Слайд 1ГАПОУ «Казанский медицинский колледж»
Электронный учебный модуль информационного типа на тему:
«Растворы»
Специальность: «Фармация»
Дисциплина: «Общая и неорганическая химия»
Преподаватель: Шакурова Н.С.
2016 г.
Слайд 2Содержание ЭДМ
Введение
Рекомендации по работе с ЭДМ
Требования ГОС
Цели занятия
Истинные растворы
Вода как
растворитель
Классификация растворов
Растворимость
Коэффициент растворимости
Коллигативные свойства раствора.
Диффузия
Осмос
Роль осмоса и осмотического давления в биологической системе
Приложение
Термины и определения
Литература
Слайд 3Введение
Учебный материал представлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта
по дисциплине «Общая и неорганическая химия» в цикле профессиональных дисциплин, предназначенных для специальности «Фармация».
Электронный дидактический материал информационного типа на тему: «Растворы»
предназначен для проведения теоретического занятия и самостоятельной работы студентов медицинских училищ и колледжей СМОУ РТ и РФ.
Слайд 4Рекомендации по работе с ЭДМ
Ознакомьтесь с требованиями ГОС по данной теме.
1.
Изучите информационный материал занятия.
2. Выучите термины и определения.
3. Выполните задания для закрепления знаний.
Ерохин Ю.М. (Сборник задач и упражнений.- 2010.-304с.).
Ответить на вопросы стр. 26, 11-17, стр. 32, 4-14.
Выполнить упражнения стр.27, 1-6, стр. 33 2-5; 14-22.
Слайд 5Требования ГОС
после изучения темы «Растворы».
Студент должен знать:
определение растворов и их
классификацию;
механизм образования растворов;
две основные теории растворов;
растворимость веществ;
роль диффузии в процессах переноса веществ в биологических системах;
роль осмоса и осмотического давления в биологических системах.
Слайд 6Цели занятия
Развивающая: формирование навыков самообразования, развитие речи, памяти, мышления, самореализации личности.
Учебная:
добиться прочного усвоения системы знаний, сформировать умение объяснять явления на основе причинно-следственных связей, закономерностей.
Воспитательная: формирование у студентов общечеловеческих ценностей; целостного миропонимания и современного научного мировоззрения.
Слайд 7Истинные растворы
Истинным раствором называется термодинамически устойчивая
гомогенная система переменного
состава, состоящая из двух и более
компонентов, между которыми существуют достаточно сильные взаимодействия.
Слайд 8Истинные растворы
Компонент, агрегатное состояние которого не изменяется при образовании раствора, принято
называть растворителем, а другой компонент – растворенным веществом. Обычно растворителем считают, тот компонент, который в растворе находится в том же агрегатном состоянии, что и до растворения.
Слайд 9Вода – как растворитель
Самым распространенным растворителем на нашей планете является вода.
Тело человека массой 70кг содержит ≈ 40кг воды. При этом 25кг воды приходится на жидкость внутри клеток, а 15кг воды составляет внеклеточная жидкость, спинно-мозговая жидкость, внутриглазная жидкость и жидкое содержание желудочно-кишечного тракта.
Слайд 10Вода – как растворитель
Вследствие высокой теплоемкости (75,3 Дж/(моль·К)) и большой теплоты
испарения (40,8 кДж/моль) вода обеспечивает термостатирование нашего организма. Высокая диэлектрическая проницаемость воды (ε=78,5) способствует растворению солей, кислот, оснований и их диссоциации на ионы.
Слайд 11Вода – как растворитель
Ионное состояние веществ в водной среде обуславливает высокие
скорости протекания биохимических реакций, быструю миграцию ионов через биологические мембраны и практически мгновенную передачу нервных импульсов.
Слайд 12Вода – как растворитель
водорода, а к двум другим направлены атомные орбитали
атома кислорода с неподеленными электронными парами.
Геометрически молекула воды представляет собой угловую систему, в центре которой находится атом кислорода с sp3-гибридизацией валентных атомных орбиталей. При этом в двух вершинах тетраэдра находятся атомы
Слайд 13Вода – как растворитель
За счет двух атомов водорода, несущих частично положительный
заряд, и двух неподеленных электронных пар атома кислорода каждая молекула может образовывать четыре водородные связи с соседними молекулами воды. Именно такая межмолекулярная система реализуется в замерзшей воде, т.е. у льда.
Слайд 14Вода – как растворитель
В соответствии с принципом «подобное в подобном» в
воде хорошо растворяются вещества, молекулы которых содержат ионные связи или полярные функциональные группы.
В зависимости от сродства к воде функциональные группы подразделяют на гидрофильные («любящие воду») и гидрофобные («боящиеся воды»).
Слайд 15Вода – как растворитель
К гидрофильным относятся ионы и полярные группы: гидроксильная
–ОН, амино –NH2, карбоксильная –СООН, нитро –NO2, фосфатная –ОРО(ОН)2, сульфо –SO3H.
К гидрофобным относятся неполярные группы: углеводородные радикалы предельных (–CnH2n+1), непредельных (–CnH2n-1) и ароматических (–С6Н5) соединений.
Слайд 16Вода – как растворитель
Если молекулы вещества содержат и гидрофильный и гидрофобный
фрагменты, то их называют дифильными, а соответствущие вещества – дифильными соединениями (например, мыло, фосфолипиды, белки).
Слайд 17Классификация растворов
Растворы веществ с молярной массой
(НМС), а растворы веществ с молярной массой >5000г/моль – растворами высоко-молекулярных соединений (ВМС).
По наличию или отсутствию электролитической диссоциации растворы НМС подразделяют на растворы электролитов и неэлектролитов.
Слайд 18Классификация растворов
Растворы НМС – электролитов и неэлектролитов – называют истинными в
отличие от коллоидных растворов.
Растворы ВМС, в состав которых входит большое число функциональных групп, способных к ионизации, называют растворами полиэлектролитов (растворы белков, нуклеиновых кислот).
Слайд 19Растворимость
Вследствие диффузии, частицы равномерно распределяются по всему объему растворителя. Растворение идет
до насыщения.
Растворы, содержащие при данной температуре максимальное количество растворенного вещества и находящиеся в равновесии с избытком растворенного вещества, называют насыщенным.
Слайд 20Растворимость
Массу растворенного вещества, приходящуюся в насыщенном растворе при данной температуре на
100г растворителя, называют растворимостью данного вещества или коэффициентом растворимости.
Слайд 21Коэффициент растворимости
Численно растворимость вещества равна концентрации его насыщенного раствора. Растворимость зависит
от природы растворимого вещества и растворителя, температуры, давления, присутствия в растворе других веществ.
Слайд 22Коэффициент растворимости
Неполярные и малополярные соединения хорошо растворимы в неполярных и малополярных
растворителях и плохо растворимы в высокополярных (бензол в эфире, жиры – в эфире, бензоле).
Высокая растворимость веществ довольно часто обусловлена образованием межмолекулярных, в частности водородных, связей (спирт в воде).
Слайд 23Если к равновесной системе «твердое вещество + растворитель» применить принцип Ле
– Шателье, то можно прийти к выводу: когда процесс растворения является эндотермическим (ΔH>0), повышение температуры приводит к увеличению растворимости; когда растворение процесс экзотермический (ΔH<0), с ростом температуры растворимость понижается.
Влияние температуры
Слайд 24Влияние давления
При растворении твердых и жидких веществ в воде объем системы
обычно изменяется незначительно, поэтому давление практически не влияет на растворимость таких веществ. Растворимость газа в жидкости повышается при возрастании давления. Именно по этой причине водолазы вынуждены избегать быстрого подъема с глубины на поверхность.
Слайд 25Коллигативные свойства растворов
Коллигативными свойствами называются свойства растворов, не зависящие от природы
частиц растворенного вещества, а зависящие только от концентрации частиц в растворе.
