Слайд 1
Урок – место для творчества обучающихся
(из опыта работы преподавателя Корнеева
А. В. ,
ГБОУ СПО МО «Люберецкий политехнический техникум»,
г.п. Красково)
Слайд 3
Творчество – это восхождение к чему-либо новому (ЗУН и К)
(оно может
быть субъективно и объективно ).
Слайд 4
Творчество – это активность, которая проявляется у человека в способности изменять
окружающую действительность в соответствии с собственными потребностями, взглядами, целями.
Слайд 5
«Плохой учитель преподносит истину, хороший
учит её находить».
А. Дистервег (1790 – 1866),
немецкий педагог
Слайд 6
«Ни один наставник не должен забывать, что его главнейшая
обязанность состоит в приучении воспитанников к умственному труду и что эта обязанность более важная, нежели передача самого предмета».
К. Д. Ушинский (1824 – 1870/1871),
русский педагог
Слайд 7
Почему необходимо заниматься творчеством:
Слайд 8
Творчество:
позволяет выпускникам быть более приспособленными (адаптированными) к изменяющимся условиям;
позволяет
ориентироваться в разнообразных ситуациях;
работать в различных коллективах;
вырабатывать такие качества как инициативность, активность, настойчивость, самостоятельность мышления ;
- быть способным к гибкому изменению мышления, т. е. уметь переобучаться и самообучаться (самореализации).
Слайд 9
Творчество – это симбиоз внутренней и
внешней стороны деятельности.
Внешняя сторона проявляется в выполнении определённых заданий, конструктивных решениях и т. п.
Наглядное пособие «Сцепление».
Автор Петрунин М. группа №53, 2008.
Слайд 10
Внутренняя сторона творческой деятельности включает
в себя:
восприятие и осмысление инструктивных указаний;
обдумывание и планирование предстоящей работы;
способы контроля и самоконтроля; мысленный поиск наиболее рациональных способов выполнения работы;
построения предложений, их проверку;
варианты оформления работы (отчётность) и т. п.
Слайд 11
Методы:
- проблемный спор.
Предмет – обществознание.
Группа поваров-кондитеров.
Тема: Истина, критерии истины.
Проблема 1: Что первично теория или практика?
Проблема 2: Что в профессии повара более значимо – вкус или эстетика?
Слайд 12
Методы:
- Метод аналогий.
Предмет – Устройство
автомобилей.
Тема: Порядок работы цилиндров двигателя.
Проблема: освоение методики построения таблицы порядка работы цилиндров двигателя посредством решения задачи на логику.
Слайд 13Последовательность чередования тактов в цилиндрах четырехцилиндрового двигателя
1 – 2 – 4
- 3
Слайд 14Условия задачи:
В купе одного из вагонов поезда
Москва-Одесса ехали москвич, ленинградец, туляк, киевлянин, харьковчанин и одессит. Их фамилии начинались буквами А, Б. В, Г, Д, Е.
В дороге выяснилось, что А и москвич – врачи; Д и ленинградец – учителя, а туляк и В – инженеры. Б и Е – участники ВОВ, а туляк в армии совсем не служил. Харьковчанин старше А, одессит старше В. Б и москвич сошли в Киеве, а В и харьковчанин в Виннице. Определите профессию каждого из этих пассажиров и место жительства каждого их них.
Слайд 16
Методы:
- Метод поисковой деятельности.
Предмет
– Устройство автомобилей.
Тема: Повторение и обобщение знаний по теме: «Устройство двигателя».
Проблема: составить кроссворд по теме.
Слайд 17
Кроссворд – «Двигатель» (1)
Автор кроссворда Отрощенко А. Группа №70, 2009.
Слайд 18
Методы:
- Метод создания эмоционально-нравственной
ситуации.
Предмет – Обществознание.
Тема: Семья как социальный институт. Семья и государство.
Проблема: осознание социокультурного феномена семья; роль и место семьи, а так же взаимодействие семьи с обществом-государством посредством анализа статьи: «Девочка-собака».
Слайд 19
Возможная схема анализа
статьи «Девочка-собака»:
Какие эмоции вызвала у Вас данная статья?
Как вы думаете почему такое стало возможно? Ответ аргументируйте (попытайтесь рассмотреть проблему с разных сторон).
Что необходимо предпринять чтобы подобные ситуации не повторялись?
Слайд 21
После чего учащиеся и
педагог формулируют круг вопросов на которые необходимо ответить на уроке:
Что такое семья?
Основные функции семьи: вчера и сегодня.
Семья и школа: диалог или конфронтация?
Семья и общество-государство: так ли всё безоболочно?
Слайд 22
Методы:
- Метод проблемно-поисковый.
Предмет
- История или обществознание.
Тема: Роль Петра I в модернизации России в начале ХVIII века (по истории). Исторический процесс и его участники (обществознание).
Проблема: освоение методики оценки роли и значимости исторической личности посредством создания формулы оценки участников исторического процесса претендующей на некий универсализм.
Слайд 23
Итогом занятия является выведенная
формула оценки исторической личности (участников исторического процесса):
Х – оценка личности современниками;
У – оценка личности наукой;
Z – оценка собственная;
t – время.
Х + У + Z ≈ i ;
t
Слайд 24
Получается, что все точки над мы расставили! А так
ли это?
Где нами была допущена ошибка?
Ответ: все точки над «i» нельзя расставить, а поэтому необходимо заменить букву «i» букву «I».
Х + У + Z ≈ i ;
t
Х + У + Z ≈ I ;
t
Слайд 25
Методы:
- Метод проблемно-поисковый.
Предмет – обществознание.
Тема: Природа и общество: сходство и различия.
Проблема: осознание всеобщей взаимосвязи в мире на примере управления обществом природными законами.
Слайд 26
Итогом занятия является выведение из формулы нахождения расстояния
(пути) формулы жизни:
Ж – жизненный путь;
V – скорость движения;
t – время.
Так что же зависит в этой жизни лично от каждого из нас?
S=V×t;
Ж=V×t;
Слайд 27
Методы:
- Метод проблемных мини-сочинений;
- Проблемный рассказ;
- Проблемная лекция;
- Проблемнные нагнлядные пособия;
- Исследовательские лабораторные работы;
- Метод развивающего обучения;
- Метод познавательной игры;
- Метод анализа на уроках жизненных ситуаций и т. п.
Слайд 28Методы:
Проект и проектная деятельность.
Учебный проект – это
возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала.
Это деятельность, которая позволит: - проявить себя индивидуально или в группе;
попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу;
показать публично достигнутый результат.
Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной зачастую самим обучающимся.
Слайд 29
Выделяются следующие стадии работы над проектом и определённые роли в деятельности
преподавателя и учащегося
Слайд 30Тумба под бытовую технику.
Автор: Тимофеев А. группа №54, 2008
Слайд 31
Раз проект это деятельность
то в ней можно особо отметить такой метод, как
метод публичного представления результатов – презентация.
Слайд 32
Активно используется преподавателем метод который
можно обозначить как:
- метод профессиональной ориентации учащихся учреждений НПО на занятиях общеобразовательного цикла.
Предмет – всеобщая и Отечественная история.
Преподавателем Корнеевым А. В. в курс истории были введены различные дидактические единицы, отбор которых производился с учётом профессиональной специализации.
Так, для автомехаников была сознательно расширена история технической составляющей человеческой цивилизации. В результате чего в планировании отдельных тем и разделов появились такие пункты как:
- История мирового автопрома;
- История автомобилестроения в России (или в другой какой-либо стране);
- Этапы развития техники;
- История создания автомобиля;
- Руководители стран и их автомобили и т. п.
основном данный материал может быть рассмотрен в таких темах, как экономическое развитие или культурные достижения. Причём материал подаётся либо преподавателем, либо учащимися в виде сообщений, докладов или рефератов.
Слайд 35
Для такой профессии, как мастер столярного и
мебельного производства в процессе изучения истории в разделах, посвящённых культуре той или иной эпохи более подробно рассматривались художественные стили и направления в создании мебели, жилища, развитие новых технологий. Здесь преподавателем могут быть предложены учащимся темы для самостоятельной проектной деятельности, например: мебель викторианской эпохи; мебель в эпоху господства барокко и т. д. Преподаватель разработал урок по теме: «Отголоски славянской языческой культуры в деревянном зодчестве» с показом мультимедийного фрагмента.
Слайд 36
С целью интеграции учебной дисциплины
«история» с профессией парикмахер преподавателем на занятиях используется материал из истории причёсок и головных уборов в России 16 – 20 веков.
Для поваров-кондитеров преподаватель может предложить для изучения следующие темы:
- Чайная церемония или философия Китая;
-Веселие на Руси. Трапезы и пиршества;
- История чая в России;
- Вкус Просвещения, или как французская кухня прижилась в России;
- Хлеб насущный. Напитки восточных славян; и т. п.
Слайд 37
Роль педагога
При организации образовательного процесса на основе творчества
меняется роль преподавателя. Из носителя знаний и информации, учитель превращается в организатора деятельности, консультанта и коллегу по решению проблемы, по добыванию необходимых знаний и информации из различных источников.
Работа над проектом позволяет преподавателю выстроить бесконфликтную педагогику, вместе с детьми вновь и вновь пережить вдохновение творчества, превратить образовательный процесс в результативную созидательную творческую работу.
Слайд 38
Необходимо помнить!!!
Самой значимой оценкой для
обучающегося является общественное признание успешности, состоятельности и результативности его исследования.
Положительной оценки достоин любой уровень достигнутых результатов.
Слайд 39 Необходимо помнить!!!
Творчество способствует реализации на
уроке важнейшего дидактического положения: усвоение знаний, формирование навыков и умений всегда является результатом собственной познавательной и практической деятельности учащихся. Процесс обучения представляет собой систему взаимодействия преподавателя и учащихся, где педагог занимает руководящее, направляющее положение, но конечный результат зависит от активной деятельности учащихся (уровень субъектно-субъектных отношений).
Слайд 40
Это всего лишь мой взгляд на данную проблему!!!
Буду признателен за проявленный
интерес к выступлению.
Призываю к сотрудничеству по данной тематике!!!
Творчество учащихся основывается на творчестве педагога.