Презентация, доклад на тему Жизнь и быт народов Крайнего Севера

Содержание

Разнообразие форм и проявлений уклада и культур народов Севера уникально. Три сотни тысяч человек сохраняют этнические и локальные особенности около двух сотен различных говоров и языков. Каждый из языков, называемых по имени перечисленных сорока народов Севера,

Слайд 1Жизнь и быт народов Крайнего Севера
Дубков Иван Андреевич
Ученик 7 «А» класс
МБОУ

«Лицей №87
им. Л.И. Новиковой»

Учитель: Ронжина Светлана Геннадьевна

Жизнь и быт народов  Крайнего СевераДубков Иван АндреевичУченик 7 «А» классМБОУ «Лицей №87 им. Л.И. Новиковой»Учитель:

Слайд 2Разнообразие форм и проявлений уклада и культур народов Севера уникально. Три

сотни тысяч человек сохраняют этнические и локальные особенности около двух сотен различных говоров и языков. Каждый из языков, называемых по имени перечисленных сорока народов Севера, делится на несколько локальных наречий и говоров или диалектов. Так, в языке чукчей лингвисты различают 5 диалектов, в языке коряков 7 диалектов, и это народы, живущие компактно. В языке эвенков, проживающих в 11 субъектах Российской Федерации, на просторах от Енисея до Камчатки насчитывается более 30 говоров. 
Разнообразие форм и проявлений уклада и культур народов Севера уникально. Три сотни тысяч человек сохраняют этнические и

Слайд 3Самую обширную территорию после русских занимают эвенки (тунгусы) – от монгольского

тунг — «лесные», либо якутского тот уос — «люди с мерзлыми губами», т.е. говорящие на непонятном языке.
Самую обширную территорию после русских занимают эвенки (тунгусы) – от монгольского тунг — «лесные», либо якутского тот

Слайд 4 Человек, согласно традиционным представлениям эвенков, имел несколько душ, и все

они требовали заботы и пищи: душа-тело в облике птички, душа-жизнь — дыхание, кровь, душа-тень — двойник, образ. Болезнь считали результатом деятельности злого духа, который украл одну из душ больного или проник внутрь его тела. Поэтому шаману необходимо было заставить духа выйти из тела или отобрать у него душу больного. Он совершал обряд добывания души-тела, использовал магические средства — выкуривание, перенос болезни на соломенную фигуру с последующим ее сожжением.

Тунгусских шаманов считали самыми сильными в Сибири, к их помощи прибегали соседние народы.

Человек, согласно традиционным представлениям эвенков, имел несколько душ, и все они требовали заботы и пищи: душа-тело

Слайд 5Наиболее популярны у эвенков мифы и сказки о животных. Центральная фигура

эвенкийской мифологии - медведь – главное божество, прародитель эвенков. Бытовые сказки отражают отношения в семье, возникающие в ней конфликты.
Наиболее популярны у эвенков мифы и сказки о животных. Центральная фигура эвенкийской мифологии - медведь – главное

Слайд 6Ненцы – коренные жители тундры и лесотундры. Слово ненэцъ означает «человек»

или ненэй ненэць — «настоящий человек». Традиционное занятие ненцев — оленеводство.

Национальные особенности этой отрасли: круглогодовой выпас животных под надзором пастухов и оленегонных собак, санный способ езды на оленях. В легковые нарты запрягают «веером» от трех до семи оленей.

Ненцы – коренные жители тундры и лесотундры. Слово ненэцъ означает «человек» или ненэй ненэць — «настоящий человек».

Слайд 7 К условиям кочевого образа жизни приспособлено разборное

жилище — чум. В центре чума раньше разжигали костер, сейчас растапливают железную печь. Над очагом укрепляли планку с крюком для чайника или котла, по обе стороны от него — спальные места, а против входа — предметы языческого культа.
К условиям кочевого образа жизни приспособлено разборное жилище — чум. В центре чума

Слайд 8Выделкой шкур оленей и пушных зверей, пошивом одежды, сумок, покрышек чума

занимаются женщины. Одежды и утварь богато украшают меховой мозаикой (из камусов белого и темного цвета), плетут украшения из бисера, вышивают подшейным волосом оленя, вырезают по дереву.


В комплект традиционной мужской одежды входит глухая просторная рубаха из оленьих шкур мехом внутрь с капюшоном (малица), штаны из камуса.

Обувь - сапоги из камуса мехом наружу и чулки мехом внутрь.

