Слайд 1
«Занимательные
аналогии на уроке
химии
в 8 классе»
Подготовила учитель химии
Скибина
Ольга Митрофановна
МКОУ Ивановская ООШ
2015г
Слайд 2 Химия – один из самых сложных предметов школьного курса.
Роль
учителя:
помочь ребёнку не только усвоить эту сложную науку, но и посмотреть на неё другими – удивлёнными и пытливыми глазами.
=> пробуждается интерес и желание изучать новое, осваивать неизведанные горизонты, преодолевать возникающие трудности и проблемы.
Слайд 3 На выручку учителю приходит метод аналогий.
Аналогия – это
прием познания, при котором на основании сходства объектов по одним признакам заключают вывод об их сходстве и по другим признакам.
В основе аналогии лежит факт, что объекты сходны не только в одном, но и в других отношениях.
Аналогии помогают ребёнку усваивать учебный материал на более качественном уровне.
Слайд 4В подростковом возрасте всё ещё интересен элемент игры, интриги. Поэтому я
беру в основу своей работы метод занимательных аналогий - аналогии мира химии
и мира людей.
Слайд 5В своей работе часто использую
рисунки с человечками.
Так же,
как мир людей представлен мальчиками и девочками (мужчинами и женщинами), так и химические элементы, составляющие вещества относятся к металлам (на рисунке мальчик) и неметаллам (на рисунке девочка).
Слайд 6Так выглядят рисунки химических превращений
Слайд 7Рисунок, иллюстрирующий типы химических реакций. Аналогия человеческих отношений.
Слайд 8На обратной стороне рисунков приведены схемы реакций.
Слайд 9Меняем партнёров, как в танце-
аналогия реакций замещения
Слайд 12Цветок и шарики на рисунках –
символ электронов.
Слайд 13Определить окислитель в окислительно-восстановительной реакции помогает рифма
«окислитель-грабитель»
Слайд 14При изучении строения атома (распределение
электронов по энергетическим уровням), я привожу
классический пример с посадкой в автобус.
Слайд 15В изучении темы «Массовая доля вещества» помогает пример тортов.
При изучении основных классов неорганических соединений рассматриваем рисунки, где показаны генетические (родственные) связи между ними.
На уроке обобщения по этой теме мы с ребятами играем в сказку.
В течение урока ребята:
вспоминают основные классы;
решают задачи;
размышляют над проблемой получения того или иного вещества;
составляют химические цепочки уравнений.
Слайд 17Разработка урока на тему
«Основные классы неорганических соединений»
Урок обобщающего повторения в 8
классе
Слайд 18Цели урока:
- повторить и закрепить знания учащихся об основных
классах неорганических соединений и генетической связи между ними;
- продолжить формирование умений и навыков составлять уравнения химических реакций на основе знаний о химических свойствах веществ;
- совершенствовать умения осуществлять химические превращения и решать химические задачи;
- развивать познавательные интересы учащихся, образное мышление,
- воспитывать материалистическое мировоззрение.
Слайд 19Тип урока. Урок обобщающего повторения с применением занимательных аналогий.
Форма урока. Деловая
игра.
Оборудование: карта сказочного государства « Основных классов неорганических соединений, рисунки героев, схемы уравнений, карточки-задания.
Слайд 20
1.Оргмомент.
Проверка готовности кабинета к уроку, приветствие, объявление темы урока,
постановка целей и задач урока.
2.Поверка знаний, умений, навыков.
Дорогие ребята, вместе с нашими героями мы совершим сказочное путешествие по стране основных классов неорганических соединений. Нужно только сказать волшебные слова «Вот я, в один момент, превращаюсь в элемент!»
Слайд 21Как пересечь границу страны?
- Необходимо заполнить въездные документы. Для этого нужно
пройти тест. На листе - формулы химических соединений. Необходимо с помощью условных обозначений, указать оксиды, основания, кислоты и соли.
Секретный
код обозначений :
Внимание!
^-оксид,
~-основание,
* - кислота,
∩- соль.
Слайд 22Формулы веществ секретного кода
CuSO4, NaOH, Na2O, HCl, HNO3, FeS, KOH,
Ca(OH)2, H2O, Al2O3, ZnCl2, AgNO3, H2SiO3, HJ, Na2CO3, Ba(OH)2
Слайд 23Слушаем справку!
Мы с вами находимся на «Берегу Кислот».
Этим
государством правит вдовствующая королева Азотная Кислота.
Она задалась целью выдать замуж свою наследницу- принцессу Аш-два-эс-о-четыре.
Слайд 24Кто понравился принцессе?
Во дворец приглашены рыцари со всех ближайших
государств. На остров прибыли : граф Купрум, герцог Щелочинский-Натриев, князь Цинковатов, маркиз Карбонат ( по прозвищу «поташ») и барон Фосфораоксид. Принцесса сразу определила, кто ей совершенно безразличен, а кто мог бы претендовать на её сердце. А мы можем предположить, кого сразу же отвергла принцесса?
