Слайд 1Методическая разработка раздела
образовательной программы
Опора и Движение
Выполнила: учитель биологии
МБОУ СОШ №1
Усова
Галина Михайловна
Богородск, 2012 год
Слайд 2Содержание
Пояснительная записка
Психолого-педагогическое объяснение специфики восприятия и освоения учебного материала учащимися в
соответствии с возрастными особенностями
Цели и задачи раздела
Методы и формы организации деятельности учащихся
Планирование темы
Формы организации учебной деятельности
Ожидаемые результаты освоения раздела «Опора и движение»
Средства обучения
УМК
Литература
Слайд 3 Пояснительная записка
Актуальность
Требования стандартов общего образования
Социализация обучаемых как вхождение в мир
культуры и социальных отношений, обеспечивающее включение учащихся в ту или иную группу или общность — носителя ее норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;
Признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях; реализация установок здорового образа жизни;
Умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
Выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток организма человека);
Знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии; соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами.
Слайд 4Принципы отбора содержания образования
Основаны на требованиях 1. Федерального компонента государственного образовательного
стандарта : Программа основного общего образования по биологии (8 класс), автор Н.И.Сонин, и Требованиях к подготовке выпускников. В соответствии с основными дидактическими принципами:
сознательности (осознания целей обучения обучаемыми), систематичности и последовательности (способ расчленения материала на части, которые нужно усвоить), природосообразности (от известного –к неизвестному, от легкого – к трудному), прочности (повторение – мать учения), наглядности (привлечение разных органов чувств к восприятию), связи теории с практикой (соотношение теории и упражнений), а также принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей.
2. Содержание КИМов на ГИА и ЕГЭ по биологии. кэс-5.5.2;5.5.6
Задания А15 – А19, а также задания частей В и С содержат вопросы, касающиеся строения и функционирования организма человека.
Слайд 5Психолого-педагогическое объяснение специфики восприятия и освоения учебного материала учащимися в соответствии
с возрастными особенностями
Подростковый возраст это сложный период каждого человека. Происходит активное развитие интеллектуальных способностей. Память и внимание постепенно приобретают характер организованных, регулируемых и управляемых процессов. Память перестраивается, переходя от доминирования механического запоминания к смысловому. Развивается способность активно, самостоятельно мыслить, рассуждать, сравнивать, делать обобщения и выводы. Для подростка вспомнить – значит мыслить. Подростка надо научить правильно ставить цели для запоминания материала. Знания ученика будут прочными, если они приобретены не одной памятью, не заучены механически, а являются продуктом собственных размышлений и закрепились в результате его собственной творческой деятельности над учебным материалом.
Слайд 6Задачи
изучить особенности опорно-двигательной системы, исследовать взаимосвязь строения и выполняемых функций
Образовательная
развивать коммуникативные
качества, навыки самостоятельной работы, развивать логическое мышление, умение выделять главное, сравнивать анализировать, составлять схемы
Развивающая
воспитание у учащихся бережного отношения к своему здоровью
Воспитательная
Цель: достичь умения предвидеть возможные результаты своих действий, использовать полученные знания и умения для решения практических задач повседневной жизни.
Слайд 7Методы и формы организации деятельности учащихся
1) При подготовке к урокам биологии
я использую: компьютерные технологии, которые открывают широкие возможности для развития принципиально нового обучения.
2) Проблемно- поисковые
3) Здоровьесберегающие
4) Информационно-коммуникативные
5) Технология обучения анализу текста.
Задания при работе с учебником могут носить различный характер: поисково-репродуктивный, сравнительно-аналитический и творческий, что позволяет в рамках обычного урока осуществлять дифференцированный подход в обучении. Кроме того, при этом значительно облегчается выполнение домашних заданий. Характер и формы работы с учебником приведены в таблице 1.
Слайд 9Домашние задания предполагают различные виды деятельности учеников, способствующие творческому развитию детей
и успешному процессу обучения, воспитания и развития:
творческие задания
(сочинение, рисунок, доклад, реферат, составление тестов и др.)
подготовка презентаций
задания по работе с учебником
составление кроссвордов
опережающие домашние задания.
Слайд 10Методы обучения по источнику получения знаний
Словесные
позволяют в кратчайший срок передать большую
по объему информацию, поставить перед обучаемыми проблемы и указать пути их решения.
Объяснение
Эвристическая
беседа
Наглядные
понимаются такие
методы, при которых усвоение учебного материала находится в существенной
зависимости от применяемых в процессе обучения наглядного пособия и
технических средств.
Метод
иллюстраций
Компьютер
Практические
основаны на
практической деятельности учащихся. Этими методами формируют
практические умения и навыки.
Упражнения
Устные
Воспроизводящие
Тренировочные
Слайд 11Методы обучения в зависимости от характера
познавательной деятельности учащихся
Объяснительно-иллюстративный
один из
наиболее экономных способов передачи учащимся обобщенного и систематизированного опыта . Сообщение учебной информации с использованием различных дидактических средств: слова, различных пособий.