Выделкой шкур оленей и пушных зверей, пошивом одежды, сумок, покрышек чума занимаются женщины. Одежды и утварь богато

Слайд 9Женская одежда в отличие от мужской распашная. В старину ее делали

из шкурок лесных зверей с опушкой по подолу из собачьего меха. Позднее стали шить из оленьих шкур, с воротником из меха песца или рыжей лисицы. Полы одежды не запахивают, а завязывают ремешками из замши или тесемками и украшают орнаментированными вставками белого и темного меха.
Женская одежда в отличие от мужской распашная. В старину ее делали из шкурок лесных зверей с опушкой

Слайд 10Верховным небесным божеством ненцы признавали Нума — он управлял миром при

помощи других божеств и духов, а его жена Я-небя — Мать Земля — старуха-покровительница, рождающая и хранящая все живое, оберегала дом, семью и очаг. Противником Нума выступает Нга — воплощенное мировое зло, дух подземного мира, божество, посылающее болезни и смерть. Каждое озеро, промысловое урочище имело своих духов-хозяев. Им приносили в жертву оленей, делали подношения (кусочки сукна, монеты, табак), чтобы духи даровали здоровье, удачу в оленеводстве и промысле. На священных местах, которыми могли быть камни, утесы, рощи, ставили идолов в виде человекообразных фигур.

Верховным небесным божеством ненцы признавали Нума — он управлял миром при помощи других божеств и духов, а

Слайд 11 Самый северный народ нашей страны, живущий в таймырской тундре, выше

72-й параллели – это нганасаны.

Термин «нганасаны» образован от шанаса - «человек», «мужчина». Традиционную одежду шили из оленьих шкур.

Самый северный народ нашей страны, живущий в таймырской тундре, выше 72-й параллели – это нганасаны. Термин

Слайд 12Одежду украшали аппликацией в виде геометрических орнаментов, по которым определяли, к

какой социальной или возрастной группе относится ее обладатель. Украшение одежды — трудоемкий процесс, поэтому аппликации спарывали со старых вещей и использовали несколько раз.
Одежду украшали аппликацией в виде геометрических орнаментов, по которым определяли, к какой социальной или возрастной группе относится

Слайд 13Шаманство северных народов тесно связано с древними религиозными представлениями. Обычно звание

шамана передавалось мужчине или женщине по наследству. В настоящее время одежда шамана с подвесками и железной «короной» на голове сохранилась только на Енисее.

Атрибуты шамана

Бубен шамана

Шаманство северных народов тесно связано с древними религиозными представлениями. Обычно звание шамана передавалось мужчине или женщине по

Слайд 14У каждого шамана был особый набор культовых предметов: изображения духов-помощников и

ездовых животных, а также бубен с рукоятью на внутренней стороне и колотушкой. Свои атрибуты он хранил на специальных священных нартах.

У каждого шамана был особый набор культовых предметов: изображения духов-помощников и ездовых животных, а также бубен с

Слайд 15Нганасаны владели искусством гравировки по мамонтовой кости, инкрустации и штамповки металла,

окраски кожи и узорного шитья подшейным волосом оленя.
Нганасаны владели искусством гравировки по мамонтовой кости, инкрустации и штамповки металла, окраски кожи и узорного шитья подшейным

Слайд 16Заключение
Изучив историю и культуру коренного населения Севера нашей страны, я могу

сделать вывод, что оно является малочисленным и малоизученным населением, что его культура находится на грани исчезновения, вымирания. Народы севера вынуждены приспосабливаться к новым условиям существования, к новому образу жизни. Под давлением пришлых народов они в некоторой степени стали забывать о своих традициях и обычаях. В условиях глобализации они стараются стать современными, при этом часто теряя корни своей истории. Они перенимают не всегда самый хороший опыт и поэтому часто становятся неестественными, например, как не привычно видеть ненца не в малице, а в современной одежде, сидящего не на нартах, а на буране. Я понимаю, что таковы условия жизни, но становится очень жалко, что представители народов Крайнего Севера, сопоставляя давние традиции с современным образом жизни, выбирают последний, при этом утрачивают исторические корни, свою самобытность, в современных условиях они не могут оставаться прежними.
Я считаю, что русскоязычному населению необходимо вспомнить о том, что они живут на земле ненцев, поэтому они обязаны помочь сохранить историю, самобытность, обычаи и традиции народов севера.

ЗаключениеИзучив историю и культуру коренного населения Севера нашей страны, я могу сделать вывод, что оно является малочисленным

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть