Слайд 1«Математические смыслы в содержании учебного предмета географии».
Гаврилова Наталья Александровна
учитель географии
МБОУ
«Школа №87»
2017г.
Слайд 2Метапредметный подход
Основная мировоззренческая идея – школа должна в первую очередь учить
детей мыслить – причем всех детей, без всякого исключения
С точки зрения содержания метапредметность – это идея рефлексивности по отношению к предметности
Метапредметность – это новая образовательная форма, которая накладывается на традиционные учебные предметы и позволяет работать с фундаментальными образовательными объектами, носящими универсальный характер
Условием реализации метапредметного подхода является предоставление учащимся прежде всего возможности познания реального образовательного объекта, и лишь затем — знакомство со знаниями человечества о нем.
Слайд 3Цели метапредметного подхода
Предметная цель – формирование у учащихся конкретных знаний (понятий,
правил, законов), умений объяснять и применять эти знания, действовать продуктивно в изучаемой области.
- Метапредметная цель – расширение опыта творческой деятельности учащихся по отношению к образовательному стандарту по предмету, формирование мировозренческих установок, ценностных, культурологических позиций.
- Методологическая цель – овладение навыками самоорганизации учебной деятельности, умениями целеполагания и планированиями, рефлексивными действиями, развитие навыков кооперации в обучении, освоение техники ведения дискуссий.
Слайд 4МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ГЕОГРАФИИ
Применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной
жизни, в учебной деятельности на метапредметном уровне
Владение всеми видами речевой деятельности.
Коммуникативно
целесообразное взаимодействие с людьми, совместной деятельности;
овладение национально-культурными нормами
Слайд 5Ожидаемые результаты
С точки зрения развития мотивационных, инструментальных ресурсов личности
Личностные результаты –
сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся – к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности.
Метапредметные результаты – освоенные обучающимися способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.
Предметные результаты выражаются в усвоении обучаемыми конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельных учебных предметов.
Слайд 6В настоящее время, пожалуй, нет необходимости доказывать важность межпредметных связей в
процессе преподавания. Они способствуют лучшему формированию отдельных понятий внутри отдельных предметов, групп и систем, так называемых межпредметных понятий, полное представление о которых невозможно дать учащимся на уроках какой-либо одной дисциплины.
Одна из задач современного учителя - выявить и показать ученику межпредметные связи на конкретных примерах. Это крайне важное условие для построения качественной системы образования. Ведь от комплексности знания напрямую зависит эффективность его применения для решения практических задач.
Слайд 7МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ
ВНУТРИЦИКЛОВЫЕ
(МАТЕМАТИКА, ФИЗИКА, ИНФОРМАТИКА)
МЕЖЦИКЛОВЫЕ (МАТЕМАТИКА – ГЕОГРАФИЯ, ХИМИЯ И Т.Д.)
Слайд 8 Математика и география.
Казалось бы, как две эти
науки взаимосвязаны между с собой? Некоторые ученые до сих пор скептически относятся к симбиозу этих двух наук. Первое использование математических методов относят к временам Эратосфена. Тогда «Царица наук» использовалась для вычисления астрономических и геодезических задач. В эпоху Великих географических открытий математика также не имела популярности среди географов, так как основной чертой этого времени было непосредственно изучение и открытие новых территорий.
Слайд 9Внедрение математических методов в решение географических задач не являлось каким-то новаторством,
присущим именно для нынешнего времени. Математизация географии произошла уже давно, имев немного другую направленность.
Пик изучения математики через науку географию приходится на 1950—1960 гг. Для многих ученых применение математических алгоритмов в географии явилось новым направлением в данной дисциплине.
Слайд 10Примеры использования математики в географии.
при изучении темы План местности» учащиеся рассматривают
и определяют расстояние по карте при помощи масштаба, измеряют азимут с помощью транспортира;
Слайд 11при изучение темы « Атмосфера», учащиеся рассматривают и строят столбчатые и
круговые диаграммы, графики зависимости температуры от времени года, вычисляют амплитуды температур воздуха;
Слайд 12при изучении темы «Географические координаты», учащиеся усваивают понятие о координатах точек
плоскости;
Слайд 13при изучении темы «Реки России», учащиеся учатся определять тип водного режима
по распределению расхода воды в течении года, графики распределения расхода воды - графики функций;
Слайд 14при изучении темы «Рельеф», учащиеся вычисляют высоты гор по температурным показателям;
Слайд 15при изучении темы «Население», учащиеся строят круговые диаграммы, вычисляют среднюю плотность
населения, вычисляют количество жителей населённых пунктов и т.д.
Слайд 16Итак, взаимосвязь математики и географии можно выразить так:
ОСОБАЯ ВЗАИМОСВЯЗЬ
МАТЕМАТИКА
ГЕОГРАФИЯ
1.Термины.
2.Основные законы.
3.Простейшие
основы.
1.Исследования.
2.Вычисления.
3.Измерения.
Слайд 17Таким образом, две великие науки - математика и география, имеют между
собой «особые отношения».
Отношения между математикой и географией можно назвать очень близкими. Так, научить человека пользоваться географической картой или планом местности без элементарных математических знаний и навыков невозможно. Связь математики с географией проявляется в существовании так называемых географических задач.
Сколько новых знаний открывает для нас математика в географии. Всё-таки, я считаю, что математизация географии это новые двери, за которыми спрятан огромный кладезь знаний, которые нам ещё необходимо изучить.
Слайд 18Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться
дальше без помощи учителя.
(Элберт Хаббард)