Слайд 1*
«Четырёхугольники»
Учитель математики МБОУ «СШ №22»
Юдинцева Надежда Львовна
г.Нижневартовск, ХМАО-Югра.
Самоанализ урока геометрии
в 8 классе по теме:
Слайд 2*
Характеристика учебных возможностей учащихся
По уровню усвоения математического материала 8А класс со
средними учебными возможностями. Ребята активные, но не все эмоционально восприимчивы. Из 28 учащихся 12 человек имеют 4 и 5 по предмету. Эти учащиеся, проявляя познавательную активность, способны демонстрировать хорошие знания ранее изученного материала, свободно ими пользуются для выделения существенных признаков, обобщения, выведения новых понятий, усвоения новых знаний. У них хорошо развиты речь, логическое мышление. Постоянная потребность в повышении своего уровня развития проявляется в активном участии во внеклассных предметных мероприятиях, в поиске более сложных задач, дополнительного материала.
В то же время в классе есть группы учащихся с довольно низким уровнем обученности и слабо развитым уровнем познавательной активности. Новый материал усваивается ими только после неоднократного повторения и отработки на практике. При решении задач допускают смысловые ошибки и не всегда их находят. Речь недостаточно развита, словарный запас невелик.
Самостоятельная деятельность учащихся организована с учетом их способностей и возможностей.
Исходный уровень знаний, умений и навыков учащихся класса, необходимых для усвоения материала, запланированного на данный урок достаточен для достижения положительного результата.
Слайд 3*
Тема «Четырёхугольники» занимает важное место в курсе геометрии в связи
с тем, что по логической связи курса понятие многоугольников, их свойства и признаки широко используются при изложении нового материала и решении геометрических задач в последующих разделах планиметрии и стереометрии, изучаемой в 10, 11 классах. Поэтому выработке умений и навыков применения теории, изучаемой в этой главе, следует уделить особое внимание.
В планиметрии при выводе формул для вычисления площадей основных четырёхугольников используются их свойства. Рассматривая грани и сечения стереометрических фигур требуется также знания определений параллелограмма, трапеции, прямоугольника, ромба, квадрата и умения применять их свойства. Изучение свойств четырёхугольников формирует пространственное представление, развивает логическое мышление и подготавливает учащихся к изучению смежных дисциплин (физика, черчение).
Слайд 4*
Тип урока: урок проверки и коррекции знаний, умений и
навыков учащихся.
Урок содержит большой воспитательный потенциал, содействует формированию ответственного отношения к учению.
Данный урок приучает школьников сосредоточенно работать над решением поставленных задач, экономно расходовать время. Находясь в жёстком лимите времени, ученики должны проявить готовность и мобилизовать усилия, знания и умения на безошибочное выполнение заданий, проявить наибольшую активность в их выполнении. Задания составляются с учётом учебных возможностей учащихся.
Слайд 5*
Образовательные:
обобщить и систематизировать учебный материал в процессе
решения различных задач по теме «Четырехугольники»;
способствовать усовершенствованию навыков решения задач по данной теме.
Развивающие:
развивать приемы мыслительной деятельности: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация;
развивать математическую речь, умения учащихся самостоятельно оценивать свою работу и работу своих одноклассников, творческие способности учащихся.
Воспитательные:
воспитывать добросовестное отношение к учебному труду, самостоятельность, любознательность, активность, уверенность в себе.
Цели урока:
Слайд 6*
Создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе.
Стимулирование учащихся к высказываниям, использованию
различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться.
Создание обстановки для естественного самовыражения ученика.
Создание условий для качественной отработки уровня обязательной подготовки учащихся, а также своевременное выявление и ликвидация возможных пробелов.
Задачи:
Слайд 7*
Для достижения поставленных
целей использованы следующие приёмы и методы: словесные, наглядные, практические, исследовательские, проблемные (опорная таблица, задачи с готовыми чертежами, мультемедийная презентация, карточки для индивидуальной работы), методы устного и письменного контроля, самоконтроля, взаимоконтроля. Весь урок построен на коммуникативно – деятельностной основе.
В ходе урока проводилась работа по формированию коммуникативной компетенции (например, умению общаться устно и письменно по данной теме, грамотно отвечать на поставленные вопросы, оценивать свои и ответы своих одноклассников). Считаю, что оптимально были выбраны формы работы(фронтальная, индивидуальная, с учётом дифференциации ),рационально было распределено время на всех этапах урока. Урок был спланирован таким образом, что учащиеся на всём протяжении настраиваются на сосредоточенную и активную работу.
Слайд 8*
Этапы урока:
1 этап – организационный момент.
