Слайд 1Современные образовательные технологии в преподавании географии
при переходе на ФГОС
Учитель
географии Н.В.Пытина
Слайд 2
«Школа должна в первую очередь учить детей мыслить − причем, всех
детей, без всякого исключения».
В. В. Давыдов
Слайд 3В условиях современной школы наиболее востребованными считаются следующие технологии:
Технология организация самостоятельной
деятельности
Технология проектной, исследовательской и творческой деятельности
Технология проблемного обучения.
Технологии работы с различными источниками информации
Слайд 4
Задача учителя − научить творчески мыслить
школьников, то есть вооружить таким важным умением, как умение учиться.
Слайд 5Метапредметное обучение
Обеспечивает переход от существующей практики дробления знаний на предметы
к целостному образному восприятию мира, к метадеятельности.
Метапредметные результаты образовательной деятельности − это способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов.
Слайд 6Метапредметы …
«знание»,
«знак»,
«проблема»,
«задача».
Слайд 7Метапредмет «Знак»
У школьников формируется способность схематизации, то
есть, изображая графически, они учатся мысленно видеть то содержание, которое в них выражено.
Слайд 8Метапредмет «Проблема
Школьники учатся обсуждать вопросы, которые носят характер
открытых, по сей день неразрешимых проблем, тем самым осваивают технологии позиционного анализа, отрабатывают умение организовывать и вести диалог, развивают способности целеполагания, самоопределения.
Слайд 9Метапредмет «Задача»
Формирует у обучающихся знания о разных
типах задач и способах их решения, опирающихся на математические умения и навыки.
Слайд 10Метапредмет «Знание»
Формирует способность работать
с понятиями как особой формой знания.
Слайд 11При подготовке метапредметного занятия, необходимо, …
Во-первых, определить, какой метапредметной
теме оно будет посвящено, то есть такой теме, которая может быть раскрыта на разном предметном материале.
Во-вторых, определить какому способу деятельности Вы сможете научить школьников.
1 этап:
определить четко тему, цель и тип урока, его место в учебном курсе;
выделить ведущие понятия, на которые опирается данный урок;
обозначить ту часть учебного материала, которая будет использоваться на уроке в дальнейшей деятельности.
2 этап:
сформулировать в соответствии с требованиями ФГОС:
Слайд 13
Личностные результаты
Метапредметные результаты
Предметные результаты
3 этап:
спланировать учебный материал;
подобрать или разработать вопросы и задания с учетом следующих уровней познавательной деятельности:
Слайд 15I уровень – задания на воспроизведение учебного материала
II уровень – задания,
в которых усвоение содержания применяется по образцу, в повторяющейся знакомой ситуации
III уровень – творческое применение усвоенного содержания в новой учебной ситуации
4 этап:
продумать «изюминку» урока (урок должен содержать интересный факт: неожиданное открытие, занимательный опыт или эксперимент).
5 этап:
разработать структуру урока с учетом расчета времени для каждого этапа и вида деятельности, подбора методов, приемов и форм обучения.
6 этап:
определить критерии оценивания результатов урока.
7 этап:
разработать домашнее задание, которое должно быть комплексным и дифференцированным, позволяющим школьникам право выходить на различные уровни выполнения и представления результатов.
8 этап:
подготовить оборудование для урока.
оформить материалы в виде технологической карты урока.
Слайд 17Технологическая карта урока-
- это современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя
и обучающихся, способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам.
Слайд 18Создание технологической карты урока позволяет учителю:
- осмыслить и спроектировать последовательность работы
по освоению темы от цели до конечного результата;
- установить уровень раскрытия понятий на данном этапе и соотнести его с дальнейшим обучением (вписать конкретный урок в систему уроков);
- найти возможности реализации межпредметных понятий (установить связи и зависимости между предметами и результатами обучения);
- определить универсальные учебные действия (УУД), которые формируются в процессе изучения конкретной темы, всего учебного курса.
Слайд 19Таким образом, использование учителем технологических карт позволяет учителю максимально детализировать урок
на стадии подготовки, оценить рациональность и потенциальную эффективность выбранных содержания, методов, средств и видов учебной деятельности на каждом этапе урока, а также провести системный анализ урока .