Презентация, доклад к уроку геометрии 10 кл Расстояние между скрещивающимися прямыми

Содержание

Цели: Систематизация и обобщение приемов работы с пространственными объектами: прямыми , плоскостями и теламиЗнакомство с новым понятием: расстояние между скрещивающимися прямымиУсвоение и отработка общих приемов определения расстояний между скрещивающимися прямыми

Слайд 1
Расстояние между скрещивающимися прямыми

Подготовила Матвеенко Вера Николаевна
Расстояние между скрещивающимися прямыми          Подготовила

Слайд 2Цели:
Систематизация и обобщение приемов работы с пространственными объектами: прямыми ,

плоскостями и телами
Знакомство с новым понятием: расстояние между скрещивающимися прямыми
Усвоение и отработка общих приемов определения расстояний между скрещивающимися прямыми


Цели: Систематизация и обобщение приемов работы с пространственными объектами: прямыми , плоскостями и теламиЗнакомство с новым понятием:

Слайд 3Задачи:
Устная работа по актуализация необходимых известных приемов работы с пространственными

объектами: прямыми и плоскостями
Определение нового понятия: расстояние между скрещивающимися прямыми
Решение типовых задач на определение расстояний между скрещивающимися прямыми
Решение проблемной задачи на обобщение приема нахождения расстояния между скрещивающимися прямыми


Задачи: Устная работа по актуализация необходимых известных приемов работы с пространственными объектами: прямыми и плоскостямиОпределение нового понятия:

Слайд 4Средства:
Модели пространственных фигур, чертежи к задачам
Теорема Фалеса и теорема о

трех перпендикулярах
Приемы стерео и планиметрических построений
Типовые и проблемные задачи
Компьютер с мультимедийным проектором


Средства: Модели пространственных фигур, чертежи к задачамТеорема Фалеса и теорема о трех перпендикулярах Приемы стерео и планиметрических

Слайд 5План:
Первый урок:
Актуализация: выполнение устных заданий, доказательство теоремы, решение задачи


Определение и усвоение нового понятия
Второй урок . Решение типовых задач на усвоение и отработку нового понятия
Третий урок. Проблемная задача на обобщение приема нахождения расстояния между двумя скрещивающимися прямыми

План: Первый урок: Актуализация: выполнение устных заданий, доказательство теоремы, решение задачи Определение и усвоение нового понятия Второй

Слайд 6Первый урок
Подготовительные устные задачи


M
K
L
N
Параллельны ли прямая B1K и плоскость DD1C1C?
Параллельны ли

прямые C1D и B1K?

Параллельны ли прямая AC и плоскость A1B1C1D1?
Параллельны ли прямая AL и плоскость A1B1C1D1?



Первый урокПодготовительные устные задачиMKLNПараллельны ли прямая B1K и плоскость DD1C1C?Параллельны ли прямые C1D и B1K?Параллельны ли прямая

Слайд 7



Первый урок
Подготовительные устные задачи

M
K
L
N
Установите все пары: прямая и параллельная ей плоскость


Первый урокПодготовительные устные задачиMKLNУстановите все пары: прямая и параллельная ей плоскость

Слайд 8
Первый урок
Подготовительные устные задачи

M
K
L
N
Как определяется расстояние между прямой и параллельной ей

плоскостью?


Найдите расстояние между прямой MN и плоскостью AA1D1D

Найдите расстояние между прямой MN и плоскостью DD1C1C

Найдите расстояние между прямой B1K и плоскостью DD1C1C

Первый урокПодготовительные устные задачиMKLNКак определяется расстояние между прямой и параллельной ей плоскостью?Найдите расстояние между прямой MN и

Слайд 9
Постановка проблемы


K
L
Как можно определить расстояние между скрещивающимися прямыми ?
K1
L1

Найдите расстояние

между прямыми:
A1B и C1D,

A1B и DK ,
A1B и DL.