2 этап – подготовительный.
а) актуализация знаний учащихся;
б) теоретическая самостоятельная работа;
в) компьютерное тестирование.
3 этап - основной. Практическая часть.
а) решение задач по готовым чертежам;
б) проверка умений учащихся применять знания в изменённых условиях.
4 этап-контроль усвоения.
5 этап – заключительный.
6 этап-постановка домашнего задания.
Слайд 9*
1.Организационный этап
Цель организационной части —
создать рабочую обстановку на уроке. 1 этап –включал в себя предварительную организацию класса, мобилизующее начало урока, мотивацию деятельности учащихся, создание психологической комфортности и подготовку учащихся к активной работе на уроке. На магнитной доске была оформлена выставка творческих работ по теме «Четырехугольники» (домашнее задание - кроссворды).
Слайд 10*
Творческое домашнее задание
«Составь кроссворд»
Слайд 11*
Основной задачей этого этапа является восстановление
в памяти учащихся знаний, необходимых для систематизации и обобщения изученных понятий и свойств. Выяснить уровень усвоения теоретического материала каждым учащимся.
Повторение и закрепление изученного проводилось фронтально с помощью опорной таблицы и мультимедийной презентации. Одновременно шла эффективная работа над развитием речи, мыслительных операций, умением корректировать свои ответы и ответы товарищей, о чем свидетельствовала деятельность учащихся.
2 этап – подготовительный
а) постановка целей и актуализация знаний.
Слайд 13*
Работа по опорной таблице «Четырехугольники»
Слайд 14*
Фронтальная работа даёт возможность включать большую часть класса в активную учебную
деятельность. В ходе такой работы учащиеся отвечают на вопросы, дополняют и уточняют друг друга. При эвристической беседе гипотезы одних, доводы и аргументы других, уточнения третьих, общие выводы и формулировки четвертых позволяют ученикам в наиболее короткое время разобрать и уяснить учебный материал.
Слайд 15*
Цель- выяснение уровня усвоения теоретического материала каждым учащимся.
Часть учащихся с более
высокой математической подготовкой (по числу компьютеров) проходит компьютерное тестирование. Оценивается работа учащегося компьютером. Остальным предложены карточки с самостоятельной работой в форме таблицы в двух вариантах. Ответы записываются учащимися под копирку: первый экземпляр сдается на проверку учителю, второй экземпляр проверяют сами учащиеся по заранее подготовленным ответам в презентации, меняясь карточками. В результате каждый ребенок смог себя проверить, осознать: все ли он понял, запомнил ли. Считаю, что на данном этапе каждый ученик смог пережить ситуацию успеха, убедиться, что теоретический материал им освоен, о чем свидетельствовали результаты их самооценки.
Приложение 4. Тест “Четырёхугольники”;
(оценивается компьютером)
2.Воспроизведение знаний
Теоретическая самостоятельная работа, компьютерное тестирование
Слайд 16*
Теоретическая самостоятельная работа.
Заполнить таблицу, отметив знаки «+» (да) и «-» (нет).
Слайд 17*
9 заданий- «5», 8заданий«4»,
7 заданий- «3», меньше7- «2»
Проверь работу
соседа по парте
(теоретическая самостоятельная работа).
Слайд 18*
3 этап - основной.
Практическая часть.
Активизация учащихся на отработку умений. Решение
задач по нарастающему уровню сложности.
а) Решение задач по готовым чертежам.
Цель – проверка умений учащихся самостоятельно применять знания в стандартных условиях.
В процессе закрепления задачи решались устно с комментированием.
Слайд 19*
Связь изученного материала с последующими темами курса геометрии.
В начале урока учащимся были предложены слова персидского поэта Фирдоуси: «Лишь первых познаний блеснёт тебе свет, увидишь – предела познанию нет», а в конце урока, вернувшись к ним, ребята с помощью учителя сделали вывод, что на этих свойствах и признаках не завершается изучение четырёхугольников.
Через несколько уроков им предстоит научиться вычислять площади трапеции, параллелограмма, ромба. В 10 классе будут изучать геометрические тела, которые получаются при вращении рассмотренных четырёхугольников, вычислять их объём, площадь поверхности.
Слайд 20*
1. Найти ےСВК
Задачи по готовым чертежам.
2. BD=12 см. АС=10 см.
Найти АО и ВО.
3. На рисунке равнобедренная трапеция. ےВ =135º.Найти ےА.
4. Один из острых углов ромба равен 56?.Чему равен другой острый угол ромба?
5. Найти неизвестные стороны и углы параллелограмма
6. Найти неизвестные углы.
Слайд 21*
3 этап - основной.