Частично-поисковый
основное назначение метода – постепенная подготовка обучаемых к самостоятельной постановке и решению проблем. Подведение обучаемых к постановке проблемы, показ им, как необходимо делать выводы из приведенных фактов.
Проблемный
основное назначение метода — раскрытие в изучаемом учебном материале различных проблем и показ способов их решения Выявление и классификация проблем, которые можно ставить перед учащимися .
Слайд 12Планирование темы.
Урок 1. Аппарат опоры и движения, его функции. Скелет
человека и его значение, строение скелета.
Урок 2, 3. Строение и свойства костей. Типы соединения. Лаб. раб «Изучение внешнего строения костей».
Урок 4. Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов, переломах конечностей
Урок 5. Мышцы. Их строение и функции. Лаб. раб. «Изменение массы и роста своего организма».
Урок 6. Работа мышц. Утомление. Лаб. раб. «Выявление влияния статической и динамической работы на утомление мышц».
Урок 7. Значение физических упражнений для формирования аппарата опоры движения.
Урок 8. (обобщающий). Взаимосвязь строения и функций опорно-двигательного аппарата. Роль двигательной активности в развитии аппарата опоры и движения человека.
Слайд 13Формы организации учебной деятельности
Частично-поисковая работа
Работа в парах
Индивидуально-исследовательская работа
Работа в группах
Контрольное тестирование
Слайд 14Выявление особенностей скелета человека, связанных с прямохождением и трудовой деятельностью
Сравните скелет
человека и млекопитающего (лошади).
Слайд 15Проверьте своего товарища
1 вариант.
2 вариант.
Слайд 17ЗДОРОВЫ ЛИ МЫ?
Данные медицинского кабинета
нарушение осанки
Слайд 18Тесты и самонаблюдения
1. Определение гибкости позвоночника.
2. Выявление нарушения осанки.
3. Определение наличия
плоскостопия.
4. Выявление влияния статической и динамической работы на утомление мышц.
Слайд 19Создание памятки
Упражнения для укрепления осанки:
Профилактика плоскостопия
Слайд 21Тест «Опорно-двигательная система».
А. Выберите одни верный вариант ответа.
Как соединяются кости
черепа?
а) подвижно б) неподвижно в) полуподвижно
2. Почему у детей чаще наблюдаются искривления костей, а не их переломы?
а) в костях много минеральных веществ б) в костях много органических веществ
в) костная ткань богата водой
3. Мышцы-антагонисты выполняют:
а) одно движение б) противоположные движения в) согласованное движение
4. Работу скелетных мышц регулирует
а) соматическая нервная система б) ЦНС в) симпатическая нервная система
5. Утомление мышц быстрее наступает при
а) статической работе б) динамической работе в) полном покое
6. К костям плечевого пояса относится
а) плечевая кость б) ключица в) локтевая кость
в)
7. Какой буквой обозначена на рисунке поперечнополосатая мышечная ткань?
8. Какой буквой на рисунке обозначена грудина?
3
1
2
4
5
Слайд 23В. Выберите три правильных ответа.
Костями черепа являются
а) теменная кость
г) большая берцовая кость
б) плечевая кость д) нижняя челюсть
в) скуловая кость е) ключица
2. С помощью сустава соединяются
а) ключица и лопатка г) большая берцовая кость и крестцовые позвонки
б) плечевая и локтевая кости д) нижняя челюсть и височная кость
в) теменная и височная кости е) ребра и грудина
3. Для работы мышц необходимы
а) глюкоза г) кислород
б) углекислый газ д) свет
в) тепло е) кальций
Установите соответствие
4. Между отделами верхней конечности и костями
А. фаланги пальцев 1) плечо
Б. лучевая кость 2) предплечье
В. плечевая кость 3) кисть
Г. кости пястья
Д. локтевая кость
Установите последовательность
5. Расположения отделов позвоночника
А. крестцовый Г. шейный
Б. грудной Д. копчиковый
В. поясничный
Слайд 24С 1. Прочитайте текст. Найдите в нем ошибки. Выпишите номера неверных
предложений и запишите их правильно.
СОСТАВ, СТРОЕНИЕ И РОСТ КОСТЕЙ.
Кости состоят из органических и неорганических веществ.
Упругость и эластичность костей зависят от наличия минеральных веществ, а твердость и прочность – от органических.
Головки трубчатых костей из губчатого вещества, между пластинками которого находится желтый костный мозг.
. Тело трубчатой кости образовано компактным веществом.
Кость покрыта плотной соединительной тканью – надкостницей.
Надкостница содержит нервы и кровеносные сосуды.
За счет деления клеток надкостницы кость растет в длину и толщину.
Головки трубчатых костей покрыты хрящом.
Слайд 25С 2. Прочитай текст. Внесите недостающие сведения в таблицу.
РАБОТА МЫШЦ.
Мышцы человека могут совершать разную работу. Работа, связанная с перемещением тела в пространстве, называется динамической. Во время нее разные группы мышц работают поочередно. Внутри одной мышцы при этом может работать лишь часть двигательных единиц. Работа, обеспечивающая поддержание позы тела или удержание какого-либо груза, называется статической. Во время нее обычно задействованы все группы мышц, обеспечивающих данное движение, одновременно. Внутри одной мышцы при этом могут одновременно работать все двигательные единицы. В связи с этим при выполнении статической работы мышцы утомляются быстрее, чем при выполнении динамической.
