Презентация, доклад на тему Молекулярная и Атомная кристаллическая решетка.

Кристалли́ческая решётка — вспомогательный геометрический образ, вводимый для анализа строения кристалла. Решётка имеет сходство с канвой или сеткой, что даёт основание называть точки решётки узлами. В зависимости от типов химической связи между узлами различают следующие типы

Слайд 1Молекулярная и Атомная кристаллическая решетка.

Молекулярная и Атомная кристаллическая решетка.

Слайд 2Кристалли́ческая решётка — вспомогательный геометрический образ, вводимый для анализа строения кристалла.

Решётка имеет сходство с канвой или сеткой, что даёт основание называть точки решётки узлами. В зависимости от типов химической связи между узлами различают следующие типы решёток:
ионные,
атомные,
молекулярные,
металлические.

Слайд 3Решёткой является совокупность точек (атомов), которые возникают из отдельной произвольно выбранной

точки кристалла под действием группы трансляции. Это расположение замечательно тем, что относительно каждой точки все остальные расположены совершенно одинаково. Применение к решётке в целом любой из присущих ей трансляций приводит к её параллельному переносу и совмещению. Для удобства анализа обычно точки решётки совмещают с центрами каких-либо атомов из числа входящих в кристалл, либо с центрами молекул.
Решёткой является совокупность точек (атомов), которые возникают из отдельной произвольно выбранной точки кристалла под действием группы трансляции.

Слайд 4Если в узлах кристаллической решетки находятся неполярные молекулы какого-то вещества (вроде

иода I2, кислорода О2 или азота N2), то их молекулы не должны притягиваться за счет электростатических сил. И все-таки что-то их удерживает рядом. Что именно?
Оказывается, в твердом состоянии эти молекулы подходят настолько близко друг к другу, что в их электронных облаках начинаются мгновенные смещения - сгущения и разрежения электронных облаков. Вместо неполярных частиц возникают "мгновенные диполи", которые уже смогут притягиваться друг к другу электростатически. Однако это притяжение очень слабое. Поэтому кристаллические решетки неполярных веществ непрочные и существуют только при очень низкой температуре, при "космическом" холоде.
Если в узлах кристаллической решетки находятся неполярные молекулы какого-то вещества (вроде иода I2, кислорода О2 или азота

Слайд 5Астрономы действительно обнаружили небесные тела - кометы, астероиды, даже целые планеты,

состоящие из замерзшего азота, кислорода и других веществ, которые в обычных земных условиях существуют в виде газов и становятся твердыми в межпланетном пространства.
Многие простые и сложные вещества с молекулярной кристаллической решеткой хорошо всем известны. Это, например, кристаллический иод I2:
Астрономы действительно обнаружили небесные тела - кометы, астероиды, даже целые планеты, состоящие из замерзшего азота, кислорода и

Слайд 6Вот как построена кристаллическая решетка иода: она состоит из молекул иода

(в каждой из них - два атома иода).

И эти молекулы довольно слабо связаны между собой. Вот почему кристаллический иод такой летучий и уже при самом легком нагревании испаряется, превращаясь в газообразный иод - пар красивого фиолетового цвета.

Вот как построена кристаллическая решетка иода: она состоит из молекул иода (в каждой из них - два

Слайд 7У каких широко распространенных веществ молекулярная кристаллическая решетка?
Кристаллическая вода (лед)

состоит из полярных молекул воды H2O.
Кристаллы "сухого льда", которым охлаждают мороженое, - это тоже молекулярные кристаллы углекислого газа CO2.
Еще один пример - сахар, который образует кристаллы из молекул сахарозы.

Когда в узлах кристаллической решетки находятся молекулы вещества, связи между ними не очень-то крепкие, даже если эти молекулы - полярные.
Уже при 0 °С кристаллическая структура льда разрушается, и получается вода. А "сухой лед" при обычном давлении не плавится, а сразу переходит в газообразный диоксид углерода - возгоняется.
Так что вещества с молекулярными кристаллическими решетками имеют низкие температуры плавления и кипения, они летучие, их кристаллы нетвердые и механически непрочные
У каких широко распространенных веществ молекулярная кристаллическая решетка? Кристаллическая вода (лед) состоит из полярных молекул воды H2O.

Слайд 8Другое дело - вещества с атомной кристаллической решеткой, где каждый атом

связан со своими соседями очень прочными ковалентными связями, а весь кристалл в целом при желании можно считать огромной молекулой.

Для примера можно рассмотреть кристалл алмаза, который состоит из атомов углерода.

Атом углерода С, который содержит два неспаренных р-электрона, превращается в атом углерода С*, где все четыре электрона внешнего валентного уровня расположены на орбиталях поодиночке и способны образовывать химические связи. Химики называют такой атом "возбужденным".

Другое дело - вещества с атомной кристаллической решеткой, где каждый атом связан со своими соседями очень прочными

Слайд 9В этом случае химических связей оказывается целых четыре, и все очень

прочные. Недаром алмаз - самое твердое вещество в природе и с незапамятных времен считается царем всех самоцветов и драгоценных камней. Да и само его название означает по-гречески "несокрушимый".

Из ограненных кристаллов алмаза получаются бриллианты, которыми украшают дорогие ювелирные изделия.

В этом случае химических связей оказывается целых четыре, и все очень прочные. Недаром алмаз - самое твердое

Слайд 10Кристаллическая решетка алмаза (слева) и графита (справа)
Графит по составу тот же

углерод, но структура кристаллической решетки у него не такая, как у алмаза. В графите атомы углерода расположены слоями, внутри которых соединение атомов углерода похоже на пчелиные соты. Эти слои связаны между собой гораздо слабее, чем атомы углерода в каждом слое. Поэтому графит легко расслаивается на чешуйки, и им можно писать. Применяется он для изготовления карандашей, а также в качестве сухой смазки, пригодной для деталей машин, работающих при высокой температуре. Кроме того, графит хорошо проводит электрический ток, и из него делают электроды.
Кристаллическая решетка алмаза (слева) и графита (справа)Графит по составу тот же углерод, но структура кристаллической решетки у

Слайд 11Можно ли недорогой графит превратить в драгоценный алмаз? Можно, но для

этого потребуется немыслимо большое давление (несколько тысяч атмосфер) и высокая температура (полторы тысячи градусов).
Гораздо проще "испортить" алмаз: надо просто нагреть его без доступа воздуха до 1500 °С, и кристаллическая структура алмаза превратится в менее упорядоченную структуру графита.
Есть еще одна форма существования элемента углерод в виде кристаллов - карбин, бесцветные кристаллы.
Углерод - это еще и сажа от свечи или из дымохода печки, древесный уголь и таблетки активированного угля из аптеки...

Карбид

Можно ли недорогой графит превратить в драгоценный алмаз? Можно, но для этого потребуется немыслимо большое давление (несколько

Слайд 12Алмаз, графит и карбин - это аллотропные
модификации одного и того же

элемента в виде
простого вещества.

Алмаз, графит, карбин...
А элемент - один!
Все это - углерод,
Вот!

Алмаз, графит и карбин - это аллотропныемодификации одного и того же элемента в видепростого вещества.

Слайд 13Спасибо за внимание!!!

Спасибо за внимание!!!