Слайд 1Технология проектного обучения
Слайд 2Проект – замысел переустройства того или иного участка действительности согласно опре-делённым
правилам.
Проектность – определяющая черта совре-менного мышления.
Проектное мышление, проектная деятель-ность – процесс обобщённого и опосредован-ного познания действительности, в ходе кото-рого человек использует технологические, технические, экономические и другие знания для выполнения проектов по созданию куль-турных ценностей.
Слайд 3Метод проектов зародился во второй половине
XIX-го века в сельскохозяйственных школах
США. Основоположниками метода проектов считают американского философа, педагога, психолога
Джона Дьюи (1859-1952)
и его ученика
Уильяма Херда Килпатрика
(1871-1965).
Слайд 4Внедрение идей Дж. Дьюи его ученик и последователь В.Х. Килпатрик предложил
вести через «метод проектов» – выполнение детьми конкретных заданий.
Метод проектов сам его основоположник определил как «…метод планирования целесообразной (целеустремлённой) деятельности в связи с разрешением какого-нибудь учебно-школьного задания в реальной жизненной обстановке».
Слайд 5В.Х. Килпатрик предложил первую
классификацию проектов.
Он выделял:
- производственный проект: «выполнение какой-нибудь
производственной задачи»;
- потребительский проект: «использование чего-нибудь для наслаждения»;
- проект разрешения проблем: «разрешать проблемы или какие-нибудь интеллектуа-льные затруднения».
Слайд 6Анализируя внедрение в педагогическую практику метода проектов,
В.Х. Килпатрик выделил его
основной недостаток:
«…он не всегда применим, потому что не всегда бывает возможно пробудить у ребёнка достаточно сильные целеустремления».
Слайд 7Главные идеи американских учёных состоят в следующем:
с большим увлечением выполня-ется
ребенком только та деятель-ность, которая им выбрана свобод-но самим;
деятельность строится не в русле учебного предмета;
опора на сиюминутные увлечения детей;
истинное обучение никогда не бывает односторонним, важны и побочные сведения и др.
Слайд 8Исходный лозунг основателей системы проектного обучения –
«Все из жизни, все
для жизни».
Поэтому проектный метод предполагал изначально использование окружающей жизни как лаборатории, в которой и происходит процесс познания.
Слайд 9В российской педагогике проектный метод в обучении тесно связан с именами
П.П. Блонского (1884-1941),
А. С. Макаренко (1888-1939),
С. Т. Шацкого (1878-1934), которого очень заинтересовал практико-ориентированный подход.
Слайд 10Блонский
Павел
Петрович
Шацкий
Станислав
Теофилович
Мака́ренко
Анто́н Семёнович
Слайд 11С.Т. Шацкий утверждал, что вся деятельность ребёнка должна исходить от него
самого, из его интересов и воли, от его инстинкта к исследовательской деятельности.
С. Т. Шацкий подчёркивал, что к исследованию ребёнка побуждает жизненная необходимость, могучий инстинкт, доставшийся ему по наследству от предыдущих поколений.
Слайд 12В послереволюционное время метод проектов широко применялся в школах по личной
инициативе Н. К. Крупской. Но достаточно широкого распространения он не получил, так как не был осмыслен педагогами и выродился в бригадный метод.
Слайд 13Темы проектов
(из опыта работы московских школ»,1931 г.):
«Поможем колхозу подготовить семена
для посева».
«Поможем устроить детскую площадку».
«Примем участие в антипасхальной компании».
«Борьба за зелёную площадь».
«Смотр соцсоревнования».
Слайд 14В 1931 г. Постановлением ЦК ВКП(б) метод проектов был осужден как
чуждый советской школе и не использовался
вплоть до конца 80-х годов.
Слайд 15Теоретическая основа внедрения метода проектов в России разработана в трудах
Полат
Евгении Семёновны.
Слайд 16Основной тезис или девиз современного понимания метода проектов:
«Всё, что я познаю,
я знаю,
для чего мне надо и где и как
я могу эти знания применить».
Слайд 17
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОЗИЦИИ
Принцип гуманизма: в центре внимания ученик, развитие его творческих способ-ностей.
Принцип
личной заинтересованности ученика в теме проекта.
Деятельностный подход.
Индивидуальная работа над проектом обеспечивает выход каждого ученика на свой уровень развития.
Слайд 18
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОЗИЦИИ
Принцип сотрудничества учеников и учи-теля при решении разнообразных проб-лем.
Принцип чёткого
осознания учителем и учеником, что они делают и зачем. Глубо-кое, осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за счёт универсального их использования в разных ситуациях.
Принцип уважения к иной точке зрения.
Слайд 19
ТИПЫ УЧЕБНЫХ ПРОЕКТОВ
Исследовательские
Творческие
Информационные
Социально значимые
Слайд 20
ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ
Стимулирование мотивации детей на приобретение знаний.
Включение всех учащихся
в режим са-мостоятельной работы.
Самостоятельное приобретение недос-тающих знаний из разных источников.
Развитие способности применять знания к жизненным ситуациям.
Слайд 21
ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ
Развитие способностей к аналитическо-му, критическому и творческому мышле-нию
учеников и учителя.
Развитие исследовательских умений: анализа (выявление проблем, сбор информации), наблюдения, построение гипотез, экспериментирования, обобще-ния.
Слайд 22
ПО ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ ПРОЕКТЫ БЫВАЮТ
Краткосрочные проекты(2-6 часов)
Среднесрочные проекты (12-15 часов)
Долгосрочные (четверть, триместр,
полугодие, год) проекты, требующие времени для поиска материала, его анализа и т.д.
Слайд 30Низкая мотивация учителей к использованию данной технологии.
Низкая мотивация учащихся к участию
в проекте.
Недостаточный уровень сформированности у школьников умений исследовательской деятельности.
Нечёткость определения критериев оценки отслеживания результатов работы над проек-том.
Ограничения в использовании технологии
Слайд 31Владение способов познавательной деятельности.
Умение использовать различные источники информации, методы исследования и
т.д.
Коммуникативные и адаптивные качества: умение работать в сотрудничестве, принимать чужое мнение, противостоять трудностям.
Самоорганизация: умение ставить цель, составлять и реализовывать план, проводить рефлексию, сопоставлять цель и действие.
Критерии оценки результатов проектной деятельности учеников на уроках географии
Слайд 32Вся наша жизнь – череда различных проектов.
Задача учителя уметь самому
и научить ребёнка планировать и успешно реализовывать свои жизненные проекты.
Слайд 34В проекте приняли участие учащиеся 10 а класса:
Аладин Алексей
Перетятько Валерия
Попова Виктория
Рачкаускайте
Инара
Руководитель проекта: учитель географии
Кононенко Валентина Васильевна
Слайд 36Проблемы и перспективы развития электроэнергетики России
Краснознаменск
Слайд 37В проекте принял участие учащийся 10 а класса:
Аладин Алексей
Руководитель проекта: учитель
географии
Кононенко Валентина Васильевна