Слайд 26Ожидаемые результаты освоения раздела «Опора и движение»
повышение качества образования учащихся
формирование проблемно-исследовательских
навыков работы
увеличение познавательного интереса по вопросам здоровьесбережения
Слайд 27В результате изучения раздела темы учащиеся должны знать:
Строение, функции опорно-двигательного аппарата;
Особенности строения организма человека, обусловленные трудовой деятельностью, прямохождением, социальным образом жизни;
Особенности роста и развитие человеческого организма;
Приемы оказания первой неотложной помощи при несчастных случаях;
Влияние физической нагрузки на организм, факторы укрепляющие, сохраняющие здоровье.
Слайд 28В результате изучения раздела темы учащиеся должны уметь:
Распознавать органы опорно-двигательного аппарата
по таблицам, рисункам и т.д.;
Находить связь между строением и функциями органов;
Осуществлять элементарные приемы самонаблюдений за состоянием своего здоровья;
Оказывать элементарную доврачебную помощь при несчастных случаях;
Работать с учебной и научно-популярной литературой.
Слайд 29Средства обучения
Учебники и тетради
Схемы, модели(скелеты млекопитающих, человека, позвонков)
Таблицы (строение скелета, строение
мышц)
КИМы
Технические средства обучения (мультимедийный проектор, компьютер, диски)
Слайд 30Учебно-методический комплекс
1. «Программа для общеобразовательных учреждений. Природоведение.
5 класс. Биология.
6—11 классы», М., «Дрофа», 2011 г.(«Человек»,
автор Н.И.Сонин)
2. Н.И.Сонин, М.Р.Сапин «Биология. Человек», учебник для
общеобразовательных учреждений, М., «Дрофа», 2010 г.
3. Т.В.Козачек «Биология. 8 класс: поурочные планы по учебнику Н.И.Сонина,
М.Р.Сапина «Биология. Человек», Волгоград: «Учитель», 2007
4. Семенцова В.Н., Сивоглазов В.И. «Тетрадь для оценки качества знаний по
биологии. «Биология. Человек». 8 класс.», М., «Дрофа», 2005 г.
5. Н.И.Сонин, И.Б.Агафонова рабочая тетрадь к учебнику Н.И.Сонина,
М.Р.Сапина «Биология. Человек», М., «Дрофа», 2010 г.
6. Абдулгамидов Ч.А., Сонин Н.И. «Биология. Человек». 8 класс.
Тестовые задания, М., «Классик Стиль», 2003 г.
7. «Биология. Человек». 8 класс. Мультимедийное приложение к учебнику
Сонина Н.И., Сапина М.Р
Слайд 31Список литературы для учителя
1. Выготский Л.С. Педагогическая психология. -М.: Педагогика. 1991
г.
2. Давыдов В.В. Учебная деятельность: составление и проблемы исследования // Вопросы психологии.-1991 г .-N 6. -С.З-13.
3. Козачек Т.В. «Биология. 8 класс: поурочные планы по учебнику Н.И.Сонина, М.Р.Сапина «Биология. Человек», Волгоград: «Учитель», 2007
4. Мамонтов С.Г., Захаров В.Б., Козлова Т.А. Основы биологии: книга для самообразования. М.,Просвещение,1992
5. Селевко К.Г. Энциклопедия образовательных технологий. – М., НИИ школьных технологий, 2006 г.
6. Сонин Н.И.,.Сапин М.Р «Биология. Человек», учебник для общеобразовательных учреждений, М., «Дрофа», 2010 г.
7. Уинфри А.Т. Время по биологическим часам. М., Мир, 1990
8. Флинт Р. Биология в цифрах. М., Мир, 1992
9.Газета «Биология» и сайт для учителя «Я иду на урок биологии»
http//bio.1september.ru
10. Изучаем биологию
http//learnbiology.narod.ru
Слайд 32Список литературы для обучающихся
1. Н.И.Сонин, М.Р.Сапин «Биология. Человек», учебник для общеобразовательных
учреждений, М., «Дрофа», 2010 г.
2. Биологический энциклопедический словарь. М.: советская энциклопедия, 1986
3. Медников Б.М. Биология: формы и уровни жизни. М.: Просвещение, 1994
4. Биология / под ред. Проф. В.Н. Ярыгина. М.: Медицина, 2001
5. Медицинская энциклопедия. Анатомический атлас
http//med.claw.ru
6. Биология в Открытом колледже
http//www.college.ru/biology
Слайд 33Качество знаний по теме
«Опорно-двигательная система»
За последние 2 года (срезовая работа)
Слайд 34Результативность работы
уроки нравятся детям
наблюдается положительная динамика качества знаний
рост творческих способностей учащихся
развитие
коммуникативных умений
дети заботятся о своем здоровье, понимая, что любое заболевание легче предупредить, чем его лечить.