Практическая часть.
б) Проверка умений учащихся применять знания
в изменённых условиях.
Цель – активизировать осмысление знаний учащихся за счёт оперирования ими в новых ситуациях, включать учеников в репродуктивно – поисковую и частично поисковую деятельность.
Задание выполнялись письменно на доске под контролем учителя.
Задача 1.
Слайд 22*
4 этап-контроль усвоения.
С
целью установки обратной связи для получения информации о степени понимания всего материала, полноты, правильности его усвоения и для своевременной коррекции был проведен очередной контроль знаний в форме решения разноуровневой самостоятельной работы «Выбери сам».
Индивидуальная работа по карточкам разного уровня сложности (три уровня). Создана проблемная ситуация, побуждение к самостоятельной мыслительной деятельности, так как учащиеся выбирают карточки по своему уровню. На данном этапе формируются умения критически себя оценивать. Учащимся предоставляется возможность выходить на более высокий уровень овладения знаниями.
Слайд 23*
Самостоятельная работа «Выбери сам!»
1 вариант
1 уровень
Найти углы параллелограмма, если один из
них больше другого в 3 раза.
2 уровень
В прямоугольной трапеции меньшая боковая сторона 12 дм., а меньший острый угол 30º. Найдите большую боковую сторону
3 уровень
Стороны прямоугольника относятся между собой, как 1:5. Найти их, если периметр прямоугольника равен 36 см
2 вариант
1 уровень
Один из углов параллелограмма равен 75°. Найти остальные его углы.
2 уровень
В ромбе одна из диагоналей равна стороне. Определить углы ромба.
3 уровень
В прямоугольной трапеции АВСК с острым углом К, равным 45º и основаниями ВС и АД, равными соответственно 6 см и 10 см. Найдите меньшую боковую сторону.
Слайд 24*
По окончанию самостоятельной работы, с помощью
показа слайда с правильными ответами, учащиеся осуществили самопроверку. Результаты проверки афишировались поднятием руки. Результаты проверки занесены в оценочные листы. Дополнительный контроль был осуществлен с помощью проверки тетрадей.
Таблица ответов.
-
Слайд 25*
5 этап – заключительный.
Подведение итога урока.
Контроль усвоения осуществлялся с помощью компьютерного тестирования, заполнения таблиц, самостоятельной работы с последующей взаимопроверкой и самопроверкой, показом слайдов с правильными ответами, что позволяет быстро получить результат. Заполненный лист самооценки сдается учителю.
Слайд 26*
Лист самооценки
Ф.И._________________________
1. Работа по карточкам (теория) ______
2. Компьютерное тестирование ______
3. Устная
работа(задачи по готовым чертежам) _______
4. Самостоятельная работа «Выбери сам» ______
Слайд 27*
6 этап-постановка домашнего задания.
С учётом математических способностей учащихся закрепление
знаний и умений по пройденной теме было выполнено в ходе дифференцированного самостоятельного выполнения заданных на дом задач.
Учет индивидуальных особенностей учащихся заключался в том, что учащиеся выполняют домашнее задание, соответствующее уровню их учебных возможностей, причем они сами оценивают свои способности.
Слайд 28*
Домашнее задание
Задача 1.
Диагонали прямоугольника
АВСD пересекаются в точке О,
∠АВО = 36°. Найдите ∠АОD.
Задача 2.
Найдите углы прямоугольной трапеции, если один из ее углов
равен 20°.
Задача 3.
Стороны параллелограмма относятся как 1:2, а его периметр равен 30 см. Найдите стороны параллелограмма.
Задача 4.
В равнобокой трапеции сумма углов при большем основании равна 96°. Найдите углы трапеции.
Задача 5.
Найдите периметр ромба ABCD, если В равен 120°, а
BD=8 см.
Любые две задачи на «3»
Любые три задачи на «4»
Любые четыре или все пять задач на «5»
Слайд 29*
Урок цели достиг. Поставленные задачи были успешно решены.Содержание урока соответствует требованиям
учебной программы по предмету.
Все использованные на уроке методы и формы работы, а также сама организация урока сработали на достижение цели урока.
На уроке применялась технология дифференцированного обучения. Шло обучение сразу нескольких категорий школьников: учеников, имеющих только базовый уровень знаний, учеников, умеющих выполнять задания повышенного уровня, учеников, умеющих решать нестандартные задачи.
В ходе работы ребята показали уровень усвоения материала, сформированность умений и навыков, были внимательны, вежливы, терпеливы по отношению друг к другу, излагали изученный материал последовательно , логично.
На уроке присутствовала атмосфера поиска, успешности, радости от полученного результата.