Слайд 26Коллигативные свойства растворов
Коллигативными свойствами разбавленных растворов являются:
скорость диффузии;
осмотическое давление;
давление насыщенного пара
растворителя над раствором;
температура кристаллизации раствора;
температура кипения раствора.
Слайд 27Диффузия
Диффузией в растворе называется самопроизвольный направленный процесс переноса частиц растворенного вещества
и растворителя, который осуществляется при наличии градиента концентрации растворенного вещества и приводит к выравниванию концентрации этого вещества по всему объему раствора.
Слайд 28Осмос
Осмосом называется самопроизвольная диффузия молекул растворителя сквозь мембран с избирательной проницаемостью.
В
начальный момент при осмосе скорости диффузии молекул растворителя через мембрану от растворителя к раствору (Vр-ля) и от раствора к растворителю (Vр-ля) будут различными (Vр-ля> Vр-ля)
Слайд 29Осмос
Вследствие уменьшения разности концентрации растворителя в разделенных частях системы и
появления избыточного гидростатистического давления со стороны раствора, скорости диффузии растворителя будут изменяться по разному: Vр-ля – уменьшается, а Vр-ля – увеличивается.
Слайд 30Осмос
В результате изменения скоростей диффузий в системе наступит состояние динамического физико-химического
равновесия, характеризующегося равенством скоростей диффузии молекул растворителя через мембрану
Vр-ля = Vр-ля.
Слайд 31Осмос
Появляющееся избыточное гидростатистическое давление в системе является следствием осмоса, поэтому это
давление называется осмотическим.
Осмотическим давлением (π) называют избыточное гидростатистическое давление, возникающее в результате осмоса и приводящее к выравниванию скоростей взаимного проникновения молекул растворителя сквозь мембрану с избирательной проницаемостью.
Слайд 32Роль осмоса и осмотического давления в биологических системах
Животные и растительные клетки
имеют оболочки или поверхностный слой протоплазмы, обладающие свойствами полупроницаемых мембран. При помещении этих клеток в растворы с различной концентрацией наблюдается осмос.
Слайд 33Роль осмоса и осмотического давления в биологических системах
Растворы, имеющие одинаковое осмотическое
давление, называют изотоническими. Осмотическое давление крови человека при 310К (37°С) составляет 780кПа (7,7 атм). Такое же давление создает и 0,9%-ный водный раствор NaCl (0,15 моль/л), который изотоничен с кровью (физиологический раствор).
Слайд 34Роль осмоса и осмотического давления в биологических системах
Если два раствора имеют
различное осмотическое давление, то раствор с большим осмотическим давлением является гипертоническим по отношению ко второму, а второй – гипотоническим по отношению к первому.
При помещении клеток в изотонический раствор клетки сохраняют свой размер и нормально функционируют.
Слайд 35Роль осмоса и осмотического давления в биологических системах
При помещении клеток в
гипотонический раствор вода из менее концентрированного внешнего раствора переходит внутрь клеток, что приводит к их набуханию, а затем к разрыву оболочек и вытеканию клеточного содержимого. Такое разрушение клеток называют лизисом.
(Ссылка)
Слайд 36Роль осмоса и осмотического давления в биологических системах
В случае эритроцитов этот
процесс называют гемолизом. Кровь с клеточным содержимым, выходящим наружу при гемолизе, за свой цвет называется лаковой кровью.
Слайд 37Роль осмоса и осмотического давления в биологических системах
При помещении клеток в
гипертонический раствор вода из клеток уходит в более концентрированный раствор и наблюдается сморщивание (высушивание) клеток. Это явление называется плазмолизом. (ссылка)
Слайд 38Роль осмоса и осмотического давления в биологических системах
Действие слабительных – горькой
соли MgSO4∙7H2O и глауберовой соли Na2SO4∙10H2O также основано на явлении осмоса. Эти соли плохо всасываются при попадании в желудочно-кишечный тракт.