Постановка проблемыKLКак можно определить расстояние между скрещивающимися прямыми ?K1L1Найдите расстояние между прямыми: A1B и C1D, A1B

Слайд 10Методы нахождения расстояний между скрещивающимися прямыми.
Определение 1: Расстоянием между скрещивающимися прямыми

называется расстояние между ближайшими точками этих прямых.
Определение2: Расстоянием между скрещивающимися прямыми называется длина их общего перпендикуляра.
Определение 3: …называется расстояние от одной из скрещивающихся прямых до параллельной плоскости, проходящей через другую прямую.
Определение 4: … называется расстояние между параллельными плоскостями, в которых находятся скрещивающиеся прямые.
Определение 5: … называется расстояние между их проекциями на плоскость, перпендикулярную одной из этих прямых.


Методы нахождения расстояний между скрещивающимися прямыми.Определение 1: Расстоянием между скрещивающимися прямыми называется расстояние между ближайшими точками этих

Слайд 11Методы нахождения расстояний между скрещивающимися прямыми.
6.Метод объемов

Используют вспомогательную пирамиду, высота

которой есть искомое расстояние между двумя скрещивающимися прямыми.
Для её нахождения вычисляют объем этой пирамиды двумя способами, и затем находят высоту.
Методы нахождения расстояний между скрещивающимися прямыми.6.Метод объемов Используют вспомогательную пирамиду, высота которой есть искомое расстояние между двумя

Слайд 12Методы нахождения расстояний между скрещивающимися прямыми.
7.Метод координат

Уравнение плоскости ax+by+cz+d=0,
Проходящей через точки

A1,B,D.
Решаем систему относительно a,b,c,d:

 

(A1)
(B)
(D)

 

ρ(DA1,CD1) = 2

Методы нахождения расстояний между скрещивающимися прямыми.7.Метод координатУравнение плоскости ax+by+cz+d=0,Проходящей через точки A1,B,D.Решаем систему относительно a,b,c,d: (A1)(B)(D)  ρ(DA1,CD1) =

Слайд 13

Какие следствия можно сформулировать?

K
L
Отрезок с концами на двух скрещивающихся прямых

одновременно перпендикулярный им и есть расстояние между этими прямыми

K1

L1


Этот отрезок равен расстоянию от одной из скрещивающихся прямых до параллельной ей плоскости в которой лежит другая прямая

Какие следствия можно сформулировать?KLОтрезок с концами на двух скрещивающихся прямых одновременно перпендикулярный им и есть расстояние

Слайд 14
Теорема

O
Диагональ куба перпендикулярна каждой диагонали грани куба, скрещивающейся с ней
Доказательство:

AC⊥BB1D1D, отсюда AC ⊥ любой прямой плоскости BB1D1D


ТеоремаOДиагональ куба перпендикулярна каждой диагонали грани куба, скрещивающейся с нейДоказательство: AC⊥BB1D1D, отсюда AC ⊥ любой прямой

Слайд 15

Следствие теоремы. Задача.

O
M
Рассмотрим треугольники BB1D и OMD. Из их подобия

следует OM/BB1=OD/B1D

OM=BB1⋅OD/B1D=a/√6

Найдите расстояние между скрещивающимися диагональю куба и диагональю его грани.

Решение. Треугольник BB1D перпендикулярен AC. Отрезок OM ⊥ B1D, будет перпендикулярен и AC . OM - расстояние между AC и B1D.

Следствие теоремы. Задача.OMРассмотрим треугольники BB1D и OMD. Из их подобия следует OM/BB1=OD/B1DOM=BB1⋅OD/B1D=a/√6Найдите расстояние между скрещивающимися диагональю

Слайд 16

Второй урок
Обобщение.Три типовых случая определения расстояния между скрещивающимися прямыми
Общий перпендикуляр к

обеим прямым (единственный!)

Перпендикуляр от одной из прямых до параллельной плоскости, в которой расположена другая прямая, конец которого не обязательно лежит на прямой!

Перпендикуляр между параллельными плоскостями в которых лежат скрещивающиеся прямые, концы которого не обязательно лежат на прямых!

Второй урокОбобщение.Три типовых случая определения расстояния между скрещивающимися прямымиОбщий перпендикуляр к обеим прямым (единственный!)Перпендикуляр от одной из

Слайд 17


Проблема: Как найти плоскость с одной прямой, параллельную другой скрещивающейся

прямой ?