Слайд 25Королева приказала придворному астрологу составить гороскоп, чтобы узнать, в браке с
кем у принцессы родится наследник.
Слайд 26Что сказал астролог?
NaOH + H2SO4 →
Zn + H2SO4 →
K2CO3 + H2SO4 →
Слайд 27Поварята должны помочь приготовить праздничный обед!
Задачи.
№1
Повару необходимо приготовить 3 л маринада
с массовой долей хлорида натрия 0,9%. Рассчитайте необходимое количество соли и воды.
№2
Для приготовления 20 л компота взяли 2 кг сахара. Какова массовая доля сахара в компоте?
Слайд 28Королева приняла решение отдать принцессу замуж за князя Цинковатова, так как
только от этого брака родится мальчик с чудесными свойствами.
Слайд 29Отгремела пышная свадьба. У молодоженов родились очаровательные двойняшки:
наследник престола Водород
и его сестрёнка Соль.
Слайд 30Как и предсказал астролог, Водород обладал чудесными свойствами превращать обычные оксиды
в металлы.
Маленький шустрый принц Водород быстро научился двигаться и совершать волшебные превращения.
Кто исполнит роль Водорода и запишет реакции:
CuO+H2→ Al2O3+H2→
Слайд 31 «Остров Оксидов» :
*основные оксиды
*кислотные оксиды.
Основные оксиды подружились с Водородом
и разбогатели. У них появилось много металлов, и они решили быть на острове главными. Кислотные оксиды на это не согласились, и у них началась война.
Воины с одной и другой стороны вступали в схватки и…
А вот что было после и…, запишет ученик…
СaO+CO2→ SO3+MgO →
Слайд 32В результате получались соли, которые выбрасывали в море. Оно из-за этого
стало называться «Морем Солей».
Кислотные оксиды выбрали предводителя – Оксид Водорода. Он превратил некоторых из них в грозное оружие, против которого основные оксиды и даже принц Водород были бессильны. Что это за оружие?
SO3 + H2O → CO2 + H2O →
А почему основные оксиды и водород были против него бессильны? Докажите это!
H2 + H2O→ CaO + H2O→ Na2O + H2O→
Слайд 33Кислотная пушка - секретное оружие оксидов
Слайд 34Среди основных оксидов нашлись те, которые решили просить помощи в других
государствах.
Оксид Цинка отправился за подмогой на «Берег Кислот». Кислоты весьма дружелюбно отнеслись к самому гостю. (Почему?)
Они очень рассердились на его предложение участвовать в войне и сказали, что не воюют с родственниками, пригрозив самому Оксиду Цинка. Объясните столь агрессивное поведение кислот и докажите это с помощью химических превращений.
ZnO + HCl→ C→CO→CO2→H2CO3
Слайд 35Тогда Оксид Цинка отправился на остров «Оснований».
«Ну уж основания –
это наши родственники.
Мне они не откажут!»
Слайд 36 Как вы думаете, действительно ли они родственники?
Ca→CaO→Ca(OH)2
Слайд 37Ожидания не оправдались!
Основания были разного характера. Одни сразу же набросились на
просителя и чуть его не съели (почему?), а другие предложили иной путь решения проблем. Они сказали, что если их нагреть, то они смогли бы помочь основным оксидам, но Оксида Цинка не устроило это предложение.
А почему, как вы думаете?
В чем заключалась помощь? (Докажите свои рассуждения уравнениями реакций)
ZnO + NaOH→ Al(OH)3 →t
Слайд 38У основных оксидов остался один выход – заключить мир.
С тех пор
и жители островов, и обитатели моря солей живут в мире и согласии. Время от времени между ними происходят бурные романы или выяснения отношений, которые заканчиваются миром, а море солей всегда остаётся полноводным.
Почему, как вы думаете?
Предложите все возможные способы получения солей и проиллюстрируйте это с помощью химических реакций.
Слайд 393.Заключительный этап урока. Рефлексия.
Итак, ребята, пришла пора возвращаться обратно. Скажем слова
«Раз, два, три! Вот я навеки - стану человеком!» Все превратились? Или вам понравилось в химической стране, и вы решили там задержаться?
Сегодня мы с вами хорошо поработали. Как вы сами оцениваете себя?
Понравился ли вам урок? Почему?
Мы поставим следующие оценки….
Все молодцы, спасибо за урок!
Слайд 40 ИТАК,
сравнивая сложные химические процессы с различными ситуациями из повседневной
жизни, можно с успехом рассмотреть процессы, происходящие с веществами, можно представить то, что нельзя увидеть невооруженным глазом или в условиях школьной химической лаборатории.
Метод аналогий:
служит средством открытия новых закономерностей;
объясняет определенные химические явления;
помогает запомнить сложные научные понятия и понять их сущность.
Слайд 41Метод аналогий делает уроки химии более интересными, разнообразными, а учебный материал
более понятным и доступным для понимания. Его можно применять и при изучении других наук, например, биологии, географии, физики, гуманитарных дисциплин.
Слайд 42Спасибо за внимание !
Всем творческих успехов!