Слайд 39Роль осмоса и осмотического давления в биологических системах
В результате применения гипертонических
растворов этих солей в просвет кишечника устремляется большое количество воды через слизистую оболочку, что способствует послабляющему действию этих солей.
Слайд 40Роль осмоса и осмотического давления в биологических системах
Гипертонические растворы в небольших
количествах вводят иногда внутривенно при глаукоме, чтобы уменьшить избыточное количество влаги в передней камере глаза.
Слайд 41Гипертонические растворы соли (рассол) и сахара (сироп) используют при консервировании продуктов,
так как в этой среде происходит плазмолиз микроорганизмов.
Роль осмоса и осмотического давления в биологических системах
Слайд 42Приложение
Роль осмоса и осмотического давления в биологических системах
Слайд 43Термины определения
Гидрофильные функциональные группы - ионы и полярные группы: гидроксильная –ОН,
амино –NH2, карбоксильная –СООН, нитро –NO2, фосфатная –ОРО(ОН)2, сульфо –SO3H.
Гидрофобным функциональные группы - неполярные группы: углеводородные радикалы предельных (–CnH2n+1), непредельных (–CnH2n-1) и ароматических (–С6Н5) соединений.
Слайд 44Термины определения
Изотонические растворы - растворы, имеющие одинаковое осмотическое давление.
Дифильные молекулы – молекулы вещества, содержащие и гидрофильный и гидрофобный фрагменты, а соответствующие вещества – дифильные соединения
Слайд 45Термины определения
Истинный раствор - термодинамически устойчивая гомогенная система переменного состава, состоящая
из двух и более компонентов, между которыми существуют достаточно сильные взаимодействия
Слайд 46Термины определения
Насыщенный раствор - растворы содержащие при данной температуре максимальное количество
растворенного вещества и находящейся в равновесии с избытком растворяющего вещества, называют.
Ненасыщенный раствор – раствор, количество растворенного вещества в котором меньше, чем в насыщенном.
Слайд 47Термины определения
Осмос - самопроизвольная диффузия молекул растворителя сквозь мембран с избирательной
проницаемостью.
Перенасыщенный раствор – раствор, количество растворенного вещества в котором выше, чем в насыщенном.
Слайд 48Термины определения
Растворение – физико-химический процесс, в котором играют роль как физические,
так и химические взаимодействия.
Растворимость данного вещества - масса растворенного вещества, приходящаяся в насыщенном растворе при данной температуре на 100г растворителя.
Слайд 49Термины определения
Растворитель - компонент, агрегатное состояние которого не изменяется при образовании
раствора
Сольватация – процесс образования химических связей частиц растворенного вещества и растворителя
Теплота растворения – теплота, выделяемая или поглощаемая при растворении 1 моль вещества.
Слайд 50 Литература
Общая химия: учеб. для 11 кл. общеобразоват. Учреждений О-28 с
углубл. изучением химии / О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов, С.Н. Соловьев, Ф.Н. Маскаев – М. : просвещение, 2015. – 384 с. : ил.
Практикум о общей химии. Биофизическая химия. Химия Биогенных элементов. Учеб. пособие для вузов/ А.В. Бабков, В.А. Попков, С.А. Пузаков, Л.И. Трофимова; Под. ред. В.А. Попкова, А.В. Бабкова, 2-е изд., перераб. и доп. – М.: высш. шк., 2001. – 237 с.: ил.
Слайд 51Литература
3. Общая химия / Л.М. Пустовалова, И.Е. Никанорова. – Ростов-на-Дону: Феникс,
2013. – 478 с. – (Среднее профессиональное образование).
4. Химия: Основы химии живого: учебник для вузов. – 3-е изд., испр. – СПб: Химиздат, 2005. – 784 с.: ил.
Слайд 52Конец работы.
Вы действительно хотите закончить работу с информационным учебным материалом темы