Достаточно провести через одну из скрещивающихся прямых прямую линию, параллельную другой скрещивающейся


Заметим, что отрезок соединяющий точки пересечения пар параллельных прямых не равен расстоянию между скрещивающимися прямыми!

Проблема: Как найти плоскость с одной прямой, параллельную другой скрещивающейся прямой ?Достаточно провести через одну из

Слайд 18
Типовые задачи
Чаще других возникают задачи с перпендикулярными скрещивающимися прямыми.
К

этому типу относится уже рассмотренная задача о расстоянии между диагональю куба и скрещивающейся диагональю его грани.

Стандартный прием решения этих задач заключается в проведении плоскости, в которой лежит одна прямая, перпендикулярно другой скрещивающейся прямой


Типовые задачиЧаще других возникают задачи с перпендикулярными скрещивающимися прямыми. К этому типу относится уже рассмотренная задача

Слайд 19
Второй урок
Решение задач
Дан куб ABCDA1B1C1D1 с длиной ребра AB=a. Найдите расстояние

между прямыми AD и D1 M, где M – середина ребра DC

Плоскость грани DD1C1C перпендикулярна ребру AD. Из точки D опустим перпендикуляр DK на D1 M. Треугольники DD1M и DKM подобны с коэффициентом подобия 1/2. DK=D1M/2=a⋅√5/2



M

K

Второй урокРешение задачДан куб ABCDA1B1C1D1 с длиной ребра AB=a. Найдите расстояние между прямыми AD и D1 M,

Слайд 20

Решение задач
Дан куб ABCDA1B1C1D1 с длиной ребра AB=a. Найдите расстояние

между прямыми BD и O1 M, где M – середина AO, O и O1 – центры граней ABCD и A1B1C1D1, соответственно

Диагональная плоскость AA1C1C перпендикулярна прямой BD. Из точки O опустим перпендикуляр OK на O1 M. Треугольники OO1M и OKM подобны. OK=OO1⋅OM/O1M =a/3 (по теореме Пифагора O1M=3/2√2, OM=1/2√2)



O1

K

M

O

Решение задачДан куб ABCDA1B1C1D1 с длиной ребра AB=a. Найдите расстояние между прямыми BD и O1 M,

Слайд 21


Прием параллельных плоскостей
Дан куб ABCDA1B1C1D1 с длиной ребра AB=a. Найдите

расстояние между скрещивающимися диагоналями AC и A1 B смежных граней ABCD и AA1B1B

Проведем диагональ D1C||A1B, получим треугольник AD1C||A1B, проведем диагональ A1C1||AC, получим треугольник A1BC1||AC


O1

K

M

O


M

N

Плоскости треугольников AD1C и A1BC1 параллельны и перпендикулярны плоскости BB1D1D


Прием параллельных плоскостейДан куб ABCDA1B1C1D1 с длиной ребра AB=a. Найдите расстояние между скрещивающимися диагоналями AC и

Слайд 22



Прием параллельных плоскостей

O1
K
M
O

M
N
Рассмотрим сечение куба плоскостью BB1D1D. Искомое расстояние MN

по теореме Фалеса равно 1/3 диагонали B1D: MN=a/√3




M

N

B

B1

D1

D

O1

O

Замечание. Перпендикулярность B1D к B1O и OD1 следует из доказанной теоремы на первом уроке.

Прием параллельных плоскостейO1KMOMNРассмотрим сечение куба плоскостью BB1D1D. Искомое расстояние MN по теореме Фалеса равно 1/3 диагонали

Слайд 23


Обобщение приемов определения расстояний между скрещивающимися прямым
Проблема. Даже в

случае, если определены параллельные плоскости, в которых лежат прямые, часто трудно найти расстояние между ними –необходимо еще провести третью перпендикулярную плоскость



Для решения проблемы достаточно провести эту плоскость перпендикулярно к одной из прямых!

Обобщение приемов определения расстояний между скрещивающимися прямым Проблема. Даже в случае, если определены параллельные плоскости, в

Слайд 24


Задача на обобщение приема

Проведем через точку A прямую параллельную

BM. Из точки B опустим на неё перпендикуляр BK.

A

B

C

M

D

K

N


По теореме о трех перпендикулярах DK ⊥ AK и треугольник DBK ⊥ треугольнику ADK , в которой лежит прямая AD.

Прямая BM находится на расстоянии BN от плоскости ADK, равном длине перпендикуляра BN к DK!

Задача на обобщение приема Проведем через точку A прямую параллельную BM. Из точки B опустим на

Слайд 25


Задача на обобщение приема

A
B
C
M
D
K
N

Вычислим длину отрезка BN через площадь

DBK и длину DK.

SDBK =a2/4, DK=√5∙a/2, BN=2⋅ SDBK /DK BN=a/ √5

Задача на обобщение приема ABCMDKNВычислим длину отрезка BN через площадь DBK и длину DK. SDBK =a2/4,

Слайд 26

Рефлексия. Осмысление обобщенного приема

Если не проходят более элементарные приемы,

то последний способ часто оказывается решающим.

A

B

M

D

Идея этого приема связана с двумя дополнительными объектами: а) плоскостью, в которой лежит одна из прямых. б) перпендикуляром к ней, через который проходит вторая прямая.

Запомните последнюю картинку!

Рефлексия. Осмысление обобщенного приема Если не проходят более элементарные приемы, то последний способ часто оказывается решающим.ABMDИдея

Слайд 27

Ориентировочная основа обобщенного приема
Первый этап: через точку A прямой

проводим прямую параллельно BM

A

B

M

D

Второй этап: из точки B опустим перпендикуляр до пересечения с прямой AE

E

K

Третий этап: в прямоугольном треугольнике DBK опустим перпендикуляр BN на DK. Его длина и будет равна расстоянию между прямыми AD и BM


N

Ориентировочная основа обобщенного приема Первый этап: через точку A прямой проводим прямую параллельно BMABMDВторой этап: из

Слайд 28

Как найти точки на скрещивающихся прямых AD и BM, ближайшие

друг к другу?

Через точку N проводим прямую параллельно BM до пересечения с прямой AD в точке L (в плоскости треугольника ADK).

A

B

M

D

E

K

Прямоугольный треугольник DBK переносим параллельно вдоль прямой на отрезок NL. Новые положения точек B и N будут ближайшими друг к другу точками прямых AD и BM


N

L

Как найти точки на скрещивающихся прямых AD и BM, ближайшие друг к другу? Через точку N

Слайд 29


Задача на закрепление обобщеннного способа
В кубе с длиной ребра a=5

на ребрах AD и D1C взяты точки K и M, соответственно. Найдите расстояние между прямыми A1K и D1M, если AK=4 и DM=3.

M

K

E

H

N

Решение. Через точку E пересечения A1K c D1D проведем прямую || D1M. Из точки D1 на неё опустим перпендикуляр до пересечения в точке F. Высота D1N треугольника A1D1F и дает искомое расстояние.


F

Задача на закрепление обобщеннного способаВ кубе с длиной ребра a=5 на ребрах AD и D1C взяты

Слайд 30


Решение задачи на закрепление
M
K
E
H
N
Вычисления. D1H=DM⋅D1E/D1D=3⋅5/4=15/4. EH2=A1D12+D1F2=25⋅27/4. EH=45√3/2. SHD1E=225/8.

F
D1F=2⋅SHD1E/EH=5/√3. A1F2=AD12+D1F2=25+25/3.

A1F=10/√3. SA1D1F=25/(2√3). D1N=2⋅SH1D1F/A1F=25/10=5/2.

Оценка ответа на смысл. D1N=2,5

Решение задачи на закреплениеMKEHNВычисления. D1H=DM⋅D1E/D1D=3⋅5/4=15/4. EH2=A1D12+D1F2=25⋅27/4. EH=45√3/2. SHD1E=225/8. FD1F=2⋅SHD1E/EH=5/√3. A1F2=AD12+D1F2=25+25/3. A1F=10/√3. SA1D1F=25/(2√3). D1N=2⋅SH1D1F/A1F=25/10=5/2. Оценка ответа на

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть