Слайд 1«Виды и приёмы деятельности для формирования контрольно-оценочных способностей учащихся на уроках
географии»
Учитель географии МКОУ «Анненковской СШ»
Майнского района
Барышова Наталья Петровна
Слайд 2«Успех в учении – единственный источник внутренних сил, рождающий энергию для
преодоления трудностей, желания учиться»
В. А. Сухомлинский
Слайд 3Главная цель урока географии - развитие ребенка
. Учитель должен так организовать
учебный процесс , чтобы у детей было желание учиться , создать такие условия , чтобы в ходе каждого урока формировалась учебная деятельность , которая превращает школьника в субъект , заинтересованного в обучении и саморазвитии .
Ученик на уроке - это полноценный участник различных форм работы .
Учитель на уроке - организатор обстоятельств , в которых ученик , используя все совместные наработки , ведет самостоятельный поиск
. Учитель должен объяснить , показать , намекнуть , подвести к проблеме , создать ситуацию успеха , поощрять , давать уверенность , формировать мотивы учения , закрепить авторитет ученика среди одноклассников.
Слайд 4Ведущая педагогическая идея
Создание ситуаций, способствующих достижению и переживанию успеха учащихся,
как результат, повышения мотивации учебной деятельности.
Слайд 5Методические приёмы и содержание
Слайд 6Защитный лист
Перед каждым уроком на столе лежит ЛИСТ, куда ученик без
объяснения причины может вписать свою фамилию и быть уверенным, что его сегодня не спросят, но, подшивая эти ЛИСТЫ, учитель держит ситуацию под контролем.
Слайд 7Кредит доверия
Оценки ставятся авансом, «в кредит». Это шанс для ученика проявить
себя и доказать свою состоятельность. А для учителя важно дать понять ученику, что в него верят, что есть возможность для достижения успеха, необходимо только что-то сделать по-другому.
Слайд 8Образовательная стратегия
Учитель говорит в начале урока:- Что ты делал, чтобы выполнить
эту работу на «5»? - Расскажи, как ты готовился. Подобные рассказы помогают делиться успешным ученикам своими стратегиями. Дети учат себя сами.
Слайд 9Доволен - недоволен
Учитель говорит:- Сядьте те, кто доволен своей домашней работой.
А тем, кто остался стоять:- А что тебя огорчило? Чем ты недоволен? Учитель радуется и огорчается вместе с ребятами.
Слайд 10Игра в случайность
Учитель вводит в урок элементы случайного выбора. Для
этого можно использовать жребий, вынимать бочонки русского лото с номером учащегося в журнале. Объектом случайного выбора может стать решаемая задача у доски, тема повторения, доклада, вызываемый ученик с домашним заданием в тетради.
Слайд 11Ассоциативное солнышко
На доске учитель записывает ключевое слово изучаемой темы и
вокруг в виде лучей – ассоциации, которые вызывает это слово у каждого учащегося.
Слайд 12Вопросы к теме
Учитель сообщает тему урока, ученики составляют вопросы, ответы на
которые они хотели бы услышать или найти сами.
Слайд 13Получи бонус
В ходе урока любого типа ученик принимает участие в
разного вида работе: опросе, ответ у доски, работа консультантом, ответ по Д/З и т.д. За каждый вид деятельности получает бонус – цветной жетончик.
Слайд 14Лови ошибку!
Ребята ищут ошибку группой, спорят, совещаются. Придя к определенному мнению,
группа выбирает спикера. Спикер оглашает задание и результат его решения перед всем классом..
Слайд 15Составь рассказ
Используя опорные слова, составьте связный рассказ.
Слайд 16Лови ошибку!
Ребята ищут ошибку группой, спорят, совещаются. Придя к определенному мнению,
группа выбирает спикера. Спикер оглашает задание и результат его решения перед всем классом..
Слайд 17Белая ворона
Найти лишний объект. Пример. 8 класс. Тема «Природные зоны».
Перечислены растения, определить лишнее, объяснить причину.
Слайд 18Найти лишний географический объект и дать объяснение выбору.
Пример 1. Бразилия, Аргентина,
Перу, Колумбия, Парагвай ( Парагвай не имеет выход к морю остальные имеют морские порты).
Пример 2. Монголия, Сирия, Албания, Китай, Турция. (Албания, находится в Европе, остальные в Азии).
Слайд 19Ученик получает несколько конвертов с разными адресами и набор карточек, который
надо рассортировать по конвертам. Например, по теме «Гидросфера» ученик получает три конверта. На одном написано «Море», на втором— «Озеро», на третьем — «Река». Рядом лежат 12 карточек, которые ему нужно разложить по конвертам.
Географическая почта
Слайд 20Согласен – не согласен
Ученики пишут в столбик цифры от 1
до 10. Затем учитель зачитывает список из десяти предложений, каждое из которых содержит в себе некоторую законченную мысль. Мысль может быть как истинной, так и ложной.
Слайд 21Дерево мудрости
Внимательно прочитать текст учебника, написать вопрос и прикрепить к
«дереву мудрости». После этого каждый подходит, снимает любой вопрос и отвечает на него..
Слайд 22Гипертекст
Гипертекст – это метод наглядного графического описания понятий и их
смысловые связи, которые можно проследить по направлению стрелок. Проходя по всем возможным направлениям, будут выстраиваться предложения, а в целом должен получиться связный рассказ.
Слайд 23Кластер
Кластер представляет собой запись фраз по ключевому слову, которые на
стадии осмысления, после просмотра текста учебника анализируются и дополняются новыми ассоциациями. На стадии рефлексии учащиеся получают вопросы, ответы на которые они должны искать по кластеру или в тексте учебника..
Слайд 25самооценка
Дается лист или таблица самооценки знаний по определенной теме, где ребенок
самостоятельно оценивает степень усвоения пройденного материала по балльной системе. Шкала оценивания. «+», участвовал в работе – 1 балл, «0», не участвовал в работе – 0 баллов, «-», мешал работе – минус 1 балл.
Слайд 26Трехуровневое задания
Учитель одновременно задает домашнее задание трех уровней. Первый уровень
– обязательный минимум. Второй уровень – задания тренировочные. Его выполняют учащиеся, которые желают хорошо знать предмет и без особой трудности усваивают программу. Третий уровень – творческое задание.
Слайд 27Учитель предлагает школьникам выполнить дома работу по их собственному выбору. Пусть
кто-то решит несколько задач, а кто-то подберет пример или нарисует иллюстрацию к изучаемой теме и т.п. Обычно такое задание можно задавать после проведения контроля.
Идеальное задание
Слайд 283Ученики выполняют творческое домашнее задание по разработке дидактического материала: составить тест
из 5 вопросов, на каждый из которых 4 варианта ответа, или придумать ребус по данной теме..
Творчество работает на будущее