Слайд 1министерство образования и науки ,молодёжи и спорта автономной республики крым
крымский республиканский
институт последипломного педагогического образования
кафедра естественно-математического образования
Тема проекта: "Элементы историзма на уроках математики"
Проект слушателя курсов учителя
математики Бадалян Валентины
Ивановны
Научный руководитель-доцент
кафедры математики Марянин Б.Д.
Слайд 2«При выборе методов преподавания история науки должна быть главным проводником, ибо
всякое обучение становится ярче, богаче от каждого соприкосновения с историей изучаемого предмета»
Жюль Анри Пуанкаре
Слайд 3Значение элементов историзма на уроках математики
Начиная с конца 19 века учёные
–математики по разному определяли цель введения элементов истории в преподавании в зависимости от строя государства и от общих задач школы.
Общими были и есть цели:
1.Повышение интереса учащихся к изучению математики.
2.Расширение умственного кругозора учащихся и повышения их общей культуры.
Знакомить учащихся с развитием математики необходимо в органической связи с систематическим изучением программного материала.
Слайд 4Формы сообщения исторических фактов:
Исторические сведения должны предъявляться в
занимательной форме ,в виде органических связанных с программным материалом:
кратких беседах(из истории возникновения терминов);
экскурсов в прошлое;
решения старинных задач;
сообщения учеников о биографических фактов великих математиков;
знакомства со старинными легендами (с элементами инсценирования);
на уроках: -изучения нового материала;
-закрепления пройденного материала.
Слайд 5Н
Старинные меры длины
Наряду
с современными единицами измерения длины знакомлю со старинными мерами ,которые всегда были под рукой.
В 1791г. Была введена единица длины –МЕТР.
В 1799г.-изготовлен эталон 1м. В виде платиного стержня,который хранится в Лувре в палате мер и весов.
Слайд 6История возникновения математического термина
«Радиус» от латинского «луч».
Во времена Эвклида его
называли «Прямая от центра».
Впервые появилось в 1569г у французского учёного Рамуса.
«Хорда» от греческого «хорде»-струна.
В современном смысле введён европейцами в 12-13 вв.
Слайд 7Квадратный корень из числа
Знакомлю учащихся с извлечением корня квадратного из числа
по формуле которой пользовались учёные древнего Вавилона
√с = √а² + в² = а + ᵇ⁄2ₐ
Слайд 8Квадратный корень из числа
Необходимо уметь извлекать квадратные корни из любого числа,не
пользуясь вычислительной техникой,т.е.вручную
Слайд 9Многоугольники
«Ромб»- в древней Греции означало «вращающее тело»-веретино,юла.
Трапеция - от греческого «столик»(по
гречески «трапедзион» -столик,обеденный столик.Отсюда –ТРАПЕЗА,ТРАПЕЗНАЯ.
В геометрии Евклида «Трапеция» употребляется в смысле,любой четырёхугольник.В 18 в приобрело современный смысл.
Слайд 10Древние легенды
При изучении «Формула суммы n-первых членов геометрической прогрессии» легенды «
О шахматной доске»,»Выгодная сделка», «Высокая награда»
Слайд 11Великие математики
После доказательства именных теорем по геометрии учащиеся делают сообщения о
биографических сведениях и их научных открытиях.
1.Пифагор Самосский(570-490 гг. до н. э.)
2.Фалес Милетский(664-548 гг. до н.э.)
Франсуа Виет(1540-1603гг.)
Слайд 12 .
Высказывания великих людей о математике
Часто в начале урока учащиеся
зачитывают найденные высказывания о математике:
-Математика-царица всех наук.
К.Ф Гаусс
-Математику нельзя изучать наблюдая,как это делает сосед.
Нивен А.
-Математика всегда ,несмотря на всевозможные усовершенствования в методах преподавания,останется для учеников трудной задачей.
Писарев Д.И.
-Да математика-это моя самая верная мне возлюбленная.
Д` Аламбер Ж.Л.
-Математику же затем знать следует,что она ум в порядок приводит.
М.В.Ломоносов
Слайд 13Старинные задачи
При решении задач с помощью квадратных уравнений в 8 классе
решаем несколько старинных задач.
Обезьянок резвых стая
Всласть поевши,развлекалась.
Их в квадрате часть восьмая
На поляне забавлялась.
А двенадцать на лианах
Стали прыгать ,повисая.
Сколько ж было обезьянок,ты скажи мне,в этой стае?
Бхаскара-индийский математик 12 века.
Слайд 14Использование элементов историзма на уроках математики позволяет создавать условия для повышения
качества математической подготовки, повышает интерес к предмету, активизирует творческие способности учащихся и познавательную деятельность, приобщает к чтению дополнительной литературы.
Опыт использования элементов историзма на уроках математики показал ,ч то знание истории науки активизирует познавательную деятельность учащихся и творческие способности; повышает интерес к предмету, приобщает к чтению дополнительной литературы.
Слайд 15Литература
1.Г.И.Глейзер История математики в школе - Москва «Просвещение»,1983 год.
2. Я.
И. Перельман Живая математика – Москва «Просвещение»,1983 год.
3. Б Н.Кобринский , В.Пекелис Быстрее мысли – Молодая гвардия,1959 год.
4. В А.Я Котов Вечера занимательной математики – Просвещение, 1967 год.