
По результатам анализа литературных публикаций разрабатывается система защиты от вредителей яблони с включением при необходимости основных агротехнических и других приемов, используемых в качестве защитных мероприятий. Оптимальные сроки и кратность обработок зависит от сезонного жизненного цикла и численности вредителя в различных зонах и в разные по метеорологическим условиям.
Слайд 33Мы не только исследовали, но и изучали научную литературу
Литература:
Гиляров М.С., Правдин Ф.Н. Жизнь животных. Том III, М.,Просвещение,1984.
Джахангиров А.Д., Кузьмищев В.П.Энциклопедический словарь юного земледельца/Э 61, М., Педагогика,1983.
Доброчинская И.Б.,Зиновьева Л.А. Защита растений от вредителей и болезней. М., Гл. ботанический сад АН СССР, 1972.
Жемчужина А.А., Стенина М.П. Защита растений на приусадебных участках. Л., Колос ,1983.
Камшилов Н.А. Практические советы по садоводству. М., Колос,1965.
Капцинель М.А. , Колесников Е.В. Плодоводство.
М., Государственное учебно - педагогическое издательство,1963.
Мещерякова И.В. Насекомые в природе и хозяйстве. М., Знание, 1979.
Мигулина А.А. Осмолевский Г.Е. Сельскохозяйственная
энтомология. М.,"Колос", 1976
. Плавильщиков Н.Н.Юному энтомологу. М., Учпедгиз,1961.
. Синадский Ю. В. Болезни и вредители растений–интродуцентов. М.,Наука, 1990.
. Яхонтов А.А. Зоология для учителя. М.,Просвещение,1982.
. Интернет- ресурсы