Слайд 1Жизнь и быт народов
Крайнего Севера
Дубков Иван Андреевич
Ученик 7 «А» класс
МБОУ
«Лицей №87
им. Л.И. Новиковой»
Учитель: Ронжина Светлана Геннадьевна
Слайд 2Разнообразие форм и проявлений уклада и культур народов Севера уникально. Три
сотни тысяч человек сохраняют этнические и локальные особенности около двух сотен различных говоров и языков. Каждый из языков, называемых по имени перечисленных сорока народов Севера, делится на несколько локальных наречий и говоров или диалектов. Так,
в языке чукчей лингвисты различают 5 диалектов, в языке коряков 7 диалектов, и это народы, живущие компактно. В языке эвенков, проживающих в 11 субъектах Российской Федерации, на просторах от Енисея до Камчатки насчитывается более 30 говоров.
Слайд 3Самую обширную территорию после русских занимают эвенки (тунгусы) – от монгольского
тунг — «лесные», либо якутского тот уос — «люди с мерзлыми губами», т.е. говорящие на непонятном языке.
Слайд 4 Человек, согласно традиционным представлениям эвенков, имел несколько душ, и все
они требовали заботы и пищи: душа-тело в облике птички, душа-жизнь — дыхание, кровь, душа-тень — двойник, образ. Болезнь считали результатом деятельности злого духа, который украл одну из душ больного или проник внутрь его тела. Поэтому шаману необходимо было заставить духа выйти из тела или отобрать у него душу больного. Он совершал обряд добывания души-тела, использовал магические средства — выкуривание, перенос болезни на соломенную фигуру с последующим ее сожжением.
Тунгусских шаманов считали самыми сильными в Сибири, к их помощи прибегали соседние народы.
Слайд 5Наиболее популярны у эвенков мифы и сказки о животных. Центральная фигура
эвенкийской мифологии - медведь – главное божество, прародитель эвенков. Бытовые сказки отражают отношения в семье, возникающие в ней конфликты.
Слайд 6Ненцы – коренные жители тундры и лесотундры. Слово ненэцъ означает «человек»
или ненэй ненэць — «настоящий человек». Традиционное занятие ненцев — оленеводство.
Национальные особенности этой отрасли: круглогодовой выпас животных под надзором пастухов и оленегонных собак, санный способ езды на оленях. В легковые нарты запрягают «веером» от трех до семи оленей.
Слайд 7 К условиям кочевого образа жизни приспособлено разборное
жилище — чум. В центре чума раньше разжигали костер, сейчас растапливают железную печь. Над очагом укрепляли планку с крюком для чайника или котла, по обе стороны от него — спальные места, а против входа — предметы языческого культа.
Слайд 8Выделкой шкур оленей и пушных зверей, пошивом одежды, сумок, покрышек чума
занимаются женщины. Одежды и утварь богато украшают меховой мозаикой (из камусов белого и темного цвета), плетут украшения из бисера, вышивают подшейным волосом оленя, вырезают по дереву.
В комплект традиционной мужской одежды входит глухая просторная рубаха из оленьих шкур мехом внутрь с капюшоном (малица), штаны из камуса.
Обувь - сапоги из камуса мехом наружу и чулки мехом внутрь.
Слайд 9Женская одежда в отличие от мужской распашная. В старину ее делали
из шкурок лесных зверей с опушкой по подолу из собачьего меха. Позднее стали шить из оленьих шкур, с воротником из меха песца или рыжей лисицы. Полы одежды не запахивают, а завязывают ремешками из замши или тесемками и украшают орнаментированными вставками белого и темного меха.
Слайд 10Верховным небесным божеством ненцы признавали Нума — он управлял миром при
помощи других божеств и духов, а его жена Я-небя — Мать Земля — старуха-покровительница, рождающая и хранящая все живое, оберегала дом, семью и очаг. Противником Нума выступает Нга — воплощенное мировое зло, дух подземного мира, божество, посылающее болезни и смерть. Каждое озеро, промысловое урочище имело своих духов-хозяев. Им приносили в жертву оленей, делали подношения (кусочки сукна, монеты, табак), чтобы духи даровали здоровье, удачу в оленеводстве и промысле. На священных местах, которыми могли быть камни, утесы, рощи, ставили идолов в виде человекообразных фигур.
Слайд 11 Самый северный народ нашей страны, живущий в таймырской тундре, выше
72-й параллели – это нганасаны.
Термин «нганасаны» образован от шанаса - «человек», «мужчина». Традиционную одежду шили из оленьих шкур.
Слайд 12Одежду украшали аппликацией в виде геометрических орнаментов, по которым определяли, к
какой социальной или возрастной группе относится ее обладатель. Украшение одежды — трудоемкий процесс, поэтому аппликации спарывали со старых вещей и использовали несколько раз.
Слайд 13Шаманство северных народов тесно связано с древними религиозными представлениями. Обычно звание
шамана передавалось мужчине или женщине по наследству. В настоящее время одежда шамана с подвесками и железной «короной» на голове сохранилась только на Енисее.
Атрибуты шамана
Бубен шамана
Слайд 14У каждого шамана был особый набор культовых предметов: изображения духов-помощников и
ездовых животных, а также бубен с рукоятью на внутренней стороне и колотушкой. Свои атрибуты он хранил на специальных священных нартах.
Слайд 15Нганасаны владели искусством гравировки по мамонтовой кости, инкрустации и штамповки металла,
окраски кожи и узорного шитья подшейным волосом оленя.
Слайд 16Заключение
Изучив историю и культуру коренного населения Севера нашей страны, я могу
сделать вывод, что оно является малочисленным и малоизученным населением, что его культура находится на грани исчезновения, вымирания. Народы севера вынуждены приспосабливаться к новым условиям существования, к новому образу жизни. Под давлением пришлых народов они в некоторой степени стали забывать о своих традициях и обычаях. В условиях глобализации они стараются стать современными, при этом часто теряя корни своей истории. Они перенимают не всегда самый хороший опыт и поэтому часто становятся неестественными, например, как не привычно видеть ненца не в малице, а в современной одежде, сидящего не на нартах, а на буране. Я понимаю, что таковы условия жизни, но становится очень жалко, что представители народов Крайнего Севера, сопоставляя давние традиции с современным образом жизни, выбирают последний, при этом утрачивают исторические корни, свою самобытность, в современных условиях они не могут оставаться прежними.
Я считаю, что русскоязычному населению необходимо вспомнить о том, что они живут на земле ненцев, поэтому они обязаны помочь сохранить историю, самобытность, обычаи и традиции